Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторный анализ прибыли




Анализ финансовых результатов начинается с анализа состава валовой прибыли.

Анализ состава и динамики показателей прибыли

Анализ прибыли организации

В анализе используются показатели:

- валовая прибыль;

- прибыль по реализации работ и услуг;

- прибыль от прочей реализации;

- финансовый результат от прочих операций (штрафы, задолженности);

- налогооблагаемая прибыль;

- чистая прибыль.

При изучении динамики прибыли следует учитывать индивидуальные факторы изменения ее сумм. Для этого выручку корректируют на средне взвешенный индекс прироста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, затраты по реализованной продукции уменьшают на их рост в результате повышения цен на потребление ресурсов за анализируемый период. Анализ состава и динамики прибыли предприятия представим данными таблицы 12.1.

 

Таблица 12.1 - Анализ состава и динамики прибыли

Показатель     Отклоне-ние (+,-) Темпы роста, % Темпы прирос-та, %
сумма, млн. руб уд. вес % сумма, млн. руб уд. вес %
               
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг         +3406 107,6 +7,6
Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг   17,8   17,8 +632   +8
Выручка от реализации товаров (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку)   82,2   82,2 +2774 107,6   +7,6
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг   66,9   70,2 +3168     +13
Валовая прибыль   33,1   29,8 -394 96,8 -3,2

 

Окончание таблицы

               
Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг   68,7   37,7 -394 96,8 -3,2
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов   0,4   0,5 +24 136,4 +36,4
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов   30,4   31,8 +185 103,5   +3,5
Прибыль (убыток)         -185   98,9   -1,1
Расходы, не учитываемые при налогообложении   1,9   1,8 -23 93,1 -6,9
Прибыль (убыток) до налогообложения         -208 98,8 -1,2
Прочие налоги, сборы из прибыли   3,2   3,2 -14 97,6   -2,4
Налог на прибыль   8,9     +354   122,3   -3,4
Чистая прибыль         -525 96,6 -3,4

 

 

Источник: собственная разработка

 

 

По данным таблицы 2.1 видно, что общая сумма прибыли в 2011 году по сравнению с 2010 годом уменьшилась на 185 млн. руб., или на 1,1 %. Эти изменения произошли за счет:

1) уменьшения прибыли от реализации товаров, работ, услуг на 394 млн. руб. или 3,2%;

2) увеличения прибыли от операционных доходов и расходов на 24 млн. руб. или 36,4%;

3) увеличения прибыли от внереализационных доходов и расходов на 185 млн. руб. или 3,5%.

В структурном плане наибольший удельный вес занимает прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг (67,7%), которая по сравнению с 2010 годом уменьшилась на 1,5%, а также прибыль от внереализационных доходов и расходов (31,8%), которая по сравнению с 2010 годом увеличилась на 1,4%. Наименьший удельный вес занимает прибыль от операционных доходов (0,5%), которая по сравнению с 2010 годом увеличилась на 0,1%.

 

 

Главным источником формирования прибыли является основная деятельность предприятия, с целью осуществления которой оно создано. Характер этой деятельности определяется спецификой отраслевой принадлежности предприятия. Ее основу составляет производственно- коммерческая деятельность, которая дополняется финансовой и инвестиционной деятельностью. Прибыль от продажи продукции, работ, услуг определяется как разница между выручкой от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), себестоимостью проданных товаров, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов. Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи продукции, работ, услуг, являются:

- изменение объема продажи продукции. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли;

- изменение структуры ассортимента реализованной продукции. Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;

- изменение себестоимости продукции. Снижение себестоимости приводит к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли. Такая зависимость существует в отношении коммерческих и управленческих расходов;

- изменение цены реализации продукции. При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Результаты факторного анализа прибыли от продажи позволяют оценить резервы повышения эффективности производства и принять обоснованные управленческие решения. Оценка вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).

Анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг можно провести на основе данных таблицы 12.1.

 

Таблица 12.1- Анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг

Показатели Предыдущий год, тыс. руб. Отчетный год, тыс. руб. Абс. прирост, тыс. руб. В % к пред году (гр.3:гр.2)
         
Выручка     -3610 -6,25
Себестоимость     -2049 -4,9
Коммерческие расходы     -1140 -43,6
Управленческие расходы     -1051 -21.8
Прибыль     +630 +7,4
Индекс изменения цен   1,15 +0,15 +15
Объем реализации в сопоставимых ценах     -10678 -18,47

 

Источник: собственная разработка

 

Определим влияние факторов на сумму прибыли по следующему алгоритму.

1 Для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж. Основная методическая сложность определения данного фактора связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода). Чтобы привести объем продаж отчетного периода к сопоставимому виду, необходимо знать индекс изменения цен на продукцию, работы, услуги. Пересчет осуществляется делением объема реализации отчетного периода на индекс изменения цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода. В нашем примере объем реализации за отчетный период в ценах базисного периода составил 47122 тыс. руб. (54190/1,15). С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 81,525% (47122/57800*100%), т.е. произошло снижение объема реализованной продукции на 18,475%. За счет снижения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг снизилась:

8540 * (-0,18475) = -1577(тыс. руб.).

2 Влияние структуры ассортимента реализованной продукции на прибыль определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации. Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:

- выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 47122 тыс. руб.;

- фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (41829*0,81525) = 34091(тыс. руб.);

- коммерческие расходы базисного периода 2615 тыс. руб.;

- управленческие расходы базисного периода 4816 тыс. руб.;

- прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам (47122–34091–2615–4816) = 5600 (тыс. руб.).

Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно:

5600 – (8540*0,81525) = -1362 (тыс. руб.).

Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности.

3 Влияние изменения себестоимости реализованной продукции на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж:

39780 – (41829*0,81525)=5690 (тыс. руб.).

Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.

4 Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. За счет снижения размера коммерческих расходов прибыль выросла на 1140 тыс. руб. (1475 – 2615), а за счет снижения размера управленческих расходов – на 1051 тыс. руб. (3765 – 4816).

5 Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.:

54190 – 47122 = 7068 (тыс. руб.).

Общее влияние всех перечисленных факторов равно:

- изменение объема продаж -1577 тыс. руб.;

- изменение структуры ассортимента реализованной продукции -1362 тыс. руб.;

- изменение себестоимости -5690 тыс. руб.;

- изменение величины коммерческих расходов +1140 тыс. руб.;

- изменение величины управленческих расходов + 1051 тыс. руб.;

- изменение цен реализации +7068 тыс. руб.;

- общее влияние факторов +630 тыс. руб..

Значительное удорожание себестоимости реализованной продукции произошло в основном за счет повышения цен на сырье и материалы. Кроме этого, к снижению прибыли привели снижение объема продаж, негативные сдвиги в структуре продукции. Отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано повышением уровня цен на реализованную продукцию, а также снижение управленческих и коммерческих расходов. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и снижение себестоимости продукции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.