Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психика человека




И.М. Сеченовзаложил основы учения о рефлекторной природе психики. Физиологическим основанием психической деятельности является саморегуляция поведения организма посредством сигналов. Внешние действия могут преобразовываться во внутренние, таким образом, происходят процессы интериоризации.

Подходы к изучению личности в отечественной психологии

Основные направления психологии в ХХ веке

Помимо психоанализа, в начале века зародился бихевиоризм или поведенческая психология, он отрицает сознание как предмет научного исследования. Согласно бихевиоризму психика сводится к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешней среды. Основными научными понятиями стали стимул (раздражитель внешней среды) и реакция (ответ на раздражение). С этими представлениями была связана и научная программа – научиться управлять поведением. Считалось. что все новые реакции приобретаются путем обусловливания. Все действия – это сложные цепи, или комплексы реакций.

Когнитивизм исследует психические явления, характеризующиеся пониманием (познанием) человеком окружающего мира. Само это понимание считается проявлением побуждений людей. Основное понятие когнитивной психологии – схема. она представляет собой имеющийся в голове человека план действий и программу переработки информации. Когнитивный подход заключается в стремлении понять, каким образом человек расшифровывает информацию о действительности и организует ее, чтобы принимать решения или решать насущные задачи.

Гуманистическая психология предусматривает изучение психики человека как интегрированного целого. Исследователи изначально исходят из того, что человек по своей природе добр, или, по крайней мере, нейтрален, а его агрессия возникает как результат воздействия окружения. Гуманистические психологи пытаются раскрыть сущность здоровой творческой личности, показывая пути самореализации человека. Считается, что человек может развиваться, лишь освободившись от внутренних и внешних запретов, когда его базовые потребности удовлетворены, и он не принуждается обстоятельствами к использованию механизмов психологической защиты.

Трансперсональная психология – сравнительно новое направление, объясняющее психические явления с позиции космического сознания, особого духовного опыта.

Л.С. Выготский создал культурно-историческую теорию психики человека. Человек, благодаря использованию орудий труда, в отличие от животных изменяет природу. Возникли высшие психические функции, которые носят социальный характер. Это произвольное внимание, логическое запоминание, мышление, творческое воображение. Их важной характеристикой является произвольность и опосредованность. Сознание человека основано на знаках и речи. При этом речь помимо интерпсихологической функции несет интрапсихологическую. На основе понятия интериоризация Выготский решил проблему перехода от непсихического к психическому. Высшие психические функции сначала образуются как внешние формы деятельности и лишь потом в результате интериоризации становятся психическими процессами индивида.

Его последователями были А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А. Р. Лурия.

С.Л. Рубинштейн основывал свою концепцию истоков психики на принципе предметной деятельности. Все психические процессы могут рассматриваться как личностные. Если для Выготского знаки порождают человеческие формы поведения, то для Рубинштейна, напротив, практические действия делают возможным овладение речью.

Рубинштейн отличает деятельность от поведения. По его мнению, поведение – это особая форма деятельности. Деятельность становится поведением тогда, когда мотивация человеческих действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений. Оба эти плана неразрывны, поскольку личностно-общественные отношения реализуются на пространстве предметности.

А.Н. Леонтьев объяснял психическое через принцип деятельности. Он разработал теорию строения деятельности. А.Н. Леонтьев и А.В. Петровский указывают, что при объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. В силу этого в личности можно выделять компоненты разной меры общности и устойчивости.

П.Я. Гальперин считал, что предметом психологии является не всякая деятельность, а лишь ориентированная. Она инициируется реальными потребностями и задачами субъекта или же осваивается им. Гальперин сформулировал оригинальную концепцию поэтапного формирования умственных действий, которую можно рассматривать как концепцию развития навыка.

В.Н. Мясищев рассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения.

Б.Г. Ананьев рассматривает человека в единстве четырех сторон:

1 как биологического вида;

2 онтогенеза и жизненного пути человека как индивида;

3 человека как личности;

4. человека как части человечества.

К.А. Абульханова представляет личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе ее развития лежит развитие активности (инициатива, ответственность), способность к организации времени, социальное мышление.

Д.И. Фельдштейн говорит, что в онтогенезе личность развивается поуровнево, проходя различные этапы социальной зрелости. Ведущим фактором ее формирования является общественно полезная деятельность.

К.К. Платонов полагает, что личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются:

1. направленность;

2. опыт;

3. особенности психических процессов;

4. биопсихологические свойства.

Д.И. Узнадзе рассматривает личность как целостное и духовное образование, мотивы и поступки которого могут носить и неосознанный характер. Он является основателем теории установки как общепсихологической концепции, раскрывающей закономерности функционирования психики личности в процессе ее целенаправленной активности.

 

 

Психика — это субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе иде­альных образов, на основе которых осуществляется актив­ное взаимодействие человека со средой.

Психика – эти системное качество мозга, которое формируется только прижизненно в процессе усвоения культуры. Таким образом, она включает в себя, по крайней мере, три составляющих – внешний мир, полноценная деятельность мозга, взаимодействие с людьми, активная деятельность.

К основным функциям психики относят отражение и регуляцию поведения и деятельности человека.

Психика человека приобретает особую форму — форму сознания, порождаемую общественным способом его суще­ствования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологи­чески сформулированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности) и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).

Основные явления психики — психические процессы формирования идеальных (психических) образов и про­цессы психической регуляции деятельности.

Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Человеческая деятельность служит и дви­жущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека. В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умствен­ные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Следовательно, в содержание психики входят и безобраз­ные компоненты — обобщенные отношения, значения и смыслы.

Научная трактовка психики сводится к следующим положениям:

1. Психика возникла на определенной стадии развития материи — стадии появления животных организмов и представляет собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного развития животных развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа: инстинкты и индивидуальное научение.

2. Психика человека, сознание — высший этап разви­тия психики; её возникновение обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения.

3. Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики — закономер­ности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психологический образ и психологического образа в регулируемое им действие.

4. Психика опосредована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное, так как обусловлена социокультурными факторами.

5. Психические явления имеют определенную струк­туру и системную организацию.

Психика человека— социально обусловленный фено­мен, а не естественный продукт мозга. Однако реализуется она естественным физиологическим субстратом — мозгом. Психику нельзя отрывать от работы мозга, но ее нельзя и сво­дить к нейрофизиологическим процессам. Взаимоотноше­ние психики и физиологических процессов — взаимоотно­шение идеального и материального.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.