Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Католическая церковь. Инквизиция




Возникнув как религия низов общества в античный период, христианство испытало на себе жестокие преследования со стороны римских властей. В период гонений немногочисленные христианские общины связывались между собой перехожими учителями – “пророками”. Их место заняли потом епископы (“хранители”, “наблюдатели”), пресвитеры (“старейшины”) и диаконы (“служители”). Со временем прежняя демократическая организация христианских общин выродилась в оторванную от верующих церковную организацию. В период античности возникают синоды – собрания епископов, рождаются идеи всесветной церкви, зарождается христианская литература, ядро которой составили четыре Евангелия, признанных ортодоксальными, то есть единственно правильными.

Преследование христиан продолжалось до IV века. Только при императоре Константине церковь стала легальной, так как христианство с его монотеизмом (единобожием) могло лучше, чем различные языческие культы, сплотить в единое целое разноплеменное население империи, а централизованная церковная организация – дополнить государственную бюрократическую систему. Поэтому уже в Римской империи христианство становится господствующей религией, а церковь превращается в крупную политическую, экономическую и идеологическую силу. В 325 году собирается первый “Вселенский” собор христианской церкви – Никейский, который выработал символ веры, объявил христианскую церковь “вселенской”, “ортодоксальной” (непогрешимой), осудил свободомыслие и провозгласил принцип нетерпимости к иноверцам.

В период раннего Средневековья значение христианского вероучения и христианской церкви сохраняется. Власть римского епископа усиливается. Он провозглашается единственным патриархом Западной половины империи. Его возвышению способствовали франкские короли (Пипин Короткий, Карл Великий), отдавшие ему город Рим с прилегающей областью. На этой территории римский папа обладал властью феодального государя.

Уже к XI веку в церковном аппарате наметились негативные тенденции, что сделало необходимым проведение важных реформ, касающихся церковной жизни. По инициативе папы Григория VII с целью предотвращения расхищения церковного имущества было декретировано безбрачие священников (целибат) и была запрещена покупка церковных должностей (симония).

В 1054 году произошел окончательный разрыв между Западной и Восточной христианскими церквями. С этого времени ведут свое начала два основных направления в христианстве – католицизм и православие.

Христианское вероучение пережило крушение рабовладельческого строя, сохранив и упрочив свои социальные и идеологические функции в феодальном обществе, а церковная организация стала неотъемлемым элементом феодальной системы. Сосредоточив в своих руках огромные земельные богатства, церковь и духовенство оказывали влияние на государственную власть, закрепили за собой важные политические и юридические прерогативы, церковная юрисдикция соперничала со светским правом, а церковные учреждения – епископства, аббатства пользовались судебными правами и привилегиями. Став основополагающим фактором средневековой политической и экономической системы, церковь подчинила своему господству и духовную жизнь общества – философию, науку, мораль, образование, искусство.

Под знаком борьбы христианства с исламом за “святые места” католическая церковь организует в XI – XIII веках крестовые походы – военно-колонизационное движение западноевропейцев в страны восточного Средиземноморья.

Крестоносное воинство, помимо рыцарей-феодалов, состояло из массы крестьян, а также купечества. Духовным вождем крестоносцев являлось католическое духовенство во главе с римским папой. Истинной причиной походов было решение экономических проблем различных сословий феодального общества. Крестовые походы окончились неудачей, принеся неисчислимые бедствия и народам Востока, и западным странам. Однако длительное общение с населением, обладавшим более высокой материальной и духовной культурой, способствовало распространению в Западной Европе в области хозяйства и быта многих достижений Востока. В частности, распространение получили новые сельскохозяйственные культуры: рис, сахарный тростник, арбузы, абрикосы. В области ремесла европейцы научились изготавливать дорогие ткани и закаливать металлы. В быт вошли отдельные элементы гигиены, такие как горячие бани, частая смена нижней и верхней одежды и др. Проникновение восточной культуры в жизнь средневекового европейского общества было не только результатом крестовых походов. Культурные заимствования возникали и ранее в процессе мирного общения с арабами Испании и Сицилии, а также на основе развития торговли с мусульманскими странами и Византией.

В XII – XIII веках церковь находится на вершине могущества, притязая на политическое господство, вмешивается во внутренние дела государств в качестве высшего судьи и арбитра. Важнейшая привилегия церкви заключалась в праве на свой собственный суд, действие которого распространялось как на лица, относящиеся к церкви, так и на гражданское население за все виды преступлений, связанные с грехом (религиозное понятие вины). Для расправы с еретиками (вероотступниками и инакомыслящими) был создан особый церковный суд – святая инквизиция (от лат. Inquisitio – расследование). Это была независимая от всех местных властей, не признающая иного закона, кроме своего собственного, грозная сила. Изуверские методы ведения следствия (в 1252 году инквизиции было разрешено применять пытки), казуистический характер допросов, закрытый характер самих судебных процессов, сопровождаемый мрачными, наводящими ужас ритуалами; тотальная слежка и доносительство, поощряемые церковью, и как закономерный итог – сожжение обвиняемого на костре, сформировали у современников и потомков представление об инквизиции как о самой жестокой и лицемерной политической силе Средневековья.

Значение церкви в жизни средневекового общества не исчерпывалось ее политическими, экономическими и правовыми функциями. Являясь важнейшим идеологическим институтом, она регламентировала все области как знания, так и образования. Ф. Энгельс писал: “Церковная догма являлась исходным пунктом и основой всякого мышления”.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.