Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Репрезентативность




Качество информации

Определение качества выборки включает описание ряда условий, позволяющих оценить валидность, надежность и репрезентативность выборочной совокупности по отношению к объекту исследования.

 

Репрезентативностью называется свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики генеральной. Отклонения выборочной совокупности от генеральной по каким-либо основным характеристикам называется ошибкой репрезентативности: чем больше величина этих отклонений, тем больше ошибка репрезентативности. Понятно, что выборка не может буквально воспроизвести генеральную совокупность. Основная задача исследователя — учитывать ошибку репрезентативности при интерпретации и обобщении результатов опроса, проведенного на основе выборочной совокупности. Поэтому исследователь должен уметь количественно определять эту ошибку, величина которой рассчитывается в зависимости от типа выборки.

Репрезентативность — необходимое требование к выборке в тех случаях, когда изучается общественное мнение. Однако при проведении многих специальных социологических исследований, направленных на углубленный анализ каких-либо свойств социального объекта, нет необходимости в репрезентативной выборке. Исследователю нередко достаточно набрать основную и контрольную группы людей и провести сравнительный анализ. Например, если основная цель исследования заключается в установлении особенностей личностных качеств предпринимателей и мотивационных побуждений к предпринимательской деятельности, нет никакой необходимости в формировании репрезентативной выборки: достаточно набрать группу лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также контрольную группу — людей, не занимающихся предпринимательством. Такой — аналитический — подход применим в большинстве случаев, когда исследование направлено на изучение социально-профессиональной специфики предмета.

При аналитическом подходе к выборке следует учитывать следующие необходимые требования: 1) группы должны различаться по основному дифференцирующему признаку (гипотетическому фактору); 2) по всем остальным параметрам (возрасту, полу, уровню образования, характеру деятельности и т.д.) группы должны быть максимально идентичны. Если исследователю удается набрать достаточно идентичные группы, различающиеся лишь по одному дифференцирующему признаку, то численность таких групп может ограничиваться небольшим объемом (50-100 человек).

Если гипотетических факторов больше одного, то в рамках каждой из групп (основной и контрольной) можно набирать равночисленные подгруппы (например, мужчин и женщин; молодого, среднего и старшего возраста и т.п.). Введение каждого нового фактора требует соответствующего увеличения каждой из групп. Например, при вводе такого признака, как пол, группу предпринимателей (которая первоначально планировалась численностью, допустим, в 50 человек) следует увеличить до 100 (50 мужчин и 50 женщин); точно так же следует увеличить и контрольную группу. Если автор проекта предполагает, что существенным дифференцирующим параметром может являться возраст, и выделяет, предположим, три типа возрастной градации («молодые», «среднего возраста» и «старшего возраста»), то соответственно утраивается и каждая из групп таким образом, чтобы каждая из образованных подгрупп (например, «предприниматели мужчины молодого возраста» и т.д.) была не менее 50 человек. Чем больше по численности будет каждая набранная подгруппа, тем выше вероятность того, что удастся статистически обосновать гипотезы исследования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.