Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационно-правовые формы управления использованием и охраной природных ресурсов 3 страница




Систему таможенных органов образуют Федеральная тамо­женная служба; региональные таможенные управления; тамож­ни, таможенные посты.

Возглавляет эту систему Федеральная таможенная служба (ФТС России), руководство деятельностью которой осуществляет Правительство РФ. Положение о ней утверждено Правительством РФ 26 июля 2006 г.1 ФТС России является уполномоченным фе­деральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и норматив­но-правовому регулированию, контролю и надзору в области та­моженного дела, функции агента валютного контроля, а также специальные функции по борьбе с контрабандой, иными пре­ступлениями и административными правонарушениями.

В компетенцию ФТС России входит определение порядка ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, объектов интеллектуальной собственности. Она принимает акты, определяющие порядок контроля таможен­ной стоимости товаров, производства таможенного оформления в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможен­ную границу. На нее возложено ведение таможенной статисти­ки внешней торговли, товарных номенклатур внешнеэкономи­ческой деятельности; обеспечение соблюдения установленных законодательством о государственном регулирования внешне­торговой деятельности и международными договорами РФ зап­ретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ; принятие решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэко­номической деятельности РФ.

Важнейшими функциями Службы являются реализация программы развития таможенного дела в РФ; обобщение прак­тики применения законодательства РФ в сфере таможенного дела; обеспечение единообразного применения таможенными орга­нами таможенного законодательства РФ.

В пределах своей компетенции ФТС России осуществляет производство по делам об административных правонарушени­ях и их рассмотрение; оперативно-розыскную деятельность; доз­нание и производство неотложных следственных действий.

В процессе своей деятельности Служба взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями.

Успешное решение задач, стоящих перед ФТС России, во многом зависит от слаженной и результативной работы регио­нальных таможенных управлений, таможен и таможенных по­стов, решение о создании, реорганизации и ликвидации кото­рых она принимает. Она также утверждает общие или индиви­дуальные положения о них.

Региональное таможенное управление (РТУ), являясь тамо­женным органом, обеспечивает реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности РТУ. Общее положение о региональном таможенном управлении, утвержденное приказом ФТС России 12 января 2005 г.[118], возложило на него осуществле­ние руководства таможенным делом в регионе деятельности. Его основными задачами являются: организация таможенного дела, осуществление таможенной политики в регионе его деятельно­сти, ее обобщение и анализ практики осуществления; обеспе­чение правового, экономического, информационно-технического и организационного механизмов осуществления таможенной политики; содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов РФ, юридических и физических лиц; руководство под­чиненными ему таможнями и таможенными постами и др.

Основной объем полномочий РТУ связан с осуществлени­ем, обеспечением таможенного контроля в границах региона своей деятельности.

Таможня входит в единую систему таможенных органов РФ и осуществляет свою деятельность под непосредственным ру­ководством соответствующего РТУ. Из анализа Общего положе­ния о таможне, утвержденного приказом ФТС России 12 янва­ря 2005 г.[119], ее основными задачами являются: осуществление в пределах своей компетенции в регионе деятельности мер, направ­ленных на обеспечение реализации задач и функций ФТС Рос­сии, единства таможенной территории РФ, ее экономической безопасности в части, относящейся к таможенному делу, на за­щиту экономических интересов РФ; таможенное оформление и контроль; обеспечение соблюдения единообразного примене­ния в регионе деятельности таможенного законодательства РФ; борьба с контрабандой, с административными правонарушени­ями; руководство, координация и контроль деятельности тамо­женных постов и др.

Таможенный пост, согласно Общему положению о нем, утвержденному ФТС России 13 августа 2007 г.[120], призван решать задачи по обеспечению реализации полномочий ФТС России, других таможенных органов в регионе его деятельности и в пре­делах его компетенции; по осуществлению таможенного дела в регионе деятельности. В пределах своей компетенции он участ­вует в реализации программ развития таможенного дела в РФ; обобщает и анализирует правоприменительную практику в сфере своей деятельности; обеспечивает соблюдение, единообразное применение и исполнение законодательства РФ при осуществ­лении таможенных процедур; осуществляет таможенное офор­мление и контроль; взимает таможенные пошлины, налоги, сбо­ры и т. д.

Органы государственной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции проводят переговоры и заключают соглаше­ния об осуществлении внешнеэкономических связей с субъек­тами иностранных федеративных государств, административно- территориальными образованиями иностранных государств, а в отдельных случаях, с согласия Правительства РФ, с органами государственной власти иностранных государств. Они осуще­ствляют формирование и реализацию региональных программ внешнеторговой деятельности; могут открывать представитель­ства в иностранных государствах в целях реализации соглаше­ний об осуществлении внешнеэкономических связей, а также иметь своих представителей при торговых представительствах РФ в иностранных государствах по согласованию с Минэкономраз­вития России и МИД России.

§ 2. Местное самоуправление и внешнеэкономические связи

Органы местного самоуправления осуществляют внешне­экономические связи в соответствии с федеральными законами в интересах населения; решают вопросы о создании совместных предприятий, привлекая иностранных инвесторов. К их ведению относится заключение договоров с иностранными партнерами, направленных на реализацию, приобретение продукции, това­ров и услуг, необходимых для нужд местного населения и раз­вития муниципального образования в целом. Для реализации этой и других функций, связанных с внешнеэкономической деятель­ностью, органы местного самоуправления создают валютные и иные фонды за счет выручки, в том числе валютной, муници­пальных предприятий.

Им предоставлено право устанавливать квоты на вывоз в иностранные государства изготовленной продукции предприя­тиями, расположенными на территории муниципального обра­зования. Они организуют приграничную торговлю и т. д.

§ 3. Государственный контроль в области внешнеэкономических связей

В названной области большими контрольно-надзорными полномочиями наделены ФТС России и Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), По­ложение о которой утверждено Указом Президента РФ от 16 ав­густа 2004 г.[121]

ФТС России в пределах своей компетенции осуществляет таможенный контроль, контроль за своевременностью уплаты таможенных пошлин, налогов, сборов, за валютными операция­ми, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, руководствуясь при этом ФЗ от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном конт­роле»[122].

Контрольно-надзорные функции реализуются ФТС России в процессе ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей; таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности; аннулирования квалификаци­онных аттестатов специалистов по таможенному оформлению, а также в процессе выдачи лицензий на учреждение свободного склада.

Большим объемом контрольных полномочий обладают ре­гиональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

В порядке таможенного контроля сотрудники таможенных органов осуществляют личный досмотр, досмотр груза, багажа; осмотр помещений и территорий; проводят ревизии, эксперти­зы; получают пояснения, т. е. сведения об обстоятельствах, име­ющих значение для проведения таможенного контроля; проверку маркировки товаров и т. д.

ФСТЭК России является специально уполномоченным ор­ганом в области экспортного контроля. В этой области она осу­ществляет реализацию государственной политики, нормативно- правовое регулирование вопросов осуществления экспортного контроля; организацию межведомственного взаимодействия в области экспортного контроля; осуществление контроля за со­блюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательных и иных нормативных правовых актов РФ в указанной области; обеспечение проведения экспорт­ного контроля в соответствии с законодательством РФ.

В пределах своей компетенции она организует с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной влас­ти и организаций создание единой информационной системы экспортного контроля и обмен информацией между ней и за­интересованными органами исполнительной власти; осуществ­ляет мероприятия по предупреждению нарушений законодатель­ства РФ об экспортном контроле, а также международных обя­зательств РФ в этой области.

На нее возложена организация работы по информированию российских участников внешнеэкономической деятельности о целях, процедурах и правилах осуществления экспортного кон­троля; участие в рассмотрении вопросов торгово-экономического и научно-технического сотрудничества РФ с иностранными го­сударствами в части осуществления экспортного контроля, в под­готовке предложений о введении ограничений и запретов на экс­порт и импорт товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, исходя из национальных инте­ресов и международных обязательств РФ. Она выдает лицензии на осуществление операций по экспорту и импорту товаров (ра­бот, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятель­ности; определяет порядок и форму учета внешнеэкономичес­ких сделок в целях осуществления экспортного контроля; уча­ствует в подготовке и реализации мероприятий по унификации национальных законодательств в области экспортного контро­ля государств — участников СНГ; ведет федеральную базу дан­ных о выданных экспортных и импортных разрешительных до­кументах в отношении продукции, подпадающей под экспорт­ный контроль; осуществляет международное сотрудничество в области экспортного контроля и т. д.

Служба вправе отказать при наличии соответствующих ос­нований в выдаче лицензий, осуществлять контроль за соблю­дением соответствующих лицензионных требований и условий организациями, имеющими ее лицензии, при осуществлении ими лицензируемых видов деятельности, а также приостанав­ливать действие выданных лицензий; назначать и проводить про­верки финансово-хозяйственной деятельности лиц, осуществ­ляющих внешнеэкономические операции с товарами (работами, услугами), информацией и результатами интеллектуальной де­ятельности; вести соответствующие реестры и т. д.

В своей деятельности ФСТЭК России руководствуется раз­личными правовыми актами, в том числе ФЗ от 18 июля 1999 г.

«Об экспортном контроле»[123], под которым (ст. 1 Закона) пони­мается комплекс мер, обеспечивающих реализацию установлен­ного данным Законом, другими федеральными законами и ины­ми нормативными правовыми актами РФ порядка осуществле­ния внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной дея­тельности, которые могут быть использованы при создании ору­жия массового поражения, средств его доставки, иных видов во­оружения и военной техники.

 

РАЗДЕЛ IX

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ

ГЛАВА 36 Управление образованием

§ 1. Общие положения

Образование — целенаправленный процесс обучения и вос­питания в интересах личности, общества и государства. Он со­провождается констатацией достижения обучающимся опреде­ленных государством образовательных уровней (образователь­ных цензов).

Концепция и основные начала образования в РФ определе­ны Конституцией РФ. Его общие вопросы отнесены к совмест­ному ведению РФ и ее субъектов.

Право на образование является конституционным. В соот­ветствии с Конституцией РФ общедоступным и бесплатным яв­ляются дошкольное, основное общее и среднее профессиональ­ное образование. При этом основное общее является обязатель­ным. Право на бесплатное высшее образование может быть реализовано только на конкурсной основе.

Соответствующее образование обеспечивается в государ­ственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Вместе с тем Конституция РФ провозглашает под­держку различных форм образования и самообразования и, сле­довательно, не исключает получение образования в иного рода негосударственных образовательных учреждениях.

Специальным комплексным правовым актом, затрагиваю­щим различные аспекты деятельности в области образования, является Закон РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании» в редак­ции ФЗ от 13 января 1996 г.[124] Данная деятельность обильно ос­нащена другими правовыми актами: принятые федеральные за­коны от 10 апреля 2000 г. «Об утверждении федеральной програм­мы развития образования»[125], от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[126], акты Прави­тельства РФ, иных федеральных органов исполнительной влас­ти, органов исполнительной власти субъектов РФ по различным вопросам. Среди них утвержденные Правительством РФ Положе­ние о Министерстве образования и науки РФ от 15 июня 2004 г.[127], Положение о лицензировании образовательной деятельности от 18 октября 2000 г.[128], Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения от 2 декабря 1999 г.[129], Типовые по­ложения об учреждении начального профессионального обра- зования[130], об общеобразовательном учреждении[131], об образова­тельном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)[132], Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)[133].

Система образования строится и функционирует в соответ­ствии с государственной политикой, направленной на обеспе­чение преемственности и выполнение задач государства в обла­сти образования. Важной составляющей такой политики явля­ется достижение единообразия в коренных вопросах образова­ния в стране в сочетании с его региональными (национальны­ми, демографическими и др.) условиями, а также интенсивным развитием частных форм образования.

Организационной основой государственной политики РФ в области образования является, согласно ФЗ «Об образовании», Федеральная целевая программа развития образования, разра­батываемая и утверждаемая Правительством РФ. К ней также можно отнести Концепцию модернизации российского образова­ния на период 2010 г., утвержденную Правительством РФ 29 де­кабря 2001 г.1

Образование в Российской Федерации представляет собой определенную систему. В Законе РФ «Об образовании» ее по­нятие расшифровывается как совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ различных уровня и направленности федеральных государственных образователь­ных стандартов и федеральных государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций; органов, осуществляющих управление в сфере обра­зования, осуществляющих деятельность в области образования и подведомственных им учреждений и организаций; объедине­ний юридических лиц, общественных и государственно-обще­ственных объединений, осуществляющих деятельность в обла­сти образования.

В Российской Федерации устанавливаются следующие об­разовательные уровни (образовательные цензы): основное об­щее образование; среднее (полное) общее образование; началь­ное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование — бакалав­риат; высшее профессиональное образование — подготовка спе­циалиста или магистратура; послевузовское профессиональное образование. Цели, достижение которых преследует каждый уровень образования, определены ФЗ «Об образовании».

Лицам, не завершившим образования данного уровня, не прошедшим государственной (итоговой) аттестации или полу­чившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлет­ворительные результаты, выдается справка установленного об­разца об обучении в образовательном учреждении.

Высшее профессиональное образование может быть полу­чено в образовательных учреждениях профессионального обра­зования (высших учебных заведениях).

Целями высшего профессионального образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Подготовка лиц с высшим профессиональным образовани­ем для получения квалификации (степени) «бакалавр» и квали­фикации (степени) «специалист» осуществляется на базе сред­него (полного) общего, среднего профессионального образова­ния, а для получения квалификации (степени) «магистр» — на базе бакалавриата.

Как получение второго высшего профессионального образо­вания рассматривается получение образования: а) по программам бакалавриата или по программам подготовки специалиста — ли­цами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, дип­лом магистра; б) по программам магистратуры — лицами, име­ющими диплом специалиста, диплом магистра.

В реализации единой государственной политики важная роль отводится федеральным государственным образовательным стан­дартам, образовательным программам; лицензированию, аккре­дитации образовательных учреждений независимо от форм их собственности.

Государственные образовательные стандарты — совокуп­ность требований, обязательных при реализации основных об­разовательных программ начального общего, основного обще­го, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального об­разования образовательными учреждениями, имеющими госу­дарственную аккредитацию.

В случаях, предусмотренных ФЗ от 22 августа 1996 г. «О выс­шем и послевузовском профессиональном образовании», реализа­ция программ высшего профессионального образования осуще­ствляется на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государствен­ными образовательными учреждениями высшего профессио­нального образования. Их перечень утверждается указом Пре­зидента РФ.

Указанные стандарты и требования должны обеспечить един­ство образовательного пространства РФ; преемственность основ­ных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессиональ­ного, среднего профессионального и высшего профессиональ­ного образования. Они включают в себя требования к: струк­туре основных образовательных программ; условиям их реали­зации (кадровым, финансовым и др.); результатам их освоения.

Федеральные государственные образовательные стандар­ты, а также стандарты и требования, устанавливаемые само­стоятельно учреждениями высшего профессионального обра­зования являются основой объективной оценки уровня обра­зования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Порядок их разработки, утверждения и введения устанавливается Правительством РФ.

Образовательные программы определяют содержание об­разования определенных уровня и направленности. Они подраз­деляются на общеобразовательные и профессиональные, кото­рые, в свою очередь, делятся на основные и дополнительные.

Основные общеобразовательные и профессионального об­разования программы обеспечивают реализацию соответствую­щего федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образова­тельных потребностей и запросов обучающихся (воспитанни­ков). Они включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие ма­териалы, обусловленные спецификой характера общего и про­фессионального образования.

Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адап­тации ее к жизни в обществе, создание основы для осознанно­го выбора и освоения профессиональных образовательных про­грамм. Они формируются применительно к дошкольному и ви­дам общего образования. К данному виду программ относятся программы дошкольного, начального общего, основного обще­го, среднего (полного) общего образования.

Основные профессиональные образовательные програм­мы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К ним относят­ся программы начального, среднего, высшего (программы бака­лавриата, программы подготовки специалиста, программы маги­стратуры) и послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной об­щеобразовательной или профессиональной образовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

К структурам основной общеобразовательной программы дошкольного образования и профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования уполномоченным федеральным органом исполнительной влас­ти устанавливаются федеральные требования.

Дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (мо­дулей). К минимуму ее содержания и уровню профессиональной переподготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной поли­тики и нормативно-правовому регулированию в сфере образо­вания могут устанавливаться федеральные государственные тре­бования в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Образовательные программы осваиваются в образователь­ных учреждениях в очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме; в форме семейного образования, самообразования и эк­стерната. Для всех форм получения образования в рамках кон­кретной основной общеобразовательной или профессиональной программы действуют единый федеральный государственный образовательный стандарт или федеральные государственные требования, за исключением образовательных стандартов и тре­бований, устанавливаемых самостоятельно уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или ор­ганом исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования, на основании заключения эк­спертной комиссии. Лицензия может быть выдана при наличии соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, отвечающим ус­тановленным государственным и местным требованиям в час­ти строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся (воспитанников) и работ­ников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности шта­тов.

Аккредитация означает юридическое признание прав и спо­собности образовательного учреждения осуществлять свою де­ятельность на уровне не ниже официально признанной нормы.

Свидетельство о государственной аккредитации, выданное образовательному учреждению, подтверждает его государствен­ный статус, уровень реализуемых им образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, дает право на вы­дачу лицам, успешно завершившим обучение по образователь­ным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем обра­зовании и (или) соответствующей квалификации.

Свидетельство, выданное дошкольному образовательному учреждению, подтверждает его государственный статус, уровень и направленность реализуемых им образовательных программ.

Государственная аккредитация образовательного учрежде­ния проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере об­разования, или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим управление в сфере образования, по заявле­нию образовательного учреждения. Имеющее государственную аккредитацию образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы и ведомственной подчинен­ности не реже чем один раз в пять лет проходит государствен­ную аккредитацию, проводимую указанными органами в соот­ветствии с их компетенцией.

§ 2. Организационно-правовые формы управления образованием

Государственное управление в сфере образования осуществ­ляют в пределах своих полномочий федеральные государствен­ные органы и органы государственной власти субъектов РФ.

В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляют органы местного самоуправ­ления. Полномочия указанных органов определены в ФЗ «Об образовании» (ст. 28, 29, 31).

Управление образованием осуществляют различные госу­дарственные и муниципальные органы. К ним относятся:

а) федеральные органы исполнительной власти, осуществ­ляющие функции управления в сфере образования как основ­ным родом своей деятельности: Министерство образования и науки РФ; подведомственные ему федеральные службы и фе­деральные агентства;

б) федеральные государственные органы, имеющие в сво­ем ведении образовательные учреждения ведомственного про­филя (Минобороны России, МИД России, МВД России, Мин- здравсоцразвития России и т. д.);

в) органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществ­ляющие управление в сфере образования, имеющие различные организационные формы (департаменты образования, главные управления образования и др.);

г) органы местного самоуправления соответствующих му­ниципальных районов и округов, осуществляющие управление в сфере образования;

д) муниципальные органы управления народным образо­ванием муниципальных районов и муниципальных округов.

Разграничение компетенции в области образования опре­деляется: между федеральными органами законодательной и исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ за­коном, регулирующим деятельность Правительства РФ; между федеральными органами исполнительной власти — Правитель­ством РФ; между органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, а также между их органами — законода­тельством субъектов РФ.

Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки Рос­сии) — федеральный орган исполнительной власти, специально созданный для управления образованием в стране. Действует на основании Положения о нем, утвержденного Правительством РФ 15 июня 2004 г. Обладает функциями и полномочиями по раз­личным вопросам формирования и функционирования систе­мы образования. Оно осуществляет функции по выработке го­сударственной политики и нормативно-правовому регулирова­нию в сфере образования, а также в сфере молодежной политики, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обу­чающихся и воспитанников образовательных учреждений.

На Минобрнауки России возложены координация и конт­роль деятельности подведомственных ему Федерального агент­ства по образованию и Федеральной службы по надзору в сфе­ре образования и науки.

Для понимания функций министерства уместны и принци­пиальны как минимум две оговорки. Во-первых, по смыслу упо­мянутого Положения различаются в качестве самостоятельных сфера Министерства и сферы указанных Федеральной службы и Федерального агентства. Однако их разделение является от­носительным в том смысле, что Министерство координирует и контролирует деятельность этих органов. Во-вторых, в Положении акты, издаваемые в порядке нормативно-правового регулирова­ния, подменены их тематикой. Например, актами признаются перечни профессий, перечни учебников, формы документов и т. п., которые актами же устанавливаются. Очевидно, что на са­мом деле имеются в виду предметы ведения или, говоря проще, вопросы, по которым Министерство может осуществлять само­стоятельное нормативно-правовое регулирование. Так, извест­но, что действует постановление Правительства РФ, определя­ющее виды нормативных правовых актов, которые могут при­нимать федеральные органы исполнительной власти; к ним не отнесены «документы», «перечни» и т. д.

Министерство принимает акты, относящиеся по своей те­матике к нормативно-правовому регулированию направлений, условий и официального удостоверения результатов образова­тельной деятельности. Оно устанавливает порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая профессиональное образование, подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов в федераль­ных образовательных учреждениях; устанавливает перечень про­фессий (специальностей), по которым осуществляются профес­сиональное образование и профессиональная подготовка в об­разовательных учреждениях. Им утверждается федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к исполь­зованию при осуществлении образовательного процесса в обра­зовательных учреждениях. На него возложено установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, федеральных требований к содержанию образова­ния, общеобразовательным и профессиональным образователь­ным программам, учебным планам. К его полномочиям относится утверждение форм документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, порядок их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалент­ности этих документов за рубежом. Ему поручено определение порядка приема всех категорий обучающихся, а также перево­да обучающегося из одного учебного заведения в другое.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.143 сек.