Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализация и социальный статус личности




Процесс социализации рассматривается с двух сторон – влияние группы на личность и влияние личности на группу. Это, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта; с другой – это процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивида за счет его активной деятельности. Личность выступает как субъект и как объект общественных отношений. Общественный опыт, ценности не усваиваются пассивно, а проходят через собственные установки, ценности, ориентиры. Они воспроизводятся в собственной интерпретации. Социализация происходит посредством общения, деятельности и самопознания.

В соответствии с особенностями сфер и участников процесса выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты – учреждения, которые влияют и направляют личность. Выделяют следующие институты социализации: семья, школа, трудовой коллектив, общественные организации, т.е. те группы, где происходит усвоение и реализация общественных норм.

Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах посредством агентов родителей, сверстников, родственников. Она не только первая по времени, но и по значимости. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов.

Десоциализация – процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей, правил. Ресоциализация – процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям взамен старых.

Как правило, выделяют следующие стадии социализации:

- дотрудовая – приходится на детские, юношеские годы, когда происходит усвоение социальных норм и ценностей, расширяются социальные связи, дети учатся общаться;

- трудовая – время взрослости, активного воспроизводства личностных ценностей, когда идет максимальная реализация способностей и возможностей личности, развитие личности, ее активное влияние на общество;

- посттрудовая – связана с выходом человека на пенсию, ограничением и утратой социальных связей, сужением сфер социальной деятельности. Здесь может происходить процесс десоциализации.

А.В. Петровский выделяет фазы социализации:

- адаптация - предполагает усвоение действующих в обществе норм и овладение групповой деятельностью. У человека возникает необходимость быть как все, максимально принять группу, чтобы быть принятым ею;

- индивидуализация - порождается обостряющимся противоречием между достигнутым уровнем адаптации и неудовлетворенной потребностью в персонализации. Идет поиск средств и форм для обозначения в группе своей индивидуальности;

- интеграция - связана с противоречием между стремлением индивида выразить и утвердить свои отличия и потребностью группы принять и культивировать лишь те из них, которые соответствуют ее ценностям и будут способствовать успешной групповой деятельности.

Если эти фазы приобретают неправильные черты, то личность может повести себя агрессивно, стать мнительной, возникают проблемы взаимодействия.

Социализация включает в себя разнообразные психические процессы, основным из которых является процесс интериоризации конвенциональных норм. Это переход внешних для индивида норм и правил поведения во внутриличностные нормы. Другим важным процессом является освоение индивидом конвенциальных значений, т.е. знаний, представлений, знаковой системы. Начинается этот процесс с овладения языком, что позволяет, в свою очередь, овладеть всем богатством культуры группы: нравственными нормами и идеалами, верованиями, мировоззрением, социальными установками и убеждениями.

В меньшей мере осознаваемым процессом социализации является идентификация. Это процесс и результат самоотождествления с другим человеком, с группой на основе эмоциональной связи и включения их в свой внутренний мир. Особенно ярко идентификация проявляется в раннем возрасте, когда дети открыто подражают взятому образцу. Здесь начинает происходить поло-ролевая идентификация.

В группе человек может повести себя по-разному.

Конформизм рассматривается как податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, что проявляется в изменении поведения и установок личности соответственно первоначально не разделявшейся им позиции большинства.

Нигилист чрезвычайно критично относится к реальности, рассматривает ее в сравнении с неким идеалом. Реакционер или консерватор не принимает новшества, стремится сохранить прежние ценности. Революционер стремится существенно преобразовать действительность, нарушая прошлые ценности и некоторые социальные права. Реформатор – это преобразователь отношений.

Таким образом, источником развития личности и социализации выступает противоречие между потребностями личности и группы (общества).

Позиция – это официальное положение человека в той или иной группе. Она определяется связями человека со всеми остальными членами группы (староста, профорг)

Статус – реальная социально-психологическая характеристика положения человека в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.Это ранг, позиция личности в группе. Статус включает определенные привилегии, обязанности, которые связаны с возрастом, происхождением, полом, профессией, семейным положением. Выделяют два вида социального статуса:

1) предписываемый - соответствует поведению в изначальной группе, в которую человек попал не по своей воле, а в силу социально-демографических факторов (пол, возраст, раса);

2) достигаемый (приобретенный) связан с выбором личности профессии, места работы, должности.

Различают также:

- социальный статус – связан с положением человека в большой социальной общности;

- личный - основан на восприятии человека представителями малой группы и на его личностных качествах (лидер).

Совокупность множества статусов – статусный набор. Там выделяется главный статус. Он наиболее характерен для личности, ее отождествления с ним самим собой и группой. Обычно он связан с должностью.

Престиж – это особая категория для обозначения социально значимой позиции (дом, профессия). Авторитет означает признание в личности значимых качеств, влияния в группе, обществе.

Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определению восприятий условий деятельности и отношений и к определенному поведению в этих условиях. Это иерархически организованная система, вершину которой составляет направленность личности, система ценностных ориентаций, система установок. Внизу – ситуативные социальные установки. На основе динамической системы потребностей и предшествующего опыта индивид формирует относительно устойчивые предпочтения – диспозиции к восприятию и способу действий в различных конкретных ситуациях. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиции стимулирует творческое нестереотипное поведение.

Социальный статус связан с понятием социальная роль. Разница в контексте употребления. Социальная роль применяется главным образом к тому, как ведет себя человек, а социальный статус соотносится с социальной системой.

Социальная роль – это действие человека в рамках его прав, обязанностей, привилегий, т.е. социального статуса. Это ожидаемое поведение от человека, занимающего определенный социальный статус. Это также нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, который формируется посредством разделения функций между членами группы. Содержание социальных ролей определяется целями и задачами группы и спецификой совместной деятельности. Какую социальную роль выполняет человек в данный момент зависит не от его личных качеств, а от специфики группы в конкретной ситуации. Так, например, в больнице при общении с врачом мы играем роль больного, выполняя ряд действий, характерных для нашей роли. Но было бы странным выполнять те же действия, т.е. ту же роль, например, в библиотеке.

Каждая роль представляет собой совокупность определенных стереотипов поведения. При этом личность не меняется, изменяются ее функции. Вместе с тем, определенные личностные качества способствуют или препятствуют выполнению той или иной социальной роли. Общество ожидает от своих членов, что их поведение будет соответствовать их роли и требует этого. Такие требования – ожидания называются экспектациями. От того, насколько точно человек следует предписаниям своей социальной роли зависят не только его взаимоотношения с другими членами сообщества, но и стабильность группы в целом. Так, продавец должен точно рассчитаться с покупателем, ответить на интересующие его вопросы о качестве товара; преподаватель должен владеть методикой обучения; менеджер – найти подход к своим сотрудникам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.