Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Становление теории и методики экологического об­разования как науки




Понимание современного состояния любой науки нахо­дится в прямой зависимости от знания истории ее возник­новения и развития.

Узнавая, как рассматривалась роль природы в воспита­нии детей классиками зарубежной и отечественной до­школьной педагогики, оценивая педагогические системы западных и отечественных исследователей, необходимо учитывать историческую обстановку той эпохи, в которую жил педагог, его философские взгляды на законы развития природы. Важно уметь выделить то ценное в педагогических взглядах ученых прошлого, что нашло отражение в современной методике экологического образования детей дошкольного возраста.

Взгляды представителей зарубежной педагогики на роль природы во всестороннем развитии и вос­питании детей до школы.Впервые развернутая система обучения и воспитания человека от рождения до зрелости была разработана чеш­ским педагогом XVII в. Я.А.Коменским. Им были выдви­нуты и обоснованы дидактические принципы обучения, за­ложены основы педагогики как самостоятельной области знаний. Большую роль в воспитании маленьких детей он отводил естествознанию, особо выделяя такие науки, как физика, астрономия, география. Цель обучения по Коменскому - вооружить детей всесторонними знаниями и на­учить применять их в жизни. Чувственное восприятие ок­ружающего мира в процессе систематических наблюдений за природными явлениями Я.А.Коменский считал основой познания мира. Он указывал на необходимость готовить дошкольника к усвоению целостной системы знаний (в том числе и о природе), к выделению сходных предметов и явлений (с учетом возрастных особенностей ребенка). Это, по его мнению, способствует более успешному усвое­нию основ наук на следующей ступени обучения.

Я.А. Коменский в своей педагогической системе выделяет следующие положения:

- природа влияет на развитие сенсорики ребенка, обога­щает его знаниями, формирует нравственные качества;

- у дошкольника формируется система научных знаний о приро­де, доступная его пониманию;

-изучение окружающего мира основывается на принци­пах наглядности, движения от простого к сложному, с уче­том активности и сознательности;

- ознакомление с природой проходит под руководством взрослых.

Французский фило­соф, просветитель и писатель XVIII века Ж.-Ж.Руссо был идеологом свобод­ного воспитания, основой которого является принцип природосообразности. Основные теоретические положения его педагогической системы:

- природе отводилась веду­щая роль в воспитании детей;

- подчеркивал особое значение природы в сенсорном воспитании детей, выдви­гая на первый план чувственный опыт как единственно до­стоверный источник познания, развития ума ребенка, его пытливости и активности;



- видел в природе огромный стимул нравственного, эстетического и трудово­го воспитания;

- отмечал возможность самостоятельного изучения ребенком природы (познание природы должно проходить на основе собственных наблюдений и опыта, путем проб и ошибок), о второстепенной роли воспитателя в познании детьми окружающего мира.

Швейцарский педагог XVIII — начала XIX века И.Г. Песталоцци. Основные идеи его педагогической системы:

- он счи­тал, что детей необходимо учить и воспитывать, основыва­ясь на принципе природосообразности, учитывая природ­ные особенности и возможности ребенка, его задатки;

- рассматривал сен­сорное и умственное воспитание в тесном единстве и счи­тал природу одним из решающих факторов именно умст­венного (а не только сенсорного и нравственного) разви­тия ребенка;

- изучение явлений природы должно проходить с помощью наблюдений;

- считал необходимым учить детей использо­вать полученные знания о природе в их практической дея­тельности, в труде;

- ука­зывал на необходимость руководства процес­сом познания природы со стороны взрослых.

Фридрих Фребель, представитель буржуазной педагоги­ки первой половины XIX века. Он создал свою оригиналь­ную педагогическую систему общественного дошкольного воспитания.

Основные идеи Ф.Фребеля:

- не представлял себе жизни ребенка без тесной связи с природой, считал ее важным средством всестороннего воспитания детей;

- по его мнению, постоян­ные наблюдения, изучение явлений живой и неживой при­роды развивают у дошкольников наблюдательность, совер­шенствуют их чувственное восприятие мира, учат думать;

- уход за растениями и животными Ф.Фребель рассматривал как важный источник знаний и опыта, как действенное средство нравственного воспитания, рекомендовал создавать в детском саду участки.

Выделяя взгляд на природу в педагогической системе итальянского буржуазного педа­гога конца XIX - первой половины XX века М. Монтессори необходимо отметить, что ею признавалось:

- огромное влияние природного окружения на физическое воспитание ребенка и развитие у него любознательности;

- природа - незаменимое средство сенсорного воспитания;

- в процессе наблюдений и труда в природе у детей воспи­тываются положительные моральные качества, заботливое отношение к живым существам.

Взгляды представителей отечественной педагогики на роль природы во всестороннем развитии и вос­питании детей до школы.Большой вклад в становление современной методики экологического образования внесли революционеры-демократы и представители русской прогрессивной педаго­гики XIX века, стоявшие на позициях воспитывающего обучения. Повышен­ный интерес к естествознанию является характерным для передовых людей того времени. Так, А.И. Герцен, В. Г.Бе­линский, Н. Т. Чернышевский, Н. А. Добролюбовсчитали, что познание окружающего мира способствует не только умственному воспитанию детей, формированию у них ма­териалистического мировоззрения, но и оказывает боль­шое влияние на нравственное и эстетическое развитие. Особое значение они придавали формированию у детей правильных, реалистических представлений о природе, не­обходимости приучать их рассматривать природные явле­ния в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.

Передовые педагоги XIX века считали, что знакомство с родной природой должно занять ведущее место в воспи­тании и обучении детей. Эта идея нашла свое отражение во взглядах В. Ф. Одоевского, который указывал, что в умственном и нравст­венном воспитании дошкольников, в подготовке их к шко­ле большое значение имеет сообщение им систематических знаний о жизни природы. Получение знаний должно быть тесно связано с трудом, с активной деятельностью ребенка. Одоевский рекомендовал педагогам использовать рацио­нальные методы воспитания, которые способствуют овладе­нию знаниями о природе и применению их в практической деятельности детей.

К. Д. Ушинский считал природу великой воспитатель­ницей, которая оказывает существенное влияние на форми­рование патриотизма, эстетических чувств. В своих работах «Родное слово», «Детский мир», русский педа­гог высоко ставил роль естествознания в первоначальном обучении детей, считая, что логика явлений природы наи­более доступна познанию, способствует развитию образно­го и логического мышления, формирует такие качества ума, как любознательность и наблюдательность. Основопо­ложник русской педагогики подчеркивал необходимость формирования у ребенка системы природоведческих зна­ний, построенной на знакомом детям материале, с учетом сезонных изменений. Ушинский выдвинул ряд требований к содержанию знаний:

- в первую очередь знакомить с природой родного края (краеведческий принцип);

- содержание знаний должно быть связано с трудом детей в природе (осознанные знания);

- знания должны быть доступными пониманию детей, последовательные, системные.

Педагогические взгляды Е. Н. Водовозовой формирова­лись под влиянием К. Д. Ушинского. В своем оригинальном труде «Умственное и нравственное воспитание от первого проявления сознания до школьного возраста», посвященном вопросам воспитания и обучения детей до школы, она под­черкивала особую роль природы в воспитании малышей, ее значение для всестороннего развития личности ребенка и, прежде всего, для умственного воспитания. В результате общения с природой у ребенка совершенствуются сенсор­ные процессы, развивается интерес к окружающему, любо­знательность, формируется система знаний.

Е. Н. Водовозова высоко оценивала значение на­блюдений и разработала программу и мето­дику ознакомления дошкольников с природой (наблюдения на прогулках, труд, постановка опытов, беседы, рассказы взрослых, чтение книг и т. д.).

В советский период становления методики озна­комления детей с природой большой вклад внесла Е. И. Тихеева. Она подчеркивала силу воспитательного влияния природы на ребенка, считала, что это неиссякае­мый источник, из которого дети черпают содержание игр, наблюдений, труда. По ее мнению, чем больше органы чувств участвуют в восприятии природы, чем активнее при этом дошкольник, тем полнее он познает окружающее. В свою очередь природа развивает чувства ребенка, фор­мирует его речь. Как и К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева считает, что мир природы таит большие возможности для развития у детей наблюдательности и совершенствования родной речи. Е.И. Тихеева придавала большое значение приро­де как средству умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Предложила средства, формы и методы познания окружающей среды, разработала рекомендации к проведению экскурсий, бесед, требования к уголку природы.

Большое значение Е. И. Тихеева придавала правильно­му отбору знаний для дошкольников и планированию ра­боты. В предложенном ею плане-программе материал о природе выделен в специальную главу. План предусматривал усложнение материала от одного возраста к другому, соблюдение таких принципов, как сезонный, краеведческий. Е. И. Тихеева предложила целостный подход к изучению природы, что является наи­более полезным и доступным для детей дошкольного воз­раста. Придавала большое значение роли природы в эстетическом воспитании, считая, что она дает об­разцы «вечной и неизменной красоты».

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте роль зарубежной педагогики в становлении теории и методики экологического об­разования как науки.

2. Покажите основные положения отечественных педагогов о роли природы во всестороннем развитии и вос­питании детей до школы.

 

Тема 3. Цель и задачи экологического образования детей дошкольного возраста

В дошкольной педагогике авторы зачастую ис­пользуют термины «экологическое образование» и «экологическое воспитание» в качестве синонимов. Такую ситуацию педагог Н.А.Рыжова объясняется рядом причин. В предыду­щие годы по отношению к дошкольникам использовался интегральный термин «дошкольное воспитание». Соответственно, возникло выражение «экологиче­ское воспитание». В то же время в системе непрерывного экологического обра­зования в качестве интегрального понятия используется термин «экологическое образование», включающий воспитание, обучение, раз­витие. В результате возникло некоторое смысловое противоречие в употребле­нии терминологии экологического образования на разных ступенях его системы.

Однако в последние годы в дошкольной педагогике появились термины «до­школьное образование», «образовательное пространство дошкольного учрежде­ния», «образовательные программы», а сами детские сады официально переиме­нованы в образовательные дошкольные учреждения. В связи с этим, а также в силу того, что дошкольная ступень является неотъемлемой частью системы не­прерывного экологического образования, обоснованным примене­ние наряду с термином «экологическое воспитание» термина «экологическое образование дошкольников» как первой ступени данной системы. Этот инте­гральный термин включает в себя обучение, воспитание и развитие ребенка.

Под экологическим образованием понимается «непрерывный про­цесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности за судьбы своей стра­ны и близких людей, планеты и всей Вселенной».

Для отбора содержания экологического образования крайне важно опреде­ление его целей и задач. Особенно этот вопрос актуален для экологического об­разования дошкольников как нового направления педагогики. Дошкольный воз­раст является первой ступенью системы непрерывного экологического образо­вания, цели и задачи которой должны определяться с учетом концепции общего экологического образования. Согласно этой концепции, под экологическим образованием понимается целостный процесс обучения, воспи­тания и развития интеллектуальных, чувственно-эмоциональных и волевых черт личности. Эти черты формируются через систему научных и практических зна­ний и умений, ценностных ориентации, усвоение экологических норм поведения и деятельности в окружающей среде. Целью экологического образования явля­ется становление экологической культуры, которая проявляется в ответственном отношении детей к здоровью и окружающей среде на основе соблюдения мо­ральных и правовых норм, принятых в обществе.

Задачи в области экологического образования дошкольников (по Н.А.Рыжовой):

- формирование системы элементарных научных экологических знаний, дос­тупных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства ста­новления осознанно-правильного отношения к природе);

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботли­вого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

- формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формиро­вание навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элемен­тарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Вопросы для самоконтроля:

1. Объясните понятия «экологическое воспитание», «экологическое образование».

2. Сформулируйте цель и задачи экологического образования на современном этапе.

 

Тема 4. Принципы отбора содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста

Содержание экологического образования дошкольников должно рассмат­риваться, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образо­вания. Таким образом, принципы отбора содержания, разработанные для других уровней образования, должны быть адаптированы, конкретизированы и допол­нены для дошкольного звена. Только в этом случае будет соблюден основной принцип системы непрерывного экологического образования - преемствен­ность. В дошкольном возрасте знания играют гораздо меньшую роль, чем на по­следующих уровнях образования. Кроме того, они должны быть доступными и привлекательными для детей.

Принципы отбора содержания экологического образования дошко­льников можно разделить по трем группам: общедидактические, специфические для экологического образования в целом и специфические для дошкольной ступени.

Научность.Впервые в дошкольной педагогике принцип научности был сформулирован А. П. Усовой, которая отмечала, что «содержание программ должно быть таким, чтобы дети-дошкольники в пределах своих возрастных воз­можностей получили подлинно научные, точные сведения об окружающем ми­ре». С точки зрения экологического образования принцип научности предпола­гает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ экологического миро­воззрения.

Доступность. Данный принцип тесно связан с принципом научно­сти. Нельзя знакомить детей с абстрактной и мало по­нятной для них информацией. Такой подход отрицательно воспринимается не только детьми, но и самими воспитате­лями, не имеющими достаточно знаний. Кроме того, доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску.

Гуманистичность. Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания применение данного принципа означает воспитание человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здо­ровый образ жизни. В конечном счете, и целью экологического образования яв­ляется сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной сре­де. Принцип гуманистичности реализуется и через воспитание культуры по­требления. Со­держание экологического образования должно способствовать также формиро­ванию у ребенка представлений о человеке как части природы и о самоценности природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на пла­нете, благоговение перед всеми проявлениями жизни. Принцип гуманистичности предполагает воспитание у ребенка представле­ний о разнообразии ценностей природы: эстетической, нравственной, познава­тельной, практической и т.д.

Прогностичность. Применительно к дошкольному возрасту данный прин­цип означает, что в результате экологического образования у детей формируют­ся элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений - умение прогнозировать свои действия по отноше­нию к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых услови­ях. По сравнению со школой в дошкольном образовании в силу возрастных особенностей ребенка прогностичность ограни­чивается воспитанием у детей привычки и умения оценивать свои каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если их реализация может нанести вред природе.

Деятельностность. Экологические знания ребенка становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельно­сти по сохранению окружающей среды. С одной стороны, такая деятельность - своеобразный результат сформировавшейся у ребенка в процессе экологическо­го воспитания мотивации и потребности, критерий уровня экологической куль­туры, с другой — в процессе самой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок — окружающая среда».Рыжова. Так, Г.А. Ягодин отмечал, что «экологическое образование — это гораздо больше, чем знания, умения и навыки, это мировоззрение, это вера в приоритет жизни... Поэтому важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях, поступках, за­крепляющих и развивающих это мировоззрение».

Принцип деятельностности в отношениях «ребенок - природа» в дошко­льной педагогике традиционно реализуется в процессе ухода ребенком за ком­натными растениями, животными, работы на огороде. Однако с позиции эколо­гического образования необходимо расширить рамки такой деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми (особенно родителями) или детьми более старшего возраста в различных природоохранных акциях, оценке состояния сво­его дома, двора, территории детского сада, группы (например, какие растения растут вокруг нас, достаточно ли их, как дома используется вода и т.п.). Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходи­мой для него лично.

Интеграция. Важность учета этого принципа в дошкольном эколо­гическом образовании обусловлена несколькими причинами: во-первых, интег­рированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рас­смотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей ра­боты в дошкольном учреждении.

Кроме того, для дошкольника характерно целостное восприятие окружающий его мира. Для экологии как науки характерен высокий уровень интеграции: философии, науки, искусства, практической деятельности. На дошкольном уровне это отра­жается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического кол­лектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.

Целостность. Этот принцип тесно связан с предыдущим. Он присущ именно дошкольному экологическому образованию и отражает, прежде всего, целостное восприятие ребенком окружающего мира, его единство с миром при­роды. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода.

Конструктивизм. Данный принцип означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан по­казать ребенку положительный пример или вероятный выход из данной ситуа­ции. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребе­нок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологиче­ских проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.

Регионализм. Экологическое образование дошкольников должно опирать­ся, прежде всего, на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей данного возраста. С глобальными проблемами должны быть знакомы сами педагоги и родители. Формирование же экологиче­ских представлений (в том числе и о различных экологических проблемах), эко­логически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде происходит на основе знакомства с объектами ближайшего окружения: помещения дошкольного учреждения и его территории, собственной квартиры. дачи, ближайшего парка, сквера, леса, озера, аквариума, комнатных растений и животных. Для целей экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные для ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности.

В процессе экологи­ческого образования важно показать ребенку особенности взаимоотношений че­ловека и природы на примерах региона.

Системность.Материал, опреде­ленным образом упорядоченный в четкую целостную систему с простым прин­ципом построения, легче усваивается, чем материал разрозненный, случайный. В связи с этим стоит вопрос о принци­пах отбора и систематизации экологических знаний. При этом важна последова­тельность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся пред­ставление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на оп­ределенные исходные положения, выступающие как ее центральное ядро». Эти положения концепции дошкольной педагогики детства, разработанной под ру­ководством А.В. Запорожца, актуальны и для экологического образования

Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом.

Как и в дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании принципы систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научно­сти, так как в основу систематизации положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи. В стихийном опыте детей уже имеются разрозненные представления о животных, растениях, в меньшей степени - о неживой природе. Принцип системности подразумевает также рассмотрение живых объектов как систем определенного уровня (живой организм как система; луг, лес-экоси­стема).

Преемственность. Принципиальная особенность системы экологического образования - это преемственность всех ее звеньев. Как правило, выделяют не­сколько относительно самостоятельных звеньев (уровней, ступеней) системы непрерывного экологического образования: детский сад - школа - ВУЗ - по­вышение квалификации специалистов. Принцип преемственности предполагает, что дошкольное образование должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного экологического образования. Так, необходимо соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы, дошкольных учре­ждений и педагогических колледжей, высших учебных заведений, готовящих будущих специалистов, С аналогичных позиций необходимо рассматривать и переподготовку кадров дошкольного образования на различных курсах повыше­ния квалификации. Однако в настоящее время преобладают двухуровневые свя­зи; «детский сад - начальная школа», «детский сад - педколледж», «детский сад - педвуз». Анализ многочисленных экологизированных программ для на­чальной школы показывает, что их авторы не всегда учитывают возможности дошкольных учреждений, происходит недооценка как возрастных возможностей ребенка-дошкольника, так и современного состояния дошкольного экологиче­ского образования. Далеко не все школы проявляют заинтересованность в со­трудничестве с дошкольными учреждениями. Исключение составляют лишь учебно-воспитательные комплексы, создающие оптимальные условия для реали­зации принципа преемственности. Практически все работники дошкольных уч­реждений называют проблему преемственности детского сада и начальной шко­лы одной из главных и нерешенных проблем педагогики.

Проблема преемственности в содержании экологического образования до­школьников и начальной школы состоит в упорядоченности, отборе основных компонентов этого содержания, соответствии их друг другу, реализации прин­ципа системности на обеих ступенях, отработке системы усложнения знаний по нарастающей, в зависимости от возраста ребенка.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте принципы отбора содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста.

 

Глава II. Методы экологического образования





Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1502; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 23.20.147.6
Генерация страницы за: 0.177 сек.