Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Только понаблюдайте, как это происходит




Будда не делает ничего, он не устает от своей любви. Она - само его бытие, она - это как бы его дыхание. Как вы никогда не устаете от своего дыхания, не устаете от бытия, так и он не устает от своей любви.

Прежде всего, она не может быть горячей. Горячность любви происходит от ненависти. Любовь Будды - это не страдание, скорее это сострадание. Она не горячая, она прохладная. Для нас прохладная любовь означает, что что-то идет не так. Любовь Будды прохладна, в ней нет тепла. Она не похожа на Солнце, она похожа на Луну. Она не порождает в вас страдания, страсти, она создает глубокую прохладу.

Но для будды, для того, кто стал просветленным, эта дихотомия, этот дуализм, эта двойственность исчезает. Повсюду - не только в том, что касается любви, - вся жизнь становится единой. И тогда нет дихотомии, нет противопоставления.

А когда ваша любовь устает, она опускается в подсознание, а ненависть поднимается. Тогда вы начинаете ненавидеть того же самого человека. И когда вы ненавидите, вы не осознаете, что вы также и любите, - любовь ушла глубоко в подсознание. И так продолжается все время, подобно смене дня и ночи. Так продолжается движение по кругу. Это движение становится вашим несчастьем.

Для невежественного человека любовь - это всегда часть ненависти, она идет с ненавистью рука об руку. Для невежественного ума любовь и ненависть - две стороны одной и той же монеты. Для невежественного ума не бывает чистой любви. И в этом несчастье любви - ее отравляет ненависть. Вы любите человека, и его же вы ненавидите. Но делать и то и другое одновременно вы не можете и поэтому не осознаете всей ситуации. Когда вы любите человека, вы забываете свою ненависть, она опускается вниз, она переходит в подсознание и поджидает там.

Вы сказали, что любовь возможна только вместе со смертью. Тогда будьте любезны, объясните любовь Будды.

Пожалуйста, объясните, что такое любовь Будды.

Индия

Августа 1973 года, Бомбей,

Вопросы:

Разве не становится браком духовная любовь?

Можно ли жить в небезопасности и не испытывать беспокойства?

В чем необходимость трансценденции?

Первый вопрос:

И на самом деле не очень правильно называть любовь Будды «любовью», но у нас нет другого термина. Сам Будда никогда не применял слова «любовь»; он использовал слово «сострадание». Но и это слово не очень подходит, поскольку ваше сострадание всегда смешано с жестокостью, ваше ненасилие всегда смешано с насилием - все, что бы вы ни делали, всегда имеет рядом свою противоположность. Вы существуете среди противоречий; отсюда ваше напряжение, страдание, беспокойство. Вы не едины; вы всегда раздвоены. Вы подобны толпе, вы разделены на множество фрагментов, и эти фрагменты противостоят друг другу. Вашим бытием является напряжение; бытием Будды является глубокая расслабленность. Запомните, напряжение существует между двумя противоположными полюсами, а расслабление как раз посредине, там, где эти противоположные полюсы уже не противостоят друг другу. Они компенсируют друг друга - и именно здесь имеет место трансценденция.

Поэтому в своей основе любовь Будды отличается от того, что вы понимаете под любовью. Ваша любовь - это болезнь; любовь Будды - это полное расслабление. Само качество такой любви совершенно иное. В любви Будды много такого, чего не может быть в обыкновенной любви.

Во-вторых, любовь Будды на самом деле не является взаимоотношением - ваша же любовь является взаимоотношением. Любовь Будды - это состояние его бытия. На самом деле, он не любит вас, он сам есть любовь. Это различие следует понимать совершенно ясно. Если вы любите человека, то ваша любовь - это действие, вы что-то делаете, вы поступаете определенным образом, вы создаете взаимоотношение, мост. Любовь Будды — это всего лишь его бытие, он именно такой. Он не направляет свою любовь на вас, он просто есть любовь. Он совсем как цветок, растущий в саду, - вы проходите рядом, и его аромат достигает вас. Это не значит, что цветок посылает свой аромат именно вам, - аромат есть и тогда, когда никто не проходит рядом. И даже если никто и никогда не пройдет рядом, аромат все равно будет.

Когда вашего любимого нет с вами, когда нет с вами вашей возлюбленной, ваша любовь исчезает, аромата больше нет. Эта любовь не является вашим бытием, она - лишь усилие с вашей стороны. Чтобы она была, вам нужно что-то делать над собой. Когда же Будда сидит под деревом бодхи, и рядом никого нет, то и тогда он любит. Это выглядит абсурдным, что и тогда он любит - никого нет, кого можно было бы любить, но все же он любит. Быть любящим - это его состояние. И поскольку любовь является его состоянием, она никогда не вызывает напряжения. Будда не может устать от своей любви. Вы устанете от своей, поскольку вы ведь что-то делаете при этом. Так возлюбленные устают друг от друга, если любви слишком много; они устают, им нужны перерывы, интервалы для восстановления. Если вы со своим возлюбленным двадцать четыре часа в сутки, он может пресытиться этим чрезмерным вниманием. Двадцать четыре часа делания чего-то - это слишком много.

И, наконец, третье: вы осознаете, что любите, Будда не осознает совсем ничего - ведь для осознанности нужно противопоставление. Будда так наполнен любовью, что не осознает этого. Если вы спросите его, он скажет: «Я люблю вас». Но сам он не осознает этого. Любовь истекает из него так тихо, она стала такой неотъемлемой его частью, что он не может осознавать ее. Вы осознаете, что он вас любит, и если вы открыты и восприимчивы, то осознаете, что его любовь к вам становится больше. Все зависит от вашей вместимости, от того, насколько вы можете быть восприимчивыми. Но с его стороны это не дар. Он ничего не дает вам - это его способ жить, он так живет. Всякий раз, когда человек осознает свое цельное бытие, свое просветление, освобождение, из его жизни отбрасывается всяческая дихотомия. Тогда нет больше двойственности. Тогда жизнь становится гармонией - ничто ничему не противостоит.

Благодаря этой гармонии становится больше покоя. Нет возмущения. Возмущение не создается вовне, оно внутри вас. Возмущение порождается только внутренним противоречием, хотя вы и можете искать ему оправдания вовне. Например, понаблюдайте, что происходит с вашим возлюбленным или другом, глубоким другом, интимным другом, очень близким вам. Поживите с ним и понаблюдайте, что происходит с вами. Когда вы повстречались, вы были очень обрадованы, восторженны, вы танцевали. Но как долго вы будете танцевать? И как долго вы будете чувствовать восторг? Минутой позже ваше настроение опустится, радость пройдет, а через несколько часов вы начнете скучать, вы начнете думать, как бы сбежать куда-нибудь. А спустя несколько дней вы поссоритесь.

Все это происходит изнутри, но вы найдете себе оправдание вовне. Вы скажете, что теперь этот человек не любит вас так сильно, как он любил, когда только пришел; теперь этот человек раздражает меня, он сердит меня. И вы всегда найдете, что это он что-то нехорошее делает для вас, вы никогда не дадите себе отчет в том, что это нехорошее делает для вас ваша дихотомия, двойственность вашего ума, противоположности, находящиеся внутри вас. Мы никогда не осознаем работу своего собственного ума.

Я слышал об одной очень известной, знаменитой актрисе из Голливуда, которая отправилась в студию за своей фотографией. Фотография была сделана днем раньше. Фотограф подарил ей эту фотографию, но, взглянув на нее, она пришла в раздражение, она пришла в ярость. Она сказала: «Что вы сделали? Вы и раньше делали мои фотографии, но они в отличие от этой были божественны!»

Фотограф сказал актрисе: «Да, но вы забыли, что я был на двадцать лет моложе, когда делал ваши фотографии. Мне было на двадцать лет меньше, вы забыли об этом». Вы никогда не ищете причин происходящего внутри себя. Если фотография кажется вам не очень подходящей, то это значит, что что-то не в порядке с фотографом, - не вы постарели за эти двадцать лет. Это же внутренний процесс, и фотограф здесь совершенно ни при чем, но этот фотограф был, как видно, очень мудрым человеком! Он сказал: «Вы забыли, что тогда мне было на двадцать лет меньше».

Любовь Будды совершенно иная, но у нас для ее обозначения нет другого слова. «Любовь» - это лучшее слово, имеющееся у нас. Но, как вы должны помнить, качество ее совершенно иное.

И заметьте одну вещь, над которой нужно глубоко задуматься. Если ваш возлюбленный - Будда, то почувствуете ли вы удовлетворение? Нет, вы не будете удовлетворены, поскольку вы почувствуете холод - в такой любви нет страсти. Вы почувствуете, что он любит вас точно так же, как он любит и других, - вы для него не являетесь кем-то особенным. Вы почувствуете, что его любовь — это не дар, это его способ жить, это его способ любить.

Вы почувствуете, что его любовь настолько естественна, что она не приносит вам удовлетворения. Подумайте об этом про себя. Вы не можете быть удовлетворены любовью, в которой нет ненависти, вы не можете быть удовлетворены любовью, в которой есть ненависть. Вот в чем проблема. В любом случае вы не будете удовлетворены. Если любовь содержит ненависть, вы будете неудовлетворенными, постоянно больными, поскольку часть, занимаемая ненавистью, будет возмущать вас. Если же в любви нет ненависти, вы почувствуете, что она холодна. И это происходит с Буддой, происходит так естественно, что даже если вас не будет, его любовь все равно будет - она не предназначена специально для вас. И поэтому ваше эго почувствует себя неудовлетворенным. И мое ощущение таково, что если у вас будет выбор между буддой и небуддой, то в качестве возлюбленного вы выберете небудду... поскольку его язык вы сможете понять. Небудда хотя бы похож на вас. Вы будете ссориться, вы будете спорить, все будет в беспорядке, в сумасшедшем беспорядке, но, тем не менее, вы выберете небудду - ведь будда это так высоко, что вы не сможете понять, как он любит, если только сами не вырастете.

С небуддой, с невежественным человеком вам не нужно трансформировать себя, вы можете оставаться такими же. Он не бросает вам вызов. В действительности, нечто противоположное происходит с влюбленными. Когда встречаются двое и влюбляются друг в друга, каждый пытается убедить другого в том, что он очень высок. Они показывают самое лучшее, что есть в них. Они показывают себя на вершине. Но на это требуется много тяжких усилий! Невозможно долго оставаться на такой вершине. Поэтому, когда все начинает устанавливаться, вы спускаетесь обратно на землю.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.