Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 6. Культура эпохи Возрождения. 1 страница




Театр.

В эпоху Средневековья появляются не только новые литературные жанры, но и рождается новый театр, существенно отличающийся от античного. Средневековое театральное действо возникает из сплава религиозного и нарождающегося светского мировоззрения, отражает специфику сознания человека того времени, в котором причудливо и противоречиво соединялись здравый смысл и дикие суеверия, истовость веры и едкая насмешка над церковными догматами, земное жизнелюбие и суровый аскетизм.

Средневековый театр был порождением города, где уже на исходе раннего Средневековья появляются странствующие забавники (“гистрионы”). В их представлениях жил веселый дух ярмарки и вольной шутки. Объединяясь в своеобразные братства (“Братства беззаботных ребят” во Франции) они создают некие аналоги современных театральных трупп, выступая на улицах и площадях.

Церковь в свою очередь, стремясь сделать литургию (церковную службу) более зрелищной, также обращается к форме театрального представления. Средневековая драма рождается в церкви как осуществление скрытых возможностей богослужения. Литургическая драма, созданная на сюжеты из Священного Писания, разыгрывается первоначально в храме. Впоследствии церковь передает ее городу, где возникает система театральных жанров: огромная многодневная мистерия (инсценировка священной истории от Сотворения мира до Страшного суда), бытовой фарс (комическая пьеса), степенное моралите (аллегорическая пьеса о столкновении пороков и добродетелей в душе человека).

Развитием церковной драматургии стало появление в XIII – XIV веках нового жанра – миракля (от лат. “миракль” – чудо) на сюжеты легенд о жизни святых и Девы Марии (“Миракль о Теофиле”, XIII век). Но вершиной средневекового театра были мистерии. Эти театральные действа происходили с особенным размахом, в них в качестве актеров и зрителей принимало участие все население города. Мистерии приурочивали к значительным городским событиям, их сюжеты брали из Библии и Евангелия, а само представление шло с утра до вечера на протяжении нескольких дней. Мистерии давали верующему наглядное представление о мироустройстве и месте человека в нем в рамках действующей теократической идеологии. Небо, земля и преисподняя составляли огромный единый мир, в котором человек был песчинкой, а могущественные силы Света и Тьмывели борьбу за его душу. Будучи площадным действием, обращенным к массовой аудитории, мистерия сочетала патетическое (религиозное) и комическое (народное) начала. Эта внутренняя противоречивость жанра привела к его упадку, а впоследствии послужила причиной его запрещения церковью.

В эпоху позднего Средневековья от мистерии отпочковалось моралите – театральный жанр, представляющий назидательную аллегорическую драму, которая носила притчевый характер (притчи о “Благоразумном и Неблагоразумном”, о “Праведнике и Гуляке”). Ее персонажи олицетворяли различные пороки и добродетели, а нравоучительный смысл раскрывался в диалогах-конфликтах, содержащих элементы фарса и социальной сатиры.

Театр был важным фактором духовной жизни средневековой Европы. Его площадная форма наглядно отразила жизнелюбие человека того времени, его веселую дерзость, веру в справедливость и жажду чуда.

 

Архитектура и изобразительное искусство.

История архитектуры и изобразительного искусства в целом повторяет основные этапы социокультурного развития Западной Европы. Объективно более низкий уровень общественно-политического, экономического, эстетического развития варварских племен, завоевавших некогда могущественную Римскую империю, сказался и в сфере искусства. Доказательством тому было отсутствие у новых народов навыков каменного строительства и крайне редкое и примитивное изображение человека. Зато варварское искусство V – VII веков создало выдающиеся образцы декоративно-прикладного искусства (предметы быта и обихода человека, обладающие качествами художественного произведения). Исключительным мастерством были отмечены изделия из металла, дерева, кости, покрытые ярким орнаментом и украшенные затейливой резьбой. Сюжетно-тематически орнаменты представляли собой фигуры борющихся друг с другом фантастических животных. Эти образы, порожденные первобытным сознанием и народной фантазией, долго сохранялись в западноевропейском средневековом искусстве.

Несмотря на разрушение варварами многих римских городов, их храмов и памятников, забвение на какое-то время архитектурных принципов и строительных навыков античного мира, уже в эпоху Каролингов развернулась обширное строительство. Возводились каменные храмы и дворцы, для сооружения которых нередко использовались фрагменты античных зданий, а их стены украшались росписями и мозаиками (дворцовая церковь в Ахене, конец VIII – начало IX века). Творчество художников Каролингской эпохи представлено произведениями декоративно-прикладного искусства (изделия из слоновой кости, драгоценных металлов и бронзы) и рукописными книгами, украшенными миниатюрной живописью. Каролингские миниатюристы знали произведения византийских и римских мастеров, использовали их изобразительные приемы. Иллюстрации выполнялись пером, темперой, гуашью с применением золота. Так как художники Каролингской эпохи находились под определяющим воздействием религиозных представлений о мире, построенных на основе христианской доктрины, уже в раннем Средневековье стали складываться строгие правила изображения священных сюжетов, обязательные для каждого художника. Эти правила предписывали высокую меру условности изображения – плоскостный характер фигур, их разномасштабность в зависимости от идейной значимости, отсутствие трехмерного пространства, символизм цвета и т.д.

В начале X века культурными центрами средневековой Европы становятся монастыри, в которых организуется художественное производство: в скрипториях переписывают и иллюстрируют книги, а в мастерских отливают скульптурные произведения и т.д. Ведущую роль в эпоху зрелого Средневековья начинает играть архитектура. Строительное искусство этого времени отличалось от античного зодчества типами построек, представлениями о конструктивном совершенстве и красоте. Традиционно в развитии средневековой архитектуры и искусства выделяют два периода и соответствующие им художественные стили: романский (XI – XII века) и готический (XIII – XV века).

Активизация каменного строительства в XI веке совпадает с утверждением принципов романского искусства. Сам термин “романское искусство” введен в научный оборот французскими археологами, которые обнаружили черты сходства культовых зданий Средневековья с римскими постройками – главным образом благодаря наличию сходных по конфигурации арок и сводов. Начиная с романского периода и до конца Средневековья, архитектура будет играть в искусстве ведущую роль. Сам облик сооружений давал представление о жизни людей данной эпохи – времени жестоких феодальных усобиц. Романские постройки (вне зависимости от функционального назначения) имели вид крепостей и служили защитой от нападений. Непременными атрибутами их внешнего облика были толстые стены, узкие окна, высокие башни, а основными типами построек – рыцарский замок, монастырский ансамбль и храм. Романскому храму была присуща суровая, мужественная красота; его отличала внушительная и торжественная мощь, подчеркнутая ясными, легко обозримыми, монолитными формами фасада. Средневековые соборы строились по определенным сакральным канонам, имели в плане форму латинского креста, образуемую тремя или пятью продольными нефами и одним поперечным – трансептом. Крест – один из распространенных и древних символов разных культур в христианской традиции становится символом распятия, воплощая идею мученичества Христа и победу жизни над смертью. Трехнефное строение храма толковалось как воплощение идеи троичности Бога, пространство алтаря – как надгробный памятник Христу, уходящие в высь своды символизировали небо. Архитектурно-планировочные принципы культового зодчества сохранились и в последующий готический период. Внутри романские церкви украшались фресками (произведениями монументальной живописи), а снаружи – скульптурным ярко раскрашенным рельефом. Античная традиция украшения фасадов здания круглой скульптурой и рельефом сохранила свое значение в средневековый период, но претерпела изменения в тематическом и эстетическом аспектах. На смену мифологическим героям античности приходят христианские святые, а пропорциональное совершенство и пластическую безукоризненность исполнения вытесняет грубовато бесхитростная, несовершенная в рисунке, но чрезвычайно выразительная манера (собор Нотр-Дам в Пуатье, XI – XII века). Излюбленными сюжетами становятся изображения небесной иерархии, апокалиптические видения, сцены Страшного суда и адских мучений. Произведения изобразительного искусства этого времени исполнены суровой строгости, порой наивны и всегда назидательны. В них христианская тематика причудливо переплетается с орнаментальным богатством варварского периода, а также образами фантастических существ, заимствованными из народных поверий. Эти тенденции характерны в равной мере как для монументального искусства, так и для его станковых форм, в первую очередь книжной иллюстрации.

Особенности устройства интерьера и внутреннее убранство романского периода, как и внешний облик сооружений, свидетельствовали о жизни, наполненной непредсказуемыми опасностями. Поэтому структура сооружения отвечала единственному требованию – быть удобной для защиты. Наиболее отчетливо это выражалось в устройстве замков аристократии. Неприступны для атакующих были не только стены с башнями, но и собственно жилище феодала, прямоугольная или круглая башня – донжон, которая делилась по вертикали на несколько независимых этажей – ярусов. Даже самые парадные помещения в романский период сохраняли простоту убранства. Стены лишь иногда покрывались росписью и обшивались деревом, столь же редко можно было встретить украшение интерьера декоративными тканями. Чрезвычайно скудно жизненное пространство было обставлено мебелью даже в рыцарских замках. Скамьи и сундуки использовались в качестве сидений и кроватей, шкафы и столы были простейшего вида, нередко раскрашивались в яркие цвета и украшались коваными железными накладками.

В конце XII века на смену романскому пришел новый стиль – готический (самтермин “готика” возник в эпоху Возрождения в Италии. Им обозначали все средневековое искусство, считая его порождением варварского племени готов, которое разрушило Рим). Основной причиной формирования готического стиля был рост монастырей, увеличение их богатств в результате паломничества и крестовых походов, а также рост городов, обусловленный их успешной борьбой с феодалами за экономические и политические права. Города были главными центрами распространения готического стиля с его динамичной устремленностью вверх. Причина возникновения подобной эстетики была банальна и утилитарна: средневековые города строились внутри крепостных стен, цены на земельные участки были чрезвычайно высоки, что и делало необходимым рост сооружения в высоту, а также компактность его плана. В центре города строился главный собор, который своим силуэтом и формами должен был подчеркивать значение населенного пункта, являться символом его могущества. Соборы строились так, чтобы вместить все взрослое население города, воздвигались на самых выгодных местах – естественных возвышенностях. Одновременно перед архитектурой возникла новая техническая задача: требовалось радикально усовершенствовать конструкцию сооружения с целью сократить расход строительных материалов и привлечение рабочей силы. Если романские архитекторы решали проблему прочности и надежности сооружения, полагаясь на массивность стен и опорных элементов, то готические архитекторы перешли к принципу каркасности, который давал возможность легко формировать план здания, увеличивать его физические размеры почти до бесконечности, добиваться максимальной освещенности внутреннего пространства и в то же время сохранять устойчивость здания. Конструкция готического сооружения (благодаря математически точному расчету нагрузок) приобрела “скелетный” характер. Практически все элементы, обеспечивающие прочность постройки, были вынесены на фасад. Их сложное переплетение создавало впечатление легкого и ажурного кружева, а внутреннее пространство становилось почти бесплотным. Расстояния между стеблевидными опорными столбами заполнялись огромными оконными проемами. В новой готической конструкции толстые стены “растворяются”. Потоки света льются в помещения через гигантские оконные витражи (декоративная или сюжетная композиция, выполненная из свинцовой сетки и многоцветного прозрачного стекла). Единственной массивной частью храмового готического здания оставался главный фасад с двумя огромными башнями по сторонам и торжественно оформленным скульптурами парадным входом – порталом (соборы в Амьене, Шартре, Кельне). Готическая скульптура изображала уже не только героев Священного Писания, но и реальных светских и духовных правителей. В скульптурных произведениях этого периода начинает проявляться интерес не только к рассказу-повествованию о событии, но и к передаче портретного сходства и душевных движений персонажа (статуи соборов в Наумбурге, Реймсе, XIII век). Помимо этого, готическая скульптура наглядно выражала изменившиеся представления о прекрасном: на смену былой тяжеловесности приходит грациозная утонченность образов, а в поздний период – болезненная хрупкость и ломкость форм.

Изменения политико-экономического устройства общества, наметившиеся на рубеже XII – XIII веков, оказали существенное влияние на строительную деятельность. С конца XIII века в результате усиления центральной королевской власти стремительно сокращается сооружение замков, а те, которые возникают, носят не оборонительный, а скорее парадно-увеселительный характер. Особое внимание теперь уделяется удовлетворению художественно-эстетических требований заказчика, соображениям уюта и комфорта. Если в эпоху раннего Средневековья понятие о личной жизни было весьма неопределенным, то к концу XIV – началу XV века частная жизнь и личные удобства хозяев замка становятся приоритетными (парадные залы используются исключительно для торжественных церемоний, а центром повседневной жизни становятся личные покои). Нарождающаяся городская аристократия стремится ни в чем не отставать от старой земельной, используя в качестве образца для своих построек внешний вид и оформление дворцовых интерьеров (дом Жака Кера в Бурже).

Помимо жилой застройки и сооружения культовых зданий в позднесредневековый период возводятся новые по своему назначению постройки, выполняющие гражданско-административные функции, – ратуши. Эти центры городского самоуправления, увенчанные высокой башней с часами, стали такой же неотъемлемой частью городского пейзажа, как и собор в предшествующий период (ратуши в Сиене и Флоренции).

Готическая архитектура как высший этап западноевропейской средневековой архитектуры обязана своим успешным развитием зарождению буржуазных отношений, совершенствованию технологий ремесленного мастерства, становлению светского мировоззрения и самосознания, что позволило не только создать грандиозные сооружения, пережившие века, но и ускорить появление новой ренессансной культуры.

Произведения, рожденные творческим гением средневековых мастеров художественной культуры, обладают не только исторической, но и непреходящей эстетической ценностью. Особенностью искусства средних веков была его большая, по сравнению с античным, сложность эмоциональная, тематическая, изобразительная. Средневековье, стремясь обнаружить закономерности в строении мироздания, охватить его во всей целостности, оставило в наследство грандиозные художественные ансамбли, тяготело к цикличности, представительности и единству. Жизненность средневекового искусства заключалась в осознании им реальных противоречий действительности, контраста между богатством и нищетой, властью и бесправием. В нем раскрылась новая грань “гуманного”, грань “очеловеченности” мира с убедительностью и силой, которая стала невозможной в позднейших исторических условиях. Важной составляющей средневековой гуманности выступала нравственность. В представлениях того времени не было этически нейтральных сил, красота должна была быть морально оправдана. Духовная мощь человека, крепкого своей убежденностью, верностью и верой, стала основополагающим моментом в оценке человеческой личности. Поэтому герои средневековых произведений знали сомнения и колебания, раскаяние и самоуничижение, стойкую твердость и гордость собственным делом. Несмотря на то что Средневековье колебалось между надеждой и отчаянием, идеальной мечтой и суровой действительностью, люди той эпохи обладали цельностью во взглядах и общении с миром, ощущали полноту духовного и телесного бытия, что сообщало особую силу и убедительность созданному ими искусству.

 

Выводы.

Эпоха Средневековья является одним из самых сложных, продолжительных и неоднозначных периодов в истории человеческой культуры. Недаром отношение к ней колебалось от полного неприятия у итальянских гуманистов (как времени варварского регресса, наступившего после блистательной античности) до исполненного восторга отношения у романтиков (в 1840 г. В. Кузен писал: “Перестав хулить средневековье, сегодня принялись изучать его с пылом и страстью”). Подобные крайности в оценках роли и значения данного этапа не были случайностью. Слишком масштабны были происходящие изменения, и труден, а подчас мучителен сам процесс рождения нового христианского мира и специфической западной модели культурно-исторического развития. Недаром один из крупнейших современных исследователей средневековой культуры Ж. ле Гофф писал: “Это была эпоха насилия и голода, эпидемий, сомнений, господства “авторитетов” и иерархий, эпоха, лишь в конце которой возникает свобода, но вместе с тем эпоха высокой творческой креативности и изобретательности, постепенно овладевшая пространством и временем”.

В настоящее время отношение к средним векам изменилось. Перед лицом современных знаний они потеряли свою исключительную мрачность, перестали быть всего лишь “средними веками” между классическими эпохами – античностью и Возрождением. Средневековье предстало как закономерный и необходимый этап в истории человечества. Созданные в средние века новые формы экономической и общественно-политической жизни, открытия в области литературы и искусства способствовали дальнейшему прогрессу европейской цивилизации. Утверждение феодализма в Европе несло с собой ряд важных прогрессивных преобразований как в общественной, так и в культурной сферах. Рожденная Средневековьем “модель мира” была сложней античной, так как сформировалась в условиях более значительных по своим масштабам жизненных реалий.

История западноевропейского Средневековья – это в первую очередь история новых народов, вступивших на историческую арену в эпоху заката Древнего мира, а дотоле находившихся на дальней границе цивилизация. Их вовлечение в круг активного общественного и культурного творчества было важнейшим прогрессивным завоеванием средних веков. Типологическое своеобразие западноевропейского феодализма нашло отражение в определенной культурной общности, выразилась в характерных чертах мировоззрения, в религиозном единстве, в значительной стилистической близости художественного творчества.

Само становление средневековой культуры совершалось в условиях столкновения полярных явлений. На европейской арене встретились две фазы общественного развития: конец высокой цивилизации древности с началом формирования классового общества. Это столкновение носило напряженный и драматический характер, что во многом определяло амплитуду колебаний в мировоззрении и культурном развитии западноевропейских народов. Культура этого региона формировалась в процессе противостояния первобытного варварского язычества и рожденного Древним миром христианства; магических представлений и античной философии; церковной доктрины и антифеодальной ереси; фольклора и ученой литературы; народных диалектов и официального наднационального языка – латыни; стихии орнамента и античного антропоморфизма. Взаимодействие этих полярных сфер, их взаимопроникновение и подчас причудливое переплетение оставалось и в дальнейшем важным компонентом культурного развития средневековой Европы.

Особое положение церкви в средневековом мире предопределило господство религиозного мировоззрения в рассматриваемую эпоху. Философия, мораль, право, образование, литература, искусство были связаны или подчинялись богословию, оценка реальности чаще всего давалась в категориях, рожденных в сфере религии и теологии. Единство мира и раздробленность государства, богатство и бедность, власть и бесправие осмысливались людьми Средневековья не столько в их прямом значении, сколько как противоположность земного и небесного, праведного и грешного, как антитеза души и тела, как всемирный конфликт добра и зла. Стремясь понять соотношение индивидуальной человеческой судьбы и законов, управляющих миром, западноевропейская мысль была склонна решать этот вопрос как проблему взаимоотношения свободной человеческой воли и божественного провидения. Мера моральной ответственности людей за свои поступки, нравственная ценность явлений окружающего мира стали важной гранью мировосприятия средних веков. Но не только религиозные формы мышления пронизывали повседневную жизнь. Она, в свою очередь, также заставляла вносить коррективы в привычный ход рассуждений. Жизнь людей западноевропейского Средневековья определяла не одна религиозность: рядом с церковной культурой существовала культура светская и культура народная. Одним из ее слагаемых стал фольклор. Он породил народную поэзию, сказки, карнавальный гротеск, был основой героического эпоса. Влияние фольклора ощутимо в церковных апокрифах, назидательной агиографии и всевозможных средневековых “видениях”. Фольклорное начало давало о себе знать в ученой литературе, оплодотворяло искусство. Причиной этого была слабая дифференцированность средневекового сознания. Мир переживался людьми той эпохи в основном целостно. Легенда и действительность не противостояли друг другу, правда и вымысел, даже во внехудожественной сфере, сплетались в некую “синкретическую правду”. Эта особенность мировосприятия определила стремление культуры к наиболее широкому охвату доступных сознанию представлений о мире, к ансамблевости и единству воздействия изобразительных и зрелищных искусств. В феодальном обществе, где грамотность была уделом немногих, образование – монополией церкви, а языком богослужения, науки и ученой литературы – древняя латынь, искусство наряду с устным словом оставалось наиболее действенным средством общения, обращенным к широкому зрителю, способным придать его суждениям о мире не умозрительный, а конкретный, постигаемый чувствами характер. Жизненная сила средневекового искусства заключалась в его общественном значении: оно апеллировало ко всем слоям феодального общества и уже потому было более демократичным, чем искусство Древнего мира, адресованное лишь свободным. Помимо этого, народная основа пластических искусств в Средние века заключалась в самом факте коллективного художественного творчества. Организация труда (в первую очередь в архитектуре) приводила к тому, что произведение искусства возникало как плод усилий целого коллектива, а иногда и нескольких поколений мастеров. Характерной особенностью средневекового искусства была и его тесная связь с ремеслом. Ручной труд был главной формой материальной деятельности Средневековья, искусство не противопоставлялось ему, но из него вырастало, становилось высшим его выражением.

Особый круг проблем становления культуры западноевропейского Средневековья связан с его отношением к античному наследию. Культура Древнего мира обладала выдающимися мыслительными и художественными ценностями. Однако подход к ней нового общества менялся от отрицания античной языческой культуры и утилитарного потребления сохранившихся памятников до интенсивного усвоения и творческой переработки древнего наследия в различных сферах (философии, праве, науке, искусстве).

За время огромного, тысячелетнего пути средневековая культура прошла три гигантских периода развития:

Первый этап охватывает период с конца V до середины X века и совпадает с эпохой становления феодализма, временем формирования его мировоззрения и культуры. Он отмечен интенсивным противостоянием античных и варварских элементов, их взаимоотталкиванием и первыми поисками разумных компромиссов;

Второй этап (вторая половина X – XII века) связан с переходом феодального строя к развитой фазе, укреплением феодальных общественных отношений, канонизацией мировоззрения, формированием общеевропейского художественного стиля, вошедшего в историю под названием “романского”;

Третий этап, начавшийся во второй половине XII века, совпал с подъемом средневековых городов и расцветом рыцарской культуры. Его характеризует большая динамичность развития, значительное расширение кругозора, заметное омирщение литературы и искусства, формирование второго общеевропейского художественного стиля, именуемого “готикой”.

Верхней границей культуры Средних веков стало начало XV века, которое было ознаменовано важными переменами в культурной жизни европейского общества, становлением светского мировоззрения в культуре Италии, рождением новой культурной эпохи – эпохи Возрождения.

 

Библиографический список:

1. Бартенев И., Батажкова В. Очерки по истории архитектурных стилей. М., 1983.

2. Бояджиев Г. От Софокла до Брехта (очерки по истории театра). М., 1981.

3. Бунин А.,Саваренская Т. История градостроительного искусства. М., 1979.

4. Бычков В. Эстетика. М., 2002.

5. Гуревич А. Категории средневековой культуры. М., 1984.

6. Гуревич А. Проблемы средневековой народной культуры, гл., 1981.

7. Гусев И. Этикет от А до Я. Минск, 1999.

8. История искусства зарубежных стран. Средние века. Возрождение. Под ред. Ц. Нессельштраус. М., 1982.

9. История философии. М., 1991.

10. Карсавин Л.Монашество в средние века. М., 1992.

11. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

12. Литературный энциклопедический словарь. Под ред. В.Кожевникова. М., 1987.

13. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера. М., 1990.

14. Мерцалова М. История костюма. М., 1972.

15. Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения. Быт, нравы, идеалы. М., 1996.

16. Организация труда и трудовая этика: древность, средние века, современность. М., 1993.

17. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.

Тяжелов В. Искусство средних веков в западной и центральной Европе. М., 1981.

18. Черниловский 3. Всеобщая история государства и права. М., 1983.


На рубеже XIV – XV веков в Италии начинает формироваться раннебуржуазная культура, которая получила название “культура Возрождения” (Ренессанс).

Эпоха Возрождения характеризуется историками по-разному. Одни исследователи определяют ее как позднее cредневековье, так как в эпоху Ренессанса еще сильны традиции средневековой культуры, опирающиеся на религиозное сознание. Но наиболее убедительно выступает характеристика указанной эпохи как совершенно новой культуры, во многом отличной от предшествующего периода.

Термин “renissance” впервые появился в книге мыслителя и художника Джорджо Вазари “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” в 1550 году. С точки зрения Вазари, период XIV – XV веков был временем возрождения античных ценностей, так как итальянская общественность целенаправленно обращалась к культуре Древней Греции и Рима.

Идеал античного человека волновал деятелей Возрождения не случайно. Ренессанс явился важнейшим историческим этапом в развитии европейской культуры на пути складывания буржуазного общества в противовес средневековому феодализму. На протяжении одной тысячи лет феодальный уклад был весьма устойчивой формой хозяйственных и социальных отношений. Однако постепенное совершенствование средств производства способствовало формированию ремесленного мастерства и зарождению новых поселений – буржуазных городов как центров новой культуры.

Если культура средневековья была связана прежде всего с жизнью феодального поместья, то в эпоху Возрождения складывается новая городская культура. Впервые в городах возникает простое товарное производство, основанное на свободном распоряжении ремесленника собственным товаром и прибылью. Неслучайно культуру Возрождения характеризуют как “зародыш” индустриальной цивилизации. Товарное производство стимулировало потребность в совершенствовании производительных средств и навыков мастерства, что в свою очередь дало толчок для опытного познания природы, зарождения науки, рационалистической философии. Кроме того, потребность в независимом труде городского работника способствовала формированию новых представлений о человеке, его правах, свободах и достоинствах.

Ярким выразителем указанных общественных потребностей стала гуманистическая идеология (от латинского humanus – человеческий). Гуманизм эпохи Возрождения явился величайшим открытием на пути человечества к новой цивилизации.

Гуманистические идеи Возрождения получили глубокое выражение в философии и искусстве. Целью упомянутого мировоззрения явилось возвеличивание и прославление человека как высшего творения Бога. Своеобразным девизом гуманизма явились слова из Ветхого Завета: “ И сказал Бог: сотворим человека по образу и подобию Своему… И сотворил Бог его” (Бытие. Гл. 1 стр. 26-27).

Именно таким образом гуманисты утверждают античные представления о человеке как о центре мироздания, но на основе христианской идеи о божественном величии и достоинствах индивида, о полном праве на творческую и разумную деятельность. Провозгласив человека высшим творением Бога, гуманисты наделили его божественными качествами, такими как созидание, творческие способности, свобода самовыражения в познании и преобразовании окружающего мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.