Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материалы для текущего и рубежного контроля




Упражнение 1. В данных словосочетаниях объясните значение паронимов-прилагательных.

1. Бережное отношение - бережливый хозяин. 2. Деловой разговор - деловитый вид — дельный человек. 3. Идеальный работник - идеалистичный юноша - идеалистический взгляд. 4. Каменистый берег - каменный утес. 5. Обидный разговор - обидчивый человек. 6. Понятный ответ - понятливый ученик. 7. Реальный план — реалистический стиль — реалистичный подход. 8. Соседний дом — соседский щенок. 9. Скрытный характер - скрытый образ жизни. 10. Эффектный вид — эффективный метод.

Материал для справок: 1. Бережный - осторожный, заботливый, внимательный; бережливый - бережно относящийся к имуществу, расчетливый, экономный. 2. Деловой — относящийся к общественной, служебной деятельности; деловитый — серьезный, предприимчивый; дельный — способный к работе, серьезно относящийся к делу; 3. Идеальный -соответствующий идеалу, возвышенный; идеалистичный — склонный к идеализации чего-л., мечтательный; идеалистический — относящийся к идеализму (философское направление). 4. Каменистый - покрытый камнями; каменный - состоящий из камней: 5. Обидный- причиняющий обиду, оскорбительный; обидчивый - легко обижающийся, склонный видеть обиду, оскорбление там, где их нет. 6. Понятный - доступный пониманию; понятливый — быстро и легко понимающий, усваивающий что-нибудь. 7. Реальный - действительный, существующий, не воображаемый; реалистический - следующий реализму, основанный на реализме, реалистичный — вполне практический, отвечающий действительности, 8. Соседний - расположенный рядом с кем, чем-либо, вблизи; соседский - живущий вблизи, рядом (разг.). 9. Скрытный — скрывающий свои чувства, мысли, намерения; скрытый - тайный. 10. Эффектный - производящий эффект; эффективный — дающий наибольший эффект, результат; более совершенный, производительный.

 

Упражнение 2. Опираясь на словарную характеристику фразеологизмов, установите тип ошибки в их употреблении: 1. Замена одного из компонентов. 2. Контаминация объединение двух синонимических фразеологизмов). 3. Расширение состава фразеологизма. 4. Сужение компонентного состава. 5. Нарушение сочетаемости фразеологизма со словами контекста. Дайте цифровой ответ. (См. в конце книги).

1. Его мысли «летают в облаках», его не интересуют жизненные проблемы. 2. Но он пал духом и добился цели перед поставленной задачей. 3. Человек, которому своя жизнь дороже идеалов народа, делает сделку с совестью. 4. Дефицит милосердия - это большое черно пятно на нашем обществе. 5. Наш сокурсник Ернар был всегда сам собой. 6. Писатель высмеивает Плюшкина, опустившегося на дно в моральной и духовной пустоте. 7. Горький объявил эксплуататорскому строю обвинение в извращении такого понятия, как труд. 8. Своим примером Сотников вселял надежду людям в скорой победе. 9. Для Челкаша деньги были ниже человеческого достоинства, гордости, чести, жизни. 10. Давыдову выпала тяжёлая тяга, он как председатель колхоза должен был быть в первых рядах.

Материал для справок: 1. Витать (парить) в облаках — « пребывать в мечтательном состоянии, предаваясь бесплодным фантазиям, не замечая окружающего». 2. Достигать какой-либо пели: справиться с поставленной задачей. 3. Сделка с совестью — « поступок не по совести, против убеждений». Пойти на сделку с совестью: «заключить, совершить сделку с совестью. 4. Позорное пятно — «пятно позора, бесчестия». 5. Быть, оставаться самим собой – « вести себя сообразно своим свойствам, особенностям». Сам (сама, само) по себе — « самостоятельно, отдельно». 6. Опуститься на дно — « о деклассированных, опустившихся людях».. Предъявить обвинение — « заявлять о каких-либо претензиях, требованиях по отношению к кому, чему-либо». 8. Вселять надежду на победу — вселять веру в победу. 9. Ниже своего достоинства — унизительно, не подобает кому-либо что-либо делать. 10. Выпадать, доставаться на долю – «участь, судьба, жребий".

Упражнение 3. Определите, в каком ряду синонимические пары представлены: 1) именами существительными; 2) именами прилагательными; 3) глаголами: 4) наречиями /См. ответ в конце книги/

1. Предохранительный – профилактический, простодушный – бесхитростный, противоречивый – двойственный, наибольший – максимальный.

2. Сковывать - парализовать, скрывать — прятать, стряпать - готовить, обобщить - подытожить.

3. Обычай - традиции, печатник – полиграфист, положение – ситуация, польза – выгода.

4. Обязательно - непременно, печально - грустно, невольно – нечаянно, изумительно – восхитительно.

Упражнение 4. Установите, чем выражены антонимические пары в каждом из рядов: 1) именами существительными, 2) именами прилагательными, 3) глаголами, 4) наречиями. /См. ответ в конце книги/

1.Говорить - молчать, присутствовать - отсутствовать, начинать - кончать, зажигать - гасить.

2.Глухой - звонкий, глубокий - мелкий, передний - задний, легкий - трудный.

3.Хорошо – плохо, приятно – противно, мягко – жестко, левее – правее.

4.Подлинник - подделка, родина — чужбина, спасение -гибель, обвинение - оправдание.

Упражнение 5. Произведите замену слов, не соответствующих по значению контексту, подходящими по смыслу.

1: Особенно заметна разница между обитателями трущоб и знатными жильцами центра. 2. Мы знаем, что высокий, сутуловатый человек, руки у него большие и черствые. 3. Он любит псов лучше, чем своих детей. 4. Характерная черта Давыдова – создание ясной цели и неколебимой веры в будущее. 5. На месте своего дома он находит руины пепла. 6. Раскольников решает деньги, обреченные в монастырь, взять для умирающих от голода. 7. Гоголь с тонкой сатирой описывает детство мальчика. 8. Человек уникален. Он бывает в единственном экземпляре. 9. Этот человек каждый день ходил наверх и отстреливал немцев. 10. Пролетарский дух ранних романтических произведений воспитывал людей на подвиг ради общего дела.

Комментированные ответы: 1. Вместо слова жильцы (те, кто занимает жилое помещение по найму) следует употребить господа («люди, обладающие властью над теми, кто от них зависит»). 2. Черствый - засохший и твердый (хлеб). Руки могут быть жилистыми («сухощавые, с выступающими жилами»). 3. Лучше сравнительная степень от наречия хорошо, следует употребить сравнительную степень от слова много - больше 4. Создание от глагола создать («сделать, произвести, основать»), следует: осознание («понимание»). 5. Руины – это развалины. В данном случае: руины и пепел. 6. Обреченный – « такой, которому предопределена гибель, полное крушение», в данном контексте надо предназначенный («заранее назначенный, определенный для какой-нибудь цели»). 7. Вместо слова сатира («обличающее, бичующее осмеяние)» следует употребить слово юмор («понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно насмешливое отношение к чему-нибудь»). 8. Экземпляр – « отдельный предмет, животное или растение». Род – разновидность чего-нибудь, обладающая каким-нибудь качеством, свойством. В данном предложении уместно будет использовать выражение «единственный в своем роде», т.е. своеобразный. 9. Глагол отстрелить употребляется по отношению к животным следует: убивал. 10. Вместо глагола воспитывал («прививать что-нибудь кому-нибудь») надо употребить глагол вдохновлял («побуждать к свершению чего-нибудь»).

Упражнение 6. Назовите тип ошибки в словоупотреблении: 1) несоответствие значения слова контексту; 2) несоответствие стилистической принадлежности слова контексту; 3) смешение паронимов; 4) тавтология; 5) плеоназм; 6) разрушение фразеологизма. Исправьте ошибки. (Цифровые ответы см. в конце книги).

1. Вертолетчик, с трудом выбрав место для посадки, посадил раненую машину. 2. Человек всю жизнь думал, что вот у него растет смена и под старости лет он будет спокоен. 3. Приемник Горького, М.Шолохов внес огромный вклад в.развитие литературы. 4. Есть такие жизненно важные вопросы, от которых нельзя отмахиваться руками. 5. Наши современные руководители могут учиться у Давыдова деловому подходу к делу. 6. Они очень любили свой город, богатый природными богатствами. 7. Ссыльные не покорялись законам царизма. 8. Завязалась драка, в процессе которой парня отлупцевали и отправили домой. 9. Эту проблему мы решили только вместе и сообща. 10. Внешность Плюшкина подчеркивает душевную гибель человека.

Комментированные ответы. 1. Слово ранить означает "нанести рану кому-нибудь" и сочетается только с одушевленными существительными. В предложении следует употребить, словосочетание поврежденную машину. 1. В данном примере нарушена предложно – падежная формула существительного в составе фразеологизма; на старости лет (в преклонных годах, в преклонном возрасте). 3. Произошло смешение однозвучных слов, в которых приставка играет решающую роль в определении значения слова: приемник – «аппарат для приема чего-нибудь (сигналов, речи, музыки, изображения)» и преемник- « продолжатель, тот, кто занял чье-нибудь место, чью-нибудь должность» (книжн.). 4. В предложении произошло объединение фразеологизма махнуть рукой на кого, на что («перестать обращать внимание; перестать заниматься кем-либо или делать что-либо») с глаголом отмахнуться — в переносном значении: «легкомысленно оставить без ' внимания, без рассмотрения» (разг.). 5. Допущено повторение слов с одинаковым корнем: необходимо заменить одно из повторяемых слов синонимом (деловой подход к работе — умелый подход к делу). 6. Аналогичный предыдущему пример: богатый природными ресурсами — обладающий природными богатствами 7. Слово покориться имеет переносное значение «примириться с чем-нибудь, отказавшись от сопротивления чему-нибудь» и синонимично слову подчиниться («оказаться в зависимости от кого-нибудь»), но в данном предложении оно не соответствует смыслу сочетающемуся с ним существительному. 8. В предложении столкнулись слова, различные по стилистической окраске: в процессе (книжн.) и отлупцевали (прост.) — «сильно избили». 9. Наречия вместе и сообща имеют одно и то же значение («совместно») и не могут быть однородными членами предложения: одно из них надо убрать. 10. Налицо смешение паронимов душевный (от существительного душа — "внутренний, психический мир человека, его сознание") и духовный от существительного дух ("сознание, мышление, психические способности")




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.