Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление отечественной тифлопсихологии




Для дальнейшего развития тифлопсихологии и выхода ее из кризиса требовалась коренная перестройка этой области знаний на новой методологической основе. Начало перестройки было связано как с практическими нуждами обучения слепых, контингент кото­рых после первой мировой и гражданской войн значительно воз­рос, так и с теоретическим интересом к психике аномальных детей.

Повлияла на развитие тифлопсихологии и развернувшаяся в 20-ые годы борьба за перестройку обшей психологии на основе марксиз­ма.

Организация специальных школ, в которой принимала очень большое участие Н.К. Крупская, потребовала разработки новых методов обучения. Однако отсутствие психологической базы затрудняло эту работу. Связь между тифлопедагогикой и тифлопсихологией практически отсутствовала.

Первым на создавшееся в дефектологии положение указал Л.С. Выготский. В предисловии к первому советскому сборнику работ но дефектологии он писал: «Мы, конечно, страшно отстали и в специальной педагогической технике обучения слепых и глухих, и внаучной постановке их трудового воспитания от европейской и американской практики. Мы, помимо того, не подготовлены еще и теоретически достаточно для того, чтобы решать эту трудную про­блему в сколько-нибудь полной, широкой и исчерпывающей пос­тановке вопроса». Но эта отсталость, по мнению Л.С. Выготского, вполне преодолима, поскольку для построения подлинно научной дефектологии после революции возникли благоприятные условия. «Именно в нашей стране, — писал он, — вопросы воспитания сле­пых, глухонемых и недостаточных (умственно отсталых. — А. Л.) детей получат свое полное решение прежде, чем во всем остальном мире, потому что это вопросы социальные по самой своей природе и только в России они могут быть поставлены в совершенно новой социальной плоскости».

Наряду с необходимостью создания теоретических основ обу­чения и воспитания аномальных детей изучение их психики пред­ставляло научный интерес для смежных дисциплин. И.П. Павлов неоднократно указывал, что изучение слепоты и других дефектов позволяет более глубоко проникнуть в сущность не только патоло­гических, но и нормальных проявлений психики и их физиологи­ческих механизмов.

На данном этапе перед учеными стояли две основные задачи: преодоление идеалистического и вульгарно-материалистического подхода к изучению психики слепых и выбор верного направления для дальнейшего развития науки. Однако методологический кризис, углубившийся в предреволюционные годы, тормозил переход тифлопсихологии на новые, материалистические позиции. Кроме того, серьезные трудности были связаны с теми сложными мате­риальными условиями, которые сложились в годы революции и гражданской войны, отсутствием кадров и базы для научных ис­следований.

В первые послереволюционные годы в тифлопсихологии наме­чается ряд течений, среди которых заметное место занимает рефлексология. Используя ее основные положения, тифлопсихологи (В.А. Протопопов и др.) утверждали, что любой психический акт можно свести к сочетательному двигательному рефлексу. На этой основе была разработана программа преодоления дефектов и включения слепых в общественную жизнь. Исходя из того что лю­бая реакция (речевая, эмоциональная, двигательная и т.д.) обусло­влена связью между раздражителем и ответом, рефлексологи счи­тали, что для адекватного реагирования на внешние раздражители и тем самым нормального социального общения достаточно выработки ряда сочетательных двигательных рефлексов на комплекс ус­ловных и безусловных раздражителей. Эти механические идеи воплощались в методиках обучения слепых. При такой постановке во­проса исключался личностный подход, игнорировалось сознание индивидуума, не учитывалась возможность социальных воздейст­вий.

Одновременно с рефлексологией в тифлопсихологию прони­кают идеи 3. Фрейда. Наиболее отчетливо влияние 3. Фрейда про­явилось в работах А.А. Крогиуса. Подчеркивая в своей итоговой работе «Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики», что «слепота отражается не только на умственной, но и на всех других сторонах душевной жизни... и может привести к самым различным проявлениям, к образованию самых различных особенностей», А.А. Крогиус связывает это с социальными усло­виями, влиянием наследственности и... характером сублимации сексуальной энергии. Указывая, что при слепоте часто формируют­ся отрицательные моральные и волевые черты характера, страдают интересы, преждевременно и часто извращенно проявляются поло­вые инстинкты, он объясняет это наряду с целым рядом факторов (физиологическое вырождение, недостатки семейного воспитания и др.) «недостаточностью, вследствие внешних условий, сублимации половой энергии, недостаточностью отведения ее в другие, бо­лее высокие сферы жизни».

Но, по Крогиусу, несоизмеримо более часто, чем отрицатель­ные, при слепоте развиваются, причем более быстрыми темпами, нежели в норме, положительные свойства личности, достигают бо­лее высокого уровня высшие, или, как он их называет, интеллек­туальные психические функции, например: произвольное внима­ние, логическая память, абстрактное мышление. И опять один из факторов ускоренного развития А.А. Крогиус видит в сублимации сексуальной энергии. Говоря, что малоподвижный образ жизни слепых вызывает более раннее половое созревание и повышенную половую активность, он предлагает искать способы для сублима­ции энергии либидо в эмоциональные переживания, творческую деятельность и т.д.

Несостоятельность фрейдизма в этом отношении была очевид­на, и уже в середине 20-ых годов он подвергся серьезной критике, а его влияние было постепенно преодолено как в общей, так и в специальной психологии.

Для того чтобы показать во всей полноте имевшее место в то время разнообразие методологических подходов, следует упомянуть о попытке раскрыть психические особенности слепых, используя для этого учение Э. Кречмера. Суть кречмерианства заключается в стремлении вывести характерологические особенности человека из его телосложения, его конституциональных свойств. На основе классификации Э. Кречмера в конце 20-ых годов рядом авторов были проведены антропометрические исследования слепых. В ре­зультате этих исследований обнаружился целый набор конституци­ональных признаков, якобы свидетельствующих о дегенеративных изменениях в биотипе слепых. Так, С.С. Мнухин отмечал малопод­вижность, гипомимию, гипокинезию, деформации костного скеле­та. Классифицируя слепых по Кречмеру, он выявил высокий про­цент пикников (41,4) при низком проценте атлетов (5,8) и астени­ков (11,8), что свидетельствует, по его мнению, о широком расп­ространении среди слепых дегенеративных признаков.

Использование наследственно-биологической системы Креч­мера не только не могло дать ничего нового для понимания психи­ческих особенностей слепых, но и отбрасывало науку назад, поскольку этот подход при всем его внешнем «материализме» оста­вался сугубо биологизаторским, совершенно не учитывающим роли социальных факторов.

Естественной реакцией на возрождение в тифлопсихологии биологизаторских концепций была попытка противопоставить им принципиально иную трактовку психического развития слепых, объяснить особенности их психики чисто социальными причинами. В наиболее яркой форме стремление социологизировать процесс развития психики слепых проявилось у А.В. Бирилева и некоторых других тифлологов. Однако социологизаторские тенденции не по­лучили широкого распространения, поскольку опасность такого подхода, заключавшаяся в сведении на нет всей специфики обуче­ния и воспитания детей с дефектами зрения, была совершенно очевидна, а практические попытки совместного обучения слепых и зрячих окончились неудачей.

Стремясь преодолеть односторонность социологизаторского подхода к развитию личности слепых, П.Я. Ефремов, А.М. Щерби­на и другие советские тифлологи указывали в своих работах на то, что социальные факторы развития и компенсации нарушенных функций, будучи ведущими, в то же время не являются единственными детерминантами и что некоторые особенности слепых обус­ловлены биологическими факторами. Но упомянутым исследовате­лям не удалось преодолеть механицизма, так как они не сумели увидеть диалектики во взаимоотношениях социальных и биологических факторов и рассматривали воздействие окружающей соци­альной среды независимо от природных особенностей человека Они не учитывали степени, характера и времени возникновения дефекта.

Следствием механистического понимания соотношения соци­ального и биологического явилось распространение в тифлопсихологии неофрейдистской теории сверхкомпенсации. Ее создатель австрийский психиатр А. Адлер утверждал, что «ощущение дефективности органов» и «чувство малоценности» являются основными стимулами развития. Попытка объяснить развитие психики ано­мального ребенка самосознанием отбрасывала тифлопсихологию назад к идеализму.

Таким образом, все перечисленные попытки вывести тифлопсихологию из методологического кризиса оказались неудачными.

Впервые преодолеть односторонность вульгарно-материалисти­ческого и идеалистического взглядов на психику слепых удалось Л.С. Выготскому. Он пришел к единственно правильному выводу о том, что изучение психики аномальных детей может плодотворно осуществляться только с позиций диалектического материализма.

Л. С. Выготский поставил и решил две задачи: критика идеа­листических взглядов на психическое развитие аномальных детей и возможности их социальной адаптации и реабилитации, разработка диалектико-материалистической теории психическою развития при нарушениях интеллекта и анализаторной деятельности.

Наиболее существенным для тифлопсихологии явилось поло­жение Л.С. Выготского о дивергенции (расхождении) культурного и биологического в процессе развития аномального ребенка и воз­можности ее преодоления на основе создания и использования об­ходных путей культурного развития в процессе обучения и вос­питания. Положение о дивергенции культурного и биологического, которые при нормальном развитии сливаются, обосновывается Л.С. Выготским тем, что человеческая культура слагалась при из­вестном постоянстве биологического типа и ее орудия, институты и т.д. рассчитаны на нормальную психофизиологическую ор­ганизацию. Отсюда следует, что «дефект, создавая уклонение от ус­тойчивого биологического типа человека, вызывай выпадение от­дельных функций, недостаток или повреждение органов, более или менее существенную перестройку всего развития на новых основа­ниях, по новому типу, естественно, нарушает тем самым нормаль­ное течение процесса врастания ребенка в культуру», причем «высшего своего выражения это затруднение... достигает в той об­ласти, которую мы выше обозначили как собственную сферу куль­турно-психологического развития ребенка; в области высших пси­хических функций и овладения культурными приемами и способа­ми поведения».

Большое значение для тифлопсихологии имела также выдвину­тая Л. С. Выготским теория соотношения созревания и развития, согласно которой «натуральные» формы психических функций свя­заны с созреванием, а «культурные» — с развитием, овладением ребенком человеческой культурой. В целом же психическое разви­тие, по справедливому мнению Л.С. Выготского, происходит в ходе общественно-исторического процесса. Л.С. Выготскому удалось убедительно показать, что при наличии соматических нарушений влияние биологическою и культурного носит весьма своеобразный характер в силу того, что дефект вызывает отклонение от устойчи­вого биологическою типа и видоизменяет процессы развития и созревания. По мнению Л.С. Выготского, основой компенсаций дефекта должна стать конвергенция (сведение) созревания и разви­тия на основе использования обходных путей (например, примене­ния рельефно-точечного шрифта при обучении письму и чтению).

И наконец, третья, общепсихологическая и в то же время имеющая принципиальное значение для тифлопсихологии пробле­ма — проблема системного строения сознания. Выдвигая эту проблему, Л.С. Выготский указывал, что структура человеческой психи­ки представляет собой сплав из отдельных функций. Основные положения, сформулированные Выготским при решении этой проблемы, нашли свое отражение в понимании сущности дефекта и его влияния на различные психические функции, в частности в представлении о цепи вторичных отклонений, обусловленных первич­ным соматическим дефектом.

Разрабатывавшиеся Л.С. Выготским проблемы имеют методо­логическое значение. Работа над этими проблемами привела Л.С. Выготского к имеющему основополагающее значение выводу о решающей роли социальных факторов и прежде всего обучения и воспитания в развитии и коррекции психических функций аномальных детей.

В работах Л.С. Выготского впервые в специальной психологии отчетливо прослеживаются основные принципы диалектического метода исследования. Л.С. Выготский стремился изучать психику ребенка в развитии во всех ее многосторонних связях и отношени­ях. Вместе с тем он ставил перед собой задачу установить законо­мерности этого развития. При этом он широко использовал категории диалектики как метод научного мышления.

Разработка диалектического метода исследования психики аномальных детей и четкое определение предмета исследования позволили тифлопсихологии занять вполне определенное и самос­тоятельное место среди других отраслей психологической науки.

Наряду с этим следует отметить, что становление советской тифлопсихологии происходило в непосредственной связи с разви­тием общей психологии. К середине 30-х годов сложилось в основном диалектико-материалистическое понимание предмета в общей психологии, были сформулированы ее важнейшие принципы (детерминизм, единство сознания и деятельности, развитие психики в деятельности). В разработке этих принципов важную роль сы­грали работы С.Л. Рубинштейна «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» (1934) и «Основы психологии» (1935), в которых раскрывается материалистическое понимание психической дея­тельности человека и формулируются названные выше принципы. Именно они в дальнейшем станут основой для экспериментальных исследований и теоретических обоснований в советской тифлопсихологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.