Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Нового времени. Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII веков




Субботин А.А. Фрэнсис Бэкон. М., 1974.

Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII веков. М., 1984.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.

Кузанский Н. Сочинения в 2-х томах. М., 1979-1980.

Горфункель А.Х. Кампанелла. М., 1969.

Горфункель А.Х. Джордано Бруно. М., 1973.

Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. Избранные работы. / Э.Гарэн. Вступительная статья и редакция Л.М.Брагиной. М.: Прогресс, 1986. - 394 с.

Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах. М., 1971-1972.

Следующий после эпохи Возрождения период европейской истории характеризовался началом наступления капитализма сначала в Голландии, затем в Англии, где он принял наиболее жестокие неприкрытые формы эксплуатации людей. Но если прямой грабеж сельского и городского населения и обнищание широких народных масс являются негативной стороной этого периода, то массовое производство товаров, стремительное развитие наук и утверждение светской философии, нужно признать его позитивом.

В рассматриваемый период, однако, капитализм закрепился лишь в двух странах Европы. Остальные же пока представляли собой докапиталистические общества. И это отразилось на европейской философии. Подобно самой Европе она раскололась на две части или на два течения, названные историками «рационализмом» и «эмпиризмом».

В Англии, где капиталистическое производство стремительно прогрессировало, и преимущественное развитие получила наука механика, становилось очевидным, что именно хозяйственная деятельность является двигателем научной мысли. Не наука указывала пути производству: оно развивалось самостоятельно, опираясь на практический опыт и смекалку работников. Наоборот, производство, хозяйственный опыт отражались в науке, в ее открытиях и теориях. На ее долю выпало обобщение и конституирование этого опыта. Подобное отношение не могло не отразиться в английской философии этого времени. И оно нашло отражение в формуле сенсуалистов[61], взятой на вооружение сторонниками эмпиризма: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в ощущениях».

Европа же в это время жила еще под впечатлением научных открытий эпохи Возрождения, в основном в астрономии и теоретической физике, связанной с движением небесных тел (Коперник, Кеплер, Галилео Галилей). И хотя к хозяйственной деятельности и потребностям повседневной жизни они прямого отношения не имели, все же их могли использовать мореходы и землепроходцы, активной деятельностью которых характеризовались и уходящая, и наступающая эпохи. Здесь практическая деятельность людей определялась наукой, зависела от ее успехов. И такая зависимость также нашла свое выражение, но уже в континентальной европейской философии в формуле рационалистов: «Нет ничего в ощущениях, чего прежде не было бы в разуме».

Итак, два опыта: континентальный европейский и островной английский, - и два направления в философии Нового времени: рационализм и эмпиризм. Камнем преткновения между ними стал вопрос о познавательном отношении между реальностью и мышлением: как, каким образом мышление адекватно постигает мир, и что является гарантией истинности этого постижения?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.