Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приватизация государственных предприятий промышленности и сферы услуг




Отмена всех ограничений в сфере торговли, государственной монополии на внешнюю торговлю, что означало полную свободу внутренней и внешней торговли.

Либерализация цен.

2 января 1992 г. началась экономическая реформа с указа президента о свободном ценообразовании. Была упразднена централизованная система распределения ресурсов. Освобождение цен позволило нормализовать потребительский рынок, исчезли «дефицит» и знаменитые очереди. Однако, либерализация привела и к резкому взлету цен (к концу 1992г. в 100-150 раз, вместо ожидаемого 3-5 раза), рост зарплаты существенно отставал от роста цен (за это же время она возросла в 12 раз). Правительство возглавляемое Е.Т.Гайдаром с 15 июня 1992г., разрабатывая программу реформ, ориентировалось в основном на макроэкономические показатели (национальный доход, совокупный общественный продукт, стоимость основных производственных фондов и т.п.) вытекающие из микроэкономических переменных (производство и затраты отдельных предприятий, спрос индивидуальных потребителей, цены товаров и т.п.)

С критикой направленной против правительственной программы резкой либерализации цен выступали ведущие российские экономисты А.Г.Аганбегян, Л.И.Абалкин, С.С.Шаталин (автор программы радикальных экономических реформ «500 дней»), прогнозируя банкротства, спад производства, резкий подъем цен, инфляцию, падение уровня жизни населения.

Введение полной свободы торговли началось с выходом в конце января 1992г. Указа Президента РФ «О свободе торговли». Принятая мера, способствовала ликвидации товарного и продовольственного дефицита. Но, с другой стороны, это нанесло жесткий удар по отечественному производству, которое было не в состоянии вынести бескомпромиссную конкуренцию с зарубежной промышленностью. Поспешность принятия подобного решения и непродуманность среднесрочной перспективы не позволили выработать защитный для отечественной промышленности механизм протекционизма. Следствием полной свободы внутренней и внешней торговли в условиях резкого удорожания производства явилось разорение, банкротство, ликвидация огромного числа предприятий легкой и тяжелой промышленности.

В обстановке торговой анархии из страны в огромных количествах стали вывозиться энергоносители и сырье. Только за период 1992 г. из России было вывезено, по официальным данным, сырья и материалов на сумму около 17-20 млрд. долл., а по некоторых зарубежным источникам – в два раза больше.

Основной целью приватизации было разгосударствление российской экономики. Средством явилось бесплатное распределение приватизационных чеков (ваучеров) между всеми гражданами России. Предполагалось провести приватизацию в широком масштабе в сверхфорсированные сроки. Начало процессу было положено постановлением Правительства РФ от 19 июля 1992 г. «О порядке введения в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» и Указом Президента РФ от 14 августа 1992г. «О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации». Стоимость чеков определялась соотношением стоимости всех основных фондов страны к общей численности населения РФ. Однако изначально установленная стоимость ваучеров в 10 тыс. рублей была в 20 раз меньше стоимости основных производственных фондов, что явилось следствием стремительного взлета цен после либерализации последних. Чеки можно было продать, вложить в специально созданные чековые инвестиционные фонды или обменять на акции любого акционированного предприятия. Акционеры были в основном номинальными. Более 70% акций, по установленным правительством правилам приватизации, и посредством свободной продажи ваучеров, аккумулировались в сферах располагающих значительными денежными средствами. Таковыми были распорядители госсобственности, коммерческие структуры, представители криминального бизнеса и «строители» многочисленных чековых инвестиционных фондов, обменивающих ваучеры на ничем не обеспеченные сертификаты, под фиктивные дивиденды. Следуя принципам «монетаристов», новые реформаторы сознательно поощряли подобные манипуляции, стремясь в кротчайший срок создать слой крупных предпринимателей, как социальную основу решения проблемы увеличения капиталовложений и инвестиций для обеспечения роста и эффективности производства.

Приватизация завершилась в основном к июню 1994г. В результате основная масса чеков, а, следовательно, и приватизированных предприятий оказалась в собственности приблизительно 40 млн. человек, хотя получили чеки (даже грудные младенцы) 146 млн. человек. В социальном контексте в России появился значительный слой собственников. (Прочитайте и проанализируйте Документ № 2 Приложения)

Таким образом, либеральные экономические реформы, основанные на монетаристской концепции, слепо, механически переложенные на российскую экономическую ситуацию, не учитывающие российскую национальную специфику и исторический опыт, а также «экономические» метания последующих правительств, связанные с политической борьбой за власть, привели в результате к печальным для России последствиям. На макроэкономическом уровне они таковы:

- снижение ВВП на 42% за 1991-1997 гг.;

- двукратный спад промышленного производства;

- падение производства товаров народного потребления на 58%;

- увеличение числа убыточных предприятий - на 1997 г. это 49% по стране;

- доля импорта в товарообороте страны составляла 51%.

Углублению социально-экономического кризиса способствовало решение Центробанка и правительства о строительстве собственной финансовой «пирамиды» ГКО со сверхвысокой доходностью. Государственные краткосрочные облигации (ГКО) и облигации федерального займа (ОФЗ) - это еще одна попытка создания российского рынка ценных бумаг. Справедливости ради, необходимо отметить, что подобные ценные бумаги есть во всех развитых странах. Основной вопрос в том, куда идут заимствования и как собираются отдавать деньги. Одно дело, когда средства используются для оживления экономики, запуска производства (потом из полученных прибылей возвращаются долги), и совсем другое, когда они «проедаются», разворовываются или утекают за рубеж.

С мая 1993г. ГКО и ОФЗ появились на рынке ценных бумаг. На российском экономическом пространстве ситуация сложилась прямо противоположная поставленным целям: вместо того, чтобы финансировать развитие экономики, рынок ГКО, наоборот, вытягивал, словно пылесос, денежные средства из промышленного сектора, обескровливая его. Инвесторы, не заботясь о нуждах предприятий, скупали у Минфина и быстро продавали краткосрочные облигации в целях сверхприбыльной прокрутки. Финансовая пирамида стремительно росла. Так, в мае 1993г. объем первого выпуска ГКО составил всего лишь 1 млрд. рублей, в декабре - уже 120 млрд. рублей. Общая сумма за год – 240 млрд. рублей. В 1994г. было размещено ценных бумаг на 17 триллионов рублей, в 1997г. – на 449 триллионов. За первую половину 1998 г. – на 225 млрд. рублей (в деноминированном масштабе). Таким образом, для выплаты процентов по ГКО и ОФЗ правительство и Центральный банк выпускало все новые и новые ГКО и ОФЗ. Государственный внутренний долг на конец 1998г. составил 79,2% от ВВП, а на конец 1999г. 96,8% от ВВП. К этому нужно добавить кредиты российским банкам на 16 млрд. долларов в зарубежных странах.

17 августа 1998 г. Правительство РФ и Центральный банк РФ заявили о замораживании обслуживания ГКО и ОФЗ, что означало отказ государства от значительной части долговых обязательств. К 1999 году Россия оказалась в долговой ловушке и на грани национальной катастрофы. Разорилось значительное количество коммерческих банков, фирм, предприятий. Основная причина рублевого обвала состоит в преступной деятельности «строителей» пирамиды ГКО, которые, получив рубли, конвертировали их в доллары и отправляли за рубеж. По мнению академика РАН Л.И. Абалкина, начиная с 1994 года, из России ежегодно утекало около 17 миллиардов долларов, а общий объем «беглого» российского капитала составил на октябрь 1997 г. от 125 до 140 миллиардов долларов.

Доказательством критического состояния российской экономики являются макроэкономические показатели после дефолта в августе 1998 г. Если в 1997г. ВВП составлял 450 млрд. долл., то в 1998г. – 277 млрд. долл., а в 1999г. – 190 млрд. долл. Экономические потери от последствий кризиса составили огромную сумму около 150 млрд. деноминированных рублей. Не лучше обстояло дело и с прямыми инвестициями в национальную экономику. Особенно, если сравнить с оттоком капитала из России. Например, в 1996 г. прямые зарубежные инвестиции составляли 2,2 млрд. долл., а отток капитала - 22,3 млрд. долл. В 1998г. реальные инвестиции в основной капитал уменьшились на 11,5%. Продолжала нарастать внешняя задолженность России, которая на 1997 г. составляла 130 млрд. долл.; в 1998 г. – 164 млрд. долл.; в 1999 г. – 155 млрд. долл.

Оценивая результаты такой политики, Вы должны понимать, что означают эти макроэкономические показатели в социальном контексте:

1. Сокращение потребления основных продуктов питания, одежды.

2. Ухудшение обеспечения жильем.

3.Развал социально ориентированной системы здравоохранения.

4. Ухудшение социально ориентированной системы образования. Обесценивание всех накоплений предприятий, организаций и граждан.

5.Безработица и её постоянный рост.

6. Низкая заработная плата.

7. Невыплаты заработной платы, пенсий, стипендий, детских пособий, льгот инвалидам и ветеранам.

 

Состояние экономики не могло не отразиться на составе и деятельности российского правительства. В 1992 г. УП съезд народных депутатов РФ дал неудовлетворительную оценку работе правительства Е.Т.Гайдара. Пост премьер-министра занял В.С.Черномырдин, подтвердивший, впрочем, прежний курс, но пообещавший внести в него «определенные коррективы». Однако и новому составу правительства не удалось остановить нарастающий кризис: попытка ввести частично элементы государственного регулирования процесса ценообразования натолкнулась на противостояние некоторых членов правительства, поддержанное президентом Б.Н.Ельциным.

Анализируя причины негативных последствий проводимых в России начиная с 1992 г. экономических реформ, Вы должны учесть, что концепции экономического либерализма и монетаризма были приняты без учета специфики российской экономики и не отвечали интересам большинства. Не были разработаны, всесторонне продуманны и обоснованны конкретные планы реформирования экономики. Механизмы реализации и возможные итоги преобразований не были должным образом проанализированы. Не отвечал мировым тенденциям и опыту проведения широкомасштабных экономических реформ отказ от регулирующей роли государства в экономической сфере, полностью игнорировалось влияние денежно-кредитной политики на состояние производственной сферы. Как отмечают многие эксперты в области экономической стратегии, такие рецепты реформирования пригодились бы для слаборазвитых стран, но не для мощной индустриальной системы с высоким творческим и научно-техническим потенциалом, какой на самом деле была советская, во многом милитаризованная экономика. Поэтому нужно было не отрицать все, что было создано ранее, а использовать позитивные элементы для реформирования системы, как это сделали, например, в Китае.

Не учли также «младореформаторы» сложное экономическое положение, вызванное развалом СССР и разделом союзной собственности между бывшими субъектами некогда единого государства. Разрушение единого, формировавшегося веками народнохозяйственного комплекса только усугубило кризис во всех новых суверенных государствах.

Социально-экономический кризис, перманентно прогрессирующий с начала нового экономического курса, достиг своего апогея в августе 1998 года в период премьерства С.В.Киреенко, пришедшего на смену В.С. Черномырдину в марте 1998 года. 23 августа 1998г. Президент издал Указ об отставке Правительства во главе с С.В.Кириенко и вновь назначил Председателем Правительства РФ В.С.Черномырдина. После того, как его кандидатура в ходе двукратного голосования не была утверждена Государственной Думой, социально-экономический кризис дополнился правительственным кризисом.

11 сентября 1998г. Дума утвердила на посту Председателя Правительства РФ кандидатуру пользовавшегося значительным авторитетом министра иностранных дел Е.М.Примакова. 1-м заместителем Председателя Правительства был назначен опытный управленец и хозяйственник, являвшийся в свое время председателем Госплана СССР, член фракции КПРФ Ю.Д.Маслюков.

Новому правительству предстояло в кратчайшие сроки решить сложнейшие экономические проблемы, доставшиеся в наследство от экономических экспериментов начала 90-х годов: остановить гиперинфляцию, денежную эмиссию, падение валютного курса и т.д. Благодаря профессиональной и напряженной работе Правительства во главе с Е.М.Примаковым в достаточно короткие сроки удалось стабилизировать финансово-экономическую ситуацию в стране.

Не смотря на позитивные сдвиги, 12 мая 1999г. президент подписал указ об отставке правительства Е.М.Примакова. Причиной такого решения явился фактический отказ Е.М.Примакова поддержать Б.Н.Ельцина при голосовании в Думе по вопросу импичмента президента.

12 мая исполняющим обязанности Председателя Правительства РФ был назначен министр внутренних дел С.В.Степашин. Однако, уже 9 августа исполняющим обязанности Председателя Правительства был назначен директор ФСБ и Секретарь Совета Безопасности РФ В.В.Путин, а правительство С.В.Степашина отправлено в отставку. 16 августа Государственная Дума утвердила кандидатуру В.В.Путина, а 17 августа указом президента В.В.Путин был назначен главой Правительства РФ.

В целом, положение в экономической и социальной сферах в конце 1990-х гг. продолжало оставаться угрожающим. Во многих отраслях производства сложилась ситуация грозящая структурным разрушением.

В особо тяжелом положении находились и находятся до сих пор предприятия наукоемкой промышленности, в которой задействованы наиболее квалифицированные кадры. В этих отраслях (оборонная, электронная, электротехническая, станкостроение, машиностроение, транспорт) перманентно усиливающийся спад (от 76%) многими экспертами определяется как катастрофический и чреват обострением социальной напряженности. В сельскохозяйственном секторе был превышен критический рубеж в 30-35% импорта продовольствия, что являлялось серьезным свидетельством продовольственной зависимости от зарубежных поставок.

Не удалось добиться стабилизации финансовой системы. В 1998г. была осуществлена деноминация рубля. Убрав три нуля, правительство скорее решало технические задачи, чем финансово-экономические.

За годы экономической реформы осложнилась ситуация в социальной сфере. Произошло небывалое падение заработной платы. Доля оплаты труда в ВВП крайне мала – приблизительно 21%. Для сравнения: в экономиках западных стран она составляет 55-65% от ВВП. Резкое снижение доходов у большинства граждан РФ и фантастическое обогащение так называемых «новых русских» привело к социальному неравенству. Доля богатых, чей доход составляет не менее 20-30 тысяч долларов в месяц, составляет 4%, доля очень бедных 29%, среднеобеспеченных 7-15%, остальная часть населения – на пороге бедности. Абсолютным рекордсменом по дифференциации доходов населения стала Москва. Соотношение доходов наиболее бедного и наиболее богатого населения составляет 1:56. Не смотря на такой неприглядный социальный срез, необходимо отметить, что происходящее в России в плане расслоения общества носит международный характер. По данным доклада Конференции ООН по торговле и развитию, различие душевого дохода 20% самых богатых жителей Земли и 20% самых бедных в 1965 г. составляло 30 раз, а в 1990г. – уже 60 раз. (Прочитайте и проанализируйте Документ №3)

В результате проведенных реформ в России произошла беспрецедентная деградация науки, образования, здравоохранения, культуры. Существенно снижены затраты на проведение научно-исследовательских работ. Снижена общественная значимость труда ученого. В некоторых отраслях науки оплата труда ученого не достигает даже прожиточного минимума. Из-за бедственного положения науки за период реформы страну покинуло около 200 тысяч ученых и специалистов и их отток продолжается.

Разрушается система бесплатного и доступного населению образования и здравоохранения. Быстрыми темпами происходит вестернизация культуры, внедрение в массовое сознание культа насилия, порнографии, наживы, денег.

Все это свидетельствует об очень негативной (многие аналитики считают катастрофической) социально-экономической ситуации в России.

В последнее время стали обозначаться некоторые позитивные тенденции в экономике, что позволило правительству М. Касьянова разработать основные направления долгосрочной экономической программы, рассчитанной на 10 лет. Программа получила название «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу». Её основные положения:

- контроль над уровнем инфляции и его неуклонное снижение таким образом, чтобы начиная с 2004 г. он составлял не более 10% в год;

- увеличение золотовалютных резервов страны (к концу 2000 г. – до 24 млрд. долл., а в 2005 г. – до 52,4 млрд. долл.);

- достижение устойчивого роста экономики на 5-7% в год посредством ликвидации диспропорций в производстве и распределении доходов.

Предусматривался также ряд мероприятий социальной политики. Центральным направлением в этой области стало планирование, а в ряде регионов РФ проведение реформы жилищно-коммунальной сферы. 100% оплата населением жилья и всех коммунальных услуг позволит государству ежегодно экономить 100 млрд. руб. Однако социальные последствия этой реформы могут оказаться в высшей степени негативными и привести к очередному обострению социально-экономической ситуации (по оценкам социологов только 60% респондентов оплачивают счета за свои квартиры регулярно).

Анализ официальной статистики позволяет говорить о том, что на макроэкономическом уровне начиная с 2000 года наметилась некоторая стабилизация, а по некоторым показателям и подъем. Убедиться в этом, можно взглянув на приведенную ниже таблицу:

«Основные макроэкономических показатели РФ»

Показатели       2002 (прогноз)
Население, млн. 144,8 144,5  
Номинальный ВВП, $ млрд.      
Реальные инвестиции в основной капитал, % 16,5 9,0 4,0
Безработица, % рабочей силы на конец года 10,1 9,2 9,0
Экспорт, $ млрд. 110,3 102,4 101,0
Импорт, $ млрд. 45,0 52,5 58,5
Внешний долг, $ млрд. на конец года      
Золотовалютные резервы ЦБ, $ млрд. 28,0 40,0 50,0
Валютные резервы ЦБ, $ млрд. 24,3 36,0 46,0

 

 

Данный экономический рост был достигнут в основном за счет девальвации рубля и роста мировых цен на энергоносители. Говорить о существенном переломе в сторону стабильных позитивных тенденций социально-экономического состояния страны пока ещё рано.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.