Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы инженерной психологии. Инженерная психология – это научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью




Инженерная психология – это научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек-машина» (СЧМ). В инженерной психологии главный субъект труда – это оператор – человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы. Предметом рассмотрения являются не только процесс труда (деятельность, переработка информации), но и профессия и даже жизнь трудящегося как субъекта деятельности.

Основные задачи инженерной психологии:

- методологические задачи – определение предмета и задач исследования; разработка новых методов, принципов исследования; установление инженерной психологии в системе наук вообще;

- психофизиологические задачи – изучение характеристик оператора; анализ деятельности оператора; оценка характеристик выполнения отдельных действий; изучение состояний оператора;

- системотехнические задачи: разработка принципов построения элементов СЧМ; проектирование и оценка СЧМ; разработка принципов организации СЧМ; оценка надежности и эффективности СЧМ;

- эксплуатационные задачи – профессиональная подготовка операторов; организация групповой деятельности операторов; разработка методов повышения работоспособности операторов;

- укрепление связи инженерных психологов со смежными науками: управлением, техническим конструированием, психогигиеной труда, кибернетикой, эргономикой.

Основными методологическими принципами инженерной психологии являются:

- принцип гуманизации труда (важно исходить из особенностей и интересов работника; ориентироваться на творческий характер труда);

- принцип активности оператора (оператор не просто перерабатывает информацию, а умело действует);

- принцип проектирования деятельности;

- принцип комплексности (необходимость развития междисциплинарных связей с другими науками).

Основная концепция инженерной психологии – общность закономерностей процессов управления в живых и неживых системах. Все основные функции управления передаются человеку оператору, а реализация этих функций – преобразование информации, циркулирующей в данной схеме.

Выделяют следующие методы инженерной психологии:

- организационные, обеспечивающие комплексный подход к исследованию СЧМ;

- эмпирические способы получения нового знания (исследования или испытания, определение затрат организма, наблюдение и самонаблюдение, эксперимент лабораторный, производственный; диагностические тесты, анкеты, социометрия, беседы-интервью; примы анализа продуктов деятельности, моделирование.

Одним из основных показателей работы систем «человек-машина» является безопасность труда оператора (как снижение вероятности травм и аварий).

Основные условия, определяющие эффективность и безопасность труда:

- санитарно-гигиенические условия – освещенность (естественная, искусственная); вредные вещества (пары, газы, аэрозоли); микроклимат (температура, влажность, скорость движения воздуха); механические колебания (вибрация, шум, ультразвук); излучения (инфракрасное, ультрафиолетовое, ионизирующее, электромагнитное, волны радиочастот); атмосферное давление (повышенное, пониженное); профессиональные инфекции и биологические агенты (микроорганизмы, макроорганизмы – растения, животные);

- психофизиологические (трудовые) элементы – физическая нагрузка, рабочая поза, режим труда и отдыха, монотонность трудового процесса, травмоопасность;

- эстетические элементы – гармоничность цветовой гаммы, звуковой среды, ароматичность запахов, природного пейзажа, композиционная целостность интерьеров рабочих помещений, согласованность компонентов технологического оборудования;

- сплоченность коллектива, характер межгрупповых отношений, внепрофессиональные факторы (бытовые условия, семейные отношения).

Особенности труда операторов в современных условиях:

- с развитием техники увеличивается число объектов (параметров), которыми надо управлять;

- развиваются системы дистанционного управления – необходимость работать со знаковыми системами (с закодированной информацией);

- увеличивается скорость и сложность производственных процессов (повышение требования к точности действий операторов, к быстроте реакций и т.п.);

- повышение степени автоматизации производственных процессов, поэтому требуется готовность к действиям в экстремальных ситуациях.

Ю.К. Стрелков выделяет следующие основные режимы работы операторов:

- нормальные условия (оператор просто следит за работой автоматики, не вмешиваясь в технологический процесс);

- аварийные ситуации (оператор работает в полуавтоматизированном или автоматизированном режимах; многое зависит от точности его сенсомоторных действий и умения оценивать ситуацию);

- технологический процесс еще идет в заданных пределах, но уже приближается в своим границам (задача оператора – удержать процесс в требуемых технологией параметрах, т.е. задача – стабилизировать управляемый процесс);

- оператор строит режим работы установки самостоятельно, но на новой основе (задачи – расширение возможностей эксплуатационной системы, экономия материальной части, энергии и собственных сил).

В экстремальных условиях оператору необходимо принять и реализовать принятое решение. При этом действия оператора должны осуществляться быстро, на уровне автоматизма. Для поддержания такой автоматизированной готовности важную роль играют специальные занятия на тренажерах, где моделируются различные экстремальные ситуации.

Принятие решений – это когнитивный процесс, протекающий на ярком эмоциональном фоне. Важной характеристикой проблемной ситуации является стресс. К увеличению стресса может привести трудность решаемой задачи.

Основные стратегии поведения в условиях принятия решения:

- сделать вид, что ничего не случилось;

- применить стиль поведения, который всегда выручал в трудных ситуациях;

- избегая решительных действий, которых требует назревшая ситуация, реализоваться в областях, где от тебя ничего не зависит;

- озадачившись ситуацией, приступить к сбору информации, необходимой для принятия решения, и делать это так полно, обстоятельно и долго, что, в конце концов, занятие станет особой самостоятельной деятельностью.

Основные характеристики надежности операторского труда, важные для более полного анализа этой деятельности (В.Д. Небылицин):

- долговременная выносливость (сопротивляемость усталости к концу дня и особенно при монотонной работе);

- выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению (например, при авариях необходимо выполнять максимальный объем работ в минимальные сроки);

- помехоустойчивость (устойчивость внимания);

- спонтанная отвлекаемость (устойчивость к внутренним отвлекающим факторам, особенно в условиях пассивного наблюдения у операторов-контролеров);

- реакция на непредвиденные раздражители (в случае непредвиденного сигнала иногда наблюдается период «психической рефрактерности», когда восприятие сужается и концентрируется лишь на источнике этого раздражителя, не замечая другие важные сигналы);

- переключаемость внимания (сокращение времени на «вхождение» в деятельность по выполнению новой задачи);

- устойчивость к действию факторов среды (температуре, давлению, влажности, вибрации, шуму, ускорению и т.п.).

Операционное определение сложности задач предполагает дробление задачи на отдельные фрагменты (операции), оценку их количества, установление сложности движений для их выполнения. Сложность задачи во многом зависит от неопределенности обстоятельств. Для диагностики и формирования операторского мышления необходимо подбирать задачи, соответствующие их реальному труду.

По мере совершенствования профессионального опыта отношение специалистов к выполняемым задачам меняется. Возникает и закрепляется сочетание опасных установок (склонность к риску, уверенность в собственной неуязвимости, импульсивность). Это может стать причиной субъективного усложнения решаемой задачи, в то время как сам субъект считает задачу простой.

Ошибки в труде оператора. Ошибка – это факт, случай из практики, отклонение от правильной работы. Для определения и понимания ошибки решающее значение имеет время. Ошибочное действие уже совершено, т.е. оно всегда в прошлом, что позволяет анализировать причинно-следственные связи, приведшие к уже совершенной ошибке.

Различают ошибки восприятия (не успел обнаружить, не сумел различить), ошибки памяти (забыл, не успел запомнить, не сумел сохранить, воспроизвести), ошибки мышления (не понял, не сумел «схватить» суть, не предусмотрел, не разобрался, не сопоставил); ошибки внимания (не сумел сосредоточиться, собраться, переключиться).

Переживание вины за прошлые ошибки должно предупредить ошибки в настоящем и будущем. Соответственно при подготовке операторов следует формировать такое чувство вины (но не страха).

В основе метода исследования ошибок лежит восстановление цепи событий (через опрос операторов). Преодоление ошибок способствует профессиональному мастерству.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.