Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет тифлопсихологии




Тифлопсихология (от греческого typhlos — слепой) в букваль­ном переводе — психология (рsyche — душа, logos — наука) слепых, однако в настоящее время значение этого термина значительно расширилось, и тифлопсихология обозначает психологию не только слепых, но и слабовидящих.

Таким образом объектом современной тифлопсихологии явля­ются лица с нарушениями зрительных функций в диапазоне остро­ты зрения от 0 (тотальная или абсолютная слепота) до 0,2 включи­тельно на лучше видящем глазу (верхняя граница слабовидения), а также лица с резко суженным полем зрения (до 10о).

Тифлопсихология — это самостоятельная отрасль психологиче­ской науки. Как любая наука, тифлопсихология имеет свой пред­мет, которым является психика лиц с глубокими нарушениями зрения (слепых и слабовидящих). Необходимо отметить, что на первых этапах развития тнфлопсихологии предметом ее изучения являлась психика тотально слепых. В настоящее время центр тя­жести исследования перемещается на частичнозрячих и слабови­дящих. Это вызвано сокращением абсолютно слепых и относитель­ным увеличением числа частичнозрячих и слабовидящих.

Психика слепых и слабовидящих является, как и в норме, единством субъективного и объективного. В ней отражается объективная действительность, специфически преломляющаяся в созна­нии каждого индивида. Действительно, любое событие, любам мысль, любое чувство преломляются в сознании людей по разному, субъективно, в зависимости от опыта, знаний, установок, потребностей, психического и физического состояния. И в то же время возникающие в сознании образы, мысли, чувства отражают более или менее адекватно объективную реальность. Изучение пси­хики слепых и слабовидящих осложняется по сравнению с изуче­нием психики нормально видящих тем, что, помимо общечелове­ческой субъективности ее проявлений, на закономерности форми­рования психических функций и личностных особенностей влияют нарушения зрения, которые маскируют и искажают ход развития. Особенно осложняется процесс выявления общих закономерностей и специфических особенностей психики слепых и слабовидящих при осложнении дефектов зрения патологическими изменениями в других частях организма. Среди дефектов, сопутствующих слепоте и слабовидению, широко распространены нарушения двигательной системы, снижение остроты слуха и осязания, нарушении речи. У слепых и слабовидящих достаточно часто встречаются также гру­бые нарушения интеллекта, нервно-психические отклонения, пси­хофизический инфантилизм. При этом в процентном отношении число случаев слепоты и слабовидения, осложненных другими де­фектами, имеет тенденцию к повышению. Это объясняется сокра­щением числа случаев нарушений функций зрения в результате травм и ряда общих и инфекционных заболеваний. С другой сто­роны, оно обусловлено относительным увеличением случаев нарушений зрительной функции вследствие различных заболеваний центральной нервной системы, врожденной и наследственно обус­ловленной патологии зрения. В настоящее время врожденные и наследственные формы патологии зрения являются причиной еле ноты примерно в 90% случаев.

Сложность изучения психики слепых и слабовидящих заключа­ется также и в том, что контингент лиц, подпадающих под данное определение, весьма разнообразен как по характеру заболеваний, так и по степени нарушения основных зрительных функций (ост­рота зрения, иоле зрения и др.).

Под острогой зрения, подразумевается способность глаза видеть раздельно две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную острогу зрения принимается способ­ность различать детали объекта под углом зрения, равным одной минуте. В зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу при использовании обычных средств коррекции (очки) выделяются:

1) слепые — острота зрении от 0 до 0,04 включительно;

2) слабовидящие — острога зрения от 0,05 до 0,2.

Среди лиц, относящихся к категории слепых, принято выделять:

1) абсолютно или тотально слепых;

2) частично или парциально слепых, имеющих либо светоощущение (способность различать свет и тьму), либо форменное зрение (возможность различения форм, то есть выделения фигуры из фона), острога которого варьируется от 0,005 до 0,04.

Другим важнейшим условием нормального видения является поле зрения, то есть пространство, все точки которого видны одно­временно при неподвижном взгляде. В норме поле бинокулярного зрения для белого цвета по горизонтали равно 180°, а по вертикали — 110°. Для красного, синего и зеленого цвета поле зрения посте­пенно сужается, еще большее его сужение наблюдается при пред­метном зрении. Обычно резким снижениям остроты зрения сопут­ствует нарушение ноля зрения, однако и самостоятельные серьезные нарушения поля зрения ведут к слепоте и слабовидению. Нап­ример, лица с сужением поля зрения до 10° относятся к практичес­ки слепым (инвалиды I группы), так как этот дефект существенно затрудняет их деятельность.

Большое значение для развития психики имеет время наступ­ления слепоты. Временной параметр настолько важен, что слепые дифференцируются по нему на две группы: слепорожденные и ос­лепшие. К первой группе относят лиц, потерявших зрение до ста­новления речи, то есть приблизительно до трех лет, и не имеющих зрительных представлений, ко второй - ослепших в последующие периоды жизни и сохранивших в той или иной мере зрительные образы памяти. Совершенно очевидно, что, чем позже нарушаются функции зрения, тем меньшим оказываемся влияние аномального фактора на развитие и проявление различных сторон психики. Но вместе с тем изменяются, ограничиваются в связи с возрастным снижением пластичности и динамичности центральной нервной системы возможности компенсаторного приспособления

Из сказанного видно, насколько сложен предмет тифлопсихологии, поэтому подлинно научное, объективное изучение психики слепых и слабовидящих возможно лишь при подходе, учитываю­щем, всю совокупность факторов, влияющих на психическую жизнь человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.