Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аудиторные занятия и методика организации самостоятельной работы 2 страница




Далее необходимо уяснить причины усилившихся в конце ХII – середине ХIII в. столкновений свободного населения Англии с королевской властью, отметив, что конфликт 1215 г. был первым конфликтом с участием в оппозиции традиционных союзников короля. Вместе с тем, широта сил оппозиции не должна скрывать объективную противоречивость интересов различных слоев свободного населения, выступивших под общим лозунгом борьбы со злоупотреблениями королевского аппарата. На эти противоречия, нашедшие отражение в стилистике и содержании документа, следует обратить особое внимание.

Анализируя три следующих вопроса, необходимо проследить по тексту хартии, как закрепляются в ней интересы и требования сил, входящих в оппозиционный королю лагерь в конфликте 1215 г., каким образом отразился в документе компромисс короля и его противников, какие моменты в деятельности королевской администрации, юстиции были отвергнуты или, напротив, получили толчок для дальнейшего развития. Целесообразно при этом придерживаться следующих направлений исследования:

1) желательно произвести определенную группировку статей. Например, все статьи хартии можно условно разделить на те, которые закрепляют интересы только баронов, с особым выделением политических, «конституционных положений», и статьи, закрепляющие интересы всех свободных. На основе другой классификации, учитывающей более детально содержание документа, можно подразделить их на те статьи, которые отразили чисто материальные интересы различных социальных слоев и на статьи, относящиеся к деятельности судебно-административного аппарата короны. При этом следует иметь в виду, что подавляющее большинство положений хартии фиксирует или восстанавливают обычаи, права и порядки, ранее уже признанные за отдельными сословиями и нарушенные королевским произволом.

2) в каждом конкретном случае нужно тщательно разобраться, интересы какого сословия, социальной группы выражает та или иная статья хартии (многие статьи отражают интересы сразу несколько слоев). При таком разборе следует обратить внимание на далеко неоднозначное употребление в различных статьях хартии термина «свободный человек» (особенно в ст. 20, 34, 39). Тщательного анализа заслуживает многочисленная группа статей, связанных с правосудием, его принципами и формами. Следует особо выделить и те статьи, которые выражали реакционные политические идеалы баронства (ст. 12, 14, 61,21,34).

Историческая судьба хартии непроста, так же как неоднозначна ее оценка в отечественной и зарубежной литературе. При ее оценке следует избегать таких крайних характеристик, как «феодальная реакция» или «хартия неприкосновенности личности». Правильная оценка документа может быть дана лишь в результате вдумчивого анализа проблемы, насколько положения хартии отразили требования общественного прогресса в условиях того времени, либо вступили в противоречие с ними. Для последующей истории Англии и всего мира оказался важнее сам характер и назидательный смысл этого документа, который подчеркивал необходимость установления определенных законных границ для государственной власти, которая и должна подчиняться закону и не прибегать к произвольным действиям, какую бы цель они ни преследовали.

В средневековом праве Германии особое значение имеет такой правовой источник как Каролина. При освещении проблемы истории создания Каролины необходимо осветить историческую обстановку в Германии накануне принятия Каролины, характер тех источников, которые действовали до принятия этого документа. Необходимо рассмотреть вопрос о влиянии на феодальное право Германии норм римского обычного права и о формах рецепции римского права в этой стране. Особое внимание следует уделить выявлению тех принципов, которые способствовали принятию рейхстагом общегерманского уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Студент должен уметь дать общую оценку Каролины, показать уникальный характер этого памятника феодального права, отметить его историко-политическое значение для империи, обратив при этом внимание на вопрос о действии этого кодекса в пространстве, на специальную оговорку в Каролине по этому поводу (см. вводную ст. Каролины). На основе анализа статей Каролины необходимо осветить положения «общей части» уголовного права: о формах вины (умысел, неосторожность), об основаниях ответственности, об обстоятельствах, освобождающих от наказания (необходимая оборона, случай и пр.), о покушении, соучастии, формах пособничества и др.

Необходимо самостоятельно систематизировать все упомянутые Каролиной преступления по принятой в нашей науке классификации: государственные преступления и преступления против религии; против личности; против собственности; против нравственности и пр. При этом надо дать анализ каждого вида преступлений. Что касается системы наказания, то целесообразно сгруппировать их по видам, начав с наиболее тяжких: смертная казнь, членовредительские наказания, телесные наказания, позорящие наказания, изгнание, тюремное заключение, возмещение вреда и штраф. На основании анализа текста памятники нужно определить частоту применения смертной казни и ее виды, привести примеры неопределенных санкций, отсылающих к усмотрению «знатоков права».

При подготовке ответа по третьему вопросу необходимо уяснить, в чем состоят характерные черты так называемого инквизиционного процесса, и привести конкретные примеры по тексту документа. Особое внимание надо уделить рассмотрению стадий уголовного процесса, отметить роль судей в расследовании дел, методы досудебного и судебного следствия, положение подозреваемого, процедуру вынесения приговора и отсутствие «презумпции невиновности». Следует подчеркнуть важную роль системы формальных доказательств, направленную, главным образом, на получение признания обвиняемым его вины.

 

Правовое оформление конституционной монархии в Англии в XVII-XIX вв.

 

Английская буржуазная революция, которая произошла в середине XVII в., была первой буржуазной революцией европейского масштаба. Принципиальную важность в связи с этим приобретает выяснение предпосылок, причин, характера и особенностей этой революции, уяснение связи между особенностями и результатами революции. При этом следует иметь в виду, что английская революция носила компромиссный характер, что привело к скорой реставрации монархии и сохранению пережитков феодализма в правовой и политической сферах после так называемой Славной революции 1688 г. Касаясь предпосылок революции, следует ознакомиться с текстом «Петиции о праве» 1628 г. Выделяя основные этапы английской революции, нужно обратить внимание на первые законодательные акты Долгого парламента – Трехгодичный акт, акты об уничтожении чрезвычайных судов; ознакомиться с текстом «Великой ремонстрации» 1641 г. и др. и определить историческое значение этих документов. Следует также изучить акты периода ликвидации монархии и провозглашения Англии республикой (об отмене королевского звания, об отмене палаты лордов и объявлении Англии республикой 1649 г. и др.).

При характеристике последнего этапа английской революции, когда была установлена диктатура Кромвеля, следует особое внимание уделить анализу «Орудия управления» 16 декабря 1653 г. – конституции Англии времен протектората. Дальнейшее развитие событий, как известно, привело после смерти Кромвеля к восстановлению на английском престоле сына казненного короля – Карла II.

Полное название Habeas Corpus Amendment Act 1679 г. – «Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями». Этот акт является важнейшим конституционным документом, закрепляющим гарантии неприкосновенности личности. Согласно акту, любое лицо, задержанное и заключенное в тюрьму, имело право лично или через своих представителей обратиться в королевский суд с просьбой выдать приказ «Habeas Corpus» (дословный перевод «привести тело»), в котором предписывалось должностным лицам (шерифу, тюремщику, надзирателю и т.д.) в течение трех дней по предъявлении приказа доставить арестованного или задержанного в суд для проверки оснований его ареста (ст. 2). Этот закон, принятый для защиты от произвольных арестов или задержанный, до сих пор рассматривается английскими юристами краеугольным камнем свободы личности в Англии.

При анализе этого акта необходимо выявить его ограниченный характер. Так, с просьбой о выдаче приказа «Habeas Corpus» не мог обратиться заключенный, если он был задержан по обвинению в государственной измене или тяжком уголовном преступлении (п. 2). Возможностью быть отпущенным под залог, размер которого определялся самими судьями, мог воспользоваться только состоятельный человек. Кроме того, действие закона могло быть приостановлено парламентом на определенный срок и в определенных регионах страны.

Важнейшим конституционным документом Англии является «Билль о правах» 1689 г. Билль о правах состоит из органически связанных между собой положений, относящихся: а) к перечню злоупотреблений английского короля Якова II; б) тринадцати пунктам, декларирующим права и «вольности» народа и парламента; в) положениям о порядке наследования престола, запрещающих занимать престол католику. Нужно проанализировать пп. 1, 2, 4, 6, 9, 13 этого правового документа, устанавливающие ограничение королевской власти по отношению к парламенту, пп. 5, 7, 8, устанавливающие права подданных, и пп. 3, 10, 11, 12, направленные на совершенствование судебной системы. «Билль о правах» был дополнен постановлением палаты общин «О цивильном листе королю» от 20 марта 1689 г.

Акт «Об устроении» 1701 г. содержал требования, которыми должно обладать лицо, вступающее в обладание английской короной: а) обязательная принадлежность к англиканской церкви; б) запрещение выезжать за пределы страны без согласия парламента. Помимо этих положений акт закрепил три очень важных конституционных принципа: а) несменяемость судей; б) отрицание права короля на помилование осужденного, если в отношении его было возбуждено преследование в порядке импичмента; в) правило контрассигнатуры.

Процесс формирования конституционной монархии, основы которой были заложены в принятых в результате Славной революции актах, носил длительный характер. Помимо указанных выше актов, надо ознакомиться с так называемым «Трехгодичным» актом 1694 г., Актом «О должностях» 1707 г. и др. Уже в первой половине XVIII в. в Англии устанавливается правило, согласно которому правительство формируется партией, получившей большинство мест на выборах в палату общин, а министры ответственны перед парламентом за все правительственные действия. К министрам переходит значительная часть прерогатив короны. Необходимо выяснить, как сформировался в Англии кабинет министров, как определялось его место по отношению к парламенту, как утверждался принцип «господства парламента» (парламентаризм) в середине XIX в. Последующий этап конституционного развития Великобритании был связан с формированием двухпартийной системы и борьбой за избирательные реформы 1832 и 1867 гг. Текст этих избирательных законов (Акты о народном представительстве), ограничивающих неимущих в избирательных правах, помещены в соответствующих хрестоматиях, рекомендуемых в качестве источников.

 

Государство и право США в XVIII-XIX вв.

 

Освещение этой проблемы следует начать с анализа исторического развития английских колоний в Северной Америке, их правового статуса и отношений с метрополией. Необходимо проанализировать экономические и политические причины, приведшие к войне за независимость и к провозглашению Декларации независимости в 1776 г. При анализе этого документа нужно выделить три его основные части: социально-философскую часть, отражавшую естественно-правовую доктрину, перечень злоупотреблений метрополии по отношению к своим североамериканским колониям, а также резолюцию независимости. Среди основных положений Декларации, сформулированных ее автором – Т. Джефферсоном, следует выделить, прежде всего, принцип народного суверенитета, а также право народа на восстание против тиранического правительства и демократические положения о равенстве, о естественных, неотчуждаемых правах человека: на жизнь, свободу и стремление к счастью.

При рассмотрении созданных по плану Б. Франклина «Статей конфедерации и вечного союза» 1781 г. следует учитывать характер государственного строительства в американских штатах после провозглашения независимости – в середине 70-х гг. во всех тринадцати штатах уже были приняты конституции, действовали выборные органы власти и пр. Необходимо раскрыть конфедеративный характер связей отдельных штатов по статьям, отразивших наличие уже сложившейся сильной политической организации в штатах, выявить особенность управления конфедерации: слабость центральной власти, узость компетенции конфедеративного Конгресса, несовершенство системы принятия решений Конгрессом и пр.

Ответ на второй вопрос связан с анализом внутриполитической обстановки в США после окончания борьбы за независимость, характеризовавшейся усугублением экономических трудностей и ростом поляризации социальных сил – плантаторов, буржуазии, фермеров, рабочих и пр., стремившихся по-своему воспользоваться результатами победы над бывшей монополией. Студент должен проанализировать причины созыва весной 1787 г. в Филадельфии конституционного конвента, охарактеризовать социально-политическое лицо его участников.

Давая общую характеристику Конституции США 1787 г. студенту следует особое внимание уделить ее структуре и кругу регулируемых вопросов, анализируя основные принципы Конституции – федерализм и разделение властей, необходимо показать их неразрывную связь. Необходимо четко представлять содержание обоих принципов и их воплощение в нормах Конституции.

При подготовке ответа на третий вопрос следует перечислить основные законодательные, исполнительные и судебные органы США на федеральном уровне и уровне штатов и показать их взаимоотношения в рамках реализации принципа федерализма и разделения властей. Особое внимание при этом следует удалить так называемой «системе сдержек и противовесов» как части конституционного механика США. Необходимо указать, каким образом представительство штатов реализуется на федеральном уровне и как разделялись полномочия законодательных и исполнительных органов федерации и отдельных штатов.

Характеристика Билля о правах связана с предшествующим анализом отношений, регулируемых Конституцией 1787 г. Следует указать, почему вопрос о политических правах и свободах американских граждан не был включен в статьи американской Конституции, и какую реакцию это вызвало в демократических кругах американского общества. При анализе статей Билля о правах 1789-1791 гг. необходимо показать, какие именно права и свободы нашли свое отражение в этом документе и в какой степени они выражали интересы основной массы граждан США, обратив особое внимание на I, IV и IX поправки. Следует проанализировать и другие поправки к Конституции, связанные с крупными вехами в американской истории – отменой рабства, с предоставлением политических прав женщинам, с ограничением сроков пребывания у власти президента США и др.

 

Государство и право Франции в XVIII-XIX вв.

 

Декларация прав человека и гражданина 1789 г. в четкой обобщенной форме выразила политико-правовые взгляды просветителей, энциклопедистов: Вольтера, Дидро, Руссо, Гольбаха и др. Но особенно большое влияние на ее содержание оказали политические взгляды Ш. Монтескьё, его произведение «О духе законов». Как отразились эти идеи на содержании Декларации, студенту следует уяснить на основе анализа положений Декларации «о естественных, неотчуждаемых правах» (ст. 2), трактовки понятий «свобода» и «закон» (ст. 4), требований уголовно-процессуальных гарантий этих прав (ст. 4, 8, 9 и пр.), разделения властей, неприкосновенности частной собственности (ст. 17). О социально-политическом содержании декларации свидетельствует и то, что она обходит молчанием, например, власть короля, запрещение рабства, свободу ассоциаций и собраний и пр. Глубокому пониманию Декларации поможет знание исторической обстановки, в которой она принималась, знакомство с другими правовыми документам первого этапа революции.

При изучении второго вопроса нужно выявить характерные черты конституционной монархии, формы правления, которая утвердилась на первом этапе ВФР и отразила соотношение социально-классовых сил в этот период. Особое внимание следует уделить вопросу о полномочиях и пределах власти короля и парламента, других органов конституционного механизма, на воплощение в Конституции принципа разделения властей. В контексте исторической обстановки следует уяснить принципы цензового избирательного права, не народного, а национального суверенитета, основанного на теориях «избирательных функций» и «представительного мандата», закрепленных в Конституции.

Для правильного понимания Конституции 1791 г. и ее исторической роли большое значение имеет и анализ того раздела Конституции, который называется «Основные положения, обеспеченные Конституцией».

При анализе Декларации прав человека и гражданина 1793 г. следует уяснить ее радикально-революционное содержание, те принципиальные положения, которые отличали ее от Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (ст. 1, 2, 25, 26, 35 и пр.). Вместе с тем необходимо учесть и ограниченный характер тех демократических требований, прав и свобод, которые закреплялись Декларацией 1793 г.

Студент должен рассмотреть те особые черты, которые были свойственны Конституции 1793 г., построенной на принципах всеобщего избирательного права, народного суверенитета, закрепившей республиканскую форму правления. Это нашло особое отражение в ее разделах о «народном представительстве», о «функциях законодательного корпуса», в частности, в положениях о делении правовых актов на законы, утверждаемые первичными собраниями граждан и декреты, принимаемые законодательным корпусом, о компетенции Исполнительного совета и др.

Следует выяснить также, почему эта Конституция не была введена в действие, и какую историческую роль она сыграла.

При освещении проблемы источников гражданского права следует осветить социально-экономические и политические условия, в которых принимался ФГК, его социально-классовое содержание, предопределившие в значительной мере долгую жизнь этой кодификации. Особого внимания заслуживает исследование источников, на которых строилась кодификация: римское право, кутюмы (обычное права) некоторых местностей Франции, и, что особенно важно, предшествующее кодексу законодательство периода революции. Система кодекса – институционная, построена по образцу Институций Гая: три книги – о лицах, о вещах, о сделках, которым предшествует вводный титул. Книги, в свою очередь, делятся на титулы, главы на статьи. С кодификацией лучше познакомиться по полному изданию ФГК

О правоспособности и дееспособности говорит первая книга кодекса «О лицах». Гл. 1 ст. 7-8 провозглашают одно из величайших завоеваний революции – равенство всех граждан перед законом. При изучении этого вопроса необходимо обратить внимание на положения о лишении гражданских прав, об ограничении дееспособности физических лиц. Следует особо отметить факт отсутствия в кодексе статуса юридического лица, что связано с уровнем развития капиталистических отношений во Франции в начале XIX в.

Институт собственности – центральный институт ФГК. Ст. 544 дает классическое определение права собственности, как права пользования и распоряжения вещами наиболее абсолютным образом, ограничение которого возможно лишь на основе закона и регламента. Это право распространяется и на земельную собственность, включающую в себя и «собственность на то, что находится сверху, и на то, что находится снизу». Уяснение трактовки права собственности должно сопровождаться анализом тех конкретных положений ФГК, в которых рассматриваются ограничения этих прав, таких институтов, как сервитут, узуфрукт и др. Необходимо рассмотреть различные виды имуществ и различные способы их защиты, обратив внимание на преимущественную защиту интересов собственника недвижимости (ст. 1674).

Основные институты обязательственного права сосредоточены в книге третьей кодекса «О различных способах, которыми приобретается собственность», испытавшей сильное влияние римского права. Необходимо определить основные принципы договорного права: свободу договора, равенство всех французов, придание сделкам силы закона и т.д. Следует выяснить существенные условия действительности соглашения (ст. 1108), обстоятельства, делающие обязательства ничтожными. На примере конкретных норм кодекса следует рассмотреть конкретные виды обязательств, их отличительные черты.

Нормы, регулирующие брачно-семейные отношения, расположены в 1 и 3 книгах кодекса. Нужно выявить противоречивость этих норм. Они носят прогрессивный светский характер, провозглашая гражданскую форму брака, право на развод (в том числе и по инициативе жены). С другой стороны, закрепляются неравноправие женщины в браке, сильная отцовская власть над детьми, вплоть до заключения под арест последних, ограничение прав внебрачных детей и др. – несомненные проявления консерватизма. Следует обратить внимание также на условия действительности брака, обстоятельства, дающие права на развод, имущественные отношения супругов, детей и родителей.

При рассмотрении вопросов наследования, прежде всего, нужно выяснить, в чем заключается провозглашаемый кодексом принцип единства наследственной массы (ст. 732), а также, какие виды наследования предусмотрены кодексом, каков порядок наследования по закону. Следует определить, какими наследственными правами обладали пережившие супруги, законные и внебрачные дети. Особо следует отметить закрепление в кодексе института так называемой обязательной доли наследования, а также множественность степеней родства, привлекаемых к наследованию.

При ответе на вопрос о специфике уголовного права этого периода студент должен обосновать необходимость кодификации уголовного права в послереволюционной Франции. Для этого следует принять во внимание развитие уголовного права в предшествующие годы, особенно во время Французской буржуазной революции и особенности уголовного права буржуазного по сравнению с феодальным. Далее необходимо обосновать систему УК: выделить в УК «общую» и «особенную» части, объяснить смысл различий между этими частями кодекса.

Для освещения второго вопроса студенту следует обратиться к содержанию Предварительных постановлений и Книге I УК и выделить основные признаки преступления по уголовному праву Франции. Необходимо особо остановиться на связи преступления и наказания по УК (ст. 1), на значении наказания для классификации преступных деяний, на зависимости тяжести наказания от степени общественной опасности преступного деяния и перечислении основных видов наказаний (ст. 7, 8, 9 УК и др.). На примерах отдельных статей (ст. 177, 211, 319 и др.) следует определить характер санкций, содержащихся в нормах УК и конкретизирующих отдельные виды наказаний, закрепленных общей частью.

Следует выяснить, по какому принципу отдельные виды преступлений расположены в УК и проанализировать их. При этом особое внимание нужно уделить государственным преступлениям, преступлениям против порядка управления и преступлениям против личности, против собственности. Необходимо отметить, какое значение для определения тяжести вины лиц, совершивших преступные деяния, имеют различные отягчающие или смягчающие обстоятельства – соучастие (ст. 59, 60, 61 и др.), возраст подсудимого (ст. 66, 67 и др.), его пол (ст. 16, 27) и социальное положение (ст. 219, 415, 416 и др.).

 

Конституционное законодательство Германии XIX в.

 

При рассмотрении темы необходимо учитывать, что создание централизованного германского государства произошло не «снизу», не революционным путем, а «сверху» – в результате присоединения к королевству Пруссия Баварии, Саксонии, Вюртемберга, Бадена, Гессена, Мекленбурга и других немецких княжеств. Это обстоятельство в значительной мере предопределило характер основного закона Германской империи.

Знание истории создания Второго рейха предполагает знание событий, которые происходили в Германии в 40-50-х гг. Необходимо учитывать возможность объединения страны через создание республики в ходе буржуазно-демократической революции 1848 г., а также знать проекты первых имперских конституций, не воплощенных в жизнь из-за поражения революции.

Проблема организации государственного единства Германской империи чрезвычайно сложна. Следует рассмотреть особенности немецкой имперской федерации, основанной на «союзе династий», а также проследить, как эти особенности отражаются в конкретных нормах конституции, – о законодательных и исполнительных полномочиях государств, членов империи и полномочиях имперских органов власти (ст. 2, 4, 19 и др.), о возможности Пруссии блокировать принятие законодательных актов и изменений конституции, которые не соответствовали ее интересам (ст. 6, 78), а также о возможности подавления сепаратизма или неповиновения отдельных земель вооруженным путем (ст. 19, 68).

Перечисленные обстоятельства говорят о ярко выраженной унитаристской тенденции в организации государственного единства Германской империи.

При рассмотрении третьего вопроса следует обратить внимание на положения Конституции 1871 г. о доминирующей роли в империи прусского короля, за которым закреплялось Президентство в союзе и титул Императора, а также канцлера, главы исполнительной власти (ст. 11, 12, 64 и т.д.). В этой связи следует рассмотреть конкретные полномочия императора, а также права Союзного Совета и Рейхстага по конституции, характер взаимоотношений императора и канцлера, как между собой, так и с парламентом и каждой из его палат, обратив особое внимание на то, что ни император, ни канцлер не несли ответственности ни перед Союзным советом, ни перед Рейхстагом. Необходимо определить, как формировались палаты, каковы были их взаимоотношения и роль в принятии законов.

Приступая к анализу и Германского Гражданского Уложения, следует, прежде всего, выяснить важнейшие социально-экономические особенности развития Германии конца XIX – начала XX вв., отразившиеся на истории создания уложения и на основных институтах гражданского права, закрепленных в нем. Необходимо при этом обратить внимание на состояние германского гражданского права до создания ГГУ, выявить основные этапы борьбы за создание всегерманского кодекса, расстановку социально-политических сил, которая в значительной мере определила компромиссный характер многих положений кодекса.

При изучении уложения целесообразно провести сравнение отдельных положений и норм в ГГУ и в другой кодификации предшествующей эпохи, – во Французском гражданском кодексе, выявить отличие «пандектной» системы ГГУ от «институционной» системы ФГК, определить место основных институтов права в различных книгах уложения, обратив внимание и на его особый Вводный закон.

Следует раскрыть также технико-юридическое отличие двух кодексов, их языка и стиля. Желательно найти в тексте уложения наиболее яркие, показательные примеры морализаторских норм и др.

Основная работа по изучению уложения связана с анализом отдельных институтов гражданского права. Рекомендуется изучить эти институты последовательно, как они изложены в книгах Уложения.

Необходимо составить четкое представление о понятиях физического и юридического лица, выявить причины подробной регламентации юридических лиц в ГГУ, определить их два основных вида и особенности статуса. Социальная сущность Уложения ярко проявилась в ряде параграфов, говорящих о возможности лишения обществ правоспособности (пп. 43, 87), а также в положениях о так называемых неправоспособных обществах. Показательны мотивы возможного отказа в регистрации общества в п.61.

Для ответа на этот вопрос необходимо проследить, как закрепляется принцип свободы договора в ГГУ и как проводятся его ограничения с использованием неюридических критериев: «добрые нравы», «добрая совесть» и т.д., предполагающие свободу судейского усмотрения.

Следует рассмотреть основные виды договоров по ГГУ, особенности их правовых конструкций, обратив особое внимание на ряд новых моментов в трактовке договора найма услуг, которому в ГГУ уделено 20 параграфов (в ФГК – 2 статьи).

Здесь следует проанализировать особенно тщательно п. 903, регламентирующий институт частной собственности, а также легальные ограничения права собственности в пп. 905, 906). Особую наглядность эти положения ГГУ и выводы, сделанные при их анализе, приобретут при сравнении указанных параграфов с соответствующими статьями ФГК (ст. 544, 546, 553).

Кроме того, следует обратить внимание на некоторые особенности правомочий собственника по распоряжению вещами (п. 932), а также на институт владения и характер его регламентации (п. 654-872).

Хотя ГГУ, в отличие от ФГК, не знает легальной власти мужа над женой, закрепление неравенства супругов в личных и имущественных отношениях здесь проводится достаточно явно. Необходимо рассмотреть на основе анализа отдельных статей институт развода, из которого можно уяснить отношение законодателя к существу самого брака. Весьма характерны для ГГУ и нормы права, правовой статус, регулирующие Отношения родителей и детей, а также так называемых незаконных детей.

При анализе институтов наследственного права следует обратить внимание на последовательное проведение принципа свободы завещания и, одновременно, закрепление по существу феодальных институтов при наследовании земель юнкерством.

 

Веймарская республика и государство и право фашистской Германии

 

При изучении истории создания Веймарской конституции необходимо выяснить соотношение политических сил, сложившееся в результате революционных событий 1918-1919 гг., обратить внимание на расстановку сил в Учредительном собрании, на характер политико-правовых установок различных социальных слоев и политических фракций, принимавших участие в его работе. Следует выявить демократические нормы, а также те ограничения этих норм, которые содержались в конституции (ст. 48 и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.