Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основными категориями педагогики являются: разви­тие, воспитание, образование, обучение




ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ

 

Для определения педагогики как науки необходимо указать границы её предметной области, ответив на воп­рос: что же она изучает? Поэтому необходимо осмысление объекта и предмета педагогики.

Объект — это область действительности, которую иссле­дует данная наука. Предмет - способ видения объекта с позиций этой науки.

В определении объекта и предмета педагогики сущес­твуют разные точки зрения. Некоторые учёные объек­том педагогики считают воспитание, другие — образова­ние. В последние годы учёные всё чаще отдают приоритет образованию, понимая его как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Предметом педагогики является педагогический про­цесс — специально организованное, развивающееся во вре­мени и в рамках определённой воспитательной системы вза­имодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитан­ников. Педагогика исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагоги­ческого процесса, разрабатывает теорию и технологию его

организации, совершенствует содержание и создаёт новые организационные формы, методы и' приёмы педагогиче­ской деятельности воспитателей и воспитанников.

Исходя из такого понимания объекта и предмета педа­гогики, можно сформулировать следующее определение: педагогика — это наука о воспитании, обучении и образо­вании.

Педагогическая наука выполняет следующие функции: общетеоретическую, прогностическую и практическую.

Общетеоретическая функция педагогики состоит в тео­ретическом анализе закономерностей педагогического про­цесса. Научно описываются педагогические факты, явле­ния, процессы, объясняется, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делаются выводы.

Прогностическая функция педагогической науки заключается в обоснованном предвидении развития педа­гогической реальности.

Практическая (прикладная) функция педагогики состоит в том, что на основе фундаментального знания совершенствуется педагогическая практика, разрабатыва­ются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

Главной задачей педагогики является накопление и систематизация знаний о воспитании человека.

Развитие человека — это процесс становления его лич­ности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Воспитание — в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Образование — процесс и результат усвоения опреде­ленной системы знаний и обеспечение на этой основе соот­ветствующего уровня развития личности. Образование получают» в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, то есть приобретение системы знаний самостоятельно.

Обучение — это целенаправленный процесс двусторон­ней деятельности педагога и обучающихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность обучающих­ся — учением. Поэтому обучение можно определить и так; обучение — это преподавание и учение, взятые в единстве.

Источники развития педагогики: многовековой прак­тический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; фило­софские, обществоведческие, педагогические и психоло­гические труды; текущая мировая и отечественная прак­тика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.

Общая педагогика — изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп. и учебно-воспита­тельных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспита­ния. Составными частями общей педагогики являются: теория воспитания, теория обучения (дидактика) и теория организации и управления в системе образования.

Дошкольная педагогика изучает закономерности воспи­тания детей дошкольного возраста.

Педагогика общеобразовательной школы исследует содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников.

Специальная педагогика (дефектология) — наука об особенностях развития и закономерностях обучения и вос­питания аномальных детей, имеющих физические иди психические недостатки. В зависимости от вида дефектов выделяют такие ее направления; сурдопедагогика — изу­чает закономерности обучения и воспитания глухих; тиф­лопедагогика — слепых и слабовидящих детей; олигофре­нопедагогика — умственно отсталых детей; логопедагогика, разрабатывающая вопросы исправления речи детей и подростков.

Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования -изучает и разрабатывает воп­росы обучения и воспитания учащихся ПТУ и средних спе­циальных учебных заведений.

Исправительно-трудовая педагогика занимается воп­росами перевоспитания правонарушителей всех возрастов.

Военная педагогика изучает особенности воспитания воинов.

Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обу­чения и воспитания студентов вузов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.