Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гендерная экономика




Гендер – это социальный пол в возрастной динамике. Гендерные отноше-

ния связывают особей мужского и женского пола всех возрастов в единый че-

ловеческий род. Сравнительная _______ценность мужчин и женщин с точки зрения

обеспечения продолжения рода неодинакова. По обычному праву многих наро-

дов за убитую женщину платили вдвое меньше, чем за убитого мужчину. С

другой стороны, именно из мужчин комплектую армию, т. е. посылают их на

смерть. Таким образом, необходимо оценить преимущества и достоинства раз-

ных полов.

Пол – информационный ресурс. Эволюционно прогрессивные формы

растений (двудомные) и животных (насекомые, птицы, млекопитающие) раз-

дельнополы. Дифференциация полов – это экономная форма информационного

обмена со средой, специализация по консервативным и оперативным аспектам

эволюции.

Эволюция включает сохранение и изменение. Среда диктует эволюцию

системы. Так как от среды идет деградирующая информация (мороз, жара,

хищники, паразиты), то система, чтобы сохраниться, должна быть “подальше”

(в информационном смысле) от среды, т. е. устойчивой, стабильной. Но от сре-

ды же идет и полезная информация о том, как нужно меняться, для получения

которой системе надо быть “поближе” к среде, т. е. чувствительной, лабильной.

Система может либо отдалиться от среды, либо разделиться на сопряжен-

ные подсистемы – консервативную и оперативную. Бесполые формы придер-

живаются первого решения, раздельнополые – второго. Консервативная под-

система дистанцирована от среды для хранения имеющейся информации, опе-

ративная подсистема выдвинута в среду для получения новой. Это решение по-

вышает общую устойчивость системы.

Если выделить два потока генетической информации: генеративный (от

поколения к поколению) и экологический (от среды), – то женский пол теснее

связан с генеративным (консервативным) потоком, а мужской – с экологиче-

ским (оперативным). Женский пол специализирован на сохранении генетиче-

ской информации, а мужской специализирован на ее изменении.

Так, у мужского пола по сравнению с женским выше частота мутаций,

меньше аддитивность наследования родительских признаков, уже норма реак-

ции, выше агрессивность и любознательность, активнее поисковое, рискован-

ное поведение. Это дает мужскому полу преимущество в получении экологиче-

ской информации. С этим же связана огромная избыточность мужских гамет,

их малые размеры и высокая подвижность, большая активность и мобильность

самцов, их склонность к полигамии. Длительные периоды беременности, корм-

ления и заботы о потомстве у самок превращают мужской пол в “избыточный”,

стало быть, “дешевый”, а женский – в дефицитный и более ценный.

Эффективность пола. Отбор действует в основном за счет избыточных и

дешевых мужских особей. Их число в популяции уменьшается, но они способ-

ны оплодотворить все женские. Малое число мужских особей передает потом-

ству столько же информации, сколько и большое число женских: канал связи с

потомством у мужского пола шире, чем у женского. Генетическая информация,

переданная по женской линии, репрезентативнее, а по мужской селективнее, т.

е. в женской линии полнее сохраняется прошлое разнообразие генотипов, в

мужской – сильнее меняется средний генотип.

Благодаря широкой норме реакции женский пол может “выбраться” из

зон дискомфорта за счет воспитуемости, обучаемости, конформности, т. е.

адаптивности. Для мужского пола такой путь закрыт из-за узкой нормы реак-

ции; только находчивость, сообразительность, изобретательность могут обеспе-

чить ему выживание в дискомфортных условиях. Женщины приспосабливаются

к ситуации, мужчины выходят из нее, найдя новое решение. Поэтому мужчины

охотнее берутся за новые, требующие поиска, неординарные задачи (часто вы-

полняя их вчерне), а женщины лучше доводят решение знакомых задач до со-

вершенства. Они преуспевают в тех видах деятельности, в которых можно

обойтись хорошо отшлифованными навыками

При овладении профессией мужчины имеют преимущество в фазе поис-

ка, освоения; женщины – в фазе закрепления, совершенствования. Новаторство

– миссия мужчин. Они первыми осваивали все профессии, виды спорта, даже

вязание изобрели мужчины (Италия, XIII в.). Мужской пол чаще подвержен

“новым” болезням – атеросклерозу, раку, шизофрении, СПИДу, а также соци-

альным порокам.

Популяция характеризуется соотношением полов, дисперсией полов (от-

ношением разнообразия признака у мужских и женских особей), половым ди-

морфизмом (отношением средних значений признака для мужского и женского

полов). В стабильной, оптимальной среде эволюционная пластичность мини-

мальна. В экстремальной среде, когда требуется повысить пластичность, усили-

ваются оперативные тенденции. Низшие ракообразные переключаются с парте-

ногенетического типа размножения на раздельнополый. У раздельнополых ви-

дов эта регуляция плавная: в оптимальных условиях падает рождаемость муж-

ских особей, сужается их дисперсия, уменьшается половой диморфизм), а в

экстремальных – растут (экологическое правило дифференциации полов).

Сравнительные преимущества полов в филогенезе. В онтогенезе реа-

лизуется один, самый подходящий для конкретной среды фенотип. Генотип за-

дает диапазон реализаций, среда “выбирает” точку внутри этого диапазона, ши-

рина которого есть норма реакции, характеризующая степень участия среды в

определении признака.

Норма реакции шире у женских особей, а сечение канала связи шире у

мужских особей. Более широкая норма реакции женского пола позволяет ему за

счет модификационной пластичности покинуть зоны отбора, сохранить и пере-

дать потомству весь спектр исходных генотипов. Узкая норма реакции мужско-

го пола заставляет его остаться в зонах элиминации и подвергнуться интенсив-

ному отбору.

Поэтому мужской пол передает следующему поколению только узкую

часть исходного спектра генотипов, максимально соответствующую условиям

среды в данный момент. В стабилизирующей среде это средняя часть спектра, в

движущей – край распределения. В каждом поколении популяции яйцеклетки

широкого разнообразия, несущие информацию о прошлом богатстве генотипов,

сливаются со спермиями узкого разнообразия, генотипы которых содержат ин-

формацию только о самых подходящих для текущих условий среды. Следую-

щее поколение получает информацию о прошлом по материнской линии, о на-

стоящем – по отцовской.

Гены, унаследованные от отца или матери, по-разному проявляются у по-

томков. Высокая удойность коров передается через быка. Различий полов по

норме реакции и сечению канала связи достаточно, чтобы в движущейся среде

уже в одном поколении возник генотипический половой диморфизм, который

при смене поколений будет накапливаться и расти.

У мужского пола изменение признака начинается и заканчивается рань-

ше, чем у женского. Минимальная в стабилизирующей среде дисперсия при-

знака расширяется с началом эволюции и сужается по его завершению. Траек-

тория эволюции признака раздваивается на мужскую и женскую ветви, появля-

ется и растет половой диморфизм. Это дивергентная фаза, в которой скорость

эволюции и дисперсия признака больше у мужского пола. Через много поколе-

ний и у женского пола начинает расширяться дисперсия и меняться признак.

Половой диморфизм, достигнув оптимума, остается постоянным. Это парал-

лельная фаза: скорости эволюции признака и его дисперсии у обоих полов по-

стоянны и равны. Когда у мужского пола признак достигает нового, стабильно-

го значения, дисперсия сужается и эволюция прекращается, но еще продолжа-

ется у женского пола. Это конвергентная фаза, в которой скорость эволюции и

дисперсия больше у женского пола. Половой диморфизм постепенно уменьша-

ется и, когда признак у полов становится одинаковым, исчезает, а дисперсии

выравниваются и становятся минимальными. Этим завершается диморфная

стадия эволюции признака.

Селекционные, хозяйственно ценные признаки более продвинуты у сам-

цов. У мясных пород животных самцы быстрее растут, набирают вес и дают

лучшего качества мясо; жеребцы превосходят кобыл спортивными и рабочими

качествами; бараны тонкорунных пород дают в 1,5–2 раза больше шерсти, чем

овцы; у самцов пушных зверей мех лучше, чем у самок; самцы шелкопряда да-

ют на 20 % больше шелка. Мужской пол проявляет генотипическую продвину-

тость даже по женским признакам: в одной и той же породе быки генотипиче-

ски “удойнее” коров, а петухи более “яйценоски”, чем куры, т. е. эти признаки

передаются преимущественно самцами.

Сравнительные преимущества полов в онтогенезе. В онтогенезе на-

блюдается возрастное запаздывание в развитии признака у женского пола, т. е.

доминирование женской формы диморфного признака в начале онтогенеза и

мужской в конце. Это онтогенетическое правило полового диморфизма: если по

какому-либо признаку существует популяционный половой диморфизм, в онто-

генезе этот признак меняется, как правило, от женской формы к мужской. При-

знаки материнской породы с возрастом должны ослабевать, а отцовской – уси-

ливаться. Пример – развитие рогов у оленей и антилоп: чем сильнее “рогатость”

вида, тем раньше в онтогенезе появляются рога сначала у самцов, а затем у са-

мок.

Врожденные аномалии-атавизмы, чаще у женского пола, а имеющие фу-

туристическую природу – у мужского. Среди новорожденных детей со сверх-

нормативным числом почек, ребер, позвонков, зубов (органов, редуцированных

эволюцией) больше девочек, а среди новорожденных с нехваткой органов

больше мальчиков. Среди 2 тыс. детей, родившихся с одной почкой, примерно

в 2,5 раза больше мальчиков, а среди 4 тыс. детей с тремя почками почти в два

раза больше девочек. Такое распределение отражает эволюцию выделительной

системы. Три почки у девочек – это возврат к предковому типу развития, атави-

стическое направление; одна почка у мальчиков – продолжение редукционной

тенденции. С вывихом бедра, врожденным пороком, с которым дети лучше бе-

гают и лазают по деревьям, чем здоровые, девочек рождается в 5-6 раз больше,

чем мальчиков.

Функциональная асимметрия мозга по-разному выражена у мужчин и

женщин. Женский мозг подобен мозгу мужчины-левши, т. е. менее асимметри-

чен, чем у мужчины-правши. Объемное воображение и пространственно-

зрительные способности у мужчин развиты лучше, чем у женщин. Мужчины

намного превосходят женщин в понимании геометрических задач, в чтении гео-

графических карт, ориентировании на местности.

Более асимметричный мозг у мужчин означает, что эволюция идет от

симметрии к асимметрии. Поэтому мальчики уже в 6 лет имеют правополушар-

ную специализацию, а девочки до 13 лет симметричны.

Задания и упражнения:

1) Какие особи мужского пола генетически наиболее ценны?

2) В чем проявляется относительная избыточность особей мужского по-

ла?

3) Объясните эволюционную целесообразность структуры отраслевой за-

нятости мужчин и женщин.

4) Разработайте прогноз динамики личных достоинств и недостатков на

предстоящую жизнь?

5) Каким образом экономическая ситуация в обществе может определять

главенство в семье?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.279 сек.