Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бакунин М. А. Полн. собр. соч. СПб., 1907. Т. I. C. 17—18




М., 1964. Т. I. С. 38—55.

 

11. М. А. БАКУНИН. ФЕДЕРАЛИЗМ, СОЦИАЛИЗМ И АНТИТЕОЛОГИЗМ (1867)

<...> Государство – это учреждение историческое и переходное, преходящая форма общества, подобно самой Церкви.<...> Государство есть зло.<...> Бунт против государства сравнительно легок, ибо в самой природе государства есть нечто, вызывающее на бунт. Государство – это власть, это сила, это самопоказ и нахальство силы.<...> Его природа заключается в действии принуждением, насилием, а не убеждением.

Сколько оно ни старается скрыть свою природу, оно остается законным насильником воли людей, постоянным отрицанием их свободы. Даже когда оно повелевает добро, оно его портит и обесценивает, именно потому, что оно повелевает, а всякое повеление вызывает, возбуждает справедливый бунт свободы.<...>

12. П. Н. ТКАЧЕВ. «НАБАТ» (ПРОГРАММА ЖУРНАЛА), 1875

 

Петр Никитич Ткачев (1840–1883), литературный критик, публицист, один из идеологов народничества. Проповедовал идею заговорщической организации и тактику индивидуального террора. Эмигрировал. С 1875 г. издавал в Женеве журнал «Набат».

<...>Ближайшая, непосредственная цель революции должна заключаться не в чем ином, как только в том, чтобы овладеть правительственной властью и превратить данное, консервативное государство в государство революционное.<...>

Ткачев П. Н. Избранные сочинения на социально-политические темы..М., 1933. Т. 3. С. 262 – 264.

13. П. Н. ТКАЧЕВ. НАРОД И РЕВОЛЮЦИЯ(1876)

 

<...>Каковы же общественные идеалы нашего народа? Каковы его отношения с окружающей его действительностью?

Его общественный идеал – самоуправляющаяся община, подчинение лица миру, право частного пользования, но не частного владения землей, круговая порука, братская солидарность всех членов общины – одним словом, идеал с ясно выраженным коммунистическим оттенком.

 

Ткачев П. Н. Избранные сочинения на социально-политические темы.М., 1933,. Т. 3. С. 262–264.

 

14. С.Г. НЕЧАЕВ И НЕЧАЕВЦЫ. ИЗ ПОКАЗАНИЙ НА СЛЕДСТВИИ

 

Сергей Геннадиевич Нечаев (1847–1882) – один из лидеров т.н. «народничества». В 1869 создал в Москве нелегальную заговорщическую группу «Народная расправа». За неповиновение по его приказу был убит член организации студент Иванов. Арестован в Швейцарии в 1872. Выдан русскому правительству и приговорен к 20 годам каторги. Умер в заключении в Петропавловской крепости.

Показания А. Кузнецова 7 января 1870 г.

<...>Об этих собраниях же я скажу, что они были двух родов: центральный кружок, члены которого были выбраны самим Нечаевым, и на обязанности каждого из них лежало сгруппировать около себя несколько лиц. Таким образом я сгруппировал около себя кружок.<...>

Особенно определенной цели в нашем деле не было; Нечаев устраивал вербовку в члены общества разными средствами и тех, кто не поддавался на его желание, обставлял таким образом, ок­ружал их незаметно для них самих такими людьми, которые все старались уговорить нежелавшего, давали понять, что все должны служить общему делу, что это нужно ради их же самих, ибо иначе народ, как поднимется, истребит всех, кто не стоит в наших рядах. Нежелавший поддавался сначала только на пожертвование в пользу дела деньгами, а потом, связавши уже себя этим пожерт­вованием, вступал в дело и лично. Вообще Нечаев обладал удивительной ловкостью к тому, чтобы склонять к участию в обществе; он умел представить это дело в таких размерах, придать ему такой характер общего дела, что силою этих доводов увлекал за собой. Но убеждением он действовал лишь до того времени, покуда надо было склонить человека на согласие, а коль скоро получал это согласие, то изменялся в отношении к согласившемуся совершенно – он приказывал и требовал подчинения его указаниям. Однако при этом он не указывал цели общества.<...> Он говорил, что наше дело – работа подготовительная, мы должны подготовить себя, чтобы быть полезными народу, помогать ему своими знаниями,<...> надо было расшатать прежде государственную машину.<...> Я понимал, что дело идет к восстанию народа, я верил Нечаеву, <...> не сомневался в уверениях Нечаева в громадности этого дела, о его сущности, о его народности, о тесной связи его с Западом, с восстанием рабочего сословия.<...>

Заявление В. Александровской З1 марта 1870 г.

Личность Нечаева, по моим весьма внимательным, хотя и крат­ковременным наблюдениям, обладает следующими свойствами. Он смел и остроумен, но не всегда осторожен, смел же до дерзости. Деспот весьма односторонний. Хитер и подозрителен, но не глубок и односторонне легковерен. Непреклонной воли, но с неверным со­ображением. Деятелен до изнурения. Общечеловеческих мирных стремлений или слабостей никаких не проявляет, кроме слепой самоуверенности. Как понимание людей, так и всего окружающего у него односторонне. Так, например, он убежден, что большая часть людей, если их ставить в безвыходное положение, то у них невзирая на их организацию и воспитание, непременно выработается отваж­ность в силу крайней в том потребности.<...> Делом своего общества, по-видимому, он весь поглощен; других интересов для него не су­ществует.<...> Дело же общества занимает его свыше физических сил; он ест и пьет урывками, спит чуть не на ходу.<...>

Нечаев и нечаевцы.М., 1931. С. 108, 104, 140

15. ИЗ ПРОГРАММЫ «ЗЕМЛИ И ВОЛИ» (НЕ РАНЕЕ 1876 г.)

«Земля и Воля», организация, созданная народниками в Петербурге в 1876 г. с целью поднять крестьянство на борьбу с самодержавием. Главные деятели: А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, С.М. Кравчинский, О.В. Антеклян и др. В 1879 г. раскололась на «Народную волю» и «Черный передел».

 

Из всех родов западноевропейского социализма мы всецело сочувствуем федералистскому интернационалу, т. е. анархистам, но полагаем, что осуществление анархических идеалов во всей их полноте в данный момент невозможно.

Таким образом, «Земля и воля», служившая девизом стольких народных движений, служившая принципам организации при засе­лении тех наших окраин, куда еще не проникало влияние совре­менного этим заседаниям русского правительства,— эта формула, по нашему мнению, и теперь служит лучшим выражением народ­ных взглядов на владение землею и устройство своего общежития. Признавая невозможным привить народу при настоящих условиях другие, с точки зрения отвлеченной, может быть, и лучшие идеалы, мы решаемся написать на своем знамени исторически выработан­ную формулу «Земля и воля».

Само собою разумеется, что эта формула может быть воплощена в жизнь только путем насильственного переворота, и притом воз­можно скорейшего, так как развитие капитализма и все большее и большее проникновение в народную жизнь – благодаря протекто­рату и стараниям русского правительства – разных язв буржуаз­ной цивилизации угрожают разрушением общины и большим или меньшим искажением народного миросозерцания по вышеуказан­ным вопросам.<...>

Из предыдущего вытекают две главные общие задачи, на кото­рые должно быть устремлено все внимание революционной партии:

1) помочь организоваться понимающим уже необходимость того революционным элементам в народе и слиться с существующими уже народными организациями революционного характера и 2) ос­лабить, расшатать, т. е. дезорганизовать силу государства, без чего, по нашему мнению, не будет обеспечен успех никакого, даже самого широкого и хорошо задуманного плана восстания…

Хрестоматия по истории СССР 1861–1917, под ред. В.Г. Тюкавкина, –

М., 1990. С.136–137.

 

16. ИЗ ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИИ «НАРОДНАЯ ВОЛЯ»

Исторический опыт человечества, а также изучение и наблюдение жизни народов убедительно и ясно доказывают, что народы тогда только достигнут наибольшего счастья и силы, что люди тогда только станут братьями, будут свободны и равны, когда устроят свою жизнь согласно социальному учению, то есть следующим образом:

1. Земля и орудия труда должны принадлежать всему народу и всякий работник вправе ими пользоваться.

2. Работа производится не в одиночку, а сообща (общинами, артелями, ассоциациями).

3. Продукты общего труда должны делиться по решению между всеми работниками, по потребностям каждого.

4. Государственное устройство должно быть основано на союзном договоре всех общин.

5. Каждая община в своих внутренних делах вполне независима и свободна.

6. Каждый член общины вполне свободен в своих убеждениях и личной жизни; его свобода ограничивается только в тех случаях, где она переходит в насилие над другим членом своей или чужой общины.<...>

Революционное народничество семидесятых годов XIX века: В 2 т.–




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.