Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Европейский Союз и его развитие




 

В первой половине XX века исследователи экономических процессов в странах Западной Европы обнаружили весьма неприятную тенденцию в экономических отношениях между рядом соседствующих стран этого региона – доля взаимного товарооборота в суммарной внешней торговле этих стран в динамике имела четкую тенденцию к снижению. Это отрицательно сказывалось на экономике всех стран. Причиной указанного явления являлись пошлины, квоты, налоги и другие внешнеторговые барьеры, отгораживавшие экономику отдельных стран друг от друга и тем самым уменьшавшие возможный экономический эффект международного разделения труда. Устранение барьеров разного рода становилось задачей все более очевидной для всех стран и после окончания второй мировой войны начались поиски практических решений этой проблемы. Первый, относительно скромный шаг в процессе интеграции был сделан в 1951 г., когда 6 стран Европы (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург) подписали Парижское соглашение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Целью объединения было образование единого для стран-участниц рынка черных металлов, угля и кокса, железной руды и лома черных металлов. Реально функционировать по новым правилам эти рынки начали с 1953 года. Руководящими органами организации являлись 4 структуры, создаваемые на выборной основе странами-участницами: Верховный орган, специальный Совет Министров, Ассамблея и Суд. Верховный орган имел полномочия в сфере регулирования цен и объемов производства и контролировал соблюдение правил конкуренции между предприятиями.

Следующим шагом в интеграционном процессе шести названных выше стран явилось подписание в 1957 г. в г. Риме еще двух важных соглашений (Римский договор): о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

С точки зрения современных взглядов на сущность экономической интеграции период с 1951 г. по 1957 г. можно считать предварительным, пробным этапом в процессе Европейской интеграции, своеобразной предисторией в создании Европейского Союза. Настоящая история ЕС начинается с 1957 года (иногда называют год 1958, когда Римский договор был официально ратифицирован). С этого момента Европейская экономическая интеграция развивалась одновременно по двум направлениям: углубление (более полное объединение национальных хозяйств в единую региональную экономику) и расширение (территориальное расширение зоны интеграции за счет привлечения в союз новых стран).

В исходных документах Римского договора предусматривалась возможность присоединения к Сообществу любого европейского государства, но при условии, что действующие члены Союза должны принимать решение только единогласно. Шесть государств-основателей Европейского сообщества, однако, довольно долго оставались в первоначальном составе. Более того, в Европе в 1960 г. была создана другая интеграционная группировка – Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) в составе 7 стран – Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция и Швейцария. Возникла конкуренция между двумя соседними интеграционными группировками. В ходе конкурентной борьбы «шестерка» оказалась заметно сильнее «семерки» и некоторые страны ЕАСТ со временем переметнулись в Европейское сообщество. Интересно, что первый пример подала наиболее солидная страна «семерки» - Великобритания, которая уже в 1963 году подала заявку на вступление в Европейское сообщество (заметим, что удовлетворения своей заявки Великобритании пришлось ждать 10 лет из-за того, что Франция несколько раз голосовала против). В ходе процесса расширения ЕС выделяется 5 шагов.

Первое расширение состоялось после того, как была отрегулирована структура управления содружества (1967 г.), оформлен таможенный союз (1968 г.) и принято принципиальное решение о формировании валютного союза (1970 г.). В 1973 году «шестерка» превратилась в «девятку» - в члены организации были приняты Великобритания, Дания, Ирландия. Характерной особенностью по результатам первого расширения является ситуация в Ирландии. Если Великобритания и Дания по своим экономическим характеристикам были примерно одной «весовой» категории со странами «шестерки», то Ирландия в момент вступления выглядела бедной родственницей. Производство ВВП на душу населения в Ирландии составляло всего 60% от среднего уровня стран содружества. Однако в дальнейшем положение страны заметно улучшилось в результате успешного использования экономических преимуществ интеграции и к началу XXI века показатель экономического благополучия в Ирландии составлял уже 122% среднего уровня! Подобные примеры усиливали позиции ЕС и список желающих вступить в ряды этой организации стран продолжал расти. В 1981 году состоялось второе расширение ЕС. В члены организации была принята Греция. В 1986 г. членами ЕС стали Испания и Португалия (третье расширение). Четвертое расширение было осуществлено 1995 году, причем в состав Европейского союза были приняты три новых члена из числа стран, ранее входивших в систему ЕАСТ: Австрия, Финляндия и Швеция.

По результатам первых четырех шагов в процессе расширения географических границ ЕС к концу 1995г. сформировалась самая большая экономическая интеграционная группировка в мире. Число стран, входящих в эту группировку, возросло с 6 до 15, а численность проживающего в этих странах населения увеличилась с 173 до 373 млн. человек. В итоге экономический потенциал объединенной Европы даже несколько превысил показатели США, хотя по важнейшим качественным критериям экономики на конец ХХ века отставание Европы сохранилось (по темпам роста и по уровню производительности труда).

Особое место в истории развития ЕС занимает очередное, пятое расширение. В 2004 году в состав Европейского Союза были приняты одновременно сразу 10 новых государств Европы: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словения, Чехия, Словакия, Эстония. Количество стран возросло до 25, а население до 450 млн. человек. Характерной особенностью является то, что прирост населения в ЕС составил 20%, а прирост экономического потенциала (суммарный ВВП) – только 10%. Дело в том, что средний показатель ВВП на душу населения в 2000 году у «новичков» составил всего 11100 долларов против среднего для «стариков» - 24000 долларов.

Заметим, что с принятием в ряды избранных 10 новых стран процесс расширения ЕС не закончился. До 2010 года ожидаются решения о включении в группировку по крайней мере еще 4 стран – Болгарии, Румынии, Турции и Хорватии. Но и после этого на территории Европы остаются не охваченными более 10 стран, в том числе Белоруссия, Россия и Украина.

При всей значимости процесса расширения Европейского Союза все же наиболее важно рассмотреть качественную сторону интеграции – процесс углубления, совершенствования форм взаимодействия стран – участниц. На начало ХХI века достаточно четко можно выделить 6 этапов в процессе углубления интеграции в ЕС (заметим в скобках, что календарные границы отдельных этапов у разных авторов не всегда совпадают, что не может служить препятствием для понимания сущности процесса углубления). Первый этап охватывает период 1957 – 1971гг. за эти годы был создан таможенный союз, который не только устранил пошлины между участниками и установил общий внешнеторговый тариф, но и уничтожил все количественные ограничения и другие меры нетарифного регулирования торговли на территории шести государств. Были приняты меры по ограничению возможных слияний предприятий, способным создать им монопольные привилегии. К этому же периоду относится принятие правил единой сельскохозяйственной политики, в частности контроль за уровнем цен на сельхозпродукцию и обеспечение определенного минимума скупки излишков продукции.

Эффект интеграции на первом этапе проявился в ускорении темпов экономического роста в 60-ые годы в странах ЕС по сравнению с темпами роста экономики США. В США ежегодный прирост национального продукта был около 4 %, а во Франции и Италии – около 6 %, в Германии – 5 %. Достигнутые успехи, однако, оказались недолговечными.

Второй этап развития интеграции (1972-1978гг.) можно охарактеризовать как кризисный. Интеграция не спасла страны шестерки от влияния глубокого мирового экономического кризиса 1973-1975 гг., несмотря на расширение 1973 г. Причинами кризиса были не только внешние факторы (крушение системы золотого стандарта в 1971 г. и энергетический кризис 1973 г.), но и причины внутренние, связанные с переориентацией стран ЕС с экстенсивного на интенсивный путь развития. В основных странах сообщества произошло падение уровней производства, усилилась диспропорция экономических показателей между членами сообщества. Появились факты отхода от принципов общего рынка: скрытый протекционизм, нетарифные барьеры, демпинговые цены. Под угрозой оказалось само существование ЕС. Однако до худшего дело не дошло. Были приняты меры структурной перестройки промышленности, переход на энергосберегающие технологии и кризис удалось преодолеть.

Главным событием третьего этапа (1979-1985 гг.) было создание Европейской валютной системы (ЕВС) в марте 1979 г. Был образован специальный фонд валютного сотрудничества и введена единая расчетная денежная единица – ЭКЮ. В Европе возникла достаточно широкая зона монетарной стабильности, в рамках которой стали практически невозможными резкие скачки валютных курсов. Региональная валюта ЭКЮ стала противовесом экспансии доллара.

Содержанием четвертого этапа (1986-1992 гг.) стало последовательное движение Сообщества по пути создания и укрепления единого внутреннего рынка, отличающегося не только свободным движением товаров, но также и услуг, капиталов и рабочей силы. Возросла степень согласованности экономической и валютной политики государств. Важным импульсом в углублении процесса интеграции стал вступивший в силу с 1987 года Единый европейский акт. Этот документ подтвердил стратегическую цель сообщества – формирование союза экономического и политического, где будет обеспечено функционирование единого внутреннего рынка, как «пространства без внутренних границ для движения товаров, капиталов услуг и гражданских лиц». Для достижения этой цели специальная Комиссия ЕС разработала 300 рекомендаций по устранению физических, технических и налоговых барьеров, которые еще могли помешать функционированию единого внутреннего рынка. К примеру, в ряде отраслей на продукцию существуют определенные нормы и стандарты, причем они не одинаковы в разных странах. Для свободной торговли этими товарами в Рамках Союза необходимо было провести законодательное согласование этих нормативов (концепция гармонизации). Это положение было отменено и рекомендована идея взаимного признания норм (без процедур согласования) одного государства во всех остальных государствах ЕС. Принцип гармонизации остался только для группы товаров, обеспечивающих здоровье и безопасность граждан.

Для устранения финансовых барьеров на пути свободного перемещения капиталов в 1990 г. был отменен валютный контроль в большинстве стран ЕС, хотя это и уменьшало возможности отдельных государств в осуществлении мероприятий антициклического регулирования.

Практически были сняты почти все барьеры для осуществления права передвижения, поиска работы и проживания граждан в любом государстве ЕС.

Наконец, Единым европейским актом предусматривалось также заменить слишком жестокий принцип единогласия при принятии решений на принцип квалифицированного большинства. Отныне один или два члена ЕС больше не могли блокировать решения большинства. Правда, в вопросах налогообложения и свободы передвижения принцип единогласия (или право вето) пока сохраняется.

Пятый этап интеграционных процессов в Европе охватывает период с 1993 по 2002 гг. и характеризуется переходом от единого внутреннего рынка к экономическому и валютному союзу в соответствии с Договором о Европейском Союзе, подписанном в феврале 1992 г. в Маастрихте (Голландия). По этому Договору усиливается координация экономической политики членов ЕС на основе выработанных в Маастрихте рекомендаций при возрастающем контроле наднациональных органов (Совет и Комиссия ЕС). Поставлена также задача сближения уровней экономического и социального развития в странах – членах организации. Целью соглашения о валютном союзе является создание независимой системы центральных банков во главе Европейским центральным банком, унификация финансовой политики и переход к единой, универсальной европейской валюте при постепенной ликвидации национальных валют в сфере денежного обращения.

Для перехода на евро необходимо было выполнить ряд экономических условий, в частности:

1. инфляция в стране должна быть не выше средней по Союзу, а даже несколько ниже;

2. государственный долг не должен превышать 60% объема ВВП;

3. годовой бюджетный дефицит не мог быть более 3% ВВП.

В ходе подготовки для вхождения в зону евро развернулось определенное соревнование за достижение экономических показателей в соответствии с критериями Маастрихта. В результате важнейшие экономические показатели суммарно по всем странам ЕС улучшились, что, кстати, позволило Европе в минимальной степени ощутить последствия финансовых потрясений, которые в этот период прошли в Азии, России, Латинской Америке.

Тем не менее, не все страны ЕС смогли пройти отбор для вхождения в зону евро в 2002 году. Совет ЕС для начала допустил к единой валюте только 11 стран из 15, которые в тот момент входили в состав интеграционного объединения. В этих 11 странах с середины 2002 г. отказались от своих национальных валют и перешли на денежную систему на базе евро.

С переходом к евро ЕС превратился в консолидированную валютную зону, способную дополнительно стимулировать экономический рост и на равных соперничать с американским долларом и японской иеной.

При общем положительном воздействии на процесс углубления интеграции при переходе к евро проявился и отрицательный момент – отход от важнейшего принципа интеграции, которому старались следовать до этого: а именно, принципа единогласия и совместного движения к общей цели (движение примерно с одинаковой скоростью).

К особенностям пятого этапа европейской интеграции следует также отнести усиление действенности системы межгосударственного управления посредством пяти основных наднациональных органов: Европейского парламента, Комиссии ЕС, Европейского Совета, Совета министров и Суда ЕС, представляющих в совокупности все ветви власти.

Современный, шестой этап в развитии ЕС знаменуют собой переход к полной экономической и политической интеграции при одновременном резком расширении географических границ союза. Знаковым событием современного этапа является принятие Конституции ЕС в октябре 2004 года (после ратификации всеми странами она, возможно, вступит в силу уже в 2006 г.).

После принятия в ЕС группы относительно слаборазвитых стран, очевидно, особенностью шестого этапа станет Европа двух скоростей. Новичкам предстоит пройти стадию адаптации к условиям единого внутреннего рынка и к единой валюте. Они должны решить задачу подтягивания к уровню стран, входящих в союз уже давно. Страны – сторожилы будут развиваться с более высокой скоростью и в то же время помогут «новичкам» быстрее решить свои проблемы.

Развитие интеграции в Европе, как уже отмечалось, обеспечивается работой системы наднациональных органов. Данная система не имеет аналогов в истории и в первом приближении представляет собой синтез межправительственного и наднационального регулирования. Для этой системы характерны нетрадиционное разделение функций между законодательными и исполнительными органами ЕС, а также своеобразие процесса принятия решений.

Рассмотрим принципиальные особенности основных элементов механизма управления ЕС, принимая во внимание, что более детально и конкретно эти вопросы будут решены после вступления в силу Конституции ЕС.

Европейский совет – высший политический орган. Он был образован в 1974 г. и созывается дважды в год на уровне глав государств и правительств для принятия решений по основным вопросам жизнедеятельности ЕС. Эти решения определяют политическую стратегию Союза, в соответствии с которой действуют Комиссия ЕС и Совет министров ЕС.

Совет министров, действующий на уровне глав правительств, является главным органом принятия решений по всем текущим вопросам. Особенностью этого органа является то, что он наделен законодательными функциями и имеет право издавать законодательные акты в виде регламентов и директив, имеющих обязательную силу для национальных правительств. В зависимости от значимости вопросов, решения Советом министров принимаются либо единогласно, либо квалифицированным большинством. При этом количество голосов отдельных стран-членов ЕС определяется размерами этих стран. Максимальное количество голосов - десять имеют Германия, Великобритания, Франция и Италия. К примеру, Испания имеет 8 голосов, Швеция – 4, Дания – 3, Люксембург – 1 голос.

Комиссия ЕС, в отличие от Европейского совета и Совета министров, являющихся межгосударственными институтами, является исполнительным наднациональным органом. Члены Комиссии назначаются национальными правительствами сроком обычно на 5 лет и при этом являются независимыми в своих действиях. Важная функция Комиссии – подготовка законов для предложения их Совету министров, а также управление финансами ЕС.

Европейский парламент – орган представительный, а не законодательный, хотя по Конституции его полномочия будут расширены. Парламент избирается прямым голосованием граждан всех стран-членов ЕС сроком на 5 лет. Парламент имеет право контролировать работу Комиссии ЕС и финансовые вопросы.

Европейский суд призван обеспечивать приоритет прав ЕС над национальным правом государств Союза в пределах, определяемых Конституцией ЕС и основополагающими договорами. Соответствующие статьи и созданные на их основе законодательные акты обязательны к исполнению и включаются в национальные законодательства.

Суд следит за единообразным толкованием законов ЕС, в первую очередь Конституции и обеспечивает их исполнение в соответствии с принципами интеграции.

Основой финансового обеспечения деятельности ЕС является общий бюджет. Доля бюджета в совокупном ВВП стран сравнительно невелика (2-3% от ВВП) и его роль в основном состоит в дополнительном финансировании определенных проектов в сфере структурных преобразований и научно-технического прогресса.

Более половины бюджетных средств ЕС направляется на проведение мероприятий в сфере аграрной политики. Заметное место занимают расходы на региональную политику, а также на социальную, научно-техническую и промышленную политику. Для обеспечения основных проектов создаются бюджетные фонды: Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства, Европейский Социальный фонд и Европейский фонд регионального развития.

Политика в области сельского хозяйства занимает особое место в процессе интеграции, хотя удельный вес этой сферы экономики в общем объеме ВВП сравнительно скромный – порядка 3%. При этом сельское хозяйство ЕС производило (до последнего расширения, в рамках 15 стран) около 10% мирового производства зерна, до 20% мирового производства молока и мяса, свыше 10% - сахара. Свои потребности в продукции сельского хозяйства в ЕС удовлетворяются на 90%, а по некоторым позициям – более 100%.

С 1967 г. осуществляется единая сельскохозяйственная политика, основные элементы которой:

- единые цены на основные продукты;

- свобода внутризональной торговли;

- единое финансирование отрасли;

- таможенные барьеры против третьих стран.

Закрытость сельхозрынка от внешней конкуренции, крупные дотации в сельское хозяйство и новые технологии в этой сфере обеспечивают потребности населения, а по некоторым видам приводят к появлению излишков (зерна – до 20%, сахар – до 35%, сливочное масло – до 20%). Эти излишки скупаются фондом сельскохозяйственных гарантий и продаются (в основном в странах СНГ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 5933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.