Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение




Учебное пособие

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО

С.Д. БАГДАСАРЯН, В.А. ТУТИНАС, Е. В. ТУТИНАС

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО

С.Д. БАГДАСАРЯН, В.А. ТУТИНАС, Е. В. ТУТИНАС

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТУРИЗМА И КУРОРТНОГО ДЕЛА

 

ИНСТИТУТ ПРАВА

 

 

 

Сочи, 2005

УДК

ББК

Б

 

ISBN

 

Авторский коллектив пособия:

С.Д. Багдасарян, канд.истор. наук, доц., главы 1-6.

В. А. Тутинас, канд.юрид. наук, проф., главы 7-12

Е.В. Тутинас, канд.юрид. наук, доц., главы 13-17

 

Багдасарян С.Д., Тутинас В.А., Тутинас Е.В.

История отечественного государства и права: Учебное пособие /С.Д.Багдасарян, В. А. Тутинас, Е.В. Тутинас / Сочи. 2004 - 294с.

 

Рецензенты:

Кафедра теории и истории права и государства Волгоградской академии МВД России.

Сенякин И.Н. - доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН.

Основная задача учебного пособия - оказание помощи студентам первых курсов всех форм обучения в систематизации своих знания по истории отечественного государства и права. Пособие подготовлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по специальности «Юриспруденция».

Для студентов-юристов, преподавателей, всех интересующихся историей российского государства и права.

 

 

Печатается по решению Ученого совета СГУТиКД

 

ã СГУТиКД 2005

 

ã Авторы, 2005

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Государство и право Руси……………………………………….

Глава 2. Эпоха местных законов в период удельной Руси……………...

Глава 3. Государство и право в период складывания русского

централизованного государства (XIV- I пол. XV вв.)…………………...

Глава 4. Сословно-представительная монархия в России………………

Глава 5. Государство и право Российской империи в период

абсолютизма (XVIII- сер. XIX вв.)……………………………………….

Глава 6. Государство и право России в период буржуазных

преобразований……………………………………………………………

Глава 7. Изменения в государственно-правовой системе России

в период 1905-1917 гг.……………………………………………………

Глава 8. Государственный строй России в период февральской

революции 1917 г…………………………………………………………..

Глава 9. Формирование советского государства и права

(октябрь 1917-1920 гг.)…………………………………………………….

Глава 10. Государство и право в период политики НЭПа (1921-1929 гг.).

Глава 11. Образование СССР……………………………………………..

Глава 12. Развитие государства и права в 1930-е г………………………

Глава 13. Изменения в государстве и праве в годы Великой

Отечественной войны………………………………………………………

Глава 14. Меры по восстановлению законности в середине 50-х годов.

Начало реабилитации……………………………………………………….

Глава 15. Советское государство и право в период замедления

общественного развития (сер. 60-х- сер.80-х гг.XX в.)………………….

Глава 16. Государство и право России в период строительства нового

государства………………………………………………………………...

Глава 17. Становление современного российского права……………….

Приложения…………………………………………………………………

История государства и права – одна из важнейших общественных наук, лежащих в основе всего юридического образования. Она обладает широкой информативностью и является действенным инструментом формирования исторического и правового сознания.

Курс предваряет изучение дисциплин по отраслям права для составления студентами представления об историческом опыте законотворческой деятельности в разных исторических условиях. Тысячелетний опыт законотворчества в России свидетельствует, что структурные изменения государственной власти проходили под влиянием правовых идей; изменения правового положения общества приводило к оформлению нового законодательства (Русская Правда, Судебные грамоты, княжеские уставы, судебники и т.д.). Вместе с тем, не всегда общественные преобразования вели к кодификации права.

Курс направлен на создания представления у студентов юридических специальностей важности изучения прошлого законодательства, так как оно оформляло общественные отношения в нормах права и морали.

Обучение преследует несколько основных целей, без которых не может быть получено практических знаний и навыков, необходимых студентам для их будущей профессиональной деятельности:

-формирование знаний в области историко-правового познания;

-умение практически разобраться в различных подходах, концепциях в историографии и литературе вопроса;

-умение подобрать формы доказательства приведенных фактов и суждений при работе с источником права;

-выработать системный подход при изучении источников истории государства и права России;

-анализировать развитие государственной системы по законодательству и заключенным в его рамках нормам.

Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права. Сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, системный, формально-юридический, статистический методы позволят выявить общие закономерности развития, условия и причины, приводящие к изменениям государственных и правовых институтов. Важное место в методологии курса занимает выявление источников, предпосылок правового государства.

История государства и права тесно связана с теорией государства и права, историей политических и правовых учений и другими юридическими дисциплинами, изучающими общие и конкретные процессы развития права в их хронологической последовательности, что придает ей системный подход к комплексным явлениям общественной жизни. При изучении используются общенаучные методы познания и исследования социальных процессов (историко-материалистический, системно-структурный, метод сравнительного анализа и некоторые специфические, такие как формально-прагматический, формально-догматический и др.).

История общества представляет собой процесс развития и смены, посредством социальной революции, общественно-экономических формаций первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, каждая из которых имеет специфические законы возникновения и развития, являющиеся общими для всех стран, в которых существует определенная формация, не исключая исторического и национального своеобразия их развития. В каждой формации действуют некоторые общие законы, связывающие их в единый процесс мировой истории. Не все страны и народы в своем развитии проходят все формации или их фазы. Некоторые народы (германцы, славяне) миновали рабовладельческую формацию. Теория формаций занимает центральное место в исторической школе права, базирующейся на историко-диалектическом подходе в оценке правовых событий, систем и явлений. Этот метод позволяет подходить к обществу с общенаучными критериями устойчивости, изменчивости, выявлять благодаря этому закономерности явлений, давать им научный анализ, брать их за основу для периодизации истории. Сильной стороной этого метода является объективность, беспристрастность, научность в подходе к анализу истории государства и права.

В научной литературе для характеристики этапов истории государства и права применяют термин «цивилизация» в качестве альтернативы понятию общественно-экономической формации. Такой подход является лишь выделением наиболее существенных черт формации на базе отдельных государств или правовых систем, объединяемых понятием «цивилизация». «Марксистское учение о смене и функционировании формаций как естественноисторическом процессе, по сути дела, составляет учение о единой общечеловеческой цивилизации с присущими ей вполне определенными закономерностями возникновения и изменения, — пишет Графский, — что в принципе предполагает следование формационному методу изучения истории государства и права». Учение о формациях позволяет дать научное определение цивилизации как термина, более мягко структурирующего общество и позволяющего обходить тему классовых антагонизмов. Таким образом, цивилизация — это то же, что и общественно-экономическая формация, в которой вопрос о классах и классовой борьбе опущен. Но, как справедливо указывает В.П. Малахов, «стремясь создать панораму социальной жизни людей, марксизм положил в ее основу экономические отношения и непосредственно произрастающие на них социально-классовые, политические отношения и противоречия. При таком подходе сущность права закономерно оказывается сведенной к защите и обеспечению отношений собственности и интересов экономически и политически господствующего класса».

В науке существует много точек зрения на происхождение государства. В формационной теории государство — продукт внутренней социальной дифференциации. Политолог А.С. Панарин отмечает, что «в основе большинства типов государственности лежит иноземное завоевание. В частности, норманнское завоевание легло в основу британской государственности, галльское — в основу французской, варяжское, затем монгольское — в основу русской... Образованию государственности способствует мощный экзогенный фактор — вмешательство в народную жизнь иноземных сил, как правило, лучше организованных в военно-административном отношении». Древние греки утверждали, что государство, не умеющее выделить своих лучших граждан, обречено на вырождение. Власть не может и не должна осуществляться всем народом в одинаковой степени. Поэтому одной из основных предпосылок успешного существования и развития государства является наличие таких правовых норм, которые в данных конкретных условиях способствовали бы приходу к власти лучших людей и, кроме того, не давали бы им возможности реализовывать властные полномочия произвольно.

Особенности государственного устройства России в исторической науке определяют следующими факторами: географическим и геополитическим положением; многочисленностью населения при его слабой плотности; национальной, языковой, религиозной, бытовой, хозяйственной дифференциацией населения: на территории страны проживали до 170 национальностей, представители которых исповедовали до 30 религий. Население страны говорило и продолжает говорить более чем на сотне языков, принадлежащих к различным языковым семьям. Образ жизни и способы ведения хозяйства также кардинально отличаются в разных частях страны. В этих условиях только сильная власть была способна обеспечить государственное единство.

Эти и другие факторы определяли необходимость сильной центральной власти на Русской земле. Как только эта власть по субъективным или объективным причинам ослабевала, в стране начинались смута и народные бедствия. Этот факт позволил И. Ильину прийти к мысли, что в России возможны либо единовластие, либо хаос, и к республиканской форме правления Россия не способна.

С особенностями государственного развития России тесно связаны и особенности ее правовой системы. Россия не испытала такого сильного, как Западная Европа, влияния римского права. В X—XVII вв. русское право развивалось, главным образом, на национальной основе. В этом случае развитие права определялось прежде всего характером и уровнем культурного развития. Другим обстоятельством стал сложившийся в результате исторического развития коллективизм и общинный строй жизни, способствовавший доминированию коллективного права над правом личности.

Государственно-правовое развитие России, начиная с XVIIIвека, обусловливалось фактором взаимодействия между отечественной культурной традицией с византийскими корнями, и западной культурной традицией, насажденной правительством. Так было при патриархе Никоне, при Петре I и его преемниках, частично в период правления Екатерины II, затем в 1917 г. и, наконец, после 1985 г. Так как главным средством регулирования отношений между государством и народом выступает право, неминуемо следовали его модернизация и нередко ужесточение. М. Е. Салтыков-Щедрин охарактеризовал российскую правовую систему, как суровую, но необязательную к исполнению.

 

 

Глава 1. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ РУСИ.

В настоящее время большая часть территорий, на которых возникали рабовладельческие и феодальные государства, находится за пределом государственных границ Российской Федерации, как, впрочем, и территория самой Киевской Руси. В течение длительного времени эти территории входили в состав Российской империи, а затем и СССР.

Одним из первых по времени возникновения можно считать рабовладельческое государство Урарту в Закавказье, появившееся впервом тысячелетии до н.э. на берегу озера Ван. В результате завоеваний Урарту овладело большой территорией вплоть до Кавказского хребта. Завоеванное население частично обращалось в рабство, труд рабов служил основой для возведения ирригационных сооружений, строительства крепостей, развития земледелия. Развивались ремесла, в том числе производство изделий из бронзы, оружия. Наивысшего подъема государство Урарту достигло в середине XIII века до н.э. По форме правления Урарту являлось монархией, во главе государства стоял царь. В 714 г. до н.э. ассирийский царь Саргон нанес сокрушительное поражение урартийцам, после которого они уже не смогли оправиться. В 585 г. до н.э. династия урартийских царей обрывается, государство Урарту распадается на отдельные части и попадает под власть Мидийского царства.

К началу II тысячелетия до н.э. на историческую арену вышли скифы, завоевав огромную территорию к северу от Черного и Азовского морей, от Дуная до Дона. Описание скифов и их государства можно найти в трудах знаменитого греческого историка и географа Геродота. По его свидетельству, скифы делились на земледельцев и кочевников. Земледельцы жили по Днепру, кочевники — к востоку от них. Геродот писал, что скифы выращивали хлеб не только для пропитания и продажи. О военном могуществе скифов свидетельствует неудачный ход против них огромного войска персидского царя Дария в 513 г. н.э. У скифов, как свидетельствуют результаты археологических раскопок, была значительная социальная дифференциация: в могильниках более знатных скифов обнаружены похороненные вместе с ними рабы, кони, оружие, золотые и серебряные украшения.

В IV в. до н.э. в Причерноморье появляется новый народ — сарматы или савроматы, которые делились на племена и постепенно подчинили себе скифов.

Еще одним могущественным государством являлось Хазарское царство, или Хазарский каганат. Границы Хазарии были достаточно неустойчивыми, а население разнообразным. Влиятельную роль в хазарском государстве играли евреи и правящие круги исповедовали иудаизм, в отличие от большинства населения. Во главе государства стоял каган, получавший власть по наследству. Но непосредственное управление находилось в руках его наместника — каган-бега. Чиновники назначались из числа родственников кагана.

Своеобразием отличалась и организация суда в Хазарском каганате. В столице государства Итиле, которая находилась в низовьях Волги, было семь судей: два — для мусульман, два — для иудеев, два — для христиан и один — для представителей других религий.

В период наивысшего расцвета Хазарского каганата — VIII IX вв. нашей эры — хазарам платили дань славянские племена: поляне, северяне, вятичи и радимичи. Постепенно Хазария приходит в упадок. Решающий удар каганату был нанесен князем Святославом, который в 968 г. захватил Итиль и ряд других хазарских городов.

В VI в. н.э. к северу от Азовского моря кочевал народ булгар. Под натиском других племен булгары разделились. Часть из них осела на Дунае и ассимилировалась со славянами, приняла их язык и культуру. Другая часть булгар поднялась вверх по Волге до реки Камы, где и осела, образовав государство со столицей в городе Булгар. Волжская Булгария была разгромлена князем Святославом во время его похода против хазар.

Таким образом, государства возникали на территории нашего отечества с древних времен. Но истоки современной отечественной государственности следует искать в Киевской Руси.

Как произошло образование Древнерусского государства? В науке на этот счет нет единого, устоявшегося мнения. Более того, нет единой теории, объясняющей причины образования государства вообще. Разные авторы пытались объяснить возникновение государственности и Божественной волей, и завоеванием одних племен другими, и заключением общественного договора.

В науке существуют два основных подхода к вопросу о происхождении государства:

а) государство создается искусственно, чьей-то волей и поэтому процесс его формирования не обусловлен материальными отношениями и факторами. В частности, государство может возникнуть в результате насилия, согласно воле завоевателей. В таком случае оно представляет силу, навязанную обществу извне;

б) другой подход к вопросу о происхождении государства объясняет причины его возникновения естественноисторическими процессами. В ходе социально-экономического развития происходит превращение общественной власти, которой располагали вожди и старейшины в первобытном обществе, в публичную, т.е. государственную власть.

Дореволюционная историческая наука в XVIII-XIX вв. ведущей признавала норманнскую теорию происхождения государства у восточных славян. Авторами ее стали немецкие ученые, приглашенные в Российскую Академию наук, Байер (возглавлял кафедру истории), Миллер и Шлецер. В основу теории был положен рассказ летописи "Повесть временных лет" о "призвании варягов и основании династии Рюриковичей". В летописи говорится, что в IX в. словене, жившие в районе озера Ильмень, страдали от отсутствия "порядка" на своей земле. И тогда они решили: "Поищем себе князя, чтоб владел нами и судил по праву". Они обратились с просьбой к варяжским (норманнским) князьям: "Придите правити и владеть нами". В 862 г три варяжских князя пришли на Русь и сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске, Синеус - в Белоозере. На основе этого летописного рассказа немецкие историки пришли к выводу, что славяне были диким, необразованным народом, неспособным создать собственную государственность. Русское государство создали норманны путем завоевания ими славян.

Изучением роли варягов в формировании государственности у славян занимались в последующем все русские историки. Первым противником и критиком норманнской теории был М.В.Ломоносов. В настоящее время не вызывает сомнения, что активное участие в процессе складывания Киевской Руси приняли выходцы из Скандинавии. Однако норманнская теория не учитывает факторы внутреннего развития славян в предшествующий призванию варягов период, наличие у них сложившихся уже предпосылок для формирования государственности. Эта теория скорее объясняет процесс складывания династии князей Рюриковичей, но не процесс формирования древнерусского государства. Отечественные историки Б. А. Рыбаков, Б. Д. Греков, В. В. Седов и другие доказывали, что Древнерусское государство складывалось в силу нескольких факторов: социально-экономических, общественно-политических, культурных, а возможное участие Рюрика – только политическое проявление этого процесса.

Итак, к VII - VIII вв. у славян сложились внутренние предпосылки для формирования государства. Развитие социально-экономических отношений привело к возникновению имущественного, а затем и социального неравенства. Существенной чертой общественного строя в данный период являлось формирование сельской (территориальной) общины - "мира", "верви" как союза индивидуальных хозяйств малых семей, в собственности которых находились жилища, орудия труда, продукты труда, но при этом сохранялась коллективная собственность на землю.

Общины объединялись в племена, племена образовывали союзы племен. Общественные отношения данного периода характеризуются как "военная демократия".

Основные черты "военной демократии":

- сохраняющееся еще политическое равенство всех членов общины при наличии уже экономического неравенства;

- военную силу составляли все боеспособные мужчины.

Структура общественного управления:

- народное собрание (вече), на котором решались все важнейшие вопросы управления;

- во главе союза племен стоял князь - военный предводитель, первоначально избираемый на народном собрании (позже его власть стала наследственной). Князь являлся высшим лицом в исполнительной власти племенного управления;

- Совет старейшин.

Тенденции в развитии общественных отношений:

- роль князя в управлении союзом племен увеличивалась;

- при князе формировалась дружина - особая организация, связанная не родовыми связями, а общностью военных и имущественных интересов и верностью военному предводителю - князю;

- роль народного собрания и совета старейшин уменьшилась, народное собрание превратилось в собрание воинов, которому князь и его дружина могли диктовать свою волю;

- при князе сформировался совет, в который входили разбогатевшие дружинники и представители родоплеменной знати.

Данные тенденции свидетельствуют о процессе преобразова­ния органов общественного самоуправления в государственные органы;

- появляется особая, не совпадающая с населением, отделенная от него публичная власть, располагающая специальным аппаратом управления, вооруженными силами (дружиной) и распространяющаяся на определенную территорию;

- формирование имущественного неравенства и частной собственности создает возможности сбора налогов (дани) в пользу государства.

Племенные союзы в военно-политических целях образовывали более крупные политические формирования - "союзы союзов", которые фактически являлись образованиями государственного типа. В VII в. наиболее крупными союзами были: Куябия (с центром в Киеве), Артания (с центром в Рязани?), Славия (с центром в Новгороде). В IX в. на основе полянского союза с центром в Киеве сложилось предгосударственное объединение, носившее название Русь, а позже Русская земля. В него вошло значительное число южных славянских племен - Русь, Поляне, Древляне, Полочане, Дреговичи, Север. Правила в этом объединении династия князя Кия, представителями которой были князья Дир и Аскольд. Другое крупное объединение северных славянских племен произошло вокруг Новгорода. Во главе его с 862 г. стала династия Рюриковичей. В 882 г. в результате похода новгородского князя Олега на Киев эти два крупных славянских центра были объединены. Столицей образованного древнерусского государства стал город Киев, aпервым князем - князь Олег из династии Рюриковичей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.