Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Осуществляющими дознание и предварительное следствие




Понятие, предмет и задачи прокурорского надзора

ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ

Понятие, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении предварительного расследования.Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Акты и иные средства прокурорского реагирования.

за исполнением законов органами,

 

Правовая реформа, проводимая в современной России, оказала большое влияние на изменение статуса органов прокуратуры, особенно в сфере уголовного судопроизводства в досудебных стадиях. Ранее прокурор являлся организатором и руководителем уголовного преследования в досудебном производстве, обладая соответствующими процессуальными правами участника уголовного процесса. Структурное выделение в органах прокуратуры следственного корпуса в 2007 г. и образование нового ведомства — Следственного комитета Российской Федерации в 2010 г. повлекли за собой переосмысление места и роли прокурора в досудебном производстве, выразившееся в более четком разграничении полномочий прокурора и руководителя следственного органа.

Содержание деятельности прокурора и его полномочия в уголовном досудебном производстве определяются Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 1 и гл. 3 разд. III), а также Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с указанными нормами прокурор осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, законностью и обоснованностью их действий и решений, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством к их компетенции, проверяет исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, требует от органов следствия и дознания устранения выявленных нарушений, отменяет незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также дознавателя, выполняет предусмотренные УПК РФ организационные полномочия в отношении органа дознания и дознавателя.

В настоящее время прокурор, будучи освобожден от большинства организационно-распорядительных функций (прежде всего в отношении следователей), имеет возможность сосредоточиться на собственно надзорных полномочиях.

Вследствие разграничения компетенции прокурора, следователя и руководителя следственного органа полномочия по осуществлению предварительного следствия, контроля и надзора за соблюдением законности при его производстве выстроились в определенную систему:

следователь проводит проверку сообщения о преступлении, возбуждает уголовное дело и расследует преступление, самостоятельно определяя направления и ход расследования, принимая решения о производстве следственных и иных процессуальных действий (за исключением случаев, когда обязательно получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа);

руководитель следственного органа осуществляет процессуальный и организационный контроль:

организует и обеспечивает расследование преступлений;

в предусмотренных законом случаях дает следователю согласие на принятие соответствующих процессуальных решений;

при необходимости принимает участие в расследовании или осуществляет его самостоятельно;

отменяет незаконные или необоснованные постановления следователя и нижестоящего руководителя следственного органа;

несет ответственность за организацию соответствующих условий труда подчиненных ему следователей и результаты их деятельности, а также законность и обоснованность их действий и принимаемых решений;

прокурор осуществляет надзор за законностью действий и решений следователя и руководителя следственного органа, регламентированных уголовно-процессуальным законодательством, в пределах их процессуальной самостоятельности.

Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, производящими дознание и предварительное следствие, обусловлена предназначением органов прокуратуры, т. е. той целью, ради которой органы прокуратуры созданы. В соответствии с действующим законодательством прокурорский надзор осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства[8]. Исходя из этих целей следует определять предмет и пределы прокурорского надзора, а также задачи и содержание деятельности прокурора.

Таким образом, под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается:деятельность по предупреждению, выявлению, устранению нарушений закона в деятельности органов предварительного расследования в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, а также по выявлению и устранению причин и условий таких нарушений, осуществляемая прокурорами в пределах их компетенции в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

Исходя из приведенного определения к числу задач прокурорского надзора, решение которых обеспечивает достижение целей, стоящих перед органами прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, нужно относить обеспечение:

соблюдения установленного законом порядка возбуждения и расследования преступлений;

соблюдения прав и законных интересов человека и гражданина на каждом этапе досудебных стадий уголовного судопроизводства вне зависимости от пола, возраста, расовой, национальной принадлежности, имущественного или должностного положения;

законности и обоснованности следственных и процессуальных действий и решений в процессе расследования;

своевременности выявления любых нарушений закона, принятия в каждом случае соответствующих мер и решений.

Характеризуя процессуальное положение прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, важно отметить, что УПК РФ относит прокурора к представителям стороны обвинения. Однако определяющей в деятельности прокурора является необходимость действовать и оценивать деятельность и решения органов дознания и предварительного следствия только с точки зрения соответствия требованиям закона.

Конституцией Российской Федерации закреплен приоритет прав и свобод человека и гражданина, наиболее существенные нарушения которых допускаются именно в уголовном судопроизводстве. Расследование преступлений хотя и называется предварительным, однако в процессе его производства принимаются весьма значимые для человека решения: о возбуждении уголовного дела либо отказе в его возбуждении, квалификации содеянного, производстве следственных действий, ограничивающих права и законные интересы личности, и т. д.

Осуществление прокурорского надзора в точном соответствии с требованиями закона выступает гарантией раскрытия и расследования преступлений, пресечения преступной деятельности виновного и привлечения его к уголовной ответственности, а также обеспечения средствами прокурорского надзора реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации и УПК РФ прав и законных интересов участников уголовного процесса. При оценке законности решений, принимаемых органами предварительного расследования, особое внимание должно уделяться тем, которые обеспечивают движение дела от этапа к этапу и от стадии к стадии уголовного судопроизводства.

При определении круга прав и свобод человека и гражданина, которые должны быть обеспечены средствами прокурорского надзора при осуществлении деятельности в данном направлении прокурорского надзора, следует иметь в виду, что в настоящее время в России первостепенное значение придается необходимости признания и закрепления в нормах национального законодательства общепризнанных принципов и норм международного права в сфере уголовного судопроизводства, а также их использованию в правоприменительной (судебно-следственной и прокурорско-надзорной) практике.

Деятельность прокуроров в досудебных стадиях уголовного судопроизводства в основном сводится к осуществлению надзора за исполнением норм Конституции Российской Федерации и УПК РФ, гарантирующих соблюдение прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе, а также исполнением законов органами дознания и предварительного следствия при осуществлении деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений и принятии соответствующих процессуальных решений.

Предметпрокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, определен в ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Элементами предмета надзора являются:

соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;

соблюдение установленного порядка проведения расследования;

законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Конституцией Российской Федерации провозглашен и гарантирован достаточно широкий круг прав и свобод человека и гражданина, которые могут затрагиваться (законно ограничиваться либо грубо попираться) в процессе производства по уголовному делу. К числу наиболее важных для человека относятся: право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции Российской Федерации); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23 Конституции Российской Федерации). Не меньшее значение имеют и такие права, как право на защиту чести и доброго имени (ст. 23 Конституции Российской Федерации); право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции Российской Федерации); право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции Российской Федерации); право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27 Конституции Российской Федерации) и др. Одной из основных задач прокурора является осуществление надзора таким образом, чтобы, прежде всего, обеспечить законность и обоснованность решений органов дознания и предварительного следствия, реализация которых может повлечь ограничение указанных прав и свобод.

В свою очередь, порядок приема, рассмотрения и разрешения заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, а также проведения расследования преступлений установлен УПК РФ и конкретизируется в ведомственных нормативных правовых актах. Поскольку соблюдение этого порядка обеспечивает законность осуществления деятельности по своевременному раскрытию и расследованию преступлений, выявлению виновных и пресечению их преступной деятельности, его следует рассматривать в качестве значимой составляющей предмета прокурорского надзора в рассматриваемом направлении. Неукоснительное соблюдение предписанных законом процедур расследования способствует достижению целей уголовного судопроизводства, принятию судом законного и обоснованного решения по уголовному делу.

Самостоятельной составляющей предмета прокурорского надзора в данном направлении является надзор за законностью решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Такой подход обусловлен, прежде всего, тем, что именно в решениях органов предварительного расследования в концентрированном виде находят отражение ход и результаты расследования, позиция субъектов предварительного расследования по тому или иному вопросу.

К числу наиболее важных относятся решения: о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела; приостановлении производства по уголовному делу; продлении срока следствия; соединении и выделении уголовных дел; прекращении производства по уголовному делу; прекращении уголовного преследования; признании потерпевшим, гражданским истцом или гражданским ответчиком; задержании подозреваемого; предъявлении обвинения; избрании, изменении, отмене меры пресечения; применении мер процессуального принуждения; производстве осмотра жилища, обыска и выемки; контроля и записи телефонных и иных переговоров.

К объектам прокурорского надзора в данной отрасли относятся органы дознания и предварительного следствия.

Перечень органов дознания приводится в ст. 40 УПК РФ.

К следственным органам относятся следственные аппараты, созданные в четырех ведомствах: Следственном комитете Российской Федерации, Следственном департаменте МВД России, Следственной службе ФСБ России, Следственном департаменте ФСКН России.

Деятельность следственных подразделений организуется и контролируется руководителями следственных органов.

Пределы осуществления надзорав данной отрасли определяются исходя из сущности, содержания и особенностей прокурорско-надзорных правоотношений, возникающих в досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Прокурор оценивает законность действий и решений органов дознания и предварительного следствия. Сужение в 2007 г. предоставленных прокурору властных полномочий лишило его возможности устранять многие нарушения законности непосредственно. Провозглашенный принцип процессуальной самостоятельности следователя ограничивает вмешательство прокурора в ход расследования преступления.

Компетенция прокурора при этом сводится только к надзору за той деятельностью органов следствия и дознания, которая урегулирована законом и связана с его исполнением. Прокурор не вправе подменять объекты надзора и осуществлять деятельность, отнесенную законом к их компетенции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.