Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выработка целей и стратегий




 

Знание потребностей рынка и предпринимательская инициатива со стороны персонала и руководителей строительной фирмы предопределяют успех ее деятельности. Инициатива связана с целевой установкой, определенной владельцем фирмы или навязанной ей со стороны, в том числе приказом вышестоящего хозяйственного органа или требованиями акционеров,

Цель - это конкретное конечное состояние или желаемый результат, который стремится получить фирма (группа людей или отдельное лицо). Цели фирмы определяют концепцию ее развития и основные направления деловой активности.

Общую линию поведения, которой следует руководствоваться фирме для достижения поставленных целей, называют стратегией предприятия. Постановка рациональных целей и выбор правильной линии поведения, учитывающей условия функционирования, перспективы развития и реальные возможности строительной организации, имеют подчас решающее значение для достижения желаемых результатов при рыночных отношениях (объемов производства, прибыли и рентабельности).

Следует различать цели общие, или глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей. Цели общие отражают концепцию развития фирмы и разрабатываются, как правило, на длительную перспективу. Они определяют основные направления программы развития фирмы, что требует точного формулирования целей и их увязки с ресурсами.

В числе наиболее общих целей для всех строительных организаций могут

быть:

1) обеспечение оптимальной (необходимой) рентабельности при имеющемся наборе видов деятельности, необходимой для успешного развития организации, причем на определенных этапах может ставиться вопрос не максимизации прибыли, а получение минимального ее размера, необходимого для решения неотложных проблем выживания организации;

2) обеспечение устойчивого положения строительной организации на внутреннем рынке за счет технической, инвестиционной и кадровой политики, а также повышения потенциала конкурентоспособности и решения социальных вопросов;

3) разработка новых направлений развития, новых видов деятельности, что предполагает разработку структурной политики, включая диверсификацию производства;

4) выход на внешние рынки с целью получения валютных ресурсов для модернизации производства и удовлетворения социальных потребностей коллектива.

Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном подразделении строительной организации и могут выражаться в количественных и качественных показателях.

Выбор и конкретизация целей деятельности предприятия в значительной мере определяется интересами и потребностями ее владельца, а также действием различных внутренних и внешних факторов (Рис. 4.2.).

 

Интересы частных лиц и государственных органов могут быть не только различными, но даже несовместимыми. В то время как государственные предприятия могут выпускать отдельные виды убыточной продукция для обеспечения внутренних потребностей страны или государство может содержать предприятие, не приносящее дохода, с целью сохранения рабочих мест для населения, частное лицо в подобной ситуации разорится.

На выбор целей деятельности строительных организаций оказывают влияние главным образом следующие внешние факторы: наличие и объем спроса на строительную продукцию; наличие поставщиков сырья, материалов, конструкций, изделий, оборудования, необходимых для строительного производства; наличие и намерения конкурентов; специфические особенности коммерческой деятельности фирм на региональных подрядных рынках (типы контрактов, условия проведения торгов, особенности инвестиционной практики); степень участия зарубежных компаний в инвестировании и реализации строительных проектов; вид и мощность транспортных связей; наличие коммунальной и прочей инфраструктуры для обслуживания действующего строительного производства.

К внутренним факторам относятся: уровень рентабельности продукции; наличие инженерных решений в области проектирования объектов строительства, технологии, организации и управления строительным производством; наличие квалифицированных кадров; техническая оснащенность производства; наличие земельных площадей для собственного строительства и возможного расширения производственных мощностей.

В частном предпринимательстве в сфере строительства на выбор основных целей существенное влияние оказывают личностные особенности предпринимателя, его наклонности и семейные традиции.

Усиление в планово-управленческой деятельности ориентации на конечные результаты, активизация применения специальных методов управления (по целям) требуют не просто формирования определенного набора целей, а построения иерархической их системы. Способы задания целей могут быть самыми разнообразными. Один из самых эффективных - составление дерева целей. Дерево - это граф, т.е. схема, выражающая соподчиненность и взаимосвязь элементов, в данном случае целей. Сложную цель, требующую для своего достижения последовательного решения многих проблем, можно разделить на цели второго уровня, а их в свою очередь - на цели третьего уровня и т.д. В результате получается дерево целей, которых предполагается достигнуть.

При построении дерева целей используются такие их свойства, как соподчиненность, развернутость и соотносительная важность.

Соподчиненность целей обусловливается иерархическим построением производственных систем, а также наличием иерархии по времени и важности (значимости). Цели подразделений определяются целями фирмы в целом, тактические целя - стратегическими, а краткосрочные - долгосрочными. Развернутость состоит в том, что каждая цель данного уровня делится на подцели нижележащего уровня (Рис. 4.3).

Соотносительная важность целей заключается в том, что цели одного и того же уровня имеют различное значение для достижения цели вышележащего уровня. Этопозволяет ранжировать цели по степени важности, количественно определять соотносительную важность через коэффициент значимости.

Оценка важности целей по отношению друг к другу на втором и последующих уровнях осуществляется методом ранжирования и взвешивания. При ранжировании каждой цели приписывается порядковый номер, показывающий ее относительную важность для достижения цели более высокого уровня.

При взвешивании устанавливается коэффициент значимости каждой цели в долях единицы или процентах по отношению к цели вышележащего уровня и по отношению к главной цели.

В приведенном на рис. 2.1 примере коэффициент значимости цели 1.2.2 по отношению к главной цели равен произведению веса цели вышележащего над ней уровня (1.2) на ее вес на данном уровне, т.е. 0,7 0,8 = 0,56. Это означает, что достижением цели 1.2.2 будет обеспечено достижение главной цели на 56 % Взвешивание целей дает ориентиры для распределения ресурсов в зависимости от степени важности цели.

Рис. 4.3. Дерево целей

Для достижения поставленной цели строительная организация осуществляет комплексный анализ своего внутреннего потенциала и состояния внешней среды, в которой она действует. На основе полученных данных определяются наиболее целесообразное направление ее деятельности и стратегия развития.

Стратегия развития предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственные и коммерческие возможности. Стратегия основывается не на нынешней, а на будущей структуре хозяйственной деятельности, не на имеющемся, а на создаваемом научном, производственном и экономическом потенциале фирмы.

В зависимости от сущности поставленных фирмой целей могут быть различные виды стратегий, на которые она будет ориентироваться.

1. Общефирменные стратегии:

- поглощение — фирма поглощает менее удачливого партнера или конкурента;

- слияние - в результате объединения капитала нескольких фирм образуется новая, более мощная фирма,

- открытие филиала в стране или за рубежом;

- приобретение акций других фирм и компаний;

- налаживание деловых контактов в различных сферах деятельности

(научно-технической, производственной, коммерческой и т.п.) с другими фирмами и компаниями;

- вертикальная интеграция - присоединение к фирме поставщиков сырья, материалов и полуфабрикатов, а также сбытовых фирм. В строительстве такая стратегия может быть реализована через организации производственно-технической комплектации с расширением их сферы деятельности до производства комплектующих материалов и изделий;

- узкая специализация - организация разбивается на узкие по производству конечной продукции подразделения, координация которых достигается за счет совершенного управления.

2. Маркетинговые стратегии:

- расширение существующих рынков;

- проникновение па новые рынки;

- поддержание уровня сбыта (реализации) строительной продукции на существующих рынках;

- концентрация коммерческих и маркетинговых усилий на целевых рынках (рынки первоочередного внедрения);

- уход с рынка.

3. Продуктовая стратегия:

- лидерство (дифференциация) - выделение особых услуг или продукции, характерных только для данной фирмы, отличающихся чем-то от продукции конкурентов. В качестве индивидуальных признаков такой продукции здесь могут выступать: высокое качество; надежность в эксплуатации; сбыт в комплексе с сопутствующими услугами (например, ввод объекта в эксплуатацию с гарантированным обслуживанием в течение какого-то срока); специфические потребительские свойства. Эта стратегия ориентированна иа создание имиджа фирмы-производителя,

- обеспечение низких издержек - достижение конкурентных преимуществ за счет более дешевого производства, например строительства объекта с меньшей стоимостью за счет применения эффективных материалов; увеличения объемов производства, когда затраты на управление на единицу продукции снижаются; передачи части производства малым предприятиям (субподрядчикам) с характерными для них снижениями затрат на управление;

- выпуск продукции с разной рентабельностью - прежде всего смена продукции. Если фирма запускает в производство новую серию жилых домов повышенной комфортности, то ей следует это сделать параллельно с массовым строительством существующих в производстве и обеспечивающих достаточную прибыльность старых серий. При наличиимногих производств разной рентабельности потери при внедрении новой техники и технологии легко компенсируются прибылями других производств. Фирма может принять стратегию совместного существования четырех типов производств:

- массовое производство рентабельной продукции с уже отработанной технологией, но находящей широкий рынок сбыта;

- быстро расширяющееся перспективное новое производство, удовлетворяющее свою потребность в инвестициях за счет собственной прибыли;

- производство, ориентированное на новые потребности рынка, осваивающее капиталоемкую продукцию с большой долей риска, требующее значительных инвестиций, потребность в которых удовлетворяется в основном за счет производства первого типа;

- производство изжившей себя продукции с устаревшей технологией, в принципе нерентабельное, подлежащее выводу из сферы производства, хотя продукция его еще может иметь сбыт;

- фокусировка - производство продукции, ориентированной на узкий круг потребителей (заказчиков), например строительство элитного жилья;

- диверсификация - вид стратегии, направленный на выпуск новых продуктов и расширение сфер деятельности. Различают диверсификацию концентрическую (пополнение номенклатуры продукции похожими или близкими к уже выпускаемой); горизонтальную (выпуск новой продукции для фирмы, но известной потребителю); конгломератную (выпуск продукции ранее не производимой, которую потребитель не знает).

В строительстве можно выделить несколько направлений диверсификации: объединение собственно строительства и производства строительных материалов в одну производственную систему; объединение проектирования и строительства - создание проектно-строительной фирмы; создание фирм, включающих в сферу своей деятельности весь комплекс работ и услуг по созданию законченных объектов, подготовленных к полной эксплуатации; организация производства строительных материалов и изделий на продажу; организация производств, не связанных со строительством; создание инженерно-консультативных подразделений, специализирующихся на оказании инженерно- консультативных услуг, обособленных в самостоятельную коммерческую деятельность; создание подразделений, основной деятельностью которых является управление проектом; выступление фирмы как инвестора, держателя акций и создание инвестиционного банка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.