Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетная система. Бюджетное устройство




 

Задачи и функции, относящиеся к субъектам РФ, осуществляются с помощью региональных бюджетов. Все виды бюджетов образуют бюджетную систему государства. Бюджетная система РБ является частью бюджетной системы РФ. Она включает в себя бюджет РБ и местные бюджеты. Свод бюджетов в целом по РБ называется консолидированным. Консолидированный бюджет РБ включает в себя республиканский бюджет и местные бюджеты (районные, городские, поселковые, сельские бюджеты) образований, находящихся на её территории. В свою очередь, Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов федерации, в том числе РБ, образуют консолидированный бюджет РФ.

Региональный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъектов РФ.

Бюджетная система РБ, так же как и РФ, строится на принципах единства, разграничения, самостоятельности, полноты, сбалансированности, гласности и достоверности. Следствием реализации вышеуказанных принципов в организа­ции бюджетной системы республики стало то, что субъектами меж­бюджетных отношений в республике начали выступать не органы власти и управления РБ, а административно-территориальные об­разования республики в целом. При этом нижестоящий бюджет перестал входить в составную часть вышестоящего бюджета, а консо­лидированные бюджеты территорий начали использоваться лишь для статистических и аналитических расчетов.

Принципы формирования местных бюджетов основаны на государственных социальных стандартах, социальных и финансовых нормах, в частности, таких как конституциональный минимум социальной защиты.

Бюджет РБ представляет собой баланс доходов и расходов РБ и субъектов, входящих в ее состав.

Необходимым условием осуществления бюджета является дос­таточность его доходов для финансирования всех расходов государ­ства. В случае превышения расходов над доходами возникает дефицит бюджета. Наличие или отсутствие дефицита бюджета нельзя однозначно оценивать только отрицательно или положительно, необходимо учитывать структуру расходов бюджета и источники формирования его доходной части.

Стабилизации и оздоровлению экономики нередко способствуют активные бюджетные дефициты. Государство вынуждено субсидировать крупные доходные инвестиционные и инновационные проекты, обещающие в будущем рост бюджетных доходов.

Сегодня в бюджетной системе республики к закрепленным до­ходам относятся доходы, которые в соответствии с законодательст­вом полностью или в твердо закрепленной доле на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет. До­ля закрепленных доходов в структуре общих доходов бюджета име­ет большое значение для его действительной самостоятельности.

Так доходы государственного бюджета на 2002 г. сбалансирован с расходами и планируются на уровне 25,8 млрд руб.

Основная часть доходов бюджета формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений, складывающихся из доходов государственного имущества, платных услуг различных фирм административных объектов, финансовых средств полученных из бюджета РФ и т.д.

Основным налоговыми поступлениями в консолидированный бюджет РБ являются налоги: налог на прибыль, налог на доходы с физических лиц, налог с продаж, налог на имущество предприятий, платежи за пользование недрами.

Неналоговые источники ресурсов субъектов федерации складываются из доходов от имущества, находящегося в собственности РБ, доходы от платных услуг, оказываемых государственными организациями, штрафы, пени, компенсации и т.д., доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд РФ, часть прибыли унитарных предприятий и др.

В соответствии с Конституцией РБ республиканский бюджет РБ утверждается в форме закона Государственным Собранием РБ по представлению Президента РБ в составе Бюджетного послания, а местные бюджеты – Советами народных депутатов в форме реше­ний.

Составление бюджета производится в соответствии с програм­мами и прогнозами социально-экономического развития террито­рий. При этом важна реализация одного из принципов построения бюджетного процесса - принципа реальности запланированных доходов и расходов.

Расходная часть бюджетной системы РБ – представляет собой затраты, возникающие в связи с выполнением данным субъектом Федерации государством своих социально-экономических функций.

Расходы бюджета РБ могут делиться на три группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, управление.

Структура расходов бюджета в разрезе названных групп в течение многих лет была у нас относительно стабильной, демонстрируя приоритеты в распределении бюджетных средств. Начиная с 90-х годов, наблюдались заметные изменения.

В последние годы бюджетные расходы концентрируются в первую очередь на решении важных социальных проблем республиканского уровня, не имеющих альтернативных источников финансирования. Общий объем капиталовложений в 2000 году составил более 7,6 млрд руб., 69,7% было направлено на строительство объектов непроизводственного назначения, инвестиции в основной капитал в 2001 году составили 12 млрд руб. Приоритетными направлениями стали инвестиции в строительство жилья, как через Фонд жилстроя при Президенте Республики Башкортостан.

Консолидированный бюджет Республики Башкортостан характеризуется увеличением доли республиканского бюджета, как в структуре доходов, так и в структуре расходов. 52% всех расходов республиканского бюджета составляют основную часть бюджетных расходов, осуществляемых на уровне республики.

Из республиканского бюджета предоставляются средства, предназначенные для пополнения местных бюджетов, не имеющих достаточные собственной доходной базы. В 2002 году финансовая помощь в форме дотаций, субвенций и субсидий местным бюджетам Республики Башкортостан из республиканского бюджета планируется в размере 52000000 тыс. руб., федерального бюджета - предусмотрена в размере 791539 тыс. руб.

Бюджетная политика, проводимая в республике, предусматривает

государственную поддержку предприятий практически всех отраслей экономики, при этом не допускается «распыление» средств. Необходимым признается отказ от практики «благотворительности» – поддержки неперспективных, не дающих должной отдачи производств.

Расходы бюджета Республики Башкортостан имеют тенденцию к повышению, за период с 1999 по 2002 год средний темп роста составил 64%. Если в 2000 году наблюдался профицит бюджета в исполнении на 1297579 тыс. руб., то в 2001 году ситуация изменилась и бюджетные расходы превышали доходы на 761500 тыс. руб., против заложенных в проекте 1125292 тыс. руб. Больше средств, чем предусмотрено Законом о Бюджете Республики Башкортостан в 2001 году, было направлено на государственное управление и самоуправление (превышение на 14%), фундаментальные исследования и содействие НТП (на 33%), на промышленность, энергетику и строительство (превышение на 10%), финансовую помощь бюджетам других уровней – на 35%.

Бюджет Республики Башкортостан на протяжении многих лет ориентирован на сохранение стабильной ситуации в агропромышленном комплексе. Однако опыт прошлых лет показывает, что эффективность вложения средств в этот сектор остается низкой.

Благодаря относительно стабильным и высоким расходам по статье «Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика», в Республике удалось создать большую, хорошо смонтированную и благоустроенную сеть автодорог. Проведение жилищной реформы обусловливают изменения расходов на статью «Жилищно-коммунальное хозяйство». С 1999 по 2002 год они уменьшились на 2,7%. Большая часть расходов связана с субсидиями и трансфертами населению.

Если в Федеральном бюджете за этот же период произошло снижение расходов на финансирование народного хозяйства, то в бюджете Республики Башкортостан наблюдается рост этих статей расходов.

В общей структуре расходов республиканский бюджет ориентирован более на финансирование собственных экономических расходов.

Основным инструментом оказания государственной поддержки на комплексной основе остаются целевые программы, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Начиная с 1997 года, комплексное финансирование из федерального бюджета осуществляется только по программам социальной направленности. Реализация остальных программ происходит за счет привлечения внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В рамках федеральных программ в республике в настоящее время реализуются следующие программы развития: промышленного потенциала - «Развитие конкурентоспособных производств», «Развитие рудно-сырьевой базы металлургической промышленности», «Развитие медицинской промышленности», «Жилище», «Свой дом», «Машиностроение для агропромышленного комплекса России», в отраслях АПК - «Повышение плодородия почв», «Развитие рыбного хозяйства», «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра», «Развитие индустрии детского питания», «Машиностроение для АПК России», «Увеличение производства сахара», «Газификация села”; социальной сферы - "Дети России", "Инвалиды", "Образование", "Культура и искусство", "Дети-инвалиды", "Безопасное материнство", "АнтиВИЧ/СПИД", "Социальная поддержка инвалидов", "Дети-сироты", "Развитие образования", "Одаренные дети" и другие.

В целом на реализацию федеральных целевых программ в Республике Башкортостан потребуется финансовых затрат на сумму 896,9 млн руб. и 2,4 млн долларов США, из них за счет федерального бюджета - 783,2 млн руб. и 2,4 млн долларов США, за счет республиканского бюджета - 81,2 млн руб., за счет других источников 32,5 млн руб.

Строго целевое направление финансовых ресурсов позволяет реализовывать приоритетные проекты и важнейшие объекты в условиях ограниченных капитальных расходов федерального бюджета.

Сокращение количества федеральных целевых программ позволяет сделать вывод о начавшейся концентрации бюджетных расходов на финансировании приоритетных программ и объектов. Недостаточная концентрация финансовых ресурсов на реализации действительно приоритетных проектов и важнейших объектов при ограниченных капитальных расходов федерального бюджета ведет к распылению бюджетных средств по многочисленным объектам, росту незавершенных работ и снижению эффективности использования бюджетных средств.

В структуре расходов федеральных целевых программ не предусмотрено кардинальное сокращение расходов на прочие нужды и соответствующее увеличение расходов на государственные инвестиции и НИОКР, вследствие чего федеральные целевые программы все больше становятся лишь дополнительным источником финансирования текущих расходов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.