Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специализация коечного фонда ЭГ НКО, НКЗ и оперативных коек в военное время 3 страница




Одной из главных задач РЭП являлось проведение медицинской сорти-ровки, распределение и отправка раненых и больных «в зависимости от места их службы, родины или избранного мсста жительства по соответствующим окружным эвакуационным пунктам».

Окружные эвакуационные пункты (ОЭП) развертывались также на уз-ловых железнодорожных станциях в каждом военном округе, куда осуще-ствлялась эвакуация раненых и больных из РЭП. Распределение раненых и больных по их количеству и структуре, направляемых из РЭП в ОЭП. осу-ществлялось по эвакуационным направлениям Генерального Штаба. В силу этого, распределительные и окружные эвакуационные пункты работали не-зависимо друг от друга и не имели отношений подчиненности.

В состав ОЭП входили канцелярия и полевые запасные госпитали. Ос-новной задачей ОЭП являлось распределение раненых и больных, требую-щихгоспитальноголечения, по лечебным учреждениям военного и граждан-ского ведомств и отправка «неспособных к службе» на родину или в избран-ные места жительства.

Как РЭПы, так и ОЭПы возглавлялись строевыми офииерами, поэтому изложенная во «Временном положении об эвакуации раненых и больных» 1914 года стройная и в целом прогрессивная система эвакуации раненых и больных на практике не была реализована.

Член Государственной Думы Шингарев А.П. в докладе на заседании бюджетной комиссии 10.12.1915 г. так характеризовал состояние эвакуации: «...Развозка раненых была неправильна. Первое время можно было в ужас прийти от такой картины, которая оказалась. В Москву приходили поезда с некормленными несколько суток, голодными людьми, с ранами неперевя-занными, а если перевязанными — одиажды, в течение нескольких дней не перевязанными вновь. Иногда даже с таким количеством личинок мух, чср-вей, что трудно было даже медицинскому персоналу выносить такие ужасы, которые обнаруживались при осмотре больных».

Поступившие в таком состоянии в лечебные учреждения тыла страны ра-неные и больные получали, наконец, исчерпывающую медицинскую помощь и лечение. Однако уровень этой помощи в лечебных учреждениях различных ведомств был далеко не одинаков. Окружные эвакуационные пункты не только не имели своей задачей контроль за постановкой лечебной работы в этих учре-ждениях, но и в связи с отсутствием в их штатах врачей-специалистов практи-чески не могли его осуществлять. Это обстоятельство, безусловно, отрицатель-но сказывалось на результатах лечения раненых и больных в тылу страны.

По определению Е.И.Смирнова санитарная служба царской армии поч-ти ничего не извлекла из уроков русско-японской войны и вошла в первую мировую войну с системой развоза раненых и больных и принципами ме-дицинского обеспечения, суть которых сводилась к оказанию первой меди-цинской помощи и сбору раненых и больных ночью (в периоды затишья), к хирургической бездеятельности в войсковом районе и к эвакуации «во что бы то ни стало».

Подтверждением этого служит опрсделение целей эвакуации раненых и больных, изложенных в статье 1 «Времснного положения об эвакуаиии ране- ных и больных»: «... Действующая армия нуждается в постоянном удалении от нее раненых и больных, дабьт их присутствие не стесняло ее подвижно-сти и не оказывало неприятного влияния на находящихся в ее рядах чинов». Удовлетворение этого требования, так же как и необходимости избежать ско-пления раненых и больных в тылу армии и тем самым предупредить возмож-ность возникновения здесь эпидемий и заражений путем сообщения, состав-ляет задачу «эвакуации раненых и больных с театра военных действий».

Вышеуказанные причины обусловили сравнительно низкие показатели деятельности военно-санитарной службы русской армии в первой мировой войне 1914-1918 гт.: до 10 % раненых и больных умирали, до 20 % - станови-лись инвалидами. Из общего числа эвакуированных в тыл страны раненыхи больных в строй вернулось только 42 %.

Во время иностранной военной интервенции и гражданской войны 1918-1920 годов и, особенно, в послевоенный период система эвакуации раненыхи больных в тыл страны продолжала совершенствоваться. Были созданы усло-вия для качественно нового подхода к организации лечебно-эвакуационных мероприятий в войсках, организован единый центр управления военно-сани-тарной службой Военно-санитарное управление РККА, в котором уже в пер-вой половине 1918 года полностью сосредоточилось управление всем лечеб-но-эвакуационным обеспечением войск как на фронте, так и в тылу страны. Это было закреплено во «Временной инструкции учреждениям и заведени-ям, ведающим эвакуацией». В тяжелых условиях гражданской войны удалось приступить к созданию системы мсдицинской эвакуации раненых и больных, в которой лечение и эвакуация составляли единый и неразрывный процесс.

В 1929 году было введено в действие «Руководство по санитарной эва-куации в РККА», в котором законодательно закреплялись основные прин-ципы лечебно-эвакуационного обеспечения войск Красной Армии. Общее руководство санитарной эвакуацией было сосредоточено в Военно-сани-тарном управлении РККА (далее — ВСУ РККА). Основными учреждениями санитарной эвакуации являлись: в армейском и фронтовом тыловых рай-онах — полевые, фронтовые и вспомогательные эвакуационные пункты, а во внутреннем районе страны — распределительные (РЭП) и местные (МЭП) эвакуационные пункты.

Начальники МЭП подчинялись «в отношении санитарной эвакуации» начальникам РЭП. При РЭП создавались лазареты для выздоравливающих. Распоряжением ВСУ РККА за РЭП закреплялись военно-санитарные поез-да. В эвакопункты внутреннего района страны планировались к эвакуации раненые и больные, нуждающиеся в длительных сроках лечения или в сгтеци-альных видах медицинской помощи, которые не могли быть обеспечены на фронте. При всех РЭП, МЭП и приписанных к ним лечебных учреждениях предписывалось иметь военно-врачебные комиссии для проведения военно-врачебной экспертизы.

Таким образом, издание «Руководства по санитарной эвакуации в РККА» явилось крупным вкладом отечественной медицины в дело совершенство-вания системы санитарной эвакуации и лечения раненых и больных в тылу страны.

Результаты медицинского обеспечения боевых действий в районе р. Хал-хин-Гол (май 1939 года) потребовали решения вопроса о специализации ко-ечной сети в армейском, фронтовом и тыловом районах с учетом наличия врачей-специалистов в стране и местных средств населенных пунктов в которых планируется развертывать госпитали. К сожалению, эта работа не быладоведена до логического конца.

В ходе советско-финляндской войны, несмотря на её непродолжитель-ныйхарактер (с 30.11.1939 по 12.03.1940 гг), Красная Армия понесла значи-тельные потери. С ноября 1939 года по август 1940 года из госпитальной базы Северо-Западного фронта было эвакуировано в эвакогоспитали тыла страны 142 925 раненых и больных, причем из них 11 200 человек — транзитом без оказания медицинской помощи в ГБФ из-за её болыпой перегрузки.

Для лечения раненых и больных, поступающих с фронта, в восьми во-енных округах (Киевском, Московском, Орловском, Приволжском, Ураль-ском, Белорусском, Харьковском и Северо-Кавказском) было развернуто 214 эвакуационных госпиталей Наркомздрава СССР (ЭГ НКЗ), приписанных к восемнадцати МЭП. Общая ёмкость эвакогоспиталей на 1.08.1940 г. состав-ляла 81 412 коек. Кроме того, в составе госпитальной базы Северо-Западного фронта было развернуто 14 ЭГ НКЗ на 4083 койки.

Очень образно описаны изменения в работе здравоохранения г. Ленин-града в работе Д.А. Журавлева.7

«...Изменения в обычном течении городской жизни стали происходить незадолго до начала боевых действий, осенью 1939 г., а именно, в период во-енных сборов, которые начались в Ленинградском военном округе 7 сентяб-ря 1939 г. В городе прошла частичная мобилизация военнообязанных, значи-тельная часть которых, вместе с тем, так и оставалась в своих частях до начала советско-финляндской войны. В Ленинграде в данное время акливно прово-дились мероприятия по развертыванию различных воинских формирований, где военно-медицинская служба принимала действенное участие: начинали свою работу эвакуационные госпитали, организовывались призывные пунк-ты, для обеспечения которых были задействованы местные материальные и людские ресурсы. Уже на данной стадии городское здравоохранение начало испытывать ощутимые проблемы, так как значительная часть врачебного со-става, состоявшая на воинском учете, была либо призваны для прохождения службы в войсках, либо привлекалась для обеспечения проводимой мобили-зации.

Начинают развертываться эвакуационные госпитали, создается фонд оперативных коек в лечебных учреждениях города. При этом наблюдалась вполне отчетливая тенденция, при которой расширение военного сектора сопровождалось практически сопоставимым сокращением ресурсов в граж-данской сфере, что опрсделялось ограниченными возможностями данного сектора.

Многие учреждения и организации были вынуждены перестраивать свою деятельность в соответствии с новыми условиями. Здравоохранение и народ- ное образование в наибольшей степени оказались вовлеченным в процесс организации лечебно-эвакуационного обслуживания Красной Армии. В школьных зданиях в данное время развертывались эвакуационные госпита-ли, а также проводились работы по приспособлению отведенных помещений. В гражданских лечебных учреждениях также проводились соответствующие мероприятия по созданию резервного коечного фонда для медицинского обеспечения Красной Армии.

За счет здравоохранения Ленинграда компенсировались проблемные вопросы работы военно-медицинской службы. До января 1940 г. в системе лечебно-эвакуационного обслуживания Красной Армии не создавались гос-питальные базы фронта, вследствие чего основная часть раненых и больных не только из армий, действовавших на Карельском перешейке, но и из север-ных армий, поступала сразу в Ленинград; который являлся центром фрон-тового эвакуационного пункта 50. Однако и в самом Ленинграде отмечались трудности организационного плана. В городе существовал единственный госпиталь, осуществлявший прием, сортировку и дальнейшую отправку ра-неных и больных в тыл страны - сортировочный эвакуационный госпиталь (СЭГ) № 1170, располагавшийся на территории Александро-Невской лавры. Вследствие спеиифики своей работы, госпиталь примыкал к железнодорож-ным путям, которые были ориентированы в большей степени на проведение эвакуации в тыл страны.

Развертывание эвакуационных госпиталей в Ленинграде и последующее увеличение их числа, вызвало необходимость внссения серьезных коррек-тивов в работу учреждений народного образования, прежде всего средних учебных заведений, в которых и развертывались формируемые госпитали. Вследствие этого учебный процесс претерпевал существенные изменения. В период боевых действий, а также учебных военных сборов производились так называемые «частичные отводы» школьных зданий для проведения ме-роприятий оборонного характера. В этих случаях сужались рамки действия нормативов организации учебного процесса, и осуществлялось перераспре-деление учащихся между школами.

Городское здравоохранение в наиболыпей степени оказалось затронуто происходившими событиями. В период боевых действий 1939-1940 гг. реа-лизация материальных и людских ресурсов гражданского здравоохранения Ленинграда шла в двух направлениях:

— укомплектование личным составом, атакже необходимым медико-тех-ническим имуществом лечебных формирований и учреждений для отправки в действующую армию;

— оказание медицинской помощи раненым и больным военнослужащим непосредственно в Ленинграде.

Степень мобилизации наличных ресурсов Ленинграда определялась сго положением относительно театра военных действий. Освоение запасов санитарного имущества, техники, а также лекарственных препаратов, хра-нившихся на складах Ленинграда, активнее проходило в городе, а также во-инских частях, находившихся в непосредственной близости от Ленинграда, что объяснялось, прежде всего, трудностями с доставкой грузов по транс- портным магистралям в пределах северо-западного региона. Медицинский персонал был задействован в более широких территориальных рамках, так как недостаток квалифицированных специалистов ощущался на всех этапах лечебно-эвакуационногообслуживания Красной Армии.

Ленинград являлся крупным медицинским центром, где были сосредо-точены не только научно-практические лечебные учреждения, но и учебные заведения, готовившие врачей высокой квалификации, а также средний ме-дицинский персонал. Исходя из столь благоприятной обстановки, командо-вание Ленинградского воснного округа признало целесообразным призыв в Красную Армию вышеуказанных категорий с целью заполнения штатной численности формируемых лечебных учреждений и подразделений военно-медицинской службы. Мобилизация врачебного и среднего медицинского персонала развернулась еще в начале сентября 1939 г., во время проведения военных сборов, вместе с тем, хотя она и значительно ослабила систему Лен-горздравотдела, призыву подлежали только военнообязанные. Гораздо более ошутимой была мобилизация, проведенная уже в период боевых действий, когда вусловиях крайне недостаточной кадровой численности, привлекались те категории, которые на военное время были закреплены за гражданскими лечебными учреждениями и могли быть призваны лишь в случае крайней не-обходимости.

Мобилизация медицинских работников привела к тому, что уже в декабре 1939 г. стал остро ощушаться дефицит как епециалистов, так и неквалифи-цированных кадров в лечебных учреждениях Ленинграда вследствие того, что сверх плана в действующую армию было направлено 1 000 медицинских сестер и 120 хирургов. Кроме того, врачебный состав ленинградских стацио-наров был привлечен для работы в призывных комиссиях. Мобилизаиия медицинского персонала проходила довольно часто без ведома Ленгорздрав-отдела. Городской военкомат, действуя согласно имевшимся предписани-ям в отношении формировавшихся медицинских учреждений, призывал в действующую армию работников больниц и поликлиник, предварительно не уведомляя руководство городского здравоохранения. Это не могло не сказаться на уровне медицинской помощи, оказываемой в городе. Осложни-лась ситуация с особо дефицитными специальностями (отоларингологами, окулистами, рентгенологами, хирургами). Вызовы к больным выполнялись несвоевременно, с опозданием на день и более, кроме того, часть вызовов обслуживалась средним медицинским персоналом. Недокомплект врачей по квартирной помощи составлял в среднем 50 % в детской и взрослой сети. В Петроградском районе по 34-й поликлинике на 4 марта 1940 г. оставались невыполненными 60 вызовов. Такое же положение складывалась и в Ок-тябрьском районс — недовыполнение вызовов в среднем было от 50 до 60 ежедневно.

Обстановка в данной сфере усугублялась еще и тем обстоятельством, что по всей системе городского здравоохранения в предвоенный период имсло место несоответствие реальной численности медицинского персонала штатной.

В военное время вышеуказанная тенденция могла привести к наруше-нию нормального функционирования города, вследствие чего со стороны городских властей и командования ЛВО были найдены новые механизмы регулирования численности врачебного персонала, отличительной чер-той которых являлась реализация не только наличных людских ресурсов, предусмотренных мобилизационным планом, но и использование труда вольнонаемного медицинского состава, Общества Красного Креста, а также гражданского населения Ленинграда. Однако более широкой ста-ла практика увеличения нагрузки на медицинский персонал лечебных учреждений. Подобного рода явление следует рассматривать как экстен-сивный способ решения проблемы, но вместе с тем он являлся наиболее простым в условиях больших нагрузок, требовавших адекватной реакции в короткие сроки, при отсутствии иных, более действенных администра-тивных ресурсов.

По мере нарастания активности боевых действий и увеличения чис-ла, раненых и больных, доставленных в город, наравне с количеством лечебных мест в городских медицинских учреждениях, предназначен-ных для'размещения раненых и больных - «оперативных коек», возрас-тает и численность лечебных учреждений, где они были развернуты. К концу советско-финляндской войны медицинскими учреждениями Ле-нинграда в оперативное распоряжение НКО было выделено 8270 коек, что составляло практически 30 % от общего количества лечебных мест, развернутых в городе. «Оператйвные койки» действовали в 20 граждан-ских медицинских учреждениях Ленинграда — 7 больницах, 12 научно-исследовательских институтах, одном диспансере. В данный процесс были вовлечены не только доминировавшие в целом стационары нар-комата здравоохранения, но и других ведомств (Узловая больница, Пор-товая).

Мероприятия по увеличению числа «оперативных коек» в ленинградских больницах повлекли за собой соответствующее уменьшение лечебных мест для горожан. Данная практика стала реализовываться уже накануне войны — в конце ноября 1939 г. с целью освобождения больничных коек, включен-ных в мобилизационный план, находившиеся на них пациенты были по ме-дицинским показаниям в отдельных случаях выписаны, либо направлены в другие учреждения гражданского здравоохранения для окончания курса ле-чения. Как отмечалось в докладной записке заведующего Ленгорздравотдела Л.А. Эмдина председателю Исполкома Ленсовета П. С. Попкову, «никаких недоразумений и конфликтов с больными при выделении коек для опера-тивных целей не было».

Ленинградское здравоохранение, как и вся социально-экономическая структура города в целом, на данном этапе сыграли компенсирующую роль. Данные ресурсы были использованы командованием ЛВО и местным ру-ководством в критической обстановке, обусловленной ходом боевых дей-ствий и последующим за ним общим спадом в различных сферах районов, нахедившихся в непосредственной близости к театру военных действий. В условиях военного времени гражданский сектор оказался в подчиненном состоянии, что определило его неустойчивое положение, так как наличные ресурсы мобилизовывались не на основании определенных ранее конкрет- ных расчетов, а исходили из реальных потребностей действующей армии. Подобная ситуация была характерна не только для гражданского здраво-охранения, но и для всего городского хозяйства, ориентированного на вы-полнение поставленной перед ним оборонной задачи, экономический фак-тор при этом игнорировался...».

Таким образом, несмотря на непродолжительность войны и её локальный характер, страна вынуждена была привлечь огромные силы и средства воен-ного и гражданского здравоохрансния для медицинского обеспечения войск на фронте и в тылу страны. Опыт войны в целом подтвердил правильность принципов принятой системы этапного лечения, однако был выявлен ряд слабых мест. Наиболее существенными из них были:

- весьма нечеткое разграничение прав и обязанностей между УМЭП и органами здравоохранения по руководству ЭГ НКЗ;

- недостаточная специализация коечной сети в госпитальных базах тыла страны и несоответствие структуры коечного фонда структуре входящего по-токараненых и больных;

- отсутствие производственной базы для протезирования инвалидов войны;

- отсутствие в составе МЭП специализированных лечебных учреждений, атакже штатных сортировочных госпиталей с прирельсовыми эвакоприём-никами.

Очень важный итог советско-финляндской войны состоял в том, что са-нитарная служба Красной Армии и гражданское здравоохранение приобре-ли ценный опыт совместного решения задач по медицинскому обеспечению войск на фронте и в тылу страны, который был обобщен и частично реализо-ван в руководящих документах НКО и НКЗ СССР.

В июне 1940 года, Народным Комиссаром здравоохранения СССР было утверждено «Положение о формировании эвакуационных госпита-лей, развертываемых органами здравоохранения Союза ССР в военное время», которым были регламентированы основные принципы управле-ния и руководства эвакуационными госпиталями. Эти принципы своди-лись к следующим положениям: ЭГ в медицинском, административном и финансовом отношениях подчинялись органам гражданского здравоохра-нения по месту их развертывания, а в оперативном отношении — Народно-му Комиссариату обороны через его местные органы (санитарные отделы военных округов, УРЭП, УМЭП), которые осуществляли контроль за по-становкой медицинского обслуживания раненых и больных, находящихся в ЭГ НКЗ СССР, и проводили свои мероприятия по улучшению постанов-ки работы в ЭГ через местные органы здравоохранения, непосредственно формирующие их.

Из этого следует, что в указанном документе не давалось четкого разгра-ничения правовых функций органов управления военного и гражданского ведомств и вело к их конфронтации.

Для предусмотренных к развертыванию в военное время госпитальных коек в тылу страны директивой ГШ от 13.02.1941 года была определена их специализация (таблица № 1).

 

 

Таблица № 1

Специализированные койки   Структура коек (%)  
  Приграничные ВО   Внугренние ВО  
     
А. ХИРУРГИЧЕСКИЕ   70,0   80,0  
из них:          
— общехирургические   52,5   32,0  
— травматологические   35,5   45,0  
— торакальные   3,0      
— урологические   0,5      
- нейрохирургические   1,5   7,0  
— глазные   2,0   3,0  
-ЛОР   1,5   1,5  
— челюстно-лицевые   3,5   3,5  
— полостные       8,0  
Б. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ   30,0   20,0  
из них:          
— общетерапевтические   70,0   50,0  
— инфекционные   13,5   25,0  
— кожно-венерологические   13,5   15,0  
— нервно— психические   3,0   10,0  

Это было существенным шагом на пути реализации приобретенного опы-та медицинского обеспечения в ходе войны.

В тыл страны планировалось направлять тяжелораненых и раненых сред-ней степени тяжести, нуждавшихся в квалифицированном хирургическом лечении, включая сложные хирургические операции. Сроки лечения в гос-питалях тыла планировались более двух месяцев. Соотношение коечной сети между районом глубокого тыла и районами армейского и фронтового тыла намечалось иметь 25-30% в первом, а во втором и третьем — 75-70% всей коечной сети, необходимой для медицинского обеспечения действуюшей армии. Вышеуказанные документы явились значительным этапом реализа-ции приобретенного опыта медицинского обеспечения в ходе советско-фин-ляндской войны.

К сожалению, выводы по итогам советско-финляндской войны 1939-1940 гг. не могли быть реализованы в столь короткий срок. В связи с этим здравоохранение страны и санитарная служба Красной Армии оказались неподготовленными к медицинскому обеспечению первых операций начав-шейся войны.

Сначалом Всликой Отечественнойвойны 1941-1945 годов на территории страны развернулось формирование обширной сети эвакуационных госпи-талей, объединённых под руководством управлений местных и распредели-тельных эвакуационных пунктов в госпитальные базы тыла страны. Работа велась параллельно: Наркоматом обороны формировались органы управ-ления эвакуацией, Наркомздравом формировались ЭГ НКЗ и выделялись оперативные койки. Первыми начали функционировать управления распре-делительных и местных эвакуационных пунктов, которые до создания гра-жданских органов управления взяли на себя руководство всеми сторонами деятельности формируемых эвакогоспиталей.

В конце июня — начале июля 1941 года Наркомат обороны и Накомздрав СССР сформировали ЭГ на 658 000 коек, кроме того, в гражданских больни-цах некоторых городов, главным образом крупных, Наркомздрав обязывался выделить 34 100 оперативных коек. Оперативные койки находились научете в соответствующих фронтовых, распределительных и местныхэвакуационных пунктах и занимались по их распоряжению. Формирование ЭГ и коек в них из месяца в месяц возрастало и на 1 октября 1941 года составило 1 миллион коек (Военно-Санитарное Управление еше в ноябре 1940 года считало необ-ходимым имсть этих госпиталей на 1,2 млн. коек). Задерживало формирова-ние ЭГ нсобходимость проведения лриспособительных работ в выделенных зданиях (в довоенный период были приспособлены здания только 1/3 госпи-талей, которые предназначались к формированию). Не все гладко обстояло с обеспечением госпиталей мягким и жестким инвентарем, а также меди-цинским оборудованием. Слишком резко и быстро возросла потребность в этом имушестве. Наблюдались задержки в оснащении, неурядицы в уком-[шектовании госпиталей врачебными кадрами, в первую очередь специали-стами хирургического профиля. Здесь уместно подчеркнуть громадный объ-ем работы по формированию ЭГ в тылу страны и размещению прибывших с запада ЭГ, а также медицинских и научно-исследовательских институтов. Кроме размещения ЭГ на 395 636 коек, прибывших из прифронтовых рай-онов, Наркомздрав СССР, Совнаркомы союзных и автономных республик, краевые, областные, городские Советы депутатов трудящихся должны были сформировать ЭГ почти на 1 млн. коск. Работу такого огромного масштаба нельзя было осуществить без активного участия общественности и, в пер-вую очередь, медицинской — 700-тысячной армии врачей, специадистов со средним медицинским образованием, младшего медицинского и обслужи-вающего персонала.

Положение нссколько улучшилось после выхода в свет Постановления Го-сударственного Комитета Обороны N 701 от 22 сентября 1941 года «Об улуч-шении медииинского обслуживания раненыхбойцов и командиров Красной Армии» и издания на его основе совместного приказа Народного Комиссара здравоохранения и Начальника Главного Военно-санитарного управления Красной Армии N 0382/474 от 30.09.1941 года «О передаче эвакогоспиталей в полное подчинение НКЗ СССР в соответствии с Постановлением ГКО N 701 от22сентября 1941 года».

В этих документах более четко разграничивались права и обязанности обоих ведомств по управлению ЭГ в тылу страны. Все медицинское обслужи-вание раненых и больных бойцов и командиров Красной Армии в тыловых районах страны возлагалось на Народный Комиссариатздравоохранения, ав армейских и фронтовых районах на Главное военно-санитарное управлениеи Красной Армии. Все УРЭПы и УМЭПы были подчинены Главному военно-санитарному управлению Красной Армии. Руководство лечебной и хозяйст-венной деятельностью ЭГ закреплялось за управлениями эвакогоспиталями в республиках, краях и облаетях. На органы управления военного ведомства (военно-санитарные отделы округов, УМЭПы и УРЭПы) возлагались сле-дующие функции:

— снабжение раненых и больных военнослужащих в ЭГ продовольстви-ем, вещевым имуществом, обеспечение перевозочными документами и де-нежным довольствием;

— организация эвакуации раненых и больных из фронтовых эвакопунк-тов и распределение их по ЭГ;

— контроль за деятельностъю ЭГ и работой госпитальных военно-врачеб-ныхкомиссий;

— организация партийно-политической работы среди раненых и боль-ных;

— организация учета и отчетности.

В указанных выше документах было закреплено положение, согласно которому с целью устранения параллелизма в работе инспекторов органов здравоохранения и военного ведомства, управления эвакогоспиталей и сани-тарные отделы военных округов, УРЭПы и УМЭПы должны были предвари-тельно согласовывать свои действия для достижения общих целей.

Эта система управления эвакуационными госпиталями тыла страны до конца Великой Отечественной войны оставалась громоздкой, практически многоведомственной, что оказывало существенное негативное влияние на результаты деятельности ЭГ в целом и на решение частных оперативных во-просов.

С августа 1942 года коечная сеть ЭГ начала сокращаться. Причин этому было много: острая потребность фронта в людских резервах; эвакуация гос-питалей на восток (а в последующем реэвакуация) и другие причины. Для Великой Отечественной войны были характерны внезапные и большие пе-редвижения войск, шли они с запада на восток или с востока на запад, они всегда сопровождались передислокацией госпиталей. За год войны в среднем передислоцировалось около 500 000 коск, эта передислокация всегда сопро-вождалась выводом госпиталей из рабочего состояния на 1 — 2 месяца.

Органы управления по руководству эвакогоспиталями тыла страны по линии Народного Комиссариата здравоохранения практически стали созда-ваться только после Постановления Государственного Комитета Обороны N 701 от 22.09.1941 года. До этого, в июне 1941 года, по опыту советско-фин-ляндской войны 1939-1940 годов при военном отделе НКЗ был создан сек-тор, который, как показал опыт, не в состоянии был обеспечить должного руководства всеми сторонами деятельности ЭГ. В этой связи система управ-ления ЭГ по линии НКЗ была коренным образом пересмотрена.

При НКЗ СССР было организовано Главное управление эвакогоспита-лей, на которое было возложено руководство лечебной работой, учет сети ЭГ, разработка руководяших документов по лечебной работе и другим видам дея-тельности (финансовой, материально-технической и другим).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.