Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взгляд на текстовый редактор




как на средство развития самостоятельной письменной речи детей [4]

Овладение средствами деятельности, принятыми в современном обществе – одна из важнейших задач культурного развития и социализации любого ребенка. Выпускнику специальной школы столь же необходимо, как и выпускнику массовой школы, уметь элементарно пользоваться компьютером. Какую бы школу не заканчивал ребенок, жить он будет в мире информационных технологий, телекоммуникаций и компьютерно опосредованных технологий деятельности, роль которых постоянно возрастает.

Уметь пользоваться компьютером - значит уметь, в частности, пользоваться текстовыми редакторами. Эта технология относится к группе базового программного обеспечения, владение которым – одно из обязательных умений пользователя компьютерной техники в любой стране мира.

Умение работать с текстом на компьютере открывает возможность использования электронных средств коммуникации (электронной почты и Интернет-технологий), что особенно важно для ребенка, живущего в современном мире.

Таким образом, овладение текстовыми редакторами следует рассматривать как один из обязательных элементов культурного развития и социализации любого ребенка, и, соответственно, неотъемлемую задачу школьного образования.

Традиционное понимание этой задачи в общей педагогике приводит к тому, что текстовые редакторы изучаются в рамках особого учебного предмета «Основы информатики» на последней или средней ступени школьного образования. Однако укоренившаяся традиция отечественной коррекционной педагогики состоит в том, что все изобретаемые технические средства анализируются с точки зрения возможности их использования для развития ребенка и коррекции вторичных нарушений в процессе специального обучения. Вот почему для дефектолога так естественно анализировать текстовые редакторы с точки зрения возможности их использования для развития письменной речи детей, начиная с как можно более ранних этапов школьного обучения. Попытаемся взглянуть на данную компьютерную технологию как на средство развития самостоятельной письменной речи детей младшего школьного возраста, помня о том, что наиболее продуктивным способом развития данной формы речи является сочинение детьми историй, отражающих их мысли и чувства, возникающие в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Поскольку дети с отклонениями в развитии осваивают письменную форму речи значительно труднее, чем их нормально развивающиеся сверстники, педагогу и родителям, прежде всего, необходимы средства построения текста, способные помочь сохранить, развить или вызвать у таких детей желание совершенствовать свою письменную речь. На пути поиска средств мотивации детей к этой деятельности и возникает первый довод дефектолога в пользу обучения текстовому редактору, поскольку переход к работе с текстом на компьютере дает шанс изменить эмоциональное отношение к столь трудной для ребенка деятельности. Представим, что овладевшие грамотой школьники научатся писать и редактировать доступные им тексты, используя компьютерную технологию. Это означает, что они смогут самостоятельно набрать текст на экране компьютера и отредактировать его с помощью взрослого в разных аспектах, не переписывая и не оставляя следа от многочисленных исправлений. Итогом станет безупречная работа, которую можно распечатать и с радостью представить окружающим. За счет применения компьютерной технологии можно избежать ненавистного ребенку переписывания текста в целях устранения допущенных неточностей, и предоставить желанную возможность не оставлять следа от своих, подчас, бесконечных и разнообразных ошибок.

В традиционном обучении редактирование, как правило, огорчает ребенка, поскольку, чем больше погрешностей он находит в своем тексте, тем хуже выглядит его работа, и тем более явной становится его несостоятельность. При переходе к работе с текстом на компьютере ситуация меняется. Чем больше ошибок он найдет в своем сочинении, чем более старательно и умело будет редактировать собственную речь, тем лучше станет его работа. У маленького школьника появляются понятные ему основания относиться к редактированию как к необходимому, полезному, а, возможно, и интересному компоненту сочинительства. Таким образом, обучение текстовому редактору и, главное - последующее использование этого умения в процессе развития самостоятельной письменной речи может предоставить взрослым реальную возможность изменить эмоциональное отношение ребенка к трудной для него работе над речью, поскольку исключается то, чему противятся дети – переписывание, и возникает возможность, о которой они мечтают – не оставлять следа от допущенных ошибок и получать в конечном счете безупречную и достойную похвалы работу. Новое средство построения текста может помочь сохранить, развить или сформировать у ребенка мотивацию к трудной для деятельности по совершенствованию своей письменной речи. Ради одного этого уже стоило бы, по нашему мнению, учить маленьких школьников создавать и редактировать текст на компьютере. Однако, есть и другие аргументы, возникающие на пути поиска психологически комфортных средств развития письменной речи и коррекции ее недостатков у детей младшего школьного возраста.

Условием использования столь очевидных преимуществ новой техники редактирования является произвольная деятельность по анализу собственной речи. Таким образом «текстовый редактор» содержит в себе своеобразный «механизм» мотивации автора к анализу собственной речи. В случае затруднений в этой деятельности компьютер готов, как мы знаем, оказать пишущему индивидуализированную помощь – выделить по просьбе фрагменты текста, некорректные с точки зрения норм правильной письменной речи. Это обстоятельство представляется очень важным в контексте специального обучения, поскольку на протяжении многих десятилетий специалисты ищут средства мотивации детей с отклонениями в развитии к анализу собственной речи и способы оказания индивидуализированной помощи в этой деятельности в условиях фронтального обучения.

Благодаря компьютерной технологии и учитель, и ребенок могут получить возможность заниматься главным – целенаправленным редактированием первоначальных вариантов текста с целью приведения в соответствие замысла и его воплощения в речи. Как уже отмечалось, осмысленное редактирование собственной речи продвигает ребенка по пути ее развития, готовит к решению не выдуманных, а реальных задач будущей взрослой жизни, связанных с самообразованием и коммуникацией посредством письменной речи. Однако, редактированием текста в разных его аспектах начальная школа занимается явно недостаточно, и это вполне понятно. Единственным средством редактирования текста по смыслу и структуре является его переписывание, а средством устранения погрешностей в отборе слов, синтаксических конструкций предложений, их связей в тексте – работа над ошибками. Таким образом, рутинный процесс переписывания текста, а также работа над ошибками отнимают значительную часть времени на первых годах школьного обучения. При помощи этих средств практически невозможно сосредоточить силы маленького школьника на осмысленном редактировании своих сочинений, тогда как применение текстового редактора открывает эту возможность, поскольку ребенок может производить все необходимые для редактирования манипуляции с целостным текстом, не прибегая к его переписыванию. Таким образом, следующий аргумент в пользу обучения текстовому редактору заключается в возможности сосредоточить силы ребенка на осмысленном редактировании своих сочинений уже в начальной школе, т.е. тот период обучения, когда другими средствами сделать это чрезвычайно сложно.

Используя компьютерную технологию, ребенок получает еще одно важное преимущество - он может редактировать целостный текст, а не вырванные из него фрагменты, и при этом все время видеть, насколько улучшается сочинение под влиянием вносимых изменений. Это еще один довод в пользу обучения детей новой технике редактирования текста, поскольку традиционные средства (переписывание и работа над ошибками) не дают такой возможности.

Ошибки детей с отклонениями в развитии, как правило, затрагивают и смысловую организацию текста, и его языковое оформление, что определяет необходимость совершенствовать все необходимые для построения текста действия и операции. Применение компьютерной технологии открывает возможность совершенствовать эти действия и операции не изолированно, а подчиняя существу смысловой работы над текстом. Это еще один довод в пользу обучения младших школьников новой технике редактирования текста.

Благодаря компьютерной технологии можно редактировать текст многократно, в любом аспекте (по смыслу, структуре, лексико-грамматическому оформлению, стилю и др.), и при этом последовательно, выбирая порядок действий в соответствии с индивидуальными потребностями ученика. Приучать его многократно возвращаться к своему произведению в целом и завершить работу над ним лишь тогда, когда замысел и его воплощение в речи приходят в необходимое соответствие. В связи с этим обратим внимание на складывающееся у ребенка представление о себе самом как о пишущем человеке. Написав сочинение и поставив в конце его точку, маленький ученик полагает, что закончил работу, поскольку именно этот вариант будет проверяться учителем. Так строится работа из года в год. Постепенно у ребенка может сложиться убеждение в том, что первый вариант и есть окончательный, а написать сочинение – значит написать хорошо с первого раза. В этом случае в представление о себе как об авторе уже не входит возможность создания не совсем удачного первоначального варианта текста, который постепенно преобразуется в приемлемый за счет редактирования. Чем больше потребность в редактировании сочинения, тем более неумелым автором ребенок себя чувствует. При помощи нового средства, основанного на применении информационных технологий, можно попытаться преодолеть и устранить его представление о редактировании как о наказании за совершенные ошибки. Возможность бесследно исправлять погрешности внутри текста и видеть, как он улучшается буквально на глазах, создает условия для понимания ребенком того, что несовершенный первоначальный вариант свидетельствует не о его ущербности как автора, а лишь о том, что он находится в самом начале пути. Совместная работа с учителем позволит ребенку понять, что тщательное и умелое редактирование текста приведет к успеху, каким бы значительным не было число допущенных погрешностей. Таким образом, компьютерная технология редактирования текста может содействовать формированию у школьника осознанного стремления находить и исправлять свои ошибки, поскольку, чем больше погрешностей в тексте он найдет и чем более умело их исправит, тем скорее достигнет безупречного качества и почувствует себя более состоятельным автором. Этот аргумент нам кажется особенно важным, ибо обучение детей, испытывающих значительных трудности на пути освоения письменной речи, должно быть построено так, чтобы не только не закрепить у них ощущение своей неполноценности, но дать возможность чувствовать себя все более умелым автором по мере преодоления этих трудностей.

Уникальность текстовых редакторов для детей с трудностями в развитии речи состоит в том, что перед ними открывается возможность неограниченного экспериментирования с языковым материалом в процессе построения текста. Таким детям гораздо труднее, чем нормально развивающимся сверстникам, осуществлять подбор слов и их грамматических форм, синтаксических конструкций предложений, устанавливать правильные связи между ними в тексте. Особенно трудна эта деятельность для них в умственном плане, они нуждаются в практическом экспериментировании с языковым материалом в процессе построения целостного текста. Только компьютерная технология может предоставить эти возможности.

Итак, наряду с доводами в пользу обучения всех детей младшего школьного возраста умению работать с текстом на компьютере, есть и особые аргументы для дефектолога, что делает очевидной необходимость как можно раньше ввести в специальное обучение новые средства развития письменной речи детей. Суммируем доводы.

Обучение редактированию текста на компьютере и последующее использование этого умения в процессе развития письменной речи дает возможность:

· вызывать, развивать и поддерживать мотивацию маленьких школьников к совершенствованию своей письменной речи;

· стимулировать произвольную деятельность ребенка по анализу своей письменной речи в разных аспектах и оказывать ему индивидуализированную помощь в этой деятельности;

· перенести акцент в работе с процесса написания и переписывания текста на его осмысленное редактирование уже в начальной школе - тот период обучения, когда другими средствами сделать это чрезвычайно трудно;

· дать ребенку возможность редактировать целостный текст, постоянно анализируя с помощью взрослого, насколько он улучшается под влиянием каждого вносимого изменения;

· совершенствовать все необходимые для построения текста действия и операции, подчиняя их существу смысловой работы над ним;

· неограниченно экспериментировать с языковым материалом в процессе создания текста

· приучать ребенка редактировать текст многократно, но при этом последовательно, выбирая порядок действий с учетом индивидуальных потребностей ученика.

Итак, есть основания утверждать, что введение нового средства построения текста на ранних этапах школьного обучения может помочь создать более благоприятные условия для развития самостоятельной письменной речи и коррекции ее недостатков у детей. Однако возникает вполне закономерный вопрос: можно ли научить пользоваться текстовым редактором детей младшего школьного возраста, в программы специального обучения которых входит задача развития самостоятельной письменной речи? В процессе экспериментального обучения учащихся младших классов специальных школ для детей с нарушениями слуха, речевыми нарушениями, задержкой психического развития мы убедились в том, что это возможно. Рассмотрим разработанный подход к обучению младших школьников текстовому редактору Microsoft Word.

 


Подход к обучению текстовым редакторам
детей младшего школьного возраста

(на примере обучения детей с нарушенным слухом)

 

Если бы специальная школа руководствовалась только общими с массовой школой аргументами в пользу обучения детей текстовым редакторам, она должна была бы повторить ее путь – вводить эту компьютерную технологию в рамках учебного предмета «Основы информатики», используя подходы и методики, адекватные для детей среднего и старшего школьного возраста. Но дефектологи усматривают особый смысл в обучении текстовому редактору, видят возможность и необходимость использовать эту технологию гораздо раньше в целях создания благоприятных условий для развития самостоятельной письменной речи и коррекции ее недостатков у детей.

Постановка иной цели закономерно влечет за собой необходимость кардинального изменения подхода к обучению детей этой технологии. Предлагаемые изменения не фрагментарны, речь идет о системном изменении подхода по сравнению с общеобразовательной школой.

· Сроки: обучение текстовым редакторам переносится на этап начального школьного обучения. Оптимальные сроки – второй-третий год школьного обучения. Овладению текстовым редактором предшествует освоение грамоты.

· Содержательная область обучения: освоение текстовых редакторов переносится на уроки языкового цикла и, соответственно, вводится в компетенцию учителя начальных классов.

· Основной принцип обучения: текстовый редактор не является предметом отдельного изучения, он изначально осваивается как инструмент создания интересных и доступных ребенку текстов, отвечающих его возрастным интересам, уровню актуального речевого развития, программным задачам данного этапа обучения языку. Вводится ограничение на объем осваиваемых операций с учетом потребностей и реальных возможностей детей в построении текстов. Учителем отбираются те операции текстового редактора, которые необходимы детям данного класса для создания и редактирования актуальных для них текстов.

· Задачи, которые ставятся при обучении текстовому редактору: формирование элементарных пользовательских умений, развитие коммуникации, разговорной речи, формирование учебной деятельности, рефлексивных оценок.

Покажем, как реализуется обозначенный подход в методике обучения детей с нарушенным слухом, чье речевое развитие не было нормализовано на ранних этапах онтогенеза. В качестве модельной была выбрана именно эта категория детей, поскольку они испытывают ярко выраженные и специфичные по характеру трудности в овладении самостоятельной письменной речью.

Залогом успешного обучения является умение взрослых вызвать у детей потребность в освоении текстового редактора и предоставить возможность овладевать им как инструментом редактирования доступных текстов. Для этого необходимо предложить ребенку интересную и соответствующую уровню его актуального развития деятельность, выполнить которую знакомыми способами он не может, и тем самым вызвать у него потребность осваивать новый способ действий. Проиллюстрируем данный принцип несколькими примерами.

Допустим, что мы хотим научить уже владеющего грамотой второклассника устанавливать прописную букву на экране компьютера. В соответствии с предлагаемым принципом нам необходимо предложить ребенку написать имя собственное, но написать не так, как он привык – ручкой в тетради, а по-иному: используя текстовый редактор. Заданием, способным вызвать у ребенка активный интерес, может стать угадывание персонажа по его словесному описанию – упражнение, традиционное для уроков развития речи, знакомое школьникам по форме и простое по содержанию. Требуется прочитать на экране компьютера составленное педагогом описание знакомого человека, угадать, кто это, и написать его имя. Уровень сложности описания и его объем варьируется в зависимости от актуального уровня речевого развития каждого конкретного ребенка в классе.

Педагог готовит на экране каждого компьютера описание одноклассника, включающее только положительные и легко узнаваемые характеристики. Описание должно быть понятно ребенку, поэтому при его составлении используется надежно освоенная лексика и конструкции предложений, объем описания должен быть небольшим: четыре-пять предложений. Чтобы не создавать ребенку дополнительных трудностей в процессе набора имени с клавиатуры компьютера, курсор заранее устанавливается в том месте, куда необходимо вставить слово (в примерах оно обозначено знаком þ).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.