Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единство воспитательных воздействий




Личностный подход

Гуманизация воспитания

Принцип гуманизации воспитания требует:

^ гуманного отношения к личности воспитанника;

^ уважение его прав и свобод;

*• предъявление воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;

^ уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые тре­бования; -

^ уважения права человека быть самим собой;

> доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

>• ненасильственного формирования требуемых качеств;

*• отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;

>• признания права личности на полный отказ от фор­мирования тех качеств, которые по каким-либо причи­нам противоречат ее убеждениям.

Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особеннос­тей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что перво­степенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учетличностных характеристик и возможностей воспитанни­ков. Личностный подход понимается как опора на личност­ные качества. Последние выражают очень важные для вос­питания характеристики — направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировав­шиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индиви­дуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правиль­ный учет данных качеств.

Принцип единства воспитательных воздействий тре­бует, чтобы все лица, организации, общественные инс­титуты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и уси­ливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспи­тательного процесса уподобляются крыловским персона­жам — Раку, Лебедю и Щуке, которые тянули воз в разные стороны. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.

Методы воспитания и их классификация

Методы воспитанияэто способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направлен­ной на решение задач воспитания.

В педагогике кроме понятия «метод воспитания» используется понятие «приём воспитания». Приём воспи­тания — частное выражение метода. В процессе практи­ческой деятельности метод делится на приёмы, которые помогают в достижении целей боепитания. Таким обра­зом, приёмы относятся к методам как частное к общему. Например, метод поощрения может реализоваться в приё­мах: похвала, благодарность.

Действия воспитателя организуются разными спосо­бами, потому что преследуются разные цели (цель опреде­ляет выбор метода); различное содержание деятельности; неодинаковый возраст воспитанников и их особенности, а также воспитатели обладают разными профессиональ­ными умениями. В целях облегчения практического использования методов воспитания целесообразно их клас­сифицировать.

Анализ показывает, что в основу классификации часто кладут направленность способа воздействия на ту или иную сферу личности: на сознание, на поведение, на эмо­ционально-волевую сферу. Иначе говоря, есть методы, направленные преимущественно на формирование знаний, взглядов, оценок, направленности, убеждений личности. Их называют методами формирования убеждений. Есть методы направленные преимущественно на формирование привычек, стереотипов поведения, типичных поведенчес­ких реакций. Их называют методами формирования пове­дения и организации деятельности. И есть методы, назы­ваемые порой вспомогательными, которые направлены на коррекцию и стимулирование поведения.

Достаточно распространённой является классифика­ция, предложенная Ю.К. Бабанским, ВА. Сластениным, Г.И. Щукиной, согласно которой методы воспитания объ­единяются в следующие группы:

а) методы формирования сознания (беседа, рассказ, дис­пут, лекция, пример);

б) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения,(упражнение, приучение, поручение, создание воспитывающих ситуаций,' требова­ние);

в) методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание)

Имеются и другие классификационные подходы. Вос­питатель должен выбрать наиболее логичные и эффективные методы для практического применения, Рассмотрим группу методов, которые служат базой для различных классификаций. Это методы: убеждения; упражнения; поощрения; наказания; примера. Охарактеризуем их.

Убеждение — это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педа­гогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством.

Если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к высо­кому и прекрасному во всех их возможных формах, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чаще всего педагог обращается одновременно и к разуму, и к чувствам воспитанника, поскольку доказательство и внушение в их органическом единстве дополняют друг друга.

Чем же один человек может убедить другого чело­века? Словом, делом, примером, в том числе и личным. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие методы как беседа, лекция, диспут.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.