Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод психологической подготовки специалистов по безопасности к действиям в условиях ЧС




 

Предложен комплексный метод психологической подготовки и психологической поддержки специалистов по безопасности способствующий повышению их работоспособности и профилактике нарушений здоровья. В основе метода лежит анализ степени соответствия профессионально значимых психологических и психофизиологических качеств специалистов по безопасности требованиям их деятельности в трех основных режимах функционирования службы: повседневная работа, угроза чрезвычайной ситуации и, непосредственно, режим чрезвычайной ситуации. Определены цели и задачи, раскрыты смысл, содержание, организация и порядок проведения психологической подготовки и поддержки, рассматриваемых как неотъемлемая часть медицинского и, в том числе, психофизиологического обеспечения специалистов по безопасности.

Интенсивность и длительность воздействия неблагоприятных и опасных факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС) и часто неполное соответствие индивидуальных качеств специалистов по безопасности требованиям их деятельности, делают практически неизбежным развитие у большинства специалистов по безопасности негативных изменений функционального состояния, проявляющихся в снижении работоспособности, профессиональных ошибках и срывах, нарушениях здоровья. Упомянутые нарушения адаптации отмечаются даже у прошедших психофизиологический профессиональный отбор и контроль опытных, квалифицированных пожарных-спасателей и особенно заметны у лиц, впервые принимающих участие в ликвидации ЧС.

Эффективным средством снижения вероятности и выраженности упомянутых нарушений адаптации специалистов по безопасности является психологическая подготовка, представляющая собой комплекс психогигиенических и психопрофилактических мероприятий, направленных на создание еще до начала аварийно-спасательных работ адекватного психологического фона, минимизирущего стресс, связанный с восприятием экстремальных условий очага ЧС. В результате психологической подготовки формируются навыки управления психическим состоянием, развиваются способности к быстрой внутренней мобилизации, к действиям в условиях риска; вырабатываются навыки внутригруппового взаимодействия. Сходным целям служит и психологическая поддержка - комплекс психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, применяемых непосредственно во время работы в очагах ЧС. И та и другая направлены на достижение максимального соответствия психологических особенностей, знаний и навыков пожарного-спасателя реальным требованиям деятельности по ликвидации ЧС.

Психологическая подготовка специалистов по безопасности всех аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации является неотъемлемой частью их комплексной подготовки и входит в систему их обучения.

Мероприятия по психологической подготовке и поддержке специалистов по безопасности проводятся во всех трех основных режимах функционирования:

- в режиме повседневной деятельности - общая и специальная психологическая подготовка специалистов по безопасности;

- в режиме повышенной готовности - специальная и целевая психологическая подготовка специалистов по безопасности с учетом конкретной оперативной обстановки;

- в режиме чрезвычайной ситуации - целевая психологическая подготовка непосредственно перед выполнением аварийно-спасательных работ и психологическая поддержка деятельности специалистов по безопасности, собственно, в очаге ЧС с учетом их исходных психологических и психофизиологических качеств и конкретной оперативной обстановки.

Психологическая подготовка и поддержка проводятся по отношению к лицам, прошедшим медицинское и психофизиологическое освидетельствование и не обнаруживающим существенных противопоказаний к работе в очагах ЧС.

Мероприятия по психологической подготовке и психологической поддержке проводятся в отношении всех признанных годными специалистов, готовящихся или участвующих в аварийно-спасательных работах.

По отношению к лицам, обнаруживающим существенные психофизиологические противопоказания к работе в очагах ЧС, проведение мероприятий по психологической подготовке и психологической поддержке нецелесообразно. Однако эти лица должны быть отсеяны при психофизиологическом профессиональном отборе специалистов по безопасности, либо отстранены от аварийно-спасательных работ в ходе периодического психофизиологического контроля.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.