Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, виды и принципы процесса воспитания




ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Выявить его специфику можно лишь в сопоставлении с процессами формирования, становления, социализации личности. Но и для этих процессов нет пока четких опреде­лений. Одни исследователи считают, что понятие «форми­рование» более широкое, чем понятие «воспитание», дру­гие — что оно уже, ибо формирование — это внутренняя сторона воспитания. Соотношение понятий «социализа­ция личности», «формирование личности» и «воспитание» может быть представлено следующим образом: социализа­ция есть процесс усвоения социального опыта, освоения и присвоения общественных отношений, продолжающийся всю жизнь индивида н имеющий определенные стадии: становления и развития личности. Процесс воспитания — это процесс формирования развития личности, включаю­щий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.

Согласно одной из распространенных ныне концепций процесс воспитания представляется как взаимосвязан­ная цепь развивающихся воспитательных ситуаций (вос­питательных дел), каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания— это саморазвивающаяся система, единица которой — развивающаяся воспитательная ситуация (вос­питательное дело). Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его вза­имодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов.

В современном понимании процесс воспитания — это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на дости­жение заданной цели. Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправлен­ный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единс­твом целей, сотрудничеством при их достижении характе­ризуется современный воспитательный процесс.

Процесс воспитания— процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъ­ективные факторы, обусловливающие невообразимую сложность процесса. Установлено, что соответствие субъ­ективных факторов, выражающих внутренние потреб­ности личности, объективным условиям, в которых живет и формируется личность, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содер­жанию совпадают влияния организованной воспитатель­ной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности.

Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Одна из особенностей воспита­тельного процесса — его непрерывность. Если процесс вос­питания прерывается, идет от случая к случаю, то воспита­телю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании воспитанника, вместо того, чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.

Процесс воспитания — процесс комплексный. Комп­лексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного про­цесса, подчиненное идее целостности формирования лич­ности. Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение идет от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).

Управление процессом строится главным образом на обрат­ных связях, т.е. на той информации, которая поступает от воспитанников.

Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Воспитательный процесс развивается в соответствии с действующими причинами. Он изменяется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, он становится иным в различных условиях и конкретных ситуациях.

Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, которые бывают внутренними и вне­шними. Именно противоречия рождают ту силу, которая поддерживает непрерывное течение процесса. Одним из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает проти­воречие между возникающими у нее новыми потребнос­тями и возможностями их удовлетворения. Возникающее при этом «рассогласование» побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила. Какую направленность приобретут эти новые качества, зависит от многих условий: деятельности, активности, жизненной позиции личности. Назначение воспитания — правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов» потребностей, жизненных планов и ценностных ориента­ции воспитанников.

Внешние противоречия также сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного процесса. Весьма неблагоприятно, например, влияют противоре­чия между школой и семьей, противодействие со стороны семьи некоторым требованиям педагогов. Особенно внима­тельно надо относиться к противоречию между внешними влияниями и внутренними стремлениями воспитанников.

Выделим основные направления воспитательной деятельности:

Нравственное воспитание — это формирование нрав­ственно цельной личности в единстве её сознания, нрав­ственных чувств, совести, нравственной воли, навыков и привычек общественно ценного поведения.

Эстетическое воспитание — целенаправленный про­цесс формирования творчески активной личности, способ­ной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искус­стве, жить и творить по законам красоты.

Экономическое воспитание — это организованная педа­гогическая деятельность, специально продуманная.сис­тема работы, направленная на формирование экономичес­кого сознания воспитанников. -

Гражданское воспитание — это формирование моло­дого человека как гражданина своей Родины, как чело­века, способного бороться за обеспечение морально-полити­ческого единства и дружбы народов нашей страны.

Интернациональное воспитание — целенаправленная деятельность по формированию у воспитанников чувства свободы, равенства и братства, культуры межнациональ­ного общения, нетерпимости к проявлению национальной ограниченности и чванства.

Патриотическое воспитание — это процесс форми­рования политически сознательного молодого человека, любящего' свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа.

Правовое воспитание — это деятельность по форми­рованию у подрастающего поколения уважения к закону, культуре, демократизму, активного и сознательного соб­людения им норм нравственности и морали, высокой граж­данской ответственности и активности, развития у негр правовой грамотности и культуры, нравственно-правовых чувств.

Экологическое воспитание — это формирование у вос­питанников экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, волн и готовности к активной природоохранной деятельности, которое помогает пони­мать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство, ориентирует на бережное к ней отношение, позволяет заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств.

Физическое воспитание — это педагогически организо­ванный процесс передачи от поколения к поколению спосо­бов, знаний, необходимых для физического совершенства.

Конфессиональное (религиозное) воспитание —-это воспитание детей в духе веры в сверхъестественный мир и Бога, приобщение их к религиозным традициям и прак­тике, выражается в богослужениях и проповедях, бого-послушном поведении, соблюдении религиозной морали и заповедей, церковных праздников.

Трудовое воспитание — это система педагогических воздействий, направленных на формирование у воспитан­ников добросовестного, ответственного, творческого отно­шения к труду, а также умений и навыков общей трудовой культуры.

Следует отметить, что вся воспитательная работа стро­ится на принципах воспитания. Принципы воспитатель­ного процесса — это общие исходные положения, в кото­рых выражены основные требования к содержанию, мето­дам, организации воспитательного процесса. Современная отечественная система воспитания руководствуется следую­щими принципами:

^ общественная направленность воспитания;

>> связь воспитания с жизнью, трудом;

> опора на положительное в воспитании;

>• гуманизация воспитания;

1^ личностный подход;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.