Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новая жизнь имперской идеи 7 страница




 

Изменилась и социально-политическая обстановка во многих странах. Расширилось число государств, где утвердился буржуазно-демократический строй, к которым можно отнести Италию, ФРГ, Японию, многие освободившиеся страны, например Индию. Страны, где сохранялись полуфашистские режимы (Испания, Португалия) оставались в политической изоляции. В социалистических странах после смерти И.В. Сталина смягчился режим партийно-государственного диктата, прекратились массовые репрессии, за исключением Китая периода культурной революции и большого скачка. Нарастали тенденции сближения (конвергенции) двух мировых систем. К 80-м годам сложились предпосылки для нового этапа цивилизационного развития, получившего название постиндустриальная цивилизация.

 

Следующая глава Раздел IX. Глава 1. Постиндустриальная цивилизация

 

На главную страницу учебника | На главную страницу курса

 

 

1. Начало постиндустриального общества

 

Крупнейшим водоразделом современной истории можно считать начало перехода от индустриальной к постиндустриальной цивилизации в последней четверти XX в. Для сложившейся в течение XX в. дилеммы капитализм-социализм история выбрала третье решение становление постиндустриального общества.

 

Начало перехода к постиндустриальному обществу связано со вторым этапом III-й научно-технической революции, который начался в 70-е годы XX в. С ним связан качественный прорыв в трех сферах микроэлектроники, биотехнологий и информатики. Именно в это время завершился век железа в истории человечества, длившийся около трех тысяч лет. Приоритетными материалами становятся керамика, пластмассы, синтетические смолы, что породило даже понятие синтетическая цивилизация. Бурно развивается порошковая металлургия. Осваиваются принципиально новые технологии. Коренные сдвиги происходят в сфере транспорта и связи. Началась Зеленая революция развитие техносферы обострило экологические проблемы до масштабов глобальных и в то же время открыло качественно новые возможности для их решения.

 

Радикальные перемены произошли в формах организации производства. Индустриальных гигантов все более теснят малые и средние предприятия, объединенные в консорциумы, ассоциации и финансово-промышленные группы. Мелкий и средний бизнес во многих странах уже производит более половины валового национального продукта, обеспечивая дополнительные рабочие места, и отличаясь при этом способностью к гибкой реакции на инновации. Уходят в прошлое машинный строй производства, нараставшая концентрация и централизация власти, превращение человека в винтик огромных технических, экономических и социально-политических систем. В то же время становление постиндустриального общества проходит на фоне сложных интеграционных и дезинтеграционных процессов, которые отражают основные тенденции цивилизационного развития на рубеже XX и XXI веков.

 

2. Основные тенденции цивилизационного развития

 

Одной из характерных черт развивающейся Постиндустриальной цивилизации является интернационализация экономики. Эта тенденция, зародившаяся еще в эпоху Индустриальной цивилизации, на рубеже веков стала доминирующей. Третья научно-техническая революция вызвала ускорение процесса вовлечения стран в международное разделение труда, обмена продукцией и информацией, что послужило основой для возникновения во второй половине XX в. феномена открытой экономики или интернационализации экономики на основе процессов интеграции. Уже в начале XX в. существовали международные предприятия, которые во второй половине XX в., используя ЭВМ и современные средства связи, стали превращаться в многоотраслевые комплексы. Эти объединения получили название транснациональных и многонациональных корпораций. К концу XX в. они стали главной движущей силой мирохозяйственных связей. Вкладывая капитал и создавая многочисленные филиалы за рубежом, эти корпорации (а ими являются практически все крупнейшие компании развитых стран) формируют разветвленную систему мирового производства. Они не признают национальных границ и за счет оптимального размещения производства в разных странах, с учетом их сравнительных преимуществ (наличие источников сырья, квалифицированной рабочей силы, технического уровня производства и др.), достигают высокой экономической эффективности. Развитие международных предприятий и объединений наряду с небывалым расширением мировых рынков товаров и капиталов, рабочей силы способствовало формированию рынков информации (ноу-хау, патенты, лицензии) и научно-технических услуг (инжениринг, лизинг).

 

Другим проявлением процессов интернационализации на рубеже Индустриальной и Постиндустриальной цивилизаций, получившим особое развитие, является межгосударственная интеграция национальных хозяйств. Наиболее развитой формой такой интеграции является Европейский Союз. Решение о его создании в форме Европейского экономического сообщества (ЕЭС) было принято в 1957 г. Бельгией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Федеративной Республикой Германией и Францией. Позднее в ЕЭС вошли Великобритания, Ирландия, Дания, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция. Главной целью объединения являлось создание единого рынка товаров, услуг, рабочей силы стран-участниц путем достижения четырех свобод: свободы передвижения товаров, свободы передвижения капиталов, свободы передвижения услуг, свободы передвижения рабочей силы между странами сообщества. С 1993 г. ЕЭС называется Европейским Союзом (ЕС).

 

В конце XX в. на долю Европейского Союза приходилось 1/3 мирового товарооборота и примерно половина мировых валютных резервов. Столь динамичное развитие государств Общего рынка обусловлено во многом опасением европейских стран превратиться в технологическую периферию США и Японии. Государства, вошедшие в ЕС, объединили свои усилия в области научно-технического сотрудничества и внедрения результатов современных разработок в производство. Так, например, в рамках программы Эврика в 80-90 гг. осуществлялось сотрудничество в области микропроцессорных разработок (программа Евробот), систем связи (программа Евроком), биотехнологий (программа Евробио), создания новых материалов (программа Евромат).

 

В 90-е годы интеграционные процессы в Европе получили дальнейшее развитие - функционирует Единый внутренний рынок, с 1 ноября 1993 г. вступил в силу Маастрихтский договор 12 стран ЕЭС, в соответствии с которым Европейский Союз должен превратиться в валютный, экономический и политический союз с единой внешней политикой, единым гражданством, единой валютой.

 

В 80-е годы тенденции к интеграции отчетливо наметились и среди государств Северной Америки США, Канады, Мексики. В 1990 г. президент США Дж. Буш в ответ на углубление и укрепление западноевропейского альянса выдвинул доктрину, предусматривающую создание режима зоны свободной торговли на территории от Аляска до Огненной Земли. В феврале 1991 г. к Соглашению США и Канады присоединилась Мексика.

 

Аналогичные интеграционные процессы с 80-х годов наблюдаются в Азиатско-Тихоокеанском регионе, центром и инициатором которых является Япония. В ноябре 1989 г. возникла Организация экономического сотрудничества азиатско-тихоокенанских государств (АПЕК). Кроме Японии в нее вошли Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Филиппины, Австралия, Гонконг, Китай, Новая Зеландия, всего 11 государств. Целями альянса было создание зоны свободной торговли в течение 15 лет с одновременным развитием интеграции в других сферах.

 

Таким образом, интеграция вовлекла в свою орбиту все развитые страны мира и большинство стран со средним уровнем развития. Интеграционные процессы не обошли и сравнительно молодые, развивающиеся государства. К объединению их подталкивала необходимость защиты национальных интересов. Примером могут служить организации стран экспортеров нефти (ОПЕК), железной руды (во главе с Индонезией), меди (Заир, Замбия, Перу, Чили). К сожалению общемировой процесс интеграции слабо выражен на постсоветском пространстве, но и здесь в последние годы усиливаются интеграционные тенденции.

 

3. Центры мирового хозяйства

 

Интеграция как ведущая тенденция цивилизационного развития сопровождается острой конкурентной борьбой между тремя главными центрами мирового хозяйства США, Западной Европой и Японией. Эти центры оформились во второй половине XX века, когда в конкурентной борьбе за рынки и сферы влияния каждый из названных центров опирался на преимущества своего положения. Так, США, располагая мощнейшим производственным и научно-техническим потенциалом, емким внутренним рынком, богатыми природными ресурсами, занимает весьма удобное геополитическое положение, имеет огромные зарубежные капиталовложения. Следует особо подчеркнуть мощь американских транснациональных корпораций, на базе которых действует вторая экономика за пределами страны, а также их превосходство в военной области.

 

Западноевропейский центр использует наиболее широко развитые внутрирегиональные связи. Кроме того, страны Западной Европы интенсивно используют давние связи со своими бывшими колониями в Африке, Средиземноморье, Тихоокеанском и Карибском бассейнах.

 

Япония делает упор на эффективное применение передовой иностранной технологии (хотя в последнее время все более ориентируется на собственные технологии), на рациональное использование импортируемых ресурсов. Особое внимание уделяется проблеме мобильности, адаптивности экономики страны к современным требованиям, концентрации научно-технических сил в сфере наукоемких производств, росту производительности труда, снижению издержек, дизайну.

 

Идет постоянное перераспределение позиций между тремя мировыми центрами, что является отражением важнейшей особенности Постиндустриальной цивилизации. При современном экономическом развитии и конкурентной борьбе на мировом рынке ни одна страна не в состоянии обеспечить свое полное превосходство практически по всем позициям, как это было, например, в XVIII в. или в XIX в. на примере Англии. Сегодня занять лидирующие позиции можно лишь в некоторых сферах экономики.

 

4. Глобальные проблемы современности

 

Во второй половине XX века зарождающаяся Постиндустриальная цивилизация, достигнув немалых высот в различных сферах общественной жизни науке, технике, культуре, столкнулась лицом к лицу с, казалось бы, неразрешимыми глобальными проблемами. Эти проблемы, ресурсно-экономические, демографические, мирохозяйственные, проявляются через кризисы, в том числе в области здравоохранения, образования, культуры, в растущей преступности, что позволяет многим ученым говорить о глобальном кризисе цивилизации.

 

Среди ученых нет единства во взглядах на перспективы современной цивилизации, на ее способность решить угрожающие ей противоречия. Опираясь на исторический опыт, многие из них справедливо полагают, что возможен вариант гибели современной цивилизации. В качестве основы для столь пессимистического прогноза приводятся многочисленные примеры бесследно исчезнувших цивилизаций прошлого.

 

Есть, однако, и несколько иная точка зрения на природу современного кризиса цивилизации. По мнению ее сторонников, глобальный кризис современной цивилизации носит планетарный, а не локальный характер, как это было в прошлом. Следовательно, гибель угрожает не какой-то части современной культуры, а человечеству в целом. В силу этого неизбежно противостояние всего человечества глобальной катастрофе, ибо всеобщая опасность роднит, объединяет всех, что вселяет известный оптимизм. Для этого, однако, необходимо уяснить всем, что, во-первых, глобальные проблемы не могут быть решены для какой-либо отдельной страны или части страны (например, проблема обеспечения ресурсами), во-вторых, все глобальные проблемы тесно связаны друг с другом.

 

Важнейшей среди глобальных проблем остается предотвращение мировой термоядерной войны. Несмотря на серьезные достижения последних двух десятилетий в области ослабления блокового, военно-политического противостояния, военно-политическая конфронтация в мире остается серьезным фактором, влияющим на развитие глобального кризиса. Сама по себе конфронтация отвлекает колоссальные ресурсы, которые могли бы быть направлены на устранение голода и недоедания, на экологические программы и т.д. Кроме того, накопленные арсеналы вооружений способны по-своему, например, в результате природного катаклизма окончательно решить проблему существования человечества.

 

Не менее важным фактором глобального кризиса является процесс ресурсного истощения планеты. К концу XX века человечество столкнулось с энергетическим и продовольственным кризисами. И, безусловно, ресурсный кризис нельзя рассматривать вне связи с проблемами экологии и демографии. В мире есть осознание угрозы ресурсной и экономической катастроф. Принимаются различные нормативные акты и широкие национальные и межнациональные программы по защите окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Однако эти меры вряд ли достаточны для решения проблемы, необходим переход к новым нормам поведения и новым ценностным ориентациям.

 

Демографический фактор глобального кризиса наиболее ярко проявляется в странах Третьего мира. Освободившись от колониальной зависимости, население этих стран через три-четыре десятилетия столкнулось с нищетой, голодом, эпидемиями. Плачевное состояние этих стран связано также с исключительными темпами роста населения. За последние 30 лет численность населения 39 экономически развитых стран увеличилась всего на 43% в то время как население 170-ти развивающихся государств увеличилось в 2,2 раза. Демографы прогнозируют в недалеком будущем демографическую стабилизацию и даже депопуляцию в развитых странах, а темпы роста населения в странах Третьего мира будут оставаться чрезвычайно высокими. Следовательно, будет усугубляться проблема занятости, бедности, нищеты, голода.

 

Глобальные проблемы, с которыми столкнулось человечество в конце XX века, порождены во многом техногенной западной цивилизацией, западными ориентирами деятельности и представлениями о ценностях бытия, и это формулирует еще одну важную глобальную проблему: своевременное предвидение и предотвращение отрицательных последствий самой научно-технической революции.

 

5. Отличительные черты постиндустриальной цивилизации

 

Постиндустриальное общество лишь вступило в стадию своего становления, и в настоящее время трудно прогнозировать дальнейшие пути цивилизационного развития и преодоления тех кризисных явлений, которое оно частью унаследовало от индустриального общества, частью порождает само. Можно, однако, уже сегодня наметить ряд тенденций развития Постиндустриальной цивилизации, которые становятся ее отличительными чертами и, возможно, будут определять характер ее развития.

 

Первой такой тенденцией выступает, как говорилось ранее, сложная диалектика интеграционных и дезинтеграционных процессов. Уходят в прошлое промышленные гиганты, интенсивно развивается малый и средний бизнес, сохраняется многоукладность экономики, возрастает роль домашнего и личного подсобного хозяйства, и вместе с этим формируются, укрепляются и вступают в острую конкурентную борьбу транснациональные корпорации, стремящиеся охватить весь мир, складываются три центра мирового хозяйства, также вступившие в острое конкурентное противостояние за влияние в глобальном масштабе. В то же время все большей утопией при современном уровне развития мирового хозяйства становится стремление к доминированию в глобальном масштабе какой-либо отдельной страны или одного мирового хозяйственного центра.

 

Второй тенденцией выступает новая сложная динамика в государственных, социальных и национальных отношениях. Объективно интернационализация экономики приводит к межгосударственной интеграции, но в то же время в рамках этой интеграции углубляется противоречие между государственными и межгосударственными (в том числе негосударственными) институтами, которые начинают играть все большую роль. Ряд ученых высказывает даже достаточно аргументированное положение о постепенном отмирании государства как тенденции Постиндустриальной цивилизации. В то же время наблюдается процесс обострения национальных противоречий, как в рамках отдельных государств, так и на межгосударственном уровне, что стимулирует укрепление государственной власти в ряде стран вследствие обострения национального фактора, в ряде стран - для разрешения национальных проблем.

 

Позиция человека в системе социально-экономических отношений также характеризуется двойственностью и противоречивостью. Развитие гуманистических и демократических начал во многих государствах, избавление человека, особенно в развитых странах, от необходимости быть винтиком в крупных производственных или социальных структурах, изменение технологического способа производства, расширение сферы квалифицированного и интеллектуального труда и возможностей получить соответствующее образование и профессиональную подготовку, естественно, позволяет человеку занимать более независимую и защищенную в экономическом и социальном плане позицию. Но вместе с этим углубляется социальная стратификация, социальные противоречия не только сохраняются, но достигают особенной остроты в переходные периоды.

 

Третьей тенденцией является современная диалектика становления ноосферы сферы разума как отличительной черты и в то же время объективной потребности развития Постиндустриальной цивилизации. Знание, способность его хранить, концентрировать, приобретать, обмениваться, добывать качественно новое знание, играет все большую, если не доминирующую роль в развитии Постиндустриальной цивилизации. Не случайно Постиндустриальная цивилизация получила и другое название информационная цивилизация. Соответственно, развитие науки, сфер интеллектуальной деятельности, приобретает ключевую роль. Современные высокие технологии, без которых уже невозможно не только развитие, но и существование всех основных сфер человеческой жизнедеятельности, продукт современного интеллекта, его материализация. Это породило острую потребность в эффективном массовом образовании как базе для развития необходимого интеллектуального и культурного потенциала Постиндустриальной цивилизации, и в то же время стимулировало углубление кризиса образования, т.к. образовательные концепции, технологии и системы уже во многом не соответствуют требованиям нового времени.

 

Своеобразным проявлением и развитием этого противоречия стало намечающееся отделение интеллектуальной подготовленности личности от ее общей культуры. Кризис культуры в целом, развитие массовой культуры и различных контркультур, девальвация старых эстетических и этических идеалов и ценностей при мучительном поиске новых, способны привести к тому, что Homo sapiens (Человек разумный) может сделать шаг назад к особому типу Homo habilis (Человека умелого), т.е. типу личности, владеющей определенным объемом информации, навыками и умениями интеллектуальных операций, необходимых для профессиональной деятельности, и в то же время демонстрирующей узкое, шаблонное личное культурно-этическое поле и неспособность к творчеству в сфере духовной.

 

Таким образом, для наших дней характерен сложный двуединый процесс цивилизационного развития. Постиндустриальная цивилизация, проходя через проблемы и кризисы, накапливает потенциал возможностей разрешения их, что создает предпосылки для оптимистического прогноза дальнейшего развития мировой цивилизации.

 

На главную страницу учебника | На главную страницу курса

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.