Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мода эпохи Средневековья как социокультурный феномен




Принцип сословного деления средневекового общества, имевший религиозное обоснование, а потому – незыблемый, проявлялся не только в политике, праве, морали своего времени, но и в такой области, как мода.

В эпоху Средневековья костюм обладал большой социальной значимостью, так как указывал на общественный статус человека. Свою исключительность с помощью одежды стремились подчеркнуть все без исключения сословия и социальные группы Европейского общества: монашеские ордены, представители различных корпоративных объединений, светская аристократия. Носить не ту одежду, которая подобала человеку по его положению, означала грех гордыни или падения, а сам костюм (его крой, цвет, используемый материал, украшения) регламентировался как светскими, так и духовными властями. Помимо этого, костюм эпохи Средневековья был наиболее наглядным способом демонстрации богатства, его роскошь определялась количеством и качеством используемой ткани, фасоном, а также различными аксессуарами. С появлением в эпоху зрелого Средневековья новой состоятельной общественной прослойки — городских жителей система, связанная с единством социального статуса и имущественного ценза предшествующего периода, постепенно разрушается. Городские буржуа стремились затмить броской нарядностью одежду знати. Однако деньги еще не являлись главным фактором, определяющим место человека в обществе, и поэтому власти охранительными мерами, например законами против роскоши конца XIII века, стремились сохранить существующий порядок, основанный на сословно-иерархическом принципе.

Эволюцию костюма можно проследить от примитивной одежды кочевников-варваров начала эпохи до утонченной моды королевских и герцогских дворов Европы и не лишенной практичности и красоты одежды городских жителей позднего Средневековья.

С появлением “варварских” племен на исторической арене одежда стала не только более функциональной, но и впервые в истории человечества начала отчетливо делиться на мужскую и женскую. Кочевой образ жизни, суровый климат и практическая потребность в одежде наездника – вот те важнейшие элементы, которые повлияли на формирование одежды этого времени вне зависимости от этнической принадлежности. В результате основой европейского костюма V – VI веков стали штаны варваров и короткая античная туника. Костюм этого времени дополнялся разнообразными ювелирными украшениями: как драгоценными пряжками и застежками, так и аксессуарами из бронзы.

Установление феодальных отношений сопровождалось созданием сложной иерархической, социально-классовой структуры общества. В этот период возникает необходимость акцентировать в одежде систему классовых различий. С этой целью одежду украшают широкой каймой, вышивкой, золотыми пластинами и драгоценными камнями. Из византийской моды в женский костюм раннего Средневековья пришла традиция “многослойных” одеяний, отмеченная архаическими чертами. В мужской моде произошли более революционные изменения. Верхняя часть одежды укорачивается до колен, неприлегающие штаны заправляются в ботинки без застежек, хотя, в качестве верхней одежды по-прежнему носят плащи – своеобразные отголоски античной хламиды.

С течением времени платье, напоминающее бесформенностью монашеское облачение, постепенно сменяется одеждой, плотно прилегающей к фигуре и оттого более грациозной. Во Франции уже к концу XII века существуют многочисленные образцы прекрасно сшитого по всем законам портновского искусства платья.

Развитие ремесленного производства и появление новых центров ткачества способствует расширению ассортимента выпускаемых тканей, повышению их качества, что косвенно увеличивало спрос на профессиональные портновские услуги в наиболее развитых странах Западной Европы – Франции и Италии XIII века. Не случайно эти государства стали колыбелью рыцарской культуры, которая выработала новые эстетические идеалы, отразившиеся в том числе и в моде. Мужским идеалом позднего Средневековья (XIII – XIV века) был уже не бесстрашный боец, одетый в грубые штаны и шкуры, а изнеженный и утонченный молодой человек с длинными завитыми волосами, знакомый с правилами гигиены и разнообразными косметическими средствами, пользующийся нижним бельем из льна и одетый по придворной моде. В это время особое значение приобретают не только крой, но и цветовые комбинации, имеющие символическое значение: распространившийся культ Прекрасной Дамы побуждал рыцаря не только участвовать в турнирах, но и в честь избранницы носить ее любимый цвет.

На излете Средневековья мода достигает пика эксцентричности. Телу при помощи кроя одежды сообщается S-образный изгиб, наблюдается гипертрофия в использовании цвета и его комбинаций. В воспоминаниях того времени упоминается о даме в фиолетовом шелковом платье, которая приехала на коне, покрытом синим щелком, со свитой из трех мужчин, одетых в костюмы ярко-красного цвета с зелеными капюшонами. Броские одежды той эпохи шились из парчи, сукна, бархата, шелка, дополнялись вышивкой и мехами. Их чрезмерная усложненность и подчеркнутая нефункциональность, манерная грация и откровенная сексуальность в сочетании с не менее откровенной показной роскошью вызывали повсеместный протест у блюстителей нравов. Проповедники всей Европы обличали такую одежду как грешную, мерзкую и непристойную. Тем не менее явно выраженный светский элемент позднесредневековой моды, откровенное любование утонченной красотой человеческого тела, выявление в костюме привлекательности анатомического строения женской и мужской фигур послужили, как и многие другие явления культуры этого времени, формированию гуманистических идеалов эпохи Возрождения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.