Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детей дошкольного возраста. Тема 1. Создание пространства дошкольного учреждения




Тема 1. Создание пространства дошкольного учреждения

Одним из важных условий реализации системы экологического образова­ния в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. Наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка в общении с природой как живого существа и отчуждением его от природы, играющего негативную роль с точки зрения экологического образования. Это отчуждение может быть частично преодолено по­средством экологизации развивающей предметной среды. Этот процесс должен соответствовать целям создания развивающей предметной среды как таковой, то есть способствовать развитию ребенка в целом, формированию его как лично­сти. Главной же задачей этого процесса является создание условий для форми­рования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации положений новой парадигмы об универсальности и са­моценности природы. Как и концепция развивающей предметной среды, разра­ботанная С.Л. Новоселовой, создание условий для экологического образования дошкольников должно опираться на положение Л.С. Выготского о роли в разви­тии ребенка зоны ближайшего развития и теории амплификации дошкольного детства А.В. Запорожца. С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для:

- познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности, возможностей для экспериментирования с природным мате­риалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы, усиление интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ре­бенка вопросы и постановке новых вопросов);

- эколого-эстетического развития (привлекать внимание ребенка к окру­жающим природным объектам, способствовать развитию умения видеть красот окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать пред­почтение объектам природы перед искусственными объектами);

- оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материа­лов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации тер­ритории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение террито­рии; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

- формирования нравственных качеств ребенка (создание условий каждо­дневного ухода за живыми объектами и общения с ними, желания и умения со­хранить окружающий мир природы);

- формированию экологически грамотного поведения (формирование навы­ков рационального природопользования: ухода за животными, растениями, эко­логически грамотного поведения в природе);

- экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для само­стоятельных игр с природным материалом, использование природного материа­ла на занятиях по изодеятельности и т.п.);

Таким образом, экологизация развивающей природной среды во всех до­школьных учреждениях должна способствовать реализации всех компонентов его содержания, познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного. Однако, как указывает в своих исследованиях Н.А.Рыжова, в настоящее время дошкольные учреждения отличаются друг от друга по материальным возможностям, по существующему уровню экологизации раз­вивающей предметной среды, направлениям деятельности педколлектива. Эти обстоятельства объясняют необходимость в вариативном подходе к организации среды, которая должна соответствовать целям и задачам конкретного педагоги­ческого коллектива на данном этапе работы.

С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды. В работах Н.А.Рыжовой, С.Н.Николаевой выделены основные элементы развивающей среды дошкольного образовательного учреждения на современном этапе.

Экологический класс (экологическая комната, комната природы) - новый элемент развивающей предметной среды. Предназначен для проведения комплексных занятий по экологии, релаксационных целей, самостоятельной ра­боты и самостоятельных детских игр. В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната подразделяется на ряд функциональных зон.

Зона обучения,где дети мо­гут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями.

Зона коллекций - предназначена для знакомства детей с различными при­родными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков.

Н.А.Рыжова выделяет ряд важных моментов в отборе объектов для зоны коллекций:

- доступность объектов для сбора. Коллекции детского сада должны включать прежде всего объекты, которые могут собрать сами дошкольники и их ро­дители - камни, различные семена растений, сухие листья, ветви, сухая кора деревьев, кустарников, образцы песка, глины, различных почв, речные и мор­ские раковины и т.п.

- разнообразие. Важно, чтобы в зоне коллекции в той или иной степени были представлены (насколько это возможно) объекты как живой, гак и неживой при­роды.

- краеведческий аспект. В коллекциях должны быть представ­лены природные объекты местности, где располагается дошкольное учреждение Это позволит воспитателю использовать в работе уже привычные для детей объекты, на которые они смогут посмотреть с новых позиций. Местный материал должен составить основу, базовое ядро коллекций.

- страноведческий аспект. Коллекции могут пополняться за счет материала привозимого дошкольниками и их родителями из различных регионов страны и других стран, которые они посещают во время различных путешествий, отдыха. Любой привезенный объект может послужить прекрасным поводом для начала разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли, то есть для начала фор­мирования основ глобального мышления.

- природоохранный аспект. При отборе объектов для коллекций следует учитывать природоохранный аспект, способствующий формированию у дошко­льников экологического мышления. Не рекомендуется включать в состав объек­тов коллекции бабочек, жуков, собранные детьми и родителями. Не рекомендуется также покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных. Во-первых, ребенок должен уже с детства понимать, что спрос рож­дает предложение: чем больше коллекций покупается, тем больше отлавливается животных, причем часто среди них преобладают самые крупные, красивые, ред­кие виды. Это как раз пример того, что даже от конкретного действия ребенка - желания иметь коллекцию красивых бабочек - зависит жизнь насекомых, рас­пространенных в далеких от него странах.

- безопасность. Любой объект зоны коллекций должен быть безопасным для ребенка - как с точки зрения различных механических повреждений (например у камней не должно быть острых кромок), так и с точки зрения здоровья (так используемые птичьи перья и другие объекты должны быть чистыми, не являть­ся аллергенами).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.