Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Культура Древнего Востока. 1 страница




Часть 2. Культура древнего Китая.

 

Китай – огромная и самая населённая страна в мире, в которой живёт множество разных народностей, но девять десятых её населения составляют китайцы. Сегодняшние китайцы называют свою страну Чжунго (“Срединное государство”), но в давние времена именовали Поднебесной. История Китая насчитывает несколько тысячелетий. Мудрый и талантливый китайский народ изобрёл много полезных вещей: Китай дал миру звонкий фарфор и бумагу, переливчатый шелк и компас, печатный станок и порох, праздничные фейерверки и чай, особую медицину, связанную с аккопунктурой и специфические приемы рукопашной борьбы и т.д.

Китайцы создали своё особое письмо, где каждый специальный знак-иероглиф обозначает не просто букву или звук, а слог или целое слово.

В данной лекции будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Характерные черты китайской культуры.

2. Культура периода Шан –Инь.

3. Культура Чжоу.

4. Культура эпохи Цинь иХань.

 

Периодизация истории Китая для современного китаеведения остаётся спорным и актуальным вопросом. Так называемый формационный подход к анализу смены стадий в истории китайской культуры не совсем правомерен, поскольку обнаруживается несовпадение китайских исторических эпох с европейскими формационными периодами. Если за определяющие периодизационные критерии принять тип государственности, характер социально-экономических отношений и уровень развития культурных форм, то историю Древнего Китая можно представить следующим образом: Архаический Китай (с раннего палеолита до возникновения государственности); Древний Китай, объединяющий период ранних государств (эпохи Шан –Инь, XVI – XI вв. до н.э., и Чжоу, XI ‑ III вв. до н.э.) и период ранних империй (эпохи Цинь и Хань, III в. до н.э. – III в. н.э.).

Китайский этнос создал особый тип культуры, резко отличающий его от культур других народов. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли более значительную роль, нежели мистика и индивидуалистические поиски спасения. Здравомыслящий китаец никогда не задумывался над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти, зато он всегда видел перед собой эталон высшей добродетели и считал своим священным долгом ему подражать. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались те, кто учил жить достойно, в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не ради блаженства на том свете или спасения от страданий. Не религия как таковая, но прежде всего ритуализированная этика формировала облик традиционной китайской культуры.

Всё это оказало влияние на характер представлений о мире. В связи с этим заслуживает внимания то обстоятельство, что религиозной структуре Китая всегда была свойственна незначительная роль духовенства. Чаще всего учёные выполняли важнейшие функции жрецов в честь Неба – высшей всеобщности, абстрактной и холодной, безразличной к человеку. Именно они были уважаемым и привилегированным сословием в Китае. Однако они были не столько жрецами, сколько чиновниками.

Эти особенности религиозной структуры Китая были заложены в глубокой древности, начиная со II в. до н.э. Как и у других народов, у китайцев было множество богов и духов, которым они приносили жертвы, в том числе кровавые. Но с течением времени на первый план среди этих богов и духов стал выходить Шанди – верховное божество и одновременно их предок-тотем. Смещение в культе Шанди акцента в сторону функций первопредка сыграло в истории цивилизации Китая огромную роль: оно привело к ослаблению религиозного начала и усилению начала прагматического, проявившегося в абсолютизации культа предков. В дальнейшем, в эпоху династии Чжоу, распространившей власть на обширную территорию бассейна Хуанхэ, культ Неба и Чжоу вытеснил Шанди. На Небо перешло представление о прямой генетической связи божественных сил с правителем. Чжоуский ван (правитель) стал считаться сыном Неба, а китайская империя – Поднебесной. Этот титул и название страны сохранились вплоть до ХХ века.

Культу Неба был придан не столько священно-божественный, сколько морально-этический акцент. Считалось, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных. Под добродетелью при этом понималось соответствие правителя, олицетворяющего народ, внутренней божественно-космической силе Неба. Только имея добродетель, правитель имел право управлять. Теряя её, он утрачивал это право. Для китайских правителей отождествление с Небом означало принятие на себя ответственности за весь мир, в который они включали собственно Китай и окружающую его варварскую периферию, явно тяготеющую, по их представлениям, к центру, т.е. к китайскому властителю Поднебесной, сыну Неба.

Со временем Небо, в представлениях китайцев, всё более теряло присущие ему когда-либо личностные черты и превращалось во всеобщий порядок движения всего сущего, порядок одновременно космический и нравственный. Смысл жизни для древних китайцев заключался в поддержании правильных отношений человека с космосом, в умении всегда соответствовать движению мира.

Итак, в китайской традиции религия обернулась этикой, индивид в ней как бы заслонил богов. Акцент на моральной и совершенно беспристрастной воле Неба потребовал и соответствующей трактовки народа, который был объявлен глашатаем воли Неба. Космически санкционированный коллективизм получил в китайском мировоззрении также довольно прочное место.

Китайской культуре присуща ещё одна яркая черта – доверчивость людей к мудрости природы. Это позволило китайцам создать оригинальную картину мира, где не было места ни враждебности, ни несовершенству, ни дисгармонии. Эта картина мира поражает своей цельностью, совершенством и гармонией. Мир в представлении китайцев – это мир абсолютного тождества противоположностей, где многое и единое не отрицают друг друга. В каждом явлении природы просвечивается богатство всей природы.

Таким образом, в основе гармонии общества и природы лежала идея социо-этико-политического порядка, санкционированного великим Небом. И эта идея поддерживалась и развивалась в учениях даосизма и конфуцианства. Не удалось вытеснить эту идею и буддизму, составившему вместе с конфуцианством и даосизмом философско-религиозную триаду (сянь цзяо) – духовный стержень всей китайской культуры.

Архаический Китай представлял собой самую древнюю культуру китайского народа. Древнейшей антропологической находкой на территории Китая на сегодняшний день является обнаружение нескольких костных фрагментов дриопитека, найденных в 1956-1957гг. Возраст дриопитека определяется в 15 млн. лет. Поэтому Китай относится к числу регионов, где зарождалось и становилось человечество.

В более отчетливом и целостном виде, чем палеолит, предстает неолитическая эпоха (VI тыс. до н.э.). Эта эпоха, открытая в 1921г., на сегодняшний день представлена более чем 20 культурами, находившимися во всех важнейших регионах Китая: в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, в северо-западных (окрестности Пекина) и восточных районах. Самыми массовыми находками этих культур являются изделия из керамики и в первую очередь художественно оформленная посуда. В целом не вызывает сомнений, что именно в неолитическую эпоху зарождается керамика, шелковое и лаковое производство, ювелирное дело, живопись, пластика, а также исходные для китайской цивилизации культы, космологические представления.

В V – III тыс. до н.э. в среднем течении Хуанхэ складываются развитые неолитические культуры, наиболее ранней из которых была культура Яншао. Яншаоские племена, населявшие долину главного притока Хуанхэ – реки Вэйхэ, а затем распространившиеся в западном и восточном направлении, жили в небольших посёлках в непосредственной близости от речных пойм. На плодородных аллювиальных почвах яншаосцы возделывали чумизу. Они разводили свиней и собак. Большого мастерства яншаосцы достигли в технике изготовления керамики, обжигавшейся в специальных печах и украшавшейся ярким крашеным геометрическим или зооморфным орнаментом.

Но постепенно происходят изменения в культуре яншаоского типа. Исчезает крашеная керамика, её место занимает серая и чёрная посуда, изготовленная с помощью гончарного круга. Культуры этого типа обычно именуются Луншань, характеризуются дальнейшим прогрессом в земледелии. Совершенствуются каменные орудия, в частности, появляются более производительные виды жатвенных ножей и серпов. Изменения происходят и в социальных отношениях: в луншаньских погребениях впервые обнаруживаются следы имущественной дифференциации между членами общества.

Согласно дошедшим до нас легендам о “совершенных правителях древности”, когда-то в Поднебесной правил великий мудрый Яо. Состарившись, он избрал преемником не своего сына, а способного и энергичного Шуня. При этом правителе на Поднебесную был ниспослан потоп. Шунь объявил, что передаст бразды правления тому, кто спасёт людей от потопа. Это удалось сделать великому Юю: он углубил русла рек, и по ним вода ушла в море. Так Юй стал правителем. Место Юя занял, вопреки традиции, не посторонний человек, а Ци – сын Юя. После этого власть стала передаваться в Поднебесной по наследству. В этой легенде, скорее всего, нашли отражения определённые факты: на смену выборным вождям постепенно приходит наследственная власть. Ци считается основателем первой древнекитайской династии Ся. Однако отсутствие достоверных письменных источников не позволяет решить вопрос о том, что представляло собой древнекитайское общество во время правления этой династии.

По преданию, последний правитель династии Ся отличался необыкновенной жестокостью, чем восстановил против себя вождей подчинённых племён. Предводитель одного из них по имени Тан восстал против тирана, сверг его и объединил Поднебесную под своей властью. Он был представителем новой династии Шан, впоследствии получившей название Инь.

Многие черты материальной культуры шан-иньского периода указывают на её генетические связи с неолитическими племенами, населявшими бассейн Хуанхэ в III тыс. до н.э. Немало сходства в керамике Инь и Луншань.Мало изменился на протяжении столетий характер земледелия и сельскохозяйственные орудия. Основным копательным орудием оставался деревянный заступ “лэй” ‑ двузубая палка с поперечной перекладиной. Однако, по крайней мере, три важнейших достижения присущи эпохе Шан-Инь: употребление бронзы, возникновение городов и появление письменности. В позднем Инь были известны приёмы обогащения медной руды, рецепты сплавов меди и олова, а для литья использовались высококачественные глиняные формы. Однако достижения техники того времени почти не затронули основную сферу общественного производства – земледелие. Бронза применялась в эпоху Инь преимущественно в двух областях: для производства оружия и ритуальных сосудов для жертвоприношений.

В иньское время стали возводить глинобитные стены, которыми окружали все крупные поселения- места сосредоточения ремёсел; их можно считать городами. Городская стена раннеиньской столицы близ города Чжэнчжоу имела основание не менее 6 метров толщиной. Такая стена надёжно защищала население города во время военных действий. Как показали раскопки иньской столицы близ города Аньяна, на территории города размещались многочисленные дворцовые и храмовые здания, возводившиеся на глинобитных платформах. Эти здания поддерживались мощными колоннами, которые устанавливались на каменных или бронзовых основаниях. Сеть отводных каналов служила для стока излишков влаги в случае дождей или паводков. В пределах городской стены размещались мастерские – литейные, косторезные, гончарные и т.д. Таким образом, ремесло отделилось от земледелия.

Наконец, указанием на вступление общества в качественно новую эпоху является появление письменности.

Дошедшие до нас образцы иньской письменности ‑ древнейшие надписи на территории Восточной Азии.Они представлены гадательными текстами на костях животных и панцирях черепах. Однако несомненно, что в иньский период широко использовались и другие материалы для письма, в частности, деревянные планки.

Согласно представлениям древних китайцев “главные дела государства – это жертвоприношения и войны”. И то, и другое нашло достаточно подробное отражение в текстах иньских надписей на гадательных костях.

Представления иньцев об окружающем мире носили отчетливо выраженный эгоцентрический характер. Они считали, что в центре Поднебесной находится Великий город Шан ‑ резиденция правителя. Вокруг него простираются территории, входящие в состав иньского государства. Они различаются по странам света: западные земли, южные земли и т.д. За пределами земель живут племена, не признающие власти иньского правителя и поэтому враждебные ему. Однако четкой границы между землями и племенами фактически не существовало. Любое племя, выступившее на стороне правителя Инь, автоматически становилось частью соответствующих земель и наоборот. Иньское государство не имело какой-либо иной системы территориального деления, кроме родоплеменного. Оно возникло, скорее всего, как союз племен, одно из которых возвысилось над другими и подчинило их своему влиянию.

Политическое единство иньцев олицетворялось правителем ‑ ваном. Отчетливо выступает тенденция к единоличному правлению государя. Власть вана выражалась в его праве отдавать приказы любому человеку, находящемуся на его землях. Часто ван лично возглавлял карательные походы против враждебных племен. Если же племя признавало власть вана, то отныне оно могло рассчитывать на его покровительство. Вождь же покорившегося племени должен был регулярно платить дань вану.

В Древнем Китае империя была проявлением всеобъемлющей гармонии бытия, а император – религиозным символом власти. Император, подобно Небу, все укрывал собой, подобно Солнцу, всё освещал. Поскольку Небо означало полноту природы каждого существа, император должен был править, не вмешиваясь в ход событий, управлять нужно было так, чтобы каждый мог реализовать себя, поэтому император был символом покоя и порядка на земле. Император должен был выполнять множество ритуалов и знать советы Неба. Этому его учило гадание по “китайской библии” ‑ “Книге Перемен” (И Цзин). Она была создана старейшими мудрецами Китая в глубокой древности и состоит из 64 гексаграмм, которые являются геометрическим выражением всеобщего ритма природы и соответствуют судьбам людей и государств, как казалось китайцам.

В период развития государства Инь широкое распространение получило развитие художественной культуры. Изделия из бронзы, нефрита, кости, керамики являют собой образцы выраженных талантов иньских мастеров. Кроме того, в иньскую эпоху зарождается музыкальная культура Китая, которая в дальнейшем станет одной из сложных музыкальных культур мира.

Следующий период развития древнекитайской культуры связан с образованием государства Чжоу (XI-III вв. до н.э.), которое возникло в результате покорения Шан-Инь народностью, известной как чжоусы, точная этнокультурная принадлежность которой до сих пор дискутируется в науке. Тем не менее не вызывает сомнений, что чжоусы унаследовали и развили все цивилизационные достижения иньского государства. В рамках чжоуской эпохи особо выделяется период, обозначаемый как период Борющихся царств (Чжаньго: 475-221гг. до н.э.). В этот период централизованное чжоуское государство распалось на несколько самостоятельных царств, ведущих непрерывные междоусобные войны. Несмотря на раздробленность страны, во всех царствах Китая того времени имели место общие социально-экономические и культурные процессы, носившие бурный новаторский характер. К важнейшим из них относится появление имущественной знати, интенсивное развитие ремёсел, торговли, городов, активное использование железа, повлёкшее за собой качественные изменения в системе землепользования и в прикладном искусстве.

В духовной жизни китайского общества этого периода выделяют формирование национальной религиозной и философской мысли, а также становление философских школ.

Религия Китая была своеобразной. Человеку нужны были защитники в разных сферах бытия, и китайцы видели их в духах предков, которые должны были заботиться о потомках, ограждать человека от козней злых духов, ударов судьбы. Эти духи изображались в виде страшных, ужасающих образов. Древние китайцы обожествляли гром, ветер, дождь, горы, ручьи.

Важным событием для Китая было создание письменной культуры, сопровождавшееся созданием книги как таковой. Пишутся первые поэтические памятники и художественная проза. Кроме того, этот период времени ознаменовался расцветом шелкового, лакового производства и ювелирного дела с широким использования благородных металлов.

Эпоха Чжаньго вошла в традицию как классический период в истории духовной культуры Китая. И действительно, она была неповторимой эпохой многообразия идей, не стесняемых никакой идеологической догмой. Ни до, ни после на протяжении древности и средневековья общество Китая не знало такой напряженности интеллектуальной жизни. На городских площадях, на улицах и в переулках, во дворцах правителей и домах знати происходили идейные диспуты. В знаменитой на весь Китай академии Цзися сходились до тысячи “мужей, искусных в споре”, состязавшихся в красноречии.

В эту эпоху “соперничества ста школ”, как ее называют источники, складывались основные направления философско-политической мысли Древнего Китая: конфуцианство и даосизм, которые оказали огромное влияние на все последующее развитие китайской духовной культуры.

Возникновение даосизма традиция связывает с именем полулегендарного мудреца из царства Чу Лао-цзы. Он считался автором философского трактата “Дао дэ цзын” (“Книга о дао и дэ”, IV ‑ III вв. до н.э.). Основная категория учения Дао трактовалась как “путь природы”, “мать всех вещей”. “Дэ” понималось как благость, качественная природа, нравственная сила. Человек, обладающий “дэ”, “движим внутренней чистотой”.

Социальным идеалом древнего даосизма был возврат к естественному состоянию, которому свойственно внутриобщинное равенство. Даосы осуждали социальный гнет, войны, выступали против богатства и роскоши знати, бичевали жестокость правителей и самоуправство сановной элиты.

Лао-цзы выдвинул теорию недеяния, которая отражала в себе идею деятельности без разрушительного действия, деятельности в резонансе с природной жизнедеятельностью: “делать, не делая”, “действовать, бездействуя”. В позитивном смысле это выражение означает “жить так, как живет природа”. Лао-цзы признавал объективность мира, выступал против обожествления неба. Он учил, что небо и земля – всего лишь части природы.

Центральное место в даосизме занимала идея “воплощения” даосом божественных сил космоса в самом себе. Целью даосского подвижничества считалось постижение в себе сокровенного “подлинного государя”, или символа бытия, который предвосхищает все сущее и дает власть над миром.

Конфуцианство возникло на рубеже VI ‑ V вв. до н.э. Его основоположником являлся Учитель Кун – странствующий проповедник из царства Лу, который был впоследствии обожествлен. Он излагал свое учение устно в форме диалогического собеседования. Изречения Конфуция были затем записаны его учениками и сведены в трактат “Лунь юй” (“беседы и суждения”). На протяжении многих веков это произведение составляло основу начального обучения в китайских школах, где от учащихся требовалось его зазубривание наизусть. Конфуцианство, прежде всего, связано с проблемами нравственности и управления. Конфуций уделял главное внимание не вопросам бытия, а человеку и обществу.

По конфуцианскому учению, общественная структура, как и устройство мира, вечна и неизменна. Каждый в ней по воле Неба занимает строго определенное место. Небом предопределено деление людей на “благородных”, способных к самоусовершенствованию, и “низких”, которым предначертано свыше заниматься физическим трудом. Конфуций был ярким приверженцем сохранения традиций, призывал к возрождению древних обычаев и методов управления.

Одна из важнейших заповедей в учении Конфуция – сыновнее благочестие, т.е. любовь сына к своим родителям. Дети обязаны не только исполнять волю родителей и верно служить им, но они должны любить их всем сердцем. Если человек не любит своих родителей, он – существо ненормальное.

В древнекитайском мировоззрении факт смерти оценивался как нечто, не имеющее глубокого значения. Отсюда возник тотемизм, т.е. культ предков. Дух предков мог оградить человека от злых духов, гнева богов и от ударов судьбы. Религия древних китайцев представляла собой, с одной стороны, обожествление космоса и природы, с другой – развитый культ предков.

Когда человек умирал, никакой трагедии из этого не делали. Считалось, что он все равно остается среди живых, но уже как усопший. Мертвый уходит от живых условно, т.к. переходит в другое состояние. Вот почему в этой культуре символика смерти носила земной характер.

Конфуций всячески закреплял культ предков, считая его одной из самых значительных традиций. Именно почитая традиции, человек обретает знания о прошлом и использует опыт предков. Не знатное происхождение и имущественное положение давало право человеку называться “благородным мужем”, а образование и высокие моральные качества, которые приобретались в результате длительного обучения и воспитания. Люди делились на образованных и необразованных. Конфуций верил, что человек по своей природе добр, люди по природе своей одинаковы, различаются же они только вследствие своих привычек. И если не учить человека, то его добрая природа извратится.

Период Борющихся царств (Чжаньго) завершился новым объединением Китая и возникновением первого в истории страны собственно имперского государства – империи Цинь (221-207 гг. до н.э.). В этот период была создана законодательная база и управленческая структура, обеспечивающие верховную власть императора. К числу важнейших реформ относятся также унификация системы мер и весов, письменности и денежной системы, строительства единой сети казенных дорог. Все это способствовало урегулированию товарно–денежных отношений и их полному подчинению государственному контролю.

С циньской эпохой связаны многие достижения китайской цивилизации в области рациональных знаний и производственной деятельности. Они нашли воплощение в таких всемирно известных памятниках, как Великая Китайская стена и Великий китайский канал. Еще одно уникальное во всех отношениях наследие Цинь – так называемая глиняная армия “Цинь-ши-хуан-ди” ‑ несколько тысяч глиняных фигур воинов, лошадей и колесниц в натуральную величину, найденных на подступах к погребению этого императора.

Следующая древняя империя – Хань (206 г. до н.э. – 220 г) ‑ является самым могущественным из древних китайских государств. В глазах последующих поколений она стала олицетворением величия национальной древности, ее политического и духовного расцвета. Показательно, что название этой империи используется во всех этнологических терминах, отражающих самосознание китайцев: “люди Хань” ‑ “китайцы”, “язык Хань” ‑ “китайский язык” и т.д. Но, справедливо считаясь временем окончательного утверждения и наивысшего подъема древнекитайской имперской государственности, ханьская эпоха не содержит в себе каких-либо принципиальных культурных новаций. Все процессы, составляющие духовную жизнь общества этого периода, носят преимущественно экстенсивный характер. Они лишь укрепляли, умножали и развивали культурные достижения чжоуской эпохи.

Для ханьского искусства характерно дальнейшее развитие погребальной пластики, появление собственно живописи в виде настенных росписей и монументальной каменной скульптуры.

К числу наиболее значительных событий ханьского времени относится начало функционирования Великого шелкового пути, связавшего Китай со многими странами и государствами. По маршруту Великого шелкового пути в Китай проникло множество культурных, идеологических и технологических новаций, главной из которых считается появление на Дальнем Востоке буддизма.

Ханьская империя погибла в горниле народных восстаний и междоусобных войн, завершив собой эпоху древности в национальной истории.

Своеобразие классической культуры Китая состоит в акценте на ритуальное, т.е. символическое, действие как таковое. Империя как конкретное государство только символизировала собой истинную “небесную” империю. Власть полностью отделялась от ее физических представителей. Отсюда специфическое для Китая сосуществование двух концепций: магико-религиозной концепции власти императора как средоточие космического порядка и чисто светской теории государства, руководствовавшейся исключительно соображениями эффективности административного аппарата.

Империя в глазах людей была проявлением всеобъемлющей и священной по своей значимости гармонии бытия, и каждая деталь ее устройства получила свой небесный прототип. Однако религиозный смысл имперского порядка воплощался не столько в официальных культах, сколько непосредственно в мироустроительных жестах императора. Официально он являлся фокусом космического всеединства, и его божественная ипостась пребывала в точке рядом с Полярной звездой, вокруг которой вращается небесная сфера.

В древнекитайской империи общественный, правовой и политический статус индивида не различались. Показательно, что социальная мысль Китая не знала вопроса: что есть человек? Ее занимала лишь, что он значит для государства. Человек в китайской империи не имел “гражданского состояния”: он был представителем духовной культуры, обладал только талантом и мог надеяться на то, что его используют в согласии с совокупным движением космического ритма. Осмысление человека в категориях иерархии врожденных талантов, определявших удел каждого индивида, стало господствующим в древней китайской империи, оттеснив на задний план идею равенства людей, свойственную философским учениям эпохи Борющихся царств.

Китайская идеология объявляла идеалом государственной политики поддержание благосостояния человека. Она была направлена также на обогащение государства и преследовала цель не допустить чрезмерного обогащения частных лиц. Эта обусловливалось стремлением иметь послушных и притом доверяющих власти подданных.

Несмотря на постоянную апелляцию служилых верхов древней китайской империи к “общему мнению”, их культура насквозь элитарна. Ее героем выступает незаурядный человек и прирожденный вожак, обладающий церемонно-грозным обликом, способный без принуждения повелевать толпой простых людей и по своим нравственным устремлениям, образу жизни радикально отличающийся от массы “глупого люда”. Однако идеальный человек в китайской традиции был лишен возможности преследовать цели для себя, отчего его возвышенной воле было суждено оставаться принципиально сокровенной. Мудрецу в Древнем Китае полагалось пребывать в глубоком уединении.

В Древнем Китае обычно писали на длинных и тонких деревянных или бамбуковых планках, соединявшихся затем шнурком или ремнем. Писали тушью с помощью кисти, а ошибочно написанные знаки подчищали металлическим ножом. Начиная с середины первого тысячелетия до н.э. древние китайцы писали также на шелке. На грани нашей эры в Китае была изобретена и вошла в употребление бумага. В первых веках н.э. бумага вытесняет все старые материалы для письма.

Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в надписях на бронзовых сосудах. Рифмованные тексты обнаруживают известное сходство с песнями, вошедшими в “Шицзин”. “Шицзин” ‑ подлинная сокровищница древнекитайской поэзии. Этот памятник включает 305 поэтических произведений, сгруппированных по четырем разделам (“Нравы царств”, “Малые оды”, “Великие оды” и “Гимны”). Лирические народные песни, вошедшие в первый раздел “Шицзина”, поражают своей искренностью и задушевностью. Иные стилистические особенности у произведений, включенных во второй и третий раздел, основные темы которых – служение правителю, военные походы, пиры и жертвоприношения.

Эпоха Чжаньго была временем стремительного взлета древнекитайской культуры. В эту эпоху проживало множество талантливых поэтов. Древне китайская поэзия была неотделима от музыки. Неслучайно название поэтического жанра Сунн (гимны) восходит к слову “колокол”. Музыка, поэзия, танец – в синкретическом единстве этих трех явлений культуры конфуцианцы видели выражение подлинных норм взаимоотношений между людьми. “Слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна лгать” ‑ так определялась древними китайцами социальная функция музыки.

Древнекитайские музыкальные инструменты делились на три основные группы: струнные, духовые и ударные. Этот набор музыкальных инструментов продолжал существовать и в ханьское время для исполнения “изысканной” музыки. Наряду с ним в Китае в эпоху Хань распространяются и совершенно новые музыкальные инструменты, заимствованные у соседних народов. Многие из них попали в Китай из Средней Азии – лютневидная пипа, арфа “кунхоу” и др.

Что касается архитектуры, то своей вершины она достигает в Ханьскую эпоху. Основу конструкции древнекитайского здания составляли не стены, а столбы каркаса, принимавшие на себя главную тяжесть крыши. Без столбов и соединяющих их балок здания вообще быть не может. Прежде всего, о столбах и балках упоминается и при строительстве храма.

Здание возводилось на стилобате, приподнятой платформе. Стены обычно сооружались из утрамбованной глины, кирпич стал применяться в строительстве в эпоху Хань. Крыша покрывалась черепицей, а по фасаду закреплялись концевые декоративные черепичные диски, в ханьское время украшавшиеся надписями с пожеланием счастья и благополучия.

В ханьскую эпоху особого развития достигла портретная живопись, к числу наиболее известных в настоящее время произведений этого жанра принадлежит фреска из погребения близ Лояна. На ней изображена сцена “пира в Хунмэне” ‑ драматического эпизода междоусобной борьбы, когда будущий основатель ханьской династии попал в ловушку, подстроенную его соперником. В ханьское время обычно украшали портретными фресками дворцовые помещения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.