Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ролевая теория личности




Ролевая теория личности представляет собой один из подходов к изучению личности, согласно которому она описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения - ролей. Такие социальные роли вытекают из ее социального статуса. Основные положения этой теории были сформулированы американским социологом и социальным психологом Дж.Г.Мидом в книгах "Роль, Я и общество" (1934), "Исследование человека" (1936). Он считал, что все мы учимся ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для нас лицом. Человек всегда видит себя глазами других и либо начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжает отстаивать свою роль. В освоении ролевых функций Мид выделял три стадии: 1) имитация, т.е. механическое повторение; 2) проигрывание, т.е. переход от одной роли к другой; 3) групповое членство, т.е. освоение определенной роли глазами значимой для данного человека социальной группы.

Вместе с тем ключевое понятие этой теории - "социальная роль" - было разработано в начале XX в. в работах Э.Дюркгейма, М.Вебера, позднее -Т.Парсонса, Р.Липтона и др. Социальная роль (от франц. role) - образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений.

Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Ролевое ожидание - это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая сданным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус. Ролевое исполнение - это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус).

Для того чтобы проиллюстрировать влияние ролевых ожиданий на поведение людей, обратимся к "тюремному" эксперименту американского исследователя Филиппа Зимбардо. Этот эксперимент начался с того, что в одном из престижных американских колледжей было вывешено объявление: "Для психологических исследований тюремной жизни требуются мужчины-студенты, совершенно здоровые в физическом и психическом отношениях...". Эксперимент планировалось провести в течение одной -двух недель. После того как участники были подобраны, их разделили на две части в арифметическом порядке. Одну часть назначили "заключенными", другую - "тюремщиками". Затем все были перевезены в тюрьму, где тюремщики приступили к исполнению своих обязанностей. Они раздели и обыскали "заключенных" и развели по камерам, хотя никто и не приказывал им делать это. В целом первый день прошел нормально при добродушно-шутливом отношении с обеих сторон. Однако уже на вторые сутки отношения испортились так, что экспериментаторам пришлось удерживать "тюремщиков" от излишней жесткости. На шестые сутки эксперимент пришлось прекратить, поскольку все были травмированы. Этот эксперимент показал, что функциональная целесообразность (необходимость поддерживать порядок) и социокультурные традиции (как следует себя вести) предопределили поведение его участников. Они "вошли в роль" и ролевые ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение. Добрые отношения лопнули, когда эти хорошие ребята оказались в разных социальных ролях. Именно "тиски" социальных ролей предопределили поведение участников этого эксперимента. Отметим, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) предписания, требования, связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкции, которые могут носить как негативный, так и позитивный характер.

Каждый человек обладает множеством социальных статусов, и каждому его статусу соответствует спектр ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Таким образом, можно констатировать, что каждый человек выполняет в обществе множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта.

Ролевой конфликт -это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами. Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию.

Во-первых, это конфликты, вызванные различиями в понимании своей роли личностью и окружающими. Например, преподаватель вуза считает, что он может добиться глубокого усвоения программы своего предмета студентами без жесткого давления на них, однако на кафедре преобладает другой методический подход.

Во-вторых, это конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, от адвоката требуется принятие всех мер по оправданию подзащитного, но от него же как юриста ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества.

В-третьих, это конфликт между необходимыми для исполнения данной социальной роли качествами и ожиданиями значимых для этого человека людей. Так, среди спортсменов высоко ценятся такие черты характера, как твердость, воля, независимость, эмоциональная сдержанность, стремление к победе. Однако исследователи Штайн и Хоффман (1978) установили, что девушкам эти черты неприятны. Их больше привлекают искренность, глубина чувств, способность к сопереживанию. В результате спортсмены вынуждены выбирать между высокими достижениями в спорте и вниманием со стороны представительниц прекрасного пола.

В-четвертых, это конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей. Например, от женщины ее начальник требует высокой самоотдачи на работе, а муж – высокой самоотдачи дома.

В-пятых, это конфликт между личностными качествами индивидов и ролевыми требованиями. Не секрет, что есть немало людей, занимающих должности, для которых они не обладают необходимыми качествами. В результате они вынуждены болезненно перестраиваться, как говорится, "переступать через самих себя".

Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах. Поэтому важно знать некоторые способы снижения ролевой напряженности. Один из них состоит в том, что отдельные роли признаются более важными, чем другие. Так, в некоторых случаях следует выбрать, что важнее: семья или работа. Для женщин нормальным считается выбор в пользу первого, а для мужчин - второго. Разделение между двумя системами ролей, в частности семьей и работой, ослабляет ролевой конфликт.

6.7.Теория "зеркального Я"

Одной из первых теорий личности в социологии и психологии была теория "зеркального Я". Она исходила не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов, которые выступают по отношению к каждому из них как "зеркала" его Я. "Я" (образ "Я") - это центральное понятие целого ряда трактовок личности. "Я" - это самость, т.е. интегральная целостность, "одноличие", "подлинность" индивида, его тождественность самому себе, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и других людей.

У.Джеймс, один из основоположников этой теории, выделял в Я "социальное Я", которое было тем, чем признают данного человека окружающие. Человек имеет столько "социальных Я", сколько существует отдельных лиц и групп, мнение которых важно для него.

Эту идею развил Ч.Х.Кули, американский социолог и социальный психолог. Он считал признаком истинно социального существа способность индивида выделять себя из группы и осознавать свое Я. Обязательным условием этого, по мнению Кули, является общение индивида с другими людьми и усвоение их мнений о нем. Не существует чувства Я без соответствующих ему чувств Мы, Он или Они. Сознательные действия индивида всегда социальны. Они означают для человека соотнесение своих действий с теми представлениями о его Я, которые складываются у других людей. Другие люди - это те зеркала, в которых для индивида формируется образ самого себя.

Согласно Кули, личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих людей. Его собственное Я - это суммирование тех впечатлений, которые, как ему кажется, он производит на окружающих. "Я" включает: 1) представление о том, "каким я кажусь другому человеку", 2) представление о том, "как этот другой оценивает мой образ", 3) вытекающее из этого специфическое "чувство Я" вроде гордости или унижения - "самоуважение". Все это складывается в человеческое "чувство личной определенности" - "зеркальное Я".

"Я" выступает синтезом социального и индивидуального в человеке, гарантом и итогом его взаимодействия с обществом. При этом общество раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его собственной личности. Оно практически не существует за пределами сознания индивида. Тем самым понятие "Я" в сущности является продуктом воображения.

Теория "зеркального Я" была развита Дж.Мидом, который ввел понятие "стадий" формирования Я. Стадии принятия роли другого, других и, наконец,

"обобщенного другого" выражали разные этапы превращения индивида в рефлексирующее социальное Я, вырабатывали навыки отношения индивида к самому себе как к социальному объекту.

РАЗДЕЛ 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, ИНСТИТУТЫ И ОРГАНИЗАЦИИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.