Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законы памяти




ПАМЯТЬ

М. Сеченов говорил, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного.

Память в основе любого психического явления. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания, притязания существуют благодаря памяти. Распад памяти – это распад личности.

Память – процесс организации, сохранения и воспроизведения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

В основе памяти лежат ассоциации, связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Таким образом, запомнить что-то – это значит связать то, что требуется запомнить с тем, что уже известно, т.е. образовать ассоциацию.

Различают несколько видов ассоциаций. Ассоциация по смежности объединяет два явления, связанные во времени или пространстве. Она наблюдается, например, при заучивании алфавита. Ассоциация по сходству связывает два явления, имеющие сходные черты: при упоминании одного из них вспоминается другое. Ассоциация по контрасту связывает два противоположных явления. Ассоциация по смыслу связывает два явления, которые и в действительности связаны: причина и следствие, род и вид.

Память характеризуется по:

- способу запоминания – смысловая, механическая, произвольная, непроизвольная;

- по типу анализаторов – зрительная, слуховая, кинестетическая.

В зависимости от содержания психической активности различают образную, эмоциональную, двигательную (моторную), словесно-логическую память. Словестно-логическая память – специфически человеческая в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным.

Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П.П. Блонский. Он высказал мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития. Их можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая.

В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Ранее других в возрасте около 6 месяцев начинает проявлять себя аффективная память, но еще до нее согласно П.П. Блонскому работает двигательная или моторная память. Возможно, что они действуют одновременно. Начало образной памяти связано со вторым годом жизни ребенка и своей наивысшей точки она достигает к юношескому возрасту. Позднее других начинает работать логическая память. В 3-4 –летнем возрасте это – память-рассказ. Нормального уровня развития она достигает в подростковом и юношеском возрасте.

Структурными компонентами этих видов памяти являются процессы запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения информации. Выделяют следующие формы воспроизведения:

- узнавание – возникает при повторном восприятии объекта;

- воспоминание – осуществляется при отсутствии восприятия объекта;

- припоминание – активная форма воспроизведения, не достигнутая достаточной ясности;

- реминисценция – отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;

- эйдетизм – зрительный образ, долго сохраняющий все детали воспринятого.

Извлечение усвоенного материала с целью использования при узнавании, припоминании, воспоминании называется актуализацией.

В зависимости от установки на время сохранения информации память делят на кратковременную, долговременную и оперативную. Некоторые исследователи выделяют также иконическую память (мгновенную). Она имеет большую емкость, но существует зрительно очень короткое время и сознательно не контролируется. Иконическая память обеспечивает перевод информации в память кратковременную.

1. Кратковременная – начальная стадия переработки информации, воспринятой человеком. Она характеризуется немедленным запоминанием и воспроизведением информации, но кратким ее сохранением. Ее объем ограничен 5-7 объектами.

2. Оперативная память - это процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, используемой для достижения личных целей деятельности.

3. Долговременная память – характеризуется длительным сохранением информации. И оперативная и долговременная память, формируясь, проходят стадию кратковременной памяти.

Характеризуя качество памяти выделяют скорость запоминания, точность воспроизведения, прочность сохранения, готовность к воспроизведению, объем запоминания и длительность сохранения.

Мнемотехнические приемы запоминания

Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законам. Рассмотрим наиболее важные из них.

Закон осмысления: чем глубже осмысление запомина­емого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Смысловую организацию материала обеспечивают такие мыслитель­ные операции, как анализ, синтез, систематизация, обоб­щение. В памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие текст, сколько содержащи­еся в нем мысли. Они же первыми приходят в голову тогда, когда необходимо вспомнить содержание текста. Полезно использовать опорные слова, схемы, диаграммы и таб­лицы.

Закон установки. Запоминание происходит лучше в том случае, если человек ставит перед собой задачу хорошо и надолго запомнить. Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение опреде­ленного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти.

Закон связи с целью деятельности. Помнится лучше то, что в структуре деятельности занимает место ее цели, чем то, что составляет средства осуществления деятельности. Поэтому, для того чтобы повысить продуктивность запо­минания материала, надо связать его с основной целью деятельности.

Закон усиления первоначального впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание. Первоначальное впечатление можно усилить рационально и эмоционально. При рациональном усилении информацию следует направить по нескольким каналам: нарисовать, пропеть, записать, проговорить и т.п. При эмоциональном усилении запоминать информацию следует на фоне интенсивных положительных эмоций.

Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновре­менными впечатлениями. Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие. Сходная инфор­мация хранится в нашей памяти где-то рядом. Ассоциации помогут вспомнить нужную информацию.

Закон объема знаний: чем больше знаний по определен­ной теме, тем лучше запоминается новое. Перед запомина­нием полезно вспомнить все, что уже известно по изучае­мой проблеме.

Закон края: в достаточно длинном ряду последовательно воспринимаемых единиц информации лучше запомина­ется то, что появилось в начале и в конце ряда, т.е. как бы с его края, и хуже запоминается то, что оказалось в середине ряда.

Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: чем больше по длине предъявляемый ряд информации пре­вышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается. Для того чтобы человек мог воспроизвести как можно больше материала, необходимо, чтобы одно­временно предъявленный ему ряд стимулов равнялся или ненамного превышал средний объем его кратковременной памяти: 7+2 (закон Миллера).

Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Лучший способ забыть только что заученное — сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Поэтому нельзя учить физику после математики, литературу после истории. Назовем еще один закон памяти, который называется «реминисценцией»: улучшение со временем воспроизведения заученного мате­риала без дополнительных его повторений.

Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию. Повторение способствует тому, чтобы инфор­мация сохранялась в оперативной памяти до того, как она будет закодирована и введена в долговременную память. Немецкий психолог Г. Эббингауз установил, что большая часть запоминаемого «теряется» сразу после запоминания, а с течением времени забывается все меньшее количество

информации.

Если что-либо нужно надолго запомнить, то необхо­димо как минимум четыре повторения: первый раз нужно повторить сразу после запоминания, второй — через 20-30 минут, третий — через день, четвертый — через две-три недели. Повторение должно быть активным.

Существует много приемов улучшения памяти чело­века. Суть мнемотехнических приемов заключается в том, что запоминаемый материал определенным образом струк­турируется. Рассмотрим некоторые из них.

Метод ритмизации. Он заключается в переводе инфор­мации в стихи, песенки, в строки, связанные определен­ным ритмом или рифмой.

Метод эмоционального ассоциирования основан на связи запоминаемого материала с эмоциональными пере­живаниями человека. Установлено, что материал, вызыва­ющий у человека сильные чувства и переживания, запоми­нается легко. Для того чтобы сделать некоторый материал хорошо и без особого труда запоминаемым, необходимо, чтобы он стал как можно более интересным для запомина­ющего его человека.

Метод связок. Он заключается в объединении опорных слов текста в единую целостную структуру, в единый рас­сказ.

Метод мест. Он основан на зрительных ассоциациях: нужно ясно представить себе предмет, который следует запомнить и объединить его образ с образом места, кото­рое легко «извлекается» из памяти. Этот метод основан на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест.

В качестве постоянного маршрута может быть дорога к месту работы, расположение комнат в квартире и отдель­ных «мест» внутри комнаты (диван, шкаф, кресло и т.д.). Места нумеруют в определенной последовательности и по выбранному «маршруту» размещают предметы, кото­рые нужно запомнить, фиксируя в памяти их зрительные образы. Так запоминают необходимый материал в опре­деленной последовательности. Знание законов памяти, использование мнемотехники позволяют человеку сделать процесс запоминания более эффективным и легким

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.319 сек.