Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Андрей Платонов




Среди писателей-фронтовиков незаслуженно обделенным в советское время был Андрей Платонович Платонов (1899 – 1951), которого литературная критика сделала таковым лишь потому, что его произведения были другими, слишком достоверными. Например, критик В. Ермилов в статье «Клеветнический рассказ А. Платонова» (о рассказе «Возвращение») обвинил автора в «гнуснейшей клевете на советскую семью» и рассказ был объявлен чуждым и даже враждебным. На самом же деле, Андрей Платонов офицером прошел всю войну, с 1942 по 1946 годы. Он был военным корреспондентом «Красной звезды» на фронтах от Воронежа, Курска до Берлина и Эльбы и своим человеком среди солдат в окопах, его называли «окопный капитан». Одним из первых Андрей Платонов написал драматическую историю возвращения фронтовика домой в рассказе «Возвращение», который был опубликован в «Новом мире» уже в 1946 году. Герой рассказа Иванов Алексей не торопится домой, он обрел среди однополчан вторую семью, он отвык от домашних, от семьи. Герои произведений Платонова «… шли теперь жить точно впервые, в болезнях и счастье победы. Они шли теперь жить точно впервые, смутно помня себя, какими они были три-четыре года назад, потому что они превратились совсем в других людей…». А в семье, возле его жены и детей появился уже другой мужчина, которого осиротила война. Трудно происходит возвращение фронтовика к другой жизни, к детям.

Одно из значительных произведений Андрей Платонова, писателя своеобразного, известного своей не всегда понятной читаетю оригинальностью – повесть «Сокровенный человек». В связи с Фомой Пуховым, героем Платонова, откровенным пересмешником, подвергающим жесткому анализу святость и безгрешность самой революции, ищущим эту революцию не в плакатах и лозунгах, а в другом — в характерах, в структурах новой власти, понятие «сокровенный», как всегда, резко видоизменяется, обогащается. Какой же он скрытный, «схороненный», «замкнутый» этот Пухов, если… Пухов на каждом шагу раскрывается, распахивается, буквально провоцирует опасные подозрения в отношении себя… «Каковы особенности сюжетного развертывания характера Пухова и чем они обусловлены?» Андрей Платонов не объясняет причины непрерывных, бесконечных скитаний Пухова сквозь революцию (это 1919—1920 гг.), его стремления искать хороших мыслей (т. е. уверенности в правде революции) «не в уюте, а от пересечки с людьми и событиями». Не объяснил он и глубокого автобиографизма всей повести (она создана в 1928 году и предшествует его рассказу «Усомнившийся Макар», вызвавшему резкое неприятие официозом всей позиции Платонова). Повесть начинается с демонстративно заявленной, наглядной темы движения, разрыва героя с покоем, с домашним уютом, с темы натиска на его душу встречной жизни; с ударов ветра, бури. Он входит в мир, где «ветер, ветер на всем белом свете» и «на ногах не стоит человек» (А. Блок). Фома Пухов, еще неизвестный читателю, не просто идет в депо, на паровоз, чтобы чистить от снега пути для красных эшелонов, — он входит в пространство, в мирозданье, где «вьюга жутко развертывалась над самой головой Пухова», где «его встретил удар снега в лицо и шум бури». И это его радует: революция вошла в природу, живет в ней. В дальнейшем в повести не раз возникает — и совсем не в функции пассивного фона событий, живописного пейзажа — невероятно подвижный мир природы, стремительно движущихся людских масс.

Сам Платонов к 1927—1928 годам ощущал себя, былого романтика революции (см. его сборник стихов 1922 года «Голубая глубина»), страшно обиженным, оскорбленным эпохой бюрократизации, эрой «чернильной тьмы», царства конторок и заседаний. Он, как Фома Пухов, спрашивал себя: неужели правы те бюрократы из его сатирической повести «Город Градов» (1926), которые «философски» отрицают саму идею движения, обновления, идею пути, говоря: «то, что течет, потечет-потечет и — остановится»? В «Сокровенном человеке» многие современники Пухова — и Шариков, и Зворычный — уже «остановились», уселись в бюрократические кресла, уверовали с выгодой для себя в «Собор Революции», т. е. в догмы новой библии.

Когда-то в молодости Андрей Платонов, выходец из многодетной семьи железнодорожного мастера в Ямской слободе, признался: «Слова о паровозе-революции превратили для меня паровоз в ощущение революции». При всех своих сомнениях Фома Пухов, хотя это отнюдь не героический характер и не холодный мудрец, не условный пересмешник, еще сохранил эту же юношескую черту, романтизм жизнеощущений самого автора. Платонов вложил в жизнеощущения Пухова многое от своего восприятия революции как грандиознейшего события XX века, изменившего всю историю, окончившего былую, «испорченную», обидную для человека историю (вернее, предысторию). «Время кругом стояло как светопреставление», «глубокие времена дышали над этими горами» — подобных оценок времени, всех событий, изменивших историю, судьбу былого маленького человека, очень много в повести. Из ранней лирики Платонова, из книги «Голубая глубина», перешел в повесть важнейший мотив о вечной тайне, сокровенности (свободе) человеческой души:

 

  Сам себе еще я неизвестный, Мне никто еще пути не осветил.

Финал «Сокровенного человека» в целом еще оптимистичен: позади для Пухова остаются и эпизоды умираний — помощника машиниста, рабочего Афонина… Он «снова увидел роскошь жизни и неистовство смелой природы», «нечаянное в душе возвратилось к нему». Однако эти эпизоды примирения, своего рода гармонии между героем-искателем и героем-философом (первые названия повести «Страна философов»), весьма хрупки, недолговечны. Уже через год очередной пересмешник, только более отчаявшийся, «усомнившийся Макар», придя в Москву, верховный, управляющий город, будет взывать: «Нам сила не дорога — мы и то мелочи дома поставим — нам душа дорога… Даешь душу, раз ты изобретатель». Это, пожалуй, главная, доминирующая нота во всем оркестре Платонова: «Все возможно — и удается все, но главное — сеять душу в людях». Фома Пухов — первый из вестников этой платоновской мечты-боли.

Контрольные вопросы и задания:

1. Как понимал Платонов смысл слова «сокровенный»?
2. Почему Платонов избрал сюжет скитальчества, странничества для раскрытия характера?
3. В чем состоял автобиографизм образа Пухова? Не был ли и сам Платонов таким же скитальцем, полным ностальгии по революции?

 

Алексей Николаевич Толстой и его исторический роман «Петр Первый»

Исторический роман "Петр 1" - это неисчерпаемый источник
подробных и очень интересных сведений о петровском времени, о
социальных конфликтах, государственных и культурных реформах, о
быте, нравах и людях той бурной эпохи. И что важнее всего- это
источник образных представлений о давно ушедшей жизни,
оживленной щедрым и жизнерадостным талантом. Печать
неповторимого таланта писателя лежит на всем повествовании эпохи
Петра, поэтому вместе с историческими знаниями и непосредственно
художественными впечатлениями от романа у нас складывается яркое
представление о самом писателе, его творческой личности, об
особенностях его подхода к жизни.
Продолжая традиции великой реалистической литературы, Алексей
Толстой создает исторический роман, в котором органически
сочетаются историческая правда /факты, события, подлинные герои
историй/ с художественным вымыслом. В судьбе вымышленного героя,
рядового человека изображаемой эпохи выражаются ее основные
конфликты, дух общественной борьбы, содержание идейной жизни.
Изображая жизненное поведение и внутренний мир этого героя,
писатель наиболее полно и достоверно передает дух времени.
Историческая правда и могучая фантазия писателя, соединившись,
создают иллюзию полной жизни давно минувшего времени. Личность
Петра оказалась чрезвычайной и сама по себе стала воздействовать на
эпоху. Петр становится центром приложения действующих сил,
оказывается во главе классовой борьбы между поместным дворянством
и нарождающейся буржуазией. Эпохе нужен такой человек, как Петр, и
он сам искал- применения своим силам. Здесь было взаимодействие.
Конечно, он один ничего сделать не мог, вокруг него накапливались
силы. Действие романа развертывается на огромном пространстве: это
Россия от Архангельска до Черного моря, от западных рубежей до
Урала, это и европейские города, где побывал Петр. Повествование
охватывает целую эпоху, ограниченную деятельностью главного героя
романа - Петра. Писатель показывает Петра на протяжении 25 лет. В
романе изображены основные события того времени: восстание в
Москве 1682 года, правление Софьи, поход русской армии в Крым,
бегство Петра в Троице-Сергиевскую лавру, падение Софьи, борьба за
Азов, путешествие Петра за границу, стрелецкий бунт, война со
шведами, основание Петербурга. Историческая судьба главного героя
определила построение романа. Однако еще до появления Петра мы
вглядываемся в картины жизни допетровской Руси. Историческая
неизбежность преобразований очевидна. Все в ожидании коренных
изменений.в жизни. Это-ощущается прежде всего в глухом
недовольстве крестьян, мелкопоместного дворянства, бояр, стрелецких
отрядов. Возникает вопрос о том, кто же сможет сдвинуть с места
вековые устои русской старины. Ни Софья, ни царевич Иван, ни
Василий Голицын не способны на это. Особенно значительно, с точки
зрения художественного раскрытия роли личности в истории,
противопоставление Василия Голицина Петру. Просвещенный
мечтатель, Голицын в своих произведениях об идеальном
государственном и общественном устройстве предвосхитил многие идеи
Петра. В постоянном противопоставлении Голицыну и Софье писатель
рисует Петра, растущего и мужающего в играх потешного полка в
глухом уголке загородного Преображенского дворца. Писатель
показывает, как история "выбирает" Петра, как исторические
обстоятельства формируют те качества его личности, которые
необходимы деятелю, влияющему на ход исторических событий.
Писатель воспроизводит жизненные связи и противоречия всех классов
общества. Крестьяне, бояре, купцы, оппозиционные стрельцы,
раскольники и солдаты, духовенство и придворные петровского
времени доживают под пером замечательного художника. Центром
своеобразного притяжения является Петр и его ближайшие соратники:
князь Ромодановский, купцы Бровкин, Елгулин, адмирал Головнин,
Александр Меньшиков, Лефорт и другие. Но из поля зрения писателя
не выпадает и рядовой человек, человек труда. Писатель показывает
творческий гений русского народа, без которого были бы невозможны
никакие преобразования. Воспроизводя живой, облик петровской
эпохи, писатель не ограничивается обобщающими картинами жизни
труда и страданий народа. Роль народа в петровских преобразованиях
раскрыта в романе значительно глубже и многостороннее. В тесноте
многочисленных персонажей не теряются образы простых людей из
народа, умельцев, тружеников. Их золотые руки, смекалка, тонкое
художественное чутье создали чудеса техники и искусства, вбивали
первые сваи для будущей российской столицы.
Алексей Толстой показывает вольнолюбие русского человека, который
чтит память Степана Разина, не склоняет головы перед угнетателями.
На Петра роптали угнетенные крестьяне, собирались в разбойничьи
шайки и уходили в леса, при соединялись к раскольникам, в поисках
воли уходили на Дон. Но в отношении народа к царю есть и другое:
ропща и осуждая царя - "мироеда", "антихриста", простые люди видят в
нем необыкновенного царя-реформатора, не по-царски трудолюбивого,
пытливого, простого в обращении, отважного в бою. Не случайно
писатель сводит своих героев из народа с Петром. Эти встречи и
разговоры царя с людьми труда приоткрывают его отношение к своему
собственному народу. Голос народа, его суд над историей звучат в
авторской речи. В широком эпическом размахе повествования о России
эпохи Петра 1 ощущается позиция писателя-рассказчика, который
говорит от лица народа, оценивает прошлое с точки зрения народа.
Именно эта позиция красноречиво свидетельствует о том, что рассказ о
Петре и его времени в романе - эта справедливый и объективный суд
народа над историей. Правдивое изображение роли народа в коренных
преобразованиях русской жизни при Петре 1 и запоминающиеся
портреты героев, многочисленные эпизоды и массовые сцены создают
неповторимую картину петровской эпохи. Художественным
мастерством писателя, самобытностью его таланта роман завоевал самое
широкое признание в нашей стране.

 

 

Контрольные вопросы и задания:

 

1. Какова основная авторская идея романа «Петр Первый»?

2. Прочитайте исторические сведения об эпохе Петра Первого. Какие значительные черты характера были обрисованы в романе? Какие остались за границами романа? Как вы думаете, почему?

3. Просмотрите фильм «Петр Первый». В чем разница в позициях режиссера и писателя?

4. Прочитайте любое другое произведение Алексея Толстого. Подготовьте сообщение об истории его создания, основной проблематике.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.