КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Каких правил необходимо придерживаться на уроках физики (лабораторных работах) при работе с электроприборами и электрооборудованием?
Прежде всего, нужно очень внимательно выслушать инструкцию учителя о порядке проведения работы, расположении приборов, материалов и оборудования, а также о правилах техники безопасности при ее выполнении. Перед выполнением работы изучить ее описание и уяснить порядок выполнения. Источник питания включать только с разрешения учителя. Во время работы будьте осторожны, не прикасайтесь к конденсаторам даже после отключения электрической цепи от источника электропитания. Обнаружив неисправность в электроприборах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю. По окончании работы отключите источник электропитания и затем разберите электрическую цепь. Уроки химии (лабораторные работы) также таят в себе ряд опасностей. Перед проведением опытов с различными химическими реактивами внимательно изучите описание работы и выслушайте инструктаж учителя о мерах безопасности. Работая с химическими реактивами, особенно содержащими агрессивные химические вещества (кислоты, щело-
1ПП
Л г\л чи), надевайте резиновые перчатки, а глаза защищайте очками. Жидкие реактивы переливайте, используя воронки, а при работе с сыпучими пользуйтесь ложками. Не наклоняйтесь низко над сосудами с химреактивами и кипящей жидкостью, особенно при добавлении в них нового вещества. При разбавлении серной кислоты необходимо вливать в воду ее, а не наоборот. Перед тем как нагретую жидкость (химреактив) перелить в стеклянную посуду, емкость надо разогреть. Необходимо помнить, что при химических реакциях иногда выделяется большое количество теплоты, реактивы превращаются в новые вещества, приобретают новые свойства. Особую осторожность надо соблюдать при работе с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями (ацетон, скипидар, этиловый и метиловый спирт, растворители и др.). Они не должны находиться в непосредственной близости к источникам тепла и открытому огню. Поэтому, работая с ними, не зажигайте спички, зажигалки, горелки, не пользуйтесь включенными нагревательными электроприборами. По окончании работы с химическими веществами хорошо вымойте руки теплой водой с мылом.
В школе на первом месте по частоте стоят травмы, полученные во время перемен. Внимание подростков часто притягивают различные технические устройства, приборы, источники энергии и водоснабжения. Даже простейшая по своей конструкции радиаторная батарея центрального отопления представляет серьезную опасность. Если удариться о нее головой, грудью или другой частью тела, можно получить серьезное повреждение, иногда требующее оказания квалифицированной медицинской помощи. По травмоопасности с чугунными батареями успешно соперничают двери, в проем которых вставлено стекло. Если неосторожно ударить по нему какой-нибудь частью тела, оно разбивается и распадается на осколки, которые могут нанести глубокую и опасную рану, в частности травму руки с повреждением суставов, сухожилий и нервов, после которой предстоит очень сложная пластическая операция и успех не гарантирован. Причиной травмы может стать и лестничная ступенька. При падениях с лестницы в результате неосторожности, торопливости и хулиганских действий получают опасные переломы, вывихи или другие травмы. Бывают повреждения, в которых виновны не обстоятельства, а друзья-товарищи. Например, одноклассник после уроков подходит к вам сзади и «дружески» ударяет портфелем по голове. Портфель в среднем весит от 3 до 5 кг. В результате появляются головокружение, шум в ушах, иногда рвота, т. е. все симптомы сотрясения головного мозга.
В школе популярна и другая шутка. Вы садитесь, но в последний момент из-под вас убирают стул. Вы приземляетесь на ягодицы — взрыв хохота извещает о том, что цель шутников достигнута. Однако от резкого удара об пол в сочетании с естественным наклоном корпуса вперед возможны сминание позвонков и даже их перелом. Разрушение позвоночника может произойти как в поясничном, так и в грудном отделе. Еще одна забава: втыкание гвоздя в скамью парты. Если сесть на него с размаху, а гвоздь попадет в промежность, то происходит (особенно у мальчиков) проникаю-
щее ранение мочеиспускательного канала и требуется операция. Подкладывая товарищу гвоздь, юный садист хотел посмотреть, что будет. Ответ — инвалидность. Профилактика таких травм весьма сложна — она связана с умением выбирать друзей, поддерживать с ними правильные отношения и представлять последствия своих поступков. 1.4. Безопасное поведение на занятиях физкультурой и спортом Занятия физкультурой и спортом важны для поддержания здоровья и хорошего самочувствия, но нередко могут привести к травмам. Травмы можно получить вследствие недостаточной разминки перед занятиями, при пользовании непроверенным снаряжением или неподходящей одеждой и обувью. Некоторые виды спорта по своей природе отличаются высокой степенью травматического риска. К ним относятся все виды единоборств, большинство спортивных игр, скоростной спуск, технические виды спорта и некоторые другие. Чтобы находиться в хорошей физической форме и хорошо себя чувствовать, достаточно трех 20-минутных занятий в неделю с равными интервалами. Старайтесь заниматься интенсивно, но никогда не напрягайтесь до такой степени, чтобы возникало головокружение. Важно выбрать вид физической нагрузки, который вам по душе; в противном случае через некоторое время охота продолжать занятия пропадет. Перед началом занятий мышцы и связки следует размять — это уменьшает опасность растяжений и разрывов. Если вы намерены приступить к регулярным тренировкам, но не имеете привычки к постоянным физическим нагрузкам, не забывайте следующее:
• убедитесь, что у вас есть соответствующие одежда и снаряжение; • на первых порах не будьте слишком честолюбивы, не стремитесь к рекордным результатам, надо улучшать свое здоровье постепенно;
• перед каждым занятием непременно сделайте несколько упражнений для разминки, чтобы уменьшить вероятность растяжения и разрыва мышц, связок и сухожилий; • если при выполнении какого-либо движения или упражнения у вас появилась боль или другие неприятные ощущения, немедленно прекратите занятия. В некоторых видах спорта риск получения травмы можно уменьшить, если пользоваться специальным защитным снаряжением (очками при занятиях плаванием, катании на лыжах и велосипеде, щитками при игре в футбол, шлемом при езде на мотоцикле). Приобретая снаряжение, необходимо убедиться в его надежности. При необходимости не стесняйтесь обратиться за советом к тренеру, учителю физкультуры, другим специалистам. Средства защиты для занятий спортом Для большинства видов физических упражнений следует выбирать удобную и не стесняющую движений одежду. Лучше всего подходят изделия из натуральных тканей, так как они хорошо пропускают воздух и уменьшают вероятность образования потертостей. Подбирая спортивную обувь, убедитесь, что она хорошо и в то же время достаточно свободно сидит на ноге. Она должна быть легкой, с гнущейся, пружинящей подошвой, которая хорошо поддерживает свод стопы. Надо, чтобы пальцы не доходили до носка на 1 см — тогда они смогут свободно двигаться. 1.5. Безопасное поведение на улице Улицы населенных пунктов иногда представляют определенную опасность. Большинство травм на улице проис-
ходит из-за различных падений во время игр или передвижений. В большей степени это проявляется в местах повышенной опасности (стройки, старые дома, подвалы, чердаки, подземные коммуникации, электроподстанции, места возле распределительных электрощитов, электрорубильников). Обычно в таких местах вывешиваются предупреждающие надписи: «Высокое напряжение!», «Опасно для жизни!» и др. Опасны висящие или торчащие электропровода и электрокабели. Пруды, каналы, котлованы и рвы с водой, другие водоемы тоже представляют опасность. Поэтому надо не только уметь вести себя у воды, но и научиться плавать.
Серьезной причиной несчастных случаев на воде являются травмы во время катания на лодках (в результате ударов о дно), при нырянии в незнакомом месте. Несколько простых советов помогут вам избежать многих неприятностей на воде. Не старайтесь проплыть как можно дольше под водой. Иногда это приводит к тому, что человек внезапно теряет сознание и быстро оказывается в критической ситуации. Следите за своими младшими братьями и сестрами, никогда не оставляйте их без присмотра вблизи воды. Глубины в несколько сантиметров достаточно, чтобы могла произойти трагедия. Научитесь делать искусственное дыхание, массаж сердца и оказывать помощь тонущим. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) — наиболее частая причина гибели и увечья детей и подростков на улицах. Опыт показывает, что лучший прием защиты от ДТП — соблюдать правила дорожного движения. Для защиты собственной жизни и здоровья необходимо выработать рефлексы пешеходной дисциплины и строго выполнять главные правила выживания пешеходов: • нельзя переходить улицу на красный свет независимо от того, идут машины или нет; • на дорогу с тротуара можно только сойти, а не выбежать;
• опасно выходить на мостовую позади препятствия: тогда не видят друг друга ни водитель, ни пешеход; • на улице один вид транспорта может скрывать другой, движущийся с большой скоростью (самый типичный случай: автобус или троллейбус скрывает от пассажиров, обходящих его спереди, практически все движение); • ходить можно только по тротуарам, а если тротуара нет, нужно идти лицом к движению: тогда не только водитель видит тебя, но и ты водителя; • переходя улицу, сначала нужно посмотреть налево, а на середине — направо; • на дороге многое зависит от скорости пешехода и транспортного средства, научитесь ее правильно рассчитывать. Особенно опасна дорога зимой: по данным Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) России, на зимние месяцы ежегодно приходится 60% ДТП. Для тех, кто оказался свидетелем или участником ДТП, есть несколько обязательных правил: • ни при каких обстоятельствах не оставлять пострадавшего без помощи; • немедленно сообщить о происшествии в ГИБДД (это не обязательно, если в ДТП нет жертв, а у водителей — претензий друг к другу);
• максимально сохранить все следы происшествия; • став свидетелем наезда или аварии, при которой водитель скрылся, необходимо запомнить и тут же записать номер, марку, цвет и любые приметы машины и водителя, затем передать эти сведения в ГИБДД. Травмы различной тяжести могут быть получены подростками при проведении сельскохозяйственных работ с использованием техники, а также прицепного и навесного оборудования (трактор, автомобиль, сеялка, веялка, транспортер, борона, комбайн и т. д.). Необходимо соблюдать правила эксплуатации агрегатов и механизмов, требования законодательства об охране здоровья на производстве. За безопасность работника в процессе трудовой деятельности несет ответственность работодатель. Он обязан обучить людей правилам техники безопасности и обеспечить их необходимой защитной одеждой и снаряжением. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Дайте определение травматизма. Какие виды травматизма вы знаете? 2. Что такое травма? Назовите виды травм, характерных для вашего возраста. 3. Какие вы знаете вывихи и как предотвратить повреждения костей? 4. В каких случаях при появлении синяка нужно обратиться к врачу? 5. Расскажите о мерах профилактики по предотвращению повреждений мышц и соединительных тканей. 6. Какие травмы глаз можно получить и как предотвратить их? 7. Приведите последовательность действий при удалении насекомых из уха. 8. От каких действий нужно воздержаться, чтобы сохранить зубы? 9. Перечислите меры безопасности по предотвращению ожогов и поражений электрическим током.
10. Что вы понимаете под перегревом организма? Какие виды перегрева вы знаете и как их избежать? 11. Как предотвратить пищевые отравления? 12. В чем заключается профилактика обморожений?
13. Перечислите меры предотвращения укусов животных, змей и насекомых. 14. Какие меры позволяют снизить риск получения травм в домашних условиях? 15. Какие обстоятельства могут послужить причиной возникновения пожара в доме (квартире)? 16. Перечислите меры безопасности при обращении с электрическими приборами и оборудованием. 17. Расскажите о мерах безопасности на уроках химии и физики. 18. Как избежать травмы во время перемен? 19. К каким травмам могут привести шалости и неудачные шутки? 20. Как правильно начинать занятия физической культурой? 21. Расскажите о правилах поведения пешехода. 22. Каким будет порядок ваших действий, если вы оказа Глава 2. ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАХ 2.1. Профилактика осложнений ран. Асептика и антисептика Раной называется повреждение тканей и органов с нарушением целостности их покрова (кожи, слизистой оболочки), вызванное механическим воздействием. По условиям возникновения выделяют раны случайные (бытовые и производственные), полученные в бою и операционные. По механизму нанесения, виду ранящего предмета и характеру повреждения их подразделяют на резаные, колотые, рубленые, размозженные, укушенные, рваные, скальпированные, ушибленные и огнестрельные. Первая помощь заключается в остановке наружного кровотечения путем прижатия пальцем сосудов вне раны, придания конечности возвышенного положения или ее сгибание, наложения давящей повязки, жгута или закрутки из подручного материала. Окружность раны освобождают от одежды (обуви); если есть возможность, кожу вокруг раны обрабатывают 5%-ным раствором йода и накладывают асептическую повязку. Всякая, даже небольшая, рана представляет угрозу для здоровья и жизни пораженного, так как может стать источником заражения различными микроорганизмами; некоторые раны сопровождаются сильными кровотечениями. Когда рана серьезная, необходима медицинская помощь, чтобы предотвратить инфицирование и ускорить заживление, особенно если: • рана широкая и края ее не удается соединить повязкой; • она получена в результате укуса животным или человеком; • рана рваная; • задет сустав или пальцы, т. е. существует повышенная опасность инфицирования и быстрого распространения инфекции; • рана очень сильно болит, вызвала онемение прилегающего участка тела или покалывает; • она получена в результате перелома кости; • привела к нарушению функции конечности или части тела; • рана находится на лице, груди или спине, т. е. в непосредственной близости от жизненно важных органов; • существует опасность заражения столбняком или рану невозможно тщательно промыть; • разорвана артерия. Независимо от происхождения и характера ранящего предмета выделяют раны открытые и закрытые. Открытые раны характеризуются расхождением их краев (зиянием) на некоторое расстояние — от одного до нескольких сантиметров. Все случайно полученные раны (в отличие от хирургических) считаются бактериально загрязненными или первично инфицированными, так как в рану с ранящим предметом проникает огромное количество микроорганизмов, часть которых безвредна для организма (так называемые сапрофиты), а другая часть (болезнетворная) вызывает местное воспаление, нагноение и внедряется по кровеносным и лимфатическим сосудам внутрь организма. Для предотвращения этого процесса существует антисептика. Антисептика — это система мер, направленных на предупреждение заражения ран или уничтожение микроорга-
низмов, находящихся в ране либо в организме в целом. Используют разнообразные средства и методы. Различают механическую, физическую, химическую, биологическую и смешанную антисептику. Каждая из них представляет собой комплекс лечебно-профилактических мероприятий, которые, как правило, выполняет квалифицированный медицинский работник. Однако некоторые методы антисептики достаточно просты и не требуют особой подготовки. Механическая антисептика в обычных условиях (т. е. вне медицинского учреждения) предусматривает тщательное промывание раны антисептическим раствором и удаление из нее инородных тел. Физическая антисептика заключается в использовании дренажных трубочек, с помощью которых из раны удаляются раневой секрет и гной. Применяется она исключительно в лечебном учреждении. Наиболее широкое применение находит химическая антисептика с использованием дезинфицирующих средств, в результате чего микробы, находящиеся в ране, погибают. Остановимся на нескольких антисептических средствах, применение которых не вызывает никаких затруднений. Самые распространенные из них — перекись водорода и перманганат калия (марганцовка). Используя перекись водорода для промывания раны, надо помнить о том, что это соединение крайне неустойчивое, поэтому если срок его годности истек, то во флаконе осталась чистая вода, не обладающая дезинфицирующим действием. Перманганат калия также с успехом можно использовать для промывания раны. Делается это следующим образом: в стакан кипяченой воды (250 мл) бросают 2—3 крупинки марганцовки и полученным раствором промывают рану. Удобен для использования гидроперит. Это таблетки белого цвета, легко растворимые в воде. Для получения необходимого раствора 2 таблетки разводят в 100 мл воды. Широко известны как достаточно хорошие антисептики для обработки кожи при поверхностных повреждени- ях, гнойничковых заболеваниях растворы бриллиантовой зелени (зеленка) и раствор йода. К биологическим средствам антисептики относятся антибиотики, сыворотки и некоторые ферменты. Их действие связано с уничтожением микроорганизмов, находящихся в ране, и оказанием стимулирующего действия на защитные силы организма (иммунитет). Нельзя не упомянуть об антисептических средствах бытового назначения, которые используются для обеззараживания предметов ухода за больными, уборки помещений и туалетов. Это прежде всего хлорамин Б, представляющий собой порошок белого цвета, хорошо растворимый в воде. В его состав входит хлор, обладающий выраженным антисептическим действием. Непременными условиями исключения инфекционных осложнений при наложении повязок являются чистота рук, перевязочного материала и используемого инструмента.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 5804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |