Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каких правил необходимо придерживаться на уро­ках физики (лабораторных работах) при работе с элек­троприборами и электрооборудованием?




Прежде всего, нужно очень внимательно выслушать инструкцию учителя о порядке проведения работы, распо­ложении приборов, материалов и оборудования, а также о правилах техники безопасности при ее выполнении. Пе­ред выполнением работы изучить ее описание и уяснить порядок выполнения. Источник питания включать только с разрешения учителя.

Во время работы будьте осторожны, не прикасайтесь к конденсаторам даже после отключения электрической цепи от источника электропитания. Обнаружив неисправ­ность в электроприборах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сооб­щите об этом учителю. По окончании работы отключите источник электропитания и затем разберите электричес­кую цепь.

Уроки химии (лабораторные работы) также таят в себе ряд опасностей. Перед проведением опытов с раз­личными химическими реактивами внимательно изучите описание работы и выслушайте инструктаж учителя о ме­рах безопасности.

Работая с химическими реактивами, особенно содержа­щими агрессивные химические вещества (кислоты, щело-


 


1ПП


 


Л г\л


чи), надевайте резиновые перчатки, а глаза защищайте очками. Жидкие реактивы переливайте, используя ворон­ки, а при работе с сыпучими пользуйтесь ложками. Не на­клоняйтесь низко над сосудами с химреактивами и кипя­щей жидкостью, особенно при добавлении в них нового вещества. При разбавлении серной кислоты необходимо вливать в воду ее, а не наоборот. Перед тем как нагретую жидкость (химреактив) перелить в стеклянную посуду, емкость надо разогреть.

Необходимо помнить, что при химических реакциях ино­гда выделяется большое количество теплоты, реактивы пре­вращаются в новые вещества, приобретают новые свойства. Особую осторожность надо соблюдать при работе с легко­воспламеняющимися и горючими жидкостями (ацетон, ски­пидар, этиловый и метиловый спирт, растворители и др.). Они не должны находиться в непосредственной близости к источникам тепла и открытому огню. Поэтому, работая с ними, не зажигайте спички, зажигалки, горелки, не поль­зуйтесь включенными нагревательными электроприборами. По окончании работы с химическими веществами хоро­шо вымойте руки теплой водой с мылом.

В школе на первом месте по частоте стоят травмы, по­лученные во время перемен. Внимание подростков часто притягивают различные технические устройства, приборы,

источники энергии и водоснаб­жения. Даже простейшая по сво­ей конструкции радиаторная ба­тарея центрального отопления представляет серьезную опас­ность. Если удариться о нее голо­вой, грудью или другой частью тела, можно получить серьезное повреждение, иногда требующее оказания квалифицированной медицинской помощи. По травмоопасности с чугунными батареями успешно соперничают двери, в проем которых вставлено стекло. Если неосторожно ударить по нему какой-нибудь частью тела, оно разбивается и распадается на осколки, которые


могут нанести глубокую и опасную рану, в частности травму руки с повреждением суставов, сухожилий и нер­вов, после которой предстоит очень сложная пластическая операция и успех не гарантирован.

Причиной травмы может стать и лестничная ступень­ка. При падениях с лестницы в результате неосторожнос­ти, торопливости и хулиганских действий получают опас­ные переломы, вывихи или другие травмы.

Бывают повреждения, в кото­рых виновны не обстоятельства, а друзья-товарищи.

Например, одноклассник по­сле уроков подходит к вам сзади и «дружески» ударяет портфе­лем по голове. Портфель в сред­нем весит от 3 до 5 кг. В резуль­тате появляются головокруже­ние, шум в ушах, иногда рвота, т. е. все симптомы сотрясения головного мозга.

В школе популярна и другая шутка. Вы садитесь, но в последний момент из-под вас убирают стул. Вы при­земляетесь на ягодицы — взрыв хохота извещает о том, что цель шутников достигнута. Однако от резкого удара об пол в сочетании с естественным наклоном корпуса впе­ред возможны сминание позвонков и даже их перелом. Разрушение позвоночника может произойти как в пояс­ничном, так и в грудном отделе.

Еще одна забава: втыкание гвоздя в скамью парты. Ес­ли сесть на него с размаху, а гвоздь попадет в промеж­ность, то происходит (особенно у мальчиков) проникаю-


 




щее ранение мочеиспускательного канала и требуется опе­рация. Подкладывая товарищу гвоздь, юный садист хотел посмотреть, что будет. Ответ — инвалидность.

Профилактика таких травм весьма сложна — она свя­зана с умением выбирать друзей, поддерживать с ними правильные отношения и представлять последствия своих поступков.

1.4. Безопасное поведение на занятиях физкультурой и спортом

Занятия физкультурой и спортом важны для поддер­жания здоровья и хорошего самочувствия, но нередко могут привести к травмам. Травмы можно получить вследствие недостаточной разминки перед занятиями, при пользовании непроверенным снаряжением или непод­ходящей одеждой и обувью. Некоторые виды спорта по своей природе отличаются высокой степенью травматиче­ского риска. К ним относятся все виды единоборств, боль­шинство спортивных игр, скоростной спуск, технические виды спорта и некоторые другие.


Чтобы находиться в хорошей физической форме и хо­рошо себя чувствовать, достаточно трех 20-минутных за­нятий в неделю с равными интервалами. Старайтесь зани­маться интенсивно, но никогда не напрягайтесь до такой степени, чтобы возникало головокружение. Важно вы­брать вид физической нагрузки, который вам по душе; в противном случае через некоторое время охота продол­жать занятия пропадет.

Перед началом занятий мышцы и связки следует раз­мять — это уменьшает опасность растяжений и разрывов.

Если вы намерены приступить к регулярным трениров­кам, но не имеете привычки к постоянным физическим нагрузкам, не забывайте следующее:

• убедитесь, что у вас есть соответствующие одежда и снаряжение;

• на первых порах не будьте слишком честолюбивы, не стремитесь к рекордным результатам, надо улучшать свое здоровье постепенно;


 

• перед каждым занятием непременно сделайте не­сколько упражнений для разминки, чтобы уменьшить ве­роятность растяжения и разрыва мышц, связок и сухо­жилий;

• если при выполнении какого-либо движения или уп­ражнения у вас появилась боль или другие неприятные ощущения, немедленно прекратите занятия.

В некоторых видах спорта риск получения травмы можно уменьшить, если пользоваться специальным за­щитным снаряжением (очками при занятиях плаванием, катании на лыжах и велосипеде, щитками при игре в футбол, шлемом при езде на мотоцикле). Приобретая снаряжение, необходимо убедиться в его надежности. При необходимости не стесняйтесь обратиться за советом к тренеру, учителю физкультуры, другим специалистам.

Средства защиты для занятий спортом

Для большинства видов физических упражнений сле­дует выбирать удобную и не стесняющую движений одеж­ду. Лучше всего подходят изделия из натуральных тка­ней, так как они хорошо пропускают воздух и уменьшают вероятность образования потертостей.

Подбирая спортивную обувь, убедитесь, что она хорошо и в то же время достаточно свободно сидит на ноге. Она должна быть легкой, с гнущейся, пружинящей подошвой, которая хорошо поддерживает свод стопы. Надо, чтобы пальцы не доходили до носка на 1 см — тогда они смогут свободно двигаться.

1.5. Безопасное поведение на улице

Улицы населенных пунктов иногда представляют опре­деленную опасность. Большинство травм на улице проис-


 




ходит из-за различных падений во время игр или пере­движений.

В большей степени это проявляется в местах повышен­ной опасности (стройки, старые дома, подвалы, чердаки, подземные коммуникации, электроподстанции, места воз­ле распределительных электрощитов, электрорубильни­ков). Обычно в таких местах вывешиваются предупрежда­ющие надписи: «Высокое напряжение!», «Опасно для жизни!» и др. Опасны висящие или торчащие электропро­вода и электрокабели. Пруды, каналы, котлованы и рвы с водой, другие водоемы тоже представляют опасность. Поэтому надо не только уметь вести себя у воды, но и на­учиться плавать.

Серьезной причиной несчастных случаев на воде явля­ются травмы во время катания на лодках (в результате ударов о дно), при нырянии в незнакомом месте.

Несколько простых советов помогут вам избежать многих неприятностей на воде.

Не старайтесь проплыть как можно дольше под водой. Иногда это приводит к тому, что человек внезапно теря­ет сознание и быстро оказывается в критической ситуа­ции.

Следите за своими младшими братьями и сестрами, ни­когда не оставляйте их без присмотра вблизи воды. Глу­бины в несколько сантиметров достаточно, чтобы могла произойти трагедия.

Научитесь делать искусственное дыхание, массаж серд­ца и оказывать помощь тонущим.

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) — наибо­лее частая причина гибели и увечья детей и подростков на улицах. Опыт показывает, что лучший прием защиты от ДТП — соблюдать правила дорожного движения.

Для защиты собственной жизни и здоровья необходимо выработать рефлексы пешеходной дисциплины и строго выполнять главные правила выживания пешеходов:

• нельзя переходить улицу на красный свет независимо от того, идут машины или нет;

• на дорогу с тротуара можно только сойти, а не вы­бежать;


 

• опасно выходить на мостовую позади препятствия: тогда не видят друг друга ни водитель, ни пешеход;

• на улице один вид транспорта может скрывать дру­гой, движущийся с большой скоростью (самый типичный случай: автобус или троллейбус скрывает от пассажиров, обходящих его спереди, практически все движение);

• ходить можно только по тротуарам, а если тротуара нет, нужно идти лицом к движению: тогда не только во­дитель видит тебя, но и ты водителя;

• переходя улицу, сначала нужно посмотреть налево, а на середине — направо;

• на дороге многое зависит от скорости пешехода и транс­портного средства, научитесь ее правильно рассчитывать.

Особенно опасна дорога зимой: по данным Государст­венной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) России, на зимние месяцы ежегодно приходится 60% ДТП.

Для тех, кто оказался свидетелем или участником ДТП, есть несколько обязательных правил:

• ни при каких обстоятельствах не оставлять постра­давшего без помощи;

• немедленно сообщить о происшествии в ГИБДД (это не обязательно, если в ДТП нет жертв, а у водителей — претензий друг к другу);


 




• максимально сохранить все следы происшествия;

• став свидетелем наезда или аварии, при которой во­дитель скрылся, необходимо запомнить и тут же записать номер, марку, цвет и любые приметы машины и водите­ля, затем передать эти сведения в ГИБДД.

Травмы различной тяжести могут быть получены под­ростками при проведении сельскохозяйственных работ с использованием техники, а также прицепного и навес­ного оборудования (трактор, автомобиль, сеялка, веял­ка, транспортер, борона, комбайн и т. д.). Необходимо соблюдать правила эксплуатации агрегатов и механиз­мов, требования законодательства об охране здоровья на производстве. За безопасность работника в процессе тру­довой деятельности несет ответственность работодатель. Он обязан обучить людей правилам техники безопаснос­ти и обеспечить их необходимой защитной одеждой и снаряжением.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте определение травматизма. Какие виды травматиз­ма вы знаете?

2. Что такое травма? Назовите виды травм, характерных для вашего возраста.

3. Какие вы знаете вывихи и как предотвратить поврежде­ния костей?

4. В каких случаях при появлении синяка нужно обратить­ся к врачу?

5. Расскажите о мерах профилактики по предотвращению повреждений мышц и соединительных тканей.

6. Какие травмы глаз можно получить и как предотвратить их?

7. Приведите последовательность действий при удалении на­секомых из уха.

8. От каких действий нужно воздержаться, чтобы сохранить зубы?

9. Перечислите меры безопасности по предотвращению ожо­гов и поражений электрическим током.

 

10. Что вы понимаете под перегревом организма? Какие ви­ды перегрева вы знаете и как их избежать?

11. Как предотвратить пищевые отравления?

12. В чем заключается профилактика обморожений?


 

13. Перечислите меры предотвращения укусов животных, змей и насекомых.

14. Какие меры позволяют снизить риск получения травм в домашних условиях?

15. Какие обстоятельства могут послужить причиной воз­никновения пожара в доме (квартире)?

16. Перечислите меры безопасности при обращении с элект­рическими приборами и оборудованием.

17. Расскажите о мерах безопасности на уроках химии и фи­зики.

18. Как избежать травмы во время перемен?

19. К каким травмам могут привести шалости и неудачные шутки?

20. Как правильно начинать занятия физической культурой?

21. Расскажите о правилах поведения пешехода.

22. Каким будет порядок ваших действий, если вы оказа­
лись свидетелем или участником ДТП?



Глава 2. ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАХ

2.1. Профилактика осложнений ран. Асептика и антисептика

Раной называется повреждение тканей и органов с нарушением целостности их покрова (кожи, слизис­той оболочки), вызванное механическим воздействием.

По условиям возникновения выделяют раны случай­ные (бытовые и производственные), полученные в бою и операционные. По механизму нанесения, виду раняще­го предмета и характеру повреждения их подразделяют на резаные, колотые, рубленые, размозженные, укушен­ные, рваные, скальпированные, ушибленные и огне­стрельные.

Первая помощь заключается в остановке наружного кровотечения путем прижатия пальцем сосудов вне раны, придания конечности возвышенного положения или ее сгибание, наложения давящей повязки, жгута или за­крутки из подручного материала. Окружность раны осво­бождают от одежды (обуви); если есть возможность, кожу вокруг раны обрабатывают 5%-ным раствором йода и на­кладывают асептическую повязку.


Всякая, даже небольшая, рана представляет угрозу для здоровья и жизни пораженного, так как может стать источ­ником заражения различными микроорганизмами; некото­рые раны сопровождаются сильными кровотечениями.

Когда рана серьезная, необходима медицинская по­мощь, чтобы предотвратить инфицирование и ускорить заживление, особенно если:

• рана широкая и края ее не удается соединить повязкой;

• она получена в результате укуса животным или чело­веком;

• рана рваная;

• задет сустав или пальцы, т. е. существует повышен­ная опасность инфицирования и быстрого распростране­ния инфекции;

• рана очень сильно болит, вызвала онемение прилега­ющего участка тела или покалывает;

• она получена в результате перелома кости;

• привела к нарушению функции конечности или час­ти тела;

• рана находится на лице, груди или спине, т. е. в не­посредственной близости от жизненно важных органов;

• существует опасность заражения столбняком или ра­ну невозможно тщательно промыть;

• разорвана артерия.

Независимо от происхождения и характера ранящего предмета выделяют раны открытые и закрытые. Открытые раны характеризуются расхождением их краев (зиянием) на некоторое расстояние — от одного до нескольких санти­метров. Все случайно полученные раны (в отличие от хирур­гических) считаются бактериально загрязненными или пер­вично инфицированными, так как в рану с ранящим предметом проникает огромное количество микроорганиз­мов, часть которых безвредна для организма (так называе­мые сапрофиты), а другая часть (болезнетворная) вызывает местное воспаление, нагноение и внедряется по кровенос­ным и лимфатическим сосудам внутрь организма. Для пре­дотвращения этого процесса существует антисептика.

Антисептика — это система мер, направленных на пре­дупреждение заражения ран или уничтожение микроорга-


 




низмов, находящихся в ране либо в организме в целом. Ис­пользуют разнообразные средства и методы. Различают ме­ханическую, физическую, химическую, биологическую и смешанную антисептику. Каждая из них представляет собой комплекс лечебно-профилактических мероприятий, которые, как правило, выполняет квалифицированный ме­дицинский работник. Однако некоторые методы антисепти­ки достаточно просты и не требуют особой подготовки.

Механическая антисептика в обычных условиях (т. е. вне медицинского учреждения) предусматривает тщатель­ное промывание раны антисептическим раствором и уда­ление из нее инородных тел.

Физическая антисептика заключается в использовании дренажных трубочек, с помощью которых из раны удаля­ются раневой секрет и гной. Применяется она исключи­тельно в лечебном учреждении.

Наиболее широкое применение находит химическая ан­тисептика с использованием дезинфицирующих средств, в результате чего микробы, находящиеся в ране, поги­бают.

Остановимся на нескольких антисептических средствах, применение которых не вызывает никаких затруднений.

Самые распространенные из них — перекись водорода и перманганат калия (марганцовка). Используя перекись водорода для промывания раны, надо помнить о том, что это соединение крайне неустойчивое, поэтому если срок его годности истек, то во флаконе осталась чистая вода, не обладающая дезинфицирующим действием.

Перманганат калия также с успехом можно использо­вать для промывания раны. Делается это следующим об­разом: в стакан кипяченой воды (250 мл) бросают 2—3 крупинки марганцовки и полученным раствором промы­вают рану.

Удобен для использования гидроперит. Это таблетки белого цвета, легко растворимые в воде. Для получения необходимого раствора 2 таблетки разводят в 100 мл воды.

Широко известны как достаточно хорошие антисепти­ки для обработки кожи при поверхностных повреждени-


ях, гнойничковых заболеваниях растворы бриллиантовой зелени (зеленка) и раствор йода.

К биологическим средствам антисептики относятся ан­тибиотики, сыворотки и некоторые ферменты. Их дейст­вие связано с уничтожением микроорганизмов, находя­щихся в ране, и оказанием стимулирующего действия на защитные силы организма (иммунитет).

Нельзя не упомянуть об антисептических средствах бы­тового назначения, которые используются для обеззаражи­вания предметов ухода за больными, уборки помещений и туалетов. Это прежде всего хлорамин Б, представляю­щий собой порошок белого цвета, хорошо растворимый в воде. В его состав входит хлор, обладающий выражен­ным антисептическим действием.

Непременными условиями исключения инфекцион­ных осложнений при наложении повязок являются чис­тота рук, перевязочного материала и используемого ин­струмента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 5804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.