Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детско-юношеский туризм. (Туристская деятельность в детско-юношеском туризме)




Система детско-юношеского туризма в нашей стране имеет давнюю историю. Наивысшего своего развития детско-юношеский туризм достиг в СССР, развиваясь в различных типах образовательных учреждений в системе самодеятельного туризма: пешеходного, лыжного, водного, горного и велосипедного и т.д. Этому развитию способствовала экскурсионная и краеведческая работа, движение красных следопытов, Всесоюзный поход комсомольцев по местам боевой и трудовой славы советского народа, Всесоюзной экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина СССР», проведения военно-спортивных игр «Зарница», «Орленок»; выполнения нормативов комплекса ГТО, сдачи норм на значки «Юный турист», «Турист СССР».

Известный педагог, ученый и турист А.А.Остапец-Свешников обосновывая особенности туристской деятельности в школе выделил три периода туристского цикла: подготовку туристского мероприятия, его проведение, подведение итогов с отчетом перед коллективом школы, класса. Он выстроил педагогическую систему туристско-краеведческой работы в школе, в которой все элементы являлись частью воспитательной системы школы, её внеклассной и внешкольной работы.

Туристская деятельность в детско-юношеском туризме отличается многообразием форм, содержания и методов выполняя важнейшую социально-педагогическую функцию туризма - социализацию детей и подростков в различных видах деятельности, которые позволяют приобретать различный социальный опыт.

Современная школа является жесткой, четко программируемой, управляемой, прежде всего извне, социально-педагогической системой, что объясняет зависимость организуемого в школе воспитания от обязательной, программируемой государством учебной деятельности, от регламентированных обозначенными правами и обязанностями субъектов обучения отношений. Создание гуманистической воспитательной системы школы реально, если в результате целенаправленной деятельности всего педагогического сообщества (дети, родители, учителя) система жизнедеятельности коллектива будет упорядочена не только относительно собственно педагогических целей, но и целей детей, если будет создан благоприятный психологический климат, особый дух школы и стиль жизнедеятельности ее коллектива.

В этих условиях туристская деятельность может стать основой формирования целостной воспитательной системы образовательного учреждения через детские объединения: туристские клубы и кружки

Туристский клуб, кружок должен представлять собой целостный социальный организм, функционирование которого может быть направлено на обеспечение свободы самоопределения и саморазвития ребенка в интересной для него деятельности и создание наиболее широких возможностей приобретения разнообразного социального опыта в условиях жизни в детской общности вне дома и школы.

В условиях туристского клуба можно удовлетворить потребности школьника в свободном общении, досуге и разнообразных видах коллективной, групповой и индивидуальной деятельности. Приоритет воспитательных целей и обеспечение эффективности воспитательного процесса в условиях нового для ребенка социума обеспечивает социализацию личности.

Важнейшим условием организации жизнедеятельности детей в детском туристском объединении является обеспечение многообразия пространств и видов деятельности в турклубе и кружке, предоставляющего возможность самоопределения и выбора, позволяющего удовлетворить интересы и притязания ребенка.

В образовательном учреждении коллектив чаще всего – это школьный класс или временное детское объединение. Класс – это педагогическая реальность наших дней. Традиционно класс является общностью детей одного возраста, воспитание которых осуществляется педагогом профессионалом, через организацию внеучебной деятельности, включение в общешкольные дела, через корректировку отношений детей и т.д. Хотя класс в первую очередь и учебная единица, тем не менее, в нем реализуются и воспитательные функции. Вместе с тем класс – общность детей, связанных определенной системой межличностных отношений, влияющих на процессы индивидуального развития входящих в него детей. В туристской деятельности нередко класс становится основой формирования детского туристского объединения.

Детское туристское объединение в образовательном учреждении призвано создавать условия для удовлетворения детьми потребности в общении, совместной социально-значимой деятельности, в равноправном положении со взрослыми, для устранения дефицита содержательного разновозрастного общения, развития социального творчества, самовыражения и утверждения среди других своего «Я», освоения и формирования собственного социального опыта.

Главным условием самореализации подростка в детском объединении, как показала опытно-педагогическая работа, становится специально организованное пространство самореализации и возможность для подростка реализовать свои личностно-значимые интересы и потребности, предоставляемые временным детским объединением в процессе совместной деятельности, расширения сферы общения, формирования рефлексивной позиции. Особое место должна занимать проблема лидерства, которое нами рассматривается многоаспектно: как потребность возраста, способ самовыражения, средство становления личности, приобщения подростка к социально-значимой деятельности.

Туристская деятельность в детско-юношеском туризме основанная на краеведческом принципе обучения решает вопросы согласованного взаимодействия с социальной и природной средой. Поэтому краеведческий принцип является основополагающим для всей туристской, краеведческой и экскурсионной работы в образовательном учреждении.

Туризм, оказывает позитивное влияние на процесс обучения и воспитания учащихся, социализацию личности и формирование экологической культуры.

В детско-юношеском туризме деятельность учащихся представляет собой систему конкретных видов деятельности в процессе подготовки походов, путешествий и экспедиций, поисково-исследовательской и краеведческой работы.

Личностное развитие ребенка и взаимодействие с воспитателями в детском объединении предопределяет и суть методики организации воспитательной системы детского объединения. На наш взгляд, наиболее эффективной в условиях туристского клуба является методика коллективной творческой деятельности. Основанная на идеях И.П. Иванова и разработанная в трудах О.С. Газмана, Н.П. Царевой. С.А. Шмакова, и др., «педагогика коллективной творческой жизни» предполагает такую организацию деятельности детей и взрослых, которая носит многоролевой, общественно-полезный, развивающий, романтизированный характер. Благодаря совместному общению и творчеству дети и взрослые достигают высокого уровня развития коллектива и лично каждого участника объединения.

Сущность методики состоит в «сочетании совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе, деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям» (И.П. Иванов)

Таким образом, несомненно, что ребенок не только объект педагогических воздействий, но и субъект собственного развития. А для того чтобы это развитие не шло в разрез с поставленными каждым целями, школьника необходимо включить в процесс целенаправленного воспитания субъективной позиции.

Как показывает опыт образовательных учреждений, одной из эффективных форм воспитания в туристической деятельности является туристский или экологический лагерь для разновозрастного коллектива.

В практике детско-юношеского туризма большое значение придается обучению туристского актива и младших инструкторов туризма и краеведения.

Формами учебной работы школы младших инструкторов туризма являются лекции, семинарские занятия, конференции, практические занятия на местности, учебно-тренировочные походы. Особое значение придается отработке знаний, умений и навыков в туристской технике, обеспечению безопасности походов, путешествий и экскурсий.

Занятия на местности проводятся с целью углубления и закрепления знаний полученных на лекциях, беседах. При объяснении и показе практических приемов туристской, альпинистской техники, топографии и т.д.

Учебно-тренировочный поход рассматривается в детско-юношеском туризме как заключительный этап, требующий тщательной подготовки плана и умелого методического руководства.

Содержание деятельности помогает решить многие воспитательные задачи, т.к. поход учебный и его цель – дать технические, методические знания, повысить туристскую квалификацию обучаемых.

Воспитание детей и подростков в туристской деятельности предполагает не только теоретическую, но и физическую и тактико-техническую подготовку.

Физическая подготовка заключается в постепенном закаливании организма, повышении его функциональных возможностей и работоспособности, развитии и совершенствовании физических качеств: силы, выносливости, ловкости и т.д. в процессе тренировочных занятий, и туристических походов.

Техническая подготовка предусматривает практическое овладение туристскими умениями и навыками: ориентироваться на местности; владеть техническими приемами страховки, преодолевать сложные участки маршрута; разжигать костер в любых условиях; готовить пищу т.д.

Тактическая подготовка предполагает выработку способностей целесообразно применять умения и навыки для успешного прохождения похода. Тактическая подготовка охватывает умение сочетать переходы и привалы, своевременную организацию биваков и привалов, экономно расходуя силы, преодолевать препятствия, подбирать снаряжение и организовывать питание с учетом конкретных условий, распределять силы участников с учетом пола, возраста и подготовки.

В практике образовательных учреждений, где дети активно занимаются туризмом, замечено, что у учащихся развивается усиленный интерес к школьным предметам. Такие учащиеся стремятся к учебной деятельности, к самостоятельному преодолению трудностей

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.