Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценообразование в мировой торговле




 

Внешняя торговля представляет собой совокупность экспорта и импорта. Экспорт – вывоз товаров и других ценностей из данной страны для реализации их на внешних рынках. Понятие экспорта включает в себя как сами товары и ценности, вывозимые за границу, так и сделку, т.е. действие, имеющее целью реализацию их иностранному контрагенту. Предметами экспорта являются товары, произведенные в стране и товары, ранее ввезенные из-за границы (реэкспорт), а также услуги, ценные бумаги и т.д.

В зависимости от видов товаров существует несколько способов их экспорта. Сырье и необработанные продукты питания обычно экспортируются специализированными торговыми фирмами, которые предварительно закупают товары у производителей от своего имени и со своего счета. Производители таких промышленных товаров, как оборудование, суда, подвижной состав железных дорог и другие специализированные изделия осуществляют экспорт либо на основе прямых контактов с импортером, либо через сеть своих представительств и агентских фирм. Наиболее распространенный метод экспорта потребительских товаров состоит в их реализации через универсальные торговые дома.

Помимо производителей экспортной продукции, в зарубежных продажах участвуют специализированные внешнеторговые предприятия. Они делятся на экспортно-импортные фирмы и торговые дома –предприятия, совершающие внешнеторговые операции как со своего счета, так и на комиссионных началах, с самым широким кругом товаров. В первом случае фирма сначала закупает товар у иностранного или национального производителя, а затем перепродает его от своего имени. Во втором случае торговля осуществляется за счет и от имени производителя или покупателя. Экспортные фирмы в отличие от торговых домов не носят универсального характера, а специализируются на продаже определенной группы товаров. Агентские фирмы, являющиеся обычно юридическим лицом страны-импортера, осуществляют продажу товаров иностранной фирмы исключительно на комиссионных началах. Они действуют на основе долгосрочных соглашений (агентских договоров) с иностранным экспортером и позволяют последнему избегать посредничества фирм и расходов по созданию собственной сбытовой сети. Фирма получает комиссионное вознаграждение, которое взимается с продавца в размере до 10% стоимости сделки. Одной из разновидностей комиссионных операций являются консигнационные сделки, которые заключаются в том, что продавец передает экспортной фирме свой товар на условиях его оплаты после продажи. Брокерские фирмы выполняют функции сведения продавца с покупателем или наоборот. Но эти фирмы выполняют операции на основе разовых поручений.

Импорт – ввоз товаров и других ценностей из-за границы для реализации их на внутреннем рынке ввозящей страны. Импорт одной страны всегда соответствует экспорту другой страны. Предметами импорта являются товары иностранного происхождения, ввозимые непосредственно из страны-производителя или страны-посредника с целью потребления или последующего вывоза из страны, а также услуги, ценные бумаги и другие ценности.

Структура импорта материальных ценностей определяется особенностями природных условий, структуры экономики страны и ее ролью в международном разделении труда. Страны прежде всего импортируют те виды материального, сельскохозяйственного сырья и продовольствия, которые в силу природных условий не могут производить сами.

Общая сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый оборот с зарубежными странами.

Торговый баланс есть соотношение (разница) между экспортом страны и ее импортом. Если экспорт превышает импорт, то образуется «положительное сальдо торгового баланса». Если же импорт превышает экспорт, то возникает внешнеторговый дефицит или «отрицательное сальдо торгового баланса». Последнее говорит о том, что экспорт товаров и услуг недостаточен для оплаты импорта товаров и услуг. Финансирование этого дефицита осуществляется либо за счет зарубежных займов (путем залезания в долги), либо за счет сокращения собственных активов (вывоза золота, валюты, продажи земли, недвижимости).

Дефицит торгового баланса ведет: 1) к истощению валютных запасов страны; страна меньше зарабатывает валюты от внешней торговли, чем ее тратит, т.е. экспорт страны не покрывает ее импорт и для погашения долга приходится использовать валютные запасы страны; 2) нарушению равновесия между спросом и предложением на внутреннем рынке; дефицит вынуждает страну ограничивать импорт, в результате чего предложение товаров на внутреннем рынке снижается, что при сохранившемся спросе ведет к росту цен на нем; 3) подрыву базы устойчивости национальной денежной единицы; это следствие дефицита вытекает из двух предыдущих, т.к. истощение валютных резервов не позволяет Центральному банку регулировать спрос на валюту и ее предложение через «валютные интервенции», и нарушается закон денежного обращения: денежная масса не покрывается товарной массой; 4) сокращению ВНП и национального дохода, т.к. превышение импорта над экспортом уменьшает общую величину совокупных расходов; сокращение последних говорит о снижении уровня жизни в стране.

Цены в мировой торговле представляют собой одну из разновидностей цен, применяемых на мировом рынке. В мировой торговле имеет место множественность цен на один и тот же товар в зависимости от регионов и времени сделки, взаимоотношений между продавцом и покупателем, коммерческих условий сделки, характера рынка. Отсюда обобщающим выражением цен, используемых в международных сделках, является понятие «мировые цены».

Мировые цены – это цены крупных экспортно-импортных сделок в свободно конвертируемой валюте, заключаемых в основных центрах мировой торговли. Мировые цены на машины и оборудование – это преимущественно цены европейских, японских, американских производителей; на уголь – цены в западноевропейских портах; на нефть, цинк, свинец, олово, никель, алюминий - цены Лондонской биржи цветных металлов.

Ценообразование на мировых товарных рынках регулируется законом стоимости. Но в международном обмене важны не столько абсолютные величины национальной стоимости, сколько их соотношение с интернациональной стоимостью. Принцип действия закона стоимости в мировой торговле получил название принципа сравнительных издержек (преимуществ).

Но на мировые цены влияют и другие факторы, отклоняющие их от стоимости:

1. Спрос и предложение. Если на мировом рынке спрос превышает предложение, то цены на товары и услуги возрастают, и наоборот, если предложение превышает спрос, то цены снижаются. Но влияние этого фактора не одинаково для различных групп товаров: цены на товары повседневного спроса – мясо, молоко, овощи, фрукты, одежду, обувь и др., не испытывают особого воздействия соотношения спроса и предложения, т.к. объем их потребления, а значит и спроса, относительно устойчив. Относительно стабильными остаются цены на машины и оборудование производственного назначения, а также на сырьевые ресурсы, поскольку соотношение спроса и предложения этих товаров тоже относительно устойчиво распределяется производственной и технологической необходимостью. Что касается товаров длительного пользования – автомобилей, холодильников, видеомагнитофонов, телевизоров и др., то цены на них подвержены большему влиянию со стороны спроса и предложения.

2. Деятельность транснациональных корпораций (ТНК). ТНК – это компании, однонациональные по составу ядра акционерного капитала и контролю, но международные по сфере своей деятельности. ТНК создают предпосылки становления единого информационного пространства, международного рынка капитала, рабочей силы, научно-технических услуг.

С 2000 года ООН широко оперирует категорией «международное (интернациональное) производство» («international production»), движущей силой которого остаются ТНК. Международное производство продолжает расти, ибо корпорации, о которых идет речь, усиливают свои позиции в глобализируемой мировой экономике. Если в 1970 г. насчитывалось 7,3 тыс. ТНК, имевших 27,3 тыс. зарубежных филиалов, то в 2002 году их насчитывалось примерно 65 тыс., а их зарубежных филиалов (на которых в 2001 г. было занято почти 55 млн. служащих) – около 850 тыс.; соответствующими внутрикорпоративными оборотами охватываются все страны и виды экономической активности. На зарубежные филиалы ТНК, объем которых достиг в 2001 г. 19 трлн. долл., приходится одна десятая мирового ВВП и треть мирового экспорта товаров и услуг.

Международное производство непосредственно создается на основе прямых иностранных инвестиций (ПИИ), становящихся важным звеном между национальными экономиками, равно как и катализаторами роста внутренних инвестиций и повышения конкурентоспособности предприятий. Величина ПИИ в 2001 г. составила 6,6 трлн. долл. против 1,7 трлн. в 1990 г.

Несмотря на существенную либерализацию трансграничного движения капитала в течение 1991-2000 гг., развивающиеся страны привлекают менее трети мировых ПИИ, и их поток остается высококонцентрированным.

Расширение экспорта многих стран прямо связан с расширением системы интернационального производства (на зарубежные филиалы ныне приходится половина объема экспорта готовых изделий в ряде стран). Но основная масса подобного (связанного с ТНК) экспорта, особенно в динамичных секторах мировой торговли, концентрируется в двенадцати странах, главным образом в Восточной и Юго-Восточной Азии, в Северной Америке и Западной Европе.

Конкурентоспособность экспорта исключительно важна, но она должна рассматриваться не как самоцель, а средство для достижения цели, каковым является развитие.

Но рост конкурентоспособности экспорта чреват самыми серьезными мирохозяйственными последствиями. Если взять за основу долю стран на мировом рынке, окажется, что всего на двадцать из них в совокупности приходится свыше трех четвертей стоимости глобальной торговли; ведущие страны (Германия, США, Япония) суть главные торговцы. В то же время развивающиеся страны (Китай, Южная Корея, Мексика, Малайзия, Таиланд, Тайвань, Сингапур, Филиппины) и страны с переходной экономикой демонстрировали в 1985-2000 гг. наибольшие достижения в увеличении их рыночной доли; семь из них ныне принадлежат к 20 крупнейшим экспортерам мира.

Экспортная конкурентоспособность выявляет и основные структурные тенденции эволюции современной мировой торговли. Во-первых, налицо фундаментальные изменения в ее общей композиции. Рыночная доля первичных продуктов и готовых товаров, базирующихся на ресурсах, упала с 50% в 1998 г. до 28% к 2000 г. Во-вторых, по мере повышения уровня технологий и ослабления опоры на природные ресурсы рост экспорта ускоряется. В-третьих, в объеме внешней торговли увеличивается доля частей и комплектующих. В экспорте машин из группы развитых стран она выросла с 26% в 1978 г. до 40% в 2000 году. В-четвертых, крупнейшим источником твердой валюты ныне становится высокотехнологический экспорт, который интенсивно наращивается даже развивающимися странами.

Экспортные рынки трудно и завоевать, и удержать. Действительные позитивные сдвиги в международной конкурентоспособности могут быть главным образом результатом повышения качества рабочей силы или использования передовой технологии.Создавая межнациональные производственные комплексы, ТНК получают возможность полнее использовать преимущества разделения труда и расширять международную кооперацию производства, ставить себе на службу природные и людские ресурсы, научно-технический потенциал других стран, проникать на их рынки «изнутри», минуя таможенные барьеры. Имея свои филиалы в разных странах, ТНК легче может приспосабливать свои производственные и сбытовые программы к специфическим условиям различных национальных рынков и проводить соответствующую оптимизацию своей деятельности в международных масштабах.

Открытая ценовая конкуренция между примерно равными по силе конкурентами является для них опасной и разрушительной. Отсюда распространенной формой воздействия фирм на цены стало «лидерство в ценах», когда при определении цены ориентируются на цены крупнейших компаний – «лидеров».

3. Государство. Свое влияние на регулирование цен мирового рынка оно оказывает в первую очередь через таможенную политику, которая направлена на регулирование экспорта и импорта. Так, на импорт сырьевых ресурсов таможенные пошлины либо крайне незначительны, либо совсем не существуют. При импорте готовых изделий в целях защиты отечественного производителя государство устанавливает высокие таможенные пошлины. В области экспорта таможенная политика направлена на государственное стимулирование экспорта товаров и услуг, для чего применяются экспортные субсидии, освобождение вывозимых товаров и услуг от налогов, льготное кредитование экспортных поставок.

4. Валютный курс. Устанавливая тот или иной валютный курс, можно влиять на конкурентоспособность товаров данной страны на мировых рынках. Заниженный валютный курс позволяет получить дополнительные выгоды при экспорте товаров, но делает невыгодным импорт товаров в страну. Объясняется это тем, что при заниженном валютном курсе экспортная продукция становится дешевле, ее конкурентоспособность повышается. Импортная продукция при этом становится дороже. При завышенном курсе валюты невыгодным становится экспорт продукции и услуг, поскольку цены на них повышаются и они становятся неконкурентоспособными. Эффективность импорта в этом случае, наоборот, повышается, т.к. происходит удешевление импортируемых товаров и услуг.

В мировой торговле существуют различные цены – справочные, прейскурантные, контрактные, цены аукционов и торгов, биржевые котировки. Справочные цены – это цены на сырьевые товары. Они публикуются производителями сырья и их ассоциациями, носят информативный характер.

Прейскурантные цены - это цены товаров народного потребления и производственного назначения. Они аналогичны справочным и также выполняют информативную роль, Справочные и прейскурантные цены только отражают общее направление динамики цен за прошедший период и их можно использовать при заключении контрактов на срочную поставку партий товаров.

Действительный уровень цен на товары определенного качества при соответствующих условиях поставки и платежа отражают конкретные цены сделок. В зависимости от условий контракта на поставку цена реальной сделки (факторная цена) может изменяться на сумму транспортных и страховых расходов. Отсюда в мировой практике различают цены СИФ, ФОБ, ФАС, КАФ. Цена СИФ означает, что все расходы по перевозке товаров, оплате таможенных сборов и страхованию вместе с риском гибели или порчи товара до пересечения им борта судна в порту покупателя несет продавец товара. Цена ФОБ означает, что в цене товара учитываются обязанности и ответственность продавца по доставке и погрузке товара на борт судна, т.е. эта цена самого товара, транспортные расходы по его доставке и погрузке на борт судна. При этом продавец несет расходы и за все повреждения и потери товара в пути до момента доставки на борт судна. После погрузки товара на борт судна ответственность за порчу товара, за потери и возможность гибели, за хранение грузов и возмещение соответствующих расходов берет на себя покупатель. При доставке товаров железнодорожным транспортом ФОБ получает выражение «франко-вагон»». Цена ФАС предполагает обязанность продавца нести все издержки по доставке товара на борт судна. Эта цена включает цену самого товара, транспортные и другие расходы до момента его погрузки на борт судна. Расходы по фрахтованию судна, погрузке товаров на его борт, а также расходы по возмещению порчи или случайной гибели товаров несет покупатель. Цена КАФ включает полностью все расходы по транспортировке товара, но не включает расходы по страхованию. Кроме того, оговаривается, будет ли установлена твердая (фиксированная) цена или она будет впоследствии изменяться (скользящая цена).

Для анализа динамики внешнеторговых цен применяется показатель - индексы цен (соотношение между фактическими и базисными ценами). Они дают возможность определить основные тенденции в движении цен – повышаются они или снижаются за соответствующий период времени.

Итак, цены мирового рынка – это своеобразный индикатор состояния мировой экономики.

 

14.3. Формы мировой торговли

 

Внешнеторговые операции – это совокупность действий продавцов и покупателей разных стран, направленных на осуществление обмена и его совершенствование. В мировой торговле, помимо торговли готовой продукцией и ее компонентами, применяются и специфические формы: а) аренда машин и оборудования; б) встречная торговля; в) международные торги; г) биржевая торговля; д) аукционная торговля; е) торговля лицензиями.

Аренда машин и оборудования впервые была применена в США в начале 50-х годов ХХ в. Впоследствии она получила широкое распространение в мировой торговле. Аренда позволяет получать выгоду как производителю, так потребителю. Для производителя – эта дополнительная возможность сбыта продукции в условиях жесткой конкуренции, а для потребителя – возможность обновлять оборудование без значительных финансовых затрат. Первоначально арендными операциями занимались сами производители продукции. Затем эти функции взяли на себя специализированные фирмы и банки. К началу 90-х годов на мировом рынке действовало около тысячи лизинговых фирм, а объем аренды достигал более 250 млрд. долл. в год. В аренду предоставляются машины, оборудование, недвижимое имущество (здания, сооружения), выставочные, производственные и иные помещения, а также товары длительного пользования.

Различают следующие виды аренды: а) долгосрочную (лизинг), когда машины и оборудование отдаются в аренду на срок более года; б) среднесрочную (хайринг), когда срок аренды длится от несколько месяцев до года; в) краткосрочную (рейтинг), при которой имущество сдается в аренду на срок от нескольких дней до нескольких месяцев.

Различают лизинг: оперативный и финансовый.

Оперативный лизинг – форма аренды, при которой оборудование и машины предоставляются на небольшой срок и которая предполагает оказание лизинговой компанией (арендодатель) лизингополучателю услуг по содержанию и ремонту арендованного имущества.

Финансовый лизинг – долгосрочная аренда машин и оборудования (5- 20 лет), которая предполагает либо полную их амортизацию, либо значительную ее часть. На практике финансовый лизинг приобрел форму долгосрочного кредита для закупки необходимого оборудования.

Встречная торговля является давней формой мировой торговли. Первоначально она заключалась либо в натуральном обмене товарами (бартере), ныне она дополняется встречными закупками, выкупом устаревшей продукции, операции с давальческим сырьем.

Главная причина бартерных сделок – нехватка конвертируемой валюты и ее неустойчивость, т.е. валютно–финансовые проблемы. Удельный вес бартерных операций в мировой торговле значителен и достигает до 20–30% ее общего объема.

Встречные закупки – это закупки, осуществляемые экспортерами в частичную оплату проданных товаров. В большинстве случаев экспортеры идут на эти закупки под давлением импортеров и стремятся ограничить закупки такими товарами, которые можно использовать в собственном производстве или же реализовать на внутреннем рынке. Размеры встречных закупок могут достигать 100% сумм экспортных поставок.

Выкуп устаревшей продукции применяется при продаже легковых автомобилей, радиоэлектроники и т.п. Почти все зарубежные автомобильные фирмы скупают устаревшие легковые автомобили. Для них существуют примерно одинаковые таблицы уценки стоимости старых автомобилей в зависимости от года выпуска, пробега и технического состояния. Это позволяет фирмам Западной Европы реализовывать более 70% легковых автомобилей при выкупе устаревших моделей.

Международные торги – форма размещения заказов на закупку на мировом рынке оборудования или привлечения подрядчиков для строительства объектов, выполнения других работ, включая оказание инжиниринговых услуг. Условия конкурса объявляются заранее. Применяются два вида торгов: открытые и закрытые. В открытых торгах могут принять участие все желающие. Об их проведении покупателям сообщается в средствах массовой информации. Закрытые торги – к участию в них приглашаются наиболее известные поставщики и подрядчики, пользующиеся высоким авторитетом на мировом рынке. Круг участников этих торгов ограничен. Закрытые торги проводятся на поставки дорогостоящего, современного оборудования, в том числе «под ключ», сложные подрядные работы.

Биржевая торговля обусловлена развитием товарного производства, которое втянуло в мировую торговлю огромное количество товаров. Для удобства и упрощения заключения сделок создаются товарные биржи.

Аукционная торговля - торговля с помощью аукционов. Аукцион (продажа с публичного торга) – способ продажи отдельных видов товаров в виде публичного торга, проводимого в заранее установленном месте и в заранее обозначенное время с правом предварительного осмотра товаров (пушнина, породистые лошади).

Главным объектом лицензионной торговли являются патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, на использование товарных знаков. Ныне подавляющая часть лицензионной торговли приходится на продажу беспатентных лицензий, поскольку приобретение патента требует дополнительных расходов и связано с коммерческим риском. Вместо них в мировой практике широкое распространение получили лицензионные соглашения (договоры, контракты), которые предполагают широкий технологический обмен с предоставлением «ноу-хау» (технических знаний и опыта, не имеющих правовой основы) и инжиниринговых услуг.

 

14.4. Торговая политика и ее инструменты

 

Мировая торговля подвергается значительному воздействию со стороны государства. Внешняя экономическая политика – это деятельность государства, направленная на регулирование экономических отношений с другими государствами. Международная координация в этой сфере предполагает выработку договоренностей, определяющих нормы, правила и процедуры, которых обязуются придерживаться договаривающиеся стороны.

В сфере торгового обмена эти нормы и правила вырабатываются прежде всего в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) – международной организации, действующей на базе многостороннего договора, фиксирующего принципы и правила мировой торговли. ГАТТ регулирует ныне около 90% мирового объема торговли. Работа, проводимая под эгидой ГАТТ, призвана противостоять периодически усиливающемуся протекционизму как на национальном, так и на региональном уровне, способствовать либерализации межгосударственного обмена, в том числе регламентацию действий правительства по регулированию внешнеэкономической деятельности.

С 1 января 1995 г. на базе ГАТТ создана Всемирная торговая организация (ВТО), для членов которой обязательным является соблюдение всех договоренностей, достигнутых в рамках ГАТТ в 1947-1993 годах.

Одной из форм регулирования международной торговли является протекционизм. Протекционизм (прикрытие) – политика создания отечественным предпринимателям льготных условий деятельности по сравнению с иностранными.

Все инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности делятся на три группы: 1) таможенные тарифы; 2) нетарифные ограничения; 3) формы стимулирования экспорта.

Таможенные пошлины – государственные налоги, взимаемые за провоз через границу страны (экспорт-импорт) товаров и иных материальных ценностей. Систематизированный перечень таможенных пошлин есть таможенный тариф. Различают экспортный и импортный тарифы.

По форме обложения различают адвалорные, специфические и смешанные пошлины. Адвалорные пошлины взимаются в процентах от цены товара (например, 15 % от цены холодильника), специфические – в виде определенной денежной суммы, взимаемой с объема, веса или штуки товара (например, 15 долл. с каждой тонны металла), смешанные – товар одновременно может облагаться и адвалорной, и специфическими пошлинами.

Таможенный тариф устанавливается на национальном уровне, но он может быть единым и для стран, объединившихся в торгово-экономические союзы. Так, страны входящие в ЕС, имеют единую таможенную территорию с единым внешним таможенном тарифом.

Таможенные тарифы включают в себя три вида пошлин: 1) максимальные, которые используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений; 2) минимальные, используемые в тех случаях, когда существуют торговые договоры о введении режима наибольшего благоприятствования; 3) преференциальные (льготные), которые обычно используются при импорте товаров из развивающихся стран. В рамках ООН конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД) действует общая система преференций, куда входят преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся стран.

Нетарифные ограничения (барьеры). К ним относятся разнообразные (свыше 2000 различных видов) экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности. Среди них выделяются: а) квотирование (контингентирование), т.е. установление определенных квот на экспорт (импорт) отдельных товаров или товарных групп; б) монополия государства на некоторые виды внешнеэкономической деятельности (продажа оружия за границу), национальные налоговые системы, национальные стандарты; в) эмбарго, т.е. полный или частичный запрет на ввоз в страну или вывоз из страны каких-либо товаров.

Среди форм стимулирования экспорта выделяют: льготное государственное кредитование экспорта (уменьшение ставок и удлинение сроков кредита), государственное страхование экспортных кредитов, прямое субсидирование экспорта и различные налоговые льготы для экспертов. Используются также различные формы информационного и организационного содействия экспорту продукции национальных предприятий, обеспечение торгово-экономической информацией, развитие транспортной и информационной инфраструктуры, организации ярмарок, выставок.

К формам стимулирования экспорта относится демпинг – продажа экспортируемых товаров на каких-либо зарубежных рынках по более дешевым ценам, чем на других (обычно национальных). В 80-х годах США обвинило ряд иностранных фирм в демпинговой продаже их продукции на американском рынке. Фирма «Sony» продавала произведенные в Японии телевизоры на американском рынке за 180 долл., тогда как японские потребители платили за эту же модель 333 долл. Хотя от демпинга и выигрывают потребители, но убытки, которые несут производители аналогичных товаров, вынуждают государства проводить антидемпинговые мероприятия (вводят антидемпинговые пошлины). Применение таких мер было санкционировано антидемпинговым законодательством, подписанным большинством стран-членов ГАТТ в 1967 году. Антидемпинговые меры широко используются как средство защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

Новой формой торговых барьеров стали добровольные экспортные ограничения – квота на экспорт национальных товаров, вводимая государством. Экспортеры продукции дают согласие на добровольные ограничения, в надежде избежать более жестких торговых барьеров. Так, автомобилестроители Японии, под угрозой введения США импортных квот, согласились на «добровольное» ограничение США с ЕС, в соответствии с которым ограничивается экспорт европейской стали в США.

Тарифные и нетарифные ограничения в мировой торговле имеют одно общее свойство – ведут к излишним расходам или убыткам для общества в целом. Протекционизм обходится дорого. Так, по оценкам Мирового банка, каждое рабочее место, сохраненное за счет ограничения импорта автомобилей, экономике США в целом стоит 47 тыс. долл., а каждое защищенное рабочее место в сталелитейной промышленности – 71 тыс. долл.

Отсюда, напрасно затраченные ресурсы могли бы более эффективно использоваться в других видах деятельности, для переподготовки и перераспределения работников.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1089; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.