Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВНИМАНИЕ. Н.Ф. Добрынин определил внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности человека




 

Н.Ф. Добрынин определил внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности человека. Внимание проявляется в избирательности отражения объектов соответственно потребностям субъекта и целям его деятельности. Опираясь на структуру психической деятельности можно рассмотреть внимание как процесс (чувственное, интеллектуальное), как состояние (например, сосредоточенности), как свойство личности (внимательность).

Свойствами внимания называют его отдельные особенности, изменение которых влияет на качество самого внимания. Различают следующие свойства внимания:

1. Объем – количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, т.е охватываются вниманием одномоментно.

2. Распределение – одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними.

3. Устойчивость – длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности.

4 Переключение – перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

5. Сосредоточение – удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.

Выделяют три вида внимания.

Непроизвольное внимание – возникает безо всякого намерения человека, без цели и волевых усилий и связано с особенностями раздражителя.

Произвольное – (преднамеренное) – возникает вследствие сознательно поставленной цели, воли. При этом сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально привлекательно, а в первую очередь, на том, что необходимо. Оно длиться примерно 20 минут. Произвольное внимание обычно связано с борьбой мотивов или целей.

Послепроизвольное – совмещает осознание цели и отсутствие волевых усилий. Оно возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности. Здесь сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим. Это внимание длиться достаточно долго.

Среди современных отечественных психологов трактовку внимания предложил П. Я. Гальперин. Основные положения его концепции сводятся к следующему:

- внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и направлено на содержание образа, мысли, имеющегося в данный момент в психике человека;

- по своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием;

- с точки зрения внимания как деятельности психического контроля, все конкретные акты внимания – и произвольного и непроизвольного – являются результатом формирования новых умственных действий.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения и избирательным осознанным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание управляется объектом, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, предметов.

Чувственное внимание связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств человека.

Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.

Все эти характеристики представляют функциональное единство. Формирование внимания тесно связано с формированием личности, развитием качеств организованности, дисциплинированности, выдержки, настойчивости, самообладания. Внимательность главным образом связана с эмоционально-волевой стороной личности. Но встречается невнимательность. Среди ее видов различают следующие:

1) рассеянность – возникает при отвлекаемости и очень малой интенсивности внимания, когда субъект легко и непроизвольно переключается с объекта на объект. Чаще всего – это результат неприученности к работе.

2) трудная переключаемость и высокая интенсивность связана с чрезмерной эмоциональностью события или личности.

3) невнимательность как результат переутомления характеризуется слабой концентрацией и еще более слабой переключаемлйстью.

Для развития внимания необходимо:

- концентрироваться на существенном. Направлять его на изучаемый объект и пытаться выделить в нем новые стороны, признаки, свойства;

- следить за тем, чтобы внимание было направлено только на интересующий объект, не допускать переключения на другие объекты;

- не закреплять несущественную информацию;

- отбрасывать несущественное путем восприятия более существенного.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.