Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема I. Парижская мирная конференция. Становление 1 страница




политико-правовых основ Версальско-Вашингтонской системы международных отношений

Итоги Первой мировой войны и расстановка политических сил на мировой арене. После подписания компьенских соглашений державы-победительницы, впрочем, как и державы, потерпевшие поражение, активно разрабатывали стратегию поведения на период политической конверсии, то есть демилитаризации международных отношений. В огромной степени это было связано с ростом антивоенных, пацифистских, а также левых настроений в Европе. Фактически именно европейские революции – российская, германская и австро-венгерские – прекратили саму войну.

Казалось бы, главная цель держав Антанты – разгром Германии и ее союзников – была достигнута. Однако ситуация в мире оказалась далека от стабильности. Более того, в социально-политическом плане она была более сложной, чем до начала войны. Общее международное положение конца 1918 г. определялось революционным подъемом и размахом национально-освободительных движений. Пошатнулась вся система международных отношений. Во-первых, изменился состав участников международных сношений, ибо 1/6 часть земной суши в результате Октябрьской революции ушла из капиталистической системы. Во-вторых, произошел мировой идеологический разлом. Идеологические противоречия стали определяющими для содержания международных отношений. Столь кардинальная ломка международной структуры требовала, в первую очередь, от победителей из стана Антанты внесения существенных корректив в их подходы к проблеме мирного урегулирования с учетом новых политических и исторических реальностей. Но победители не смогли трезво оценить масштабы и серьезность произошедших перемен, а, следовательно, и предложить свою конструктивную программу перестройки международных отношений. В-третьих, с капитуляцией Германии для Антанты на первый план вышла задача закрепления своего господства над бывшими противниками – конкурентами в борьбе за колонии, рынки сбыта и сферы влияния. Под это господство нужно было выстроить такую систему международных отношений, которая позволила бы не только сохранить территориальные изменения, выгодные победителям, но и обеспечить гегемонию нового политического триумвирата, состоявшего из Англии, Франции и Соединенных Штатов.

Именно по этому общему плану и создавалась Лондоном, Парижем и Вашингтоном дипломатическая схема перехода от мировой войны к послевоенному миру. Однако речь не шла о всеобщем, справедливом и демократическом мире, учитывающем интересы всех государств. Поэтому мирный процесс под руководством Антанты носил однобокий характер. В подготовке мирной конференции первое и последнее слово принадлежало созданному в конце 1918 г. Верховному Совету пяти ведущих держав Антанты, в состав которого вошли премьер-министры и министры иностранных дел Великобритании, Франции и Италии, президент и государственный секретарь США, а также дипломатические представители Японии. Было решено, что, в отличие от сложившейся ранее международной практики, побежденные державы не будут допущены к участию в подготовке решений мирной конференции. Это выдавало неуверенность лидеров Антанты в подконтрольности международной ситуации, а также их нацеленность на экстренные и более жесткие меры в отношении других государств.

Отношения внутри Антанты были сложными. Это обусловливалось как столкновением интересов трех мировых держав, так и различной идейно-политической ориентацией их лидеров. Концептуальные подходы Д. Ллойд Джорджа, Ж. Клемансо и В. Вильсона являлись не только отражением определенных устремлений в связи с победой в войне каждой из стран-победительниц, но и реакцией на объективно-исторические условия, сложившиеся к тому времени.

«14 пунктов» Вильсона. Было очевидным, что главную роль в разделе и перераспределении территорий и зон влияния играли США, Великобритания и Франция, причастные, наряду с Германией, Россией, Австро-Венгрией и другими странами к итогам войны (10 млн убитых, 20 млн калек). В таких условиях шансы главенствовать в послевоенном мире истощивших свою экономику и население Великобритании и Франции стали серьезно уменьшаться обратно пропорционально влиянию США. Соединенные Штаты дальновидно не участвовали в войне до весны 1917 г., поставляя оружие и товары и друзьям и противникам, а затем подоспели к дележу, естественно, на стороне победителей. В. Ленин отмечал, что лишь Америка «полностью выиграла от войны… превратилась из страны, имевшей массу долгов, в страну, которой все должны».

Общая сумма военных долгов союзников Соединенным Штатам равнялась 12 млрд долл. Помимо этого, американский капитал за годы войны осуществил настоящую экспансию внутрь Европы. С 1914 по 1917 г. объем инвестиций США за границу удвоился и составлял сумму, равную почти 10 млрд долл., в то время как встречный поток финансов из-за рубежа в США сократился, и тоже почти вдвое, – с 7,2 млрд до 3,3 млрд долл.

Вот почему роль США в послевоенном мире президенту В. Вильсону виделась не иначе, как в духе следующей сентенции: «Мы должны финансировать весь мир, а те, кто финансирует мир, обязаны им руководить…». Программой же американского руководства стали знаменитые «14 пунктов» В. Вильсона. Эти 14 условий мира, впервые провозглашенные в январе 1918 г., уже после советского Декрета о мире в своем стиле и содержании должны были учитывать его положения. «14 пунктов» предусматривали отказ от тайной дипломатии и секретных переговоров; сокращение вооружений «до предельного уровня, совместимого с государственной безопасностью», и «беспристрастное» решение колониальных проблем; с «учетом» интересов населения; очищение от германских войск занятых ими территорий, в том числе территории России; возвращение Франции занятых германскими войсками территорий, а также Эльзаса и Лотарингии; «исправление» границ Италии; автономия для народов Австро-Венгрии4 освобождение территорий Румынии, Сербии, Черногории; обеспечение Сербии выхода к морю; автономию для народов Османской империи; открытие черноморских проливов для всех держав; создание польского государства; учреждение союза наций для взаимной гарантии политической независимости и территориальной целостности. Были пункты, переполошившие официальные Париж и Лондон, но не Берлин и Вену. Это, например, «абсолютная свобода торгового мореплавания в мирное и военное время» (пункт 2). В сочетании с пунктом 7 («освобождение и восстановление Бельгии»), такая свобода могла оказаться весьма опасной для будущих интересов Англии и Франции. Ведь «освобождение» было бы даровано Бельгии как бы из рук США. Чувство благодарности за американское политическое «протежирование», а также за будущую финансовую помощь могло толкнуть многострадальных бельгийцев на предоставление своих незамерзающих портов в полное распоряжение Соединенных Штатов. Это касалось не только бельгийцев, но и поляков, для которых В. Вильсон также «пробивал» выход к морю.

Столь тревожные размышления союзников по Антанте ничуть не развеивал и пункт об «уничтожении препятствий для международной торговли», то есть о запрете протекционистских мер по защите внутреннего рынка. Со стороны обогатившихся США это звучало как объявление торговой войны ослабленным, неконкурентоспособным лидерам Старого света.

Фактически «14 пунктов» являлись не чем иным, как доктриной «открытых дверей», только примененной к Европе. В. Вильсон собирался, в случае надобности, вести боевые действия для защиты американских интересов на европейском континенте. И первой жертвой должна была стать Советская Россия. Президент США, говоря о задачах мирной конференции в Париже, прямо указывал на это: «Яд большевизма только потому получил такое распространение, что является протестом против системы, управляющей миром. Теперь очередь за нами, мы должны отстоять на мирной конференции новый порядок, если можно – добром, если потребуется – злом!». Речь шла о ликвидации Советского государства не войсками Антанты и США, а силами белой армии и соседних с ним государств.

Международная конференция в Париже, ее состав и основные органы. 13 декабря 1918 г. пароход под символическим названием «Джордж Вашингтон» привез во Францию американского президента, призванного, как ему мечталось, открыть новую эру в международных отношениях и создать Соединенные Штаты Европы. Американцы прибыли на мирные переговоры самой представительной делегацией – 1300 сотрудников.

Разногласия между участниками начали обостряться с первых минут работы конференции, когда решался вопрос о рабочих языках. Ж. Клемансо ультимативно заявил, что до сего времени дипломаты всегда использовали французский язык, и нет никакой потребности менять этот добрый обычай, особенно если вспомнить, «что пережила Франция».

Д. Ллойд Джордж напоминал: полмира общается на английском языке. Итальянский министр Дж. Соннино, безукоризненно владевший французским языком, заявил, что предложение Франции «оскорбляет Италию». Ж. Клемансо в ответ ворчал: «Плохое начало для будущего союза наций». Решили, что рабочими языками будут французский и английский.

Дискуссия развернулась во время обсуждения повестки дня. Вильсон настаивал на первоочередном рассмотрении вопроса о создании универсальной международной организации. Лига Наций была его козырем – только так он мог попытаться навязать европейцам волю американского бизнеса. А воля эта была проста: разрешить ему экономическую экспансию в Европу и поделиться частью европейских территорий в виде сфер влияния. Понимая это, европейцы предлагали сначала разрешить как раз территориальные вопросы, чтобы потом с американцами уже как бы не чем было особенно делиться, разве что территориями, за которые еще нужно повоевать, например, российским Дальним Востоком. И все же долговые обязательства Англии и Франции возымели свое действие – Вильсону удалось-таки «продавить» вопрос о Лиге Наций.

Мирная конференция открылась 18 января 1919 г. в Париже. Ее работа продолжалась до 21 января 1920 г. В ней принимали участие делегации 27 государств Европы, Азии и Америки. Однако главные политические решения принимались не на пленарных заседаниях, а в узком кругу представителей пяти ведущих держав, составивших так называемый Совет десяти. Великобританию в нем представляли премьер-министр Д. Ллойд Джордж и министр иностранных дел А. Бульфур, Францию – премьер-министр Ж. Клемансо и министр иностранных дел С. Пишон, США – президент В. Вильсон и государственный секретарь Р. Лансинг, Италию − премьер-министр В. Орландо и министр иностранных дел Дж. Соннино, Японию – уполномоченный императора, бывший премьер-министр С. Киммоси и бывший министр иностранных дел Н. Макино. По предложению В. Вильсона 25 марта 1919 г. главы правительств приняли решение продолжать заседания без министров иностранных дел, преобразовавшись, формально, в «Совет пяти», а на практике − в «Совет трех» ввиду того, что Японию интересовали в основном проблемы Азиатско-Тихоокеанского региона, а Италия, по существу, представляла собой «младшего партнера». Таким образом, все решения по важнейшим политическим и территориальным вопросам принимались Великобританией, Францией и США.

Вместе с тем обе европейские державы сходились в стремлении удержать и расширить достигнутые в результате войны преимущества, закрепив свой особый статус в новой системе международных отношений. На такой же статус претендовали и США, однако закрепить его старались не с помощью территориальных приращений, а в основном экономическими методами.

Дипломатическая борьба на конференции между государствами-победителями по проблемам послевоенного урегулирования. Главной задачей конференции было подтверждение территориальных итогов войны и создание европейской системы международных отношений, которая быотражала и закрепляла произошедшие в ходе войны серьезные перемены. Ключевыми вопросами были «германский вопрос» и проблема территориально-государственного переустройства Центральной, Восточной и Южной Европы, возникшая в связи с крушением Австро-Венгрии. Важное место занимал и «русский вопрос», без разрешения которого невозможно было всерьез говорить о европейском мирном урегулировании «германского вопроса». Решение этих вопросов давалось союзникам нелегко и вызвало среди них серьезные разногласия. Это определялось тем, что, несмотря на единое стремление к ослаблению Германии, союзники по разному видели ее будущее место в международных отношениях. С самых жестких позиций выступали представители Франции, стремившейся окончательно раздавить опасного соседа, максимально ослабив его в экономическом, политическом и военном отношении, а также существенно сократив его территорию. Кроме возвращения Эльзаса и Лотарингии, они требовали отторжения от Германии левого берега Рейна и образования буферного автономного рейнского государства. На востоке речь шла о передаче независимой Польше всех ее исторических территорий, захваченных Пруссией еще в конце XVIII в. Только при выполнении этих требований, утверждали французы, их континентальная держава, как, впрочем, и остальная Европа, могла бы чувствовать себя в безопасности.

Французской линии противостояли Великобритания и США. Их позиция по существу определялась стремлением обеспечить традиционное равновесие как гарантию европейской стабильности. В условиях развала Австро-Венгрии, неопределенности дальнейшей исторической судьбы России, на фоне общего национального и революционного подъема и большевистской пропаганды борьбы за мировую революцию максимальное ослабление Германии представлялось им опасным и недальновидным. США и Великобритания обязывались подписать с Францией гарантийные договоры, по которым они должны оказать военную помощь последней в случае нападения Германии. Острые споры развернулись по проблеме репараций. Французская сторона, стремясь к максимальному экономическому ослаблению Германии и установлению над ней полного контроля, добивалась возмещения за ее счет всего ущерба, понесенного союзниками в войне, а также их военных издержек. У французов был популярен лозунг «Немцы заплатят за все».

Д. Ллойд Джордж и В. Вильсон выступали против чрезмерных репарационных обязательств Германии, мотивируя невыгодность ее экономического истощения для самих западных держав и мировой экономики в целом, и предлагали определить приемлемую сумму репараций. Однако сделать этого так и не удалось. Вопрос о сумме репараций был перенесен на рассмотрение специальной комиссии, которая должна была вынести свое решение к маю 1921 г. К этому сроку Германия должна была выплатить союзникам 20 млрд золотых марок (5 млрд долл.).

Проблема территориально-государственного переустройства Австро-Венгрии была тесно связана с национальными движениями ее народов, провозгласивших в конце войны образование своих независимых государств. Несмотря на все усилия западных держав не допустить распада Габсбургской империи, представлявшей собой некогда сильный европейский центр и бывшей важным элементом европейского равновесия, спасти Австро-Венгрию не удалось. Победителям пришлось заняться перестройкой Центральной, Восточной и Южной Европы. Задача эта была не из легких, поскольку территориальное размежевание на основе национального принципа провести здесь было крайне трудно ввиду большого числа территорий со смешанным населением, веками проживавшим в едином государстве. Вместе с тем в задачу союзников входило создание в этих регионах Европы зон собственного влияния. Новые государства Восточной и Южной Европы должны были ориентироваться на западные державы и в равной степени противостоять как Германии, так и России. В этом отношении особая роль отводилась возрожденной Польше, границы которой должны были определить великие державы.

Отдельную, сложную для союзников проблему представляли также и возросшие территориальные претензии Италии на ряд австрийских и южнославянских земель. Ожесточенные споры возникли вокруг предложения Японии о включении в повестку дня положения о равенстве рас, которое имело целью представить эту страну поборником равноправия наций и тем самым привлечь на ее сторону народы Азии. Наряду с этим Япония добивалась права на беспрепятственную иммиграцию своих жителей в США и страны британской империи. Это предложение не было принято. Япония сняла свои предложения в обмен на согласие США передать ей Шаньдун в Китае.

«Русский вопрос» на Парижской конференции хотя и не попал в официальную повестку дня Парижской конференции, был все же в центре внимания ее основных участников. В дополнение к интервенции против Советской России в Париже принимались решения о непризнании ее правительства, об установлении «санитарного кордона», введении экономической блокады и т. п. Участники конференции превратились в крупнейших лобби в пользу белой гвардии. Был юридически закреплен захват Румынией Бессарабии, поддержана оккупация немецкими войсками Прибалтики, организована военная и финансовая помощь белому движению, официально признано правительство Колчака, поддержаны сепаратистские движения украинских националистов, Грузии, Азербайджана, Армении, донских и кубанских казаков и т. д.

В ходе работы конференции в рядах Антанты стали проявляться различия подходов к «русскому вопросу». Д. Ллойд Джордж, в частности, заявлял: «Россия – страна, в которую очень легко вторгнуться, но очень трудно завоевать. Она ни разу еще не была завоевана внешним врагом, хотя не раз подвергалась успешному нашествию». Сомнения британского «льва» постепенно заразили и В. Вильсона.

Между тем советскую власть не удалось задушить военными средствами – наоборот, она все расширяла свою географию, причем довольно стремительно. Уже в ноябре 1918 г. была провозглашена Украинская ССР, в декабре – советские республики в Латвии и Литве, в январе 1919 г. – Белорусская ССР. Это потребовало экстренных мер Антанты. Английские корабли с десантом прибыли в порты Таллинна и Риги.

Но из Москвы в адрес конференции поступали и миролюбивые сигналы. Самый серьезный из них – официальная нота с предложением начать переговоры о мире, переданная в Стокгольме советским уполномоченным М. Литвиновым западным представителям. В январе 1919 г. Совнарком России направил в госдепартамент США радиограмму, в которой рассматривалась возможность назначить конкретную дату и место переговоров. Однако эта инициатива не была реализована.

Создание Лиги Наций. Принципы, положенные в основу создания этой организации, В. Вильсон изложил 25 января 1919 г. на одном из первых заседаний Парижской конференции. Организация должна была объединить все государства для сотрудничества и мирного разрешения международных конфликтов, а также солидарного противостояния любому агрессору. Президент США потребовал непременного включения в мирные договоры Устава Лиги в качестве их составной части с тем, чтобы связать положениями Устава побежденные государства. Он сам возглавил комиссию по подготовке Устава Лиги Наций, работа над которым была завершена уже к середине февраля 1919 г.

Устав Лиги Наций состоял из 26 статей. Он начинался с обязательства государств – членов организации строить свои отношения, основываясь на международном праве, соблюдении международных обязательств и не прибегая к войне. Особое значение имела статья 10, содержащая принцип взаимных гарантий территориальной целостности и суверенитета всех членов Лиги Наций. Статья 8 декларировала необходимость сокращения вооружений. В соответствии со статьей 11 в случае войны или ее угрозы Лига Наций имела право прибегнуть к любым средствам, способным обеспечить мир. Споры между государствами – членами Лиги Наций должны были разрешаться либо с помощью третейского разбирательства специально созданным международным трибуналом в Гааге, либо Советом Лиги или ее Ассамблеей. Статья 16 определяла меры воздействия на государство-агрессора. Все члены организации должны были совместно выступить против него, прекратить всякие торговые и финансовые отношения и по решению Совета Лиги применить санкции – от экономических до военных. Вместе с тем Устав не содержал принципа безоговорочного запрещения применения силы. Статьи 12 и 15 допускали военные действия в случае отсутствия арбитражного решения «в течение разумного срока» или непринятия Советом решения в шестимесячный срок. В этих случаях конфликтующие стороны были обязаны соблюсти определенную процедуру и выждать три месяца, отводившиеся на усилия по достижению мирного урегулирования. Однако задача Лиги не сводилась лишь к поддержанию статус-кво. Принципиальное значение для механизма регулирования системы безопасности имела статья 19 Устава, которая предусматривала возможность пересмотра существующих договоров, если они могли стать угрозой миру.

Устав Лиги Наций устанавливал особый порядок управления бывшими германскими колониями и арабскими территориями Османской империи. В соответствии со статьей 22 они становились подмандатными, и управление ими поручалось государствам, которые обязывались подготовить народы этих стран к независимости и представлять Лиге Наций ежегодный отчет. Подмандатные территории делились на три группы – А, В, С − для каждой из которых предусматривались различные формы управления в соответствии со «степенью развития» народов, их населявших. К группе А относились арабские части Турции, к группе В – германские колонии в Центральной Африке. В группу С входили бывшие колонии Германии в Юго-Западной Африке и Океании. Управление этими территориями осуществлялось при условии соблюдения мандатариями равенства прав всех государств – членов Лиги Наций, запрещения работорговли и торговли оружием, обеспечения гражданских и религиозных прав населения.

Мандатная система не входила в противоречие с колониальными аппетитами держав-победительниц и по существу являлась их прикрытием. Тем не менее уже сам факт ее организации явился первым, хотя и робким, шагом в сторону отхода от классического колониализма.

Высшими органами Лиги Наций были Генеральная Ассамблея и Совет Лиги. Местом пребывания организации была определена Женева. Генеральная Ассамблея собиралась один раз в год (в чрезвычайных случаях чаще). Каждое государство – член Лиги – располагало одним голосом, а решения (за исключением процедурных) принимались только при условии единогласного голосования. На практике важнейшим органом являлся Совет Лиги. В него входили пять великих держав (США, Франция, Великобритания, Япония и Италия) как постоянные члены и четыре непостоянных члена, избираемых на трехлетний срок. Совет Лиги должен был собираться два раза в год, а при необходимости и чаще. Важной фигурой в структуре Лиги Наций, фактически руководящей ее деятельностью, был генеральный секретарь. В дальнейшем, по соглашению Великобритании и Франции, этот пост, а также пост заместителя генерального секретаря поочередно занимали представители данных стран. Такое положение укрепляло позиции этих двух держав, и давало широкие возможности для проведения выгодных им решений. Следует подчеркнуть особенно сильные позиции Великобритании, которая добилась принятия в Лигу пяти своих доминионов (Австралии, Ирландии, Канады, Новой Зеландии, Южно-Африканского Союза) и своей крупнейшей колонии –Индии, ввиду чего располагала в Ассамблее фактически семью голосами.

Число членов Лиги Наций постоянно росло, и к середине 1920-х гг. в ней были представлены уже 56 государств – почти все независимые государства Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, в том числе и бывшие участники германского блока. Вместе с тем универсализм Лиги существенным образом подрывался почти постоянным отсутствием в ней по разным причинам представителей двух или более великих держав.

Создание первой в мире международной организации по поддержанию мира и безопасности, утверждение принципов правового регулирования, третейского разбирательства и согласования, заложенных в Уставе Лиги Наций, при всей относительной расплывчатости и неопределенности некоторых его формулировок, несомненно, знаменовали собой новый этап в развитии международных отношений. Однако успешность и эффективность деятельности Лиги Наций зависела прежде всего от готовности и способности ее членов проводить эти принципы в жизнь. Важнейшую роль при этом должны были сыграть великие державы, на которых объективно лежала и большая доля ответственности.

Проблема границ, колоний Германии и мирный договор с ней. В начале мая 1919 г., по окончании работы над текстом мирного договора с Германией, для ознакомления с ним в Париж была приглашена германская делегация. Условия договора вызвали со стороны немцев резкое неприятие. Глава делегации министр иностранных дел У. Брокдорф-Ранцау после отказа держав-победительниц принять возражения и поправки германской стороны высказался против его подписания, заявив, что от Германии требуют подписать себе смертный приговор. В ответ на это союзники предъявили немцам ультиматум с угрозами возобновить военные действия в случае отказа принять условия договора. Национальное собрание Германии после бурных дебатов большинством голосов постановило принять договор. 28 июня 1919 г. в Зеркальном зале Версальского дворца, там, где 48 лет назад французы признали свое поражение от Пруссии, и где О. Бисмарк провозгласил Германскую империю, состоялась церемония подписания мирного договора с Германией. В ней приняли участие все представленные на Парижской конференции государства, за исключением Китая, не согласившегося с передачей германских владений на его территории Японии.

В части территориальных изменений Германии Версальский договор предусматривал следующее. На западе Франции возвращались Эльзас и Восточная Лотарингия. Кроме того, Франция получала право собственности над угольными копями Саарского бассейна, а сама эта область Германии на 15 лет переходила под управление Лиги Наций с последующим проведением плебисцита, призванного решить ее дальнейшую государственную принадлежность. Бельгия получала районы Эйпена, Мальмеди и Морене, населенные в основном валлонами (в 1920 г. это решение было подтверждено результатами плебисцитов). На севере к Дании после плебисцита 1920 г. отходил Северный Шлезвиг-Гольштейн с преимущественно датским населением.

На востоке Германия обязалась признать независимость польского государства и возвращала ему значительную часть земель, захваченных Пруссией по разделам Польши в XVIII в. К Польше отходила также узкая полоса балтийского побережья западнее Данцига (Гданьска), обеспечивавшая ей выход к морю и получившая название «польского коридора». Этот коридор отсекал от Германии Восточную Пруссию, превращая ее в анклав. На остальных исторических польских землях со смешанным населением – Силезии и Мазурах − в 1920 и 1921 г. были проведены плебисциты, по которым часть их также отошла к Польше.

Балтийские порты Данциг (Гданьск) и Мемель (Клайпеда) отторгались от Восточной Пруссии и переходили под управление Лиги Наций. Клайпеда, где большинство составляло литовское население, в 1923 г. по решению Лиги была отдана Литве.

Южные границы Германии серьезных изменений не претерпели. Лишь небольшой район в Верхней Силезии с моравским населением отошел к Чехословакии, независимость которой, как и все другие государственно-территориальные изменения в Европе, Германия обязывалась признать. Кроме того, Германия отказывалась от Брестского договора 1918 г. с Советской Россией и Бухарестского договора 1918 г. с Румынией.

Территориальные потери Германии были существенными. Они составили 13,5 % довоенной территории страны, где проживало 10,5 % ее населения и располагались богатые месторождения железной руды и угля. Однако все это были не коренные немецкие, а аннексированные ранее Пруссией или Германией у своих соседей земли, в большинстве своем с ненемецким населением. Таким образом, в целом при определении своего подхода к изменению германских границ союзники старались придерживаться общепризнанного национального принципа.

Вместе с тем особой статьей Версальского договора Германии запрещалось объединение с Австрией в любой его форме, начиная с таможенного союза. Люксембург, который имел такой союз с Германией, также должен был выйти из него. Германия лишалась всех своих колоний и заморских территорий.

Версальский договор определял особый статус западной границы Германии: левый берег Рейна и 50-километровая зона на его правом берегу подлежали демилитаризации. Кроме того, на левом берегу размещались войска союзников сроком от 5 до 15 лет.

В отношении германских колоний было принятоследующее решение. Поскольку Япония уже захватила колонии Германии в Океании − Маршаловы, Каролинские и Марианские острова, то эти территории остались в ее владении. Великобритания получила Таганьику, часть Того и Камерун в Африке; Франция − часть Того и Камеруна; Южно-Африканский Союз стал владеть германской Юго-Западной Африкой4 Бельгия − Руанду − Урунди. Австралия получила Ноуру и Новую Гвинею, а Новая Зеландия − Западное Самоа.

Военные статьи мирного договора с Германией. Военные статьи договора предусматривали фактически полное разоружение и демилитаризацию Германии. Численность ее вооруженных сил не должна была превышать 100 тыс. человек. Набор в них мог осуществляться только на добровольной основе. Всеобщая воинская повинность отменялась. Разрушалась и вся система военного образования. Германской армии запрещалось иметь тяжелое вооружение, танки и авиацию. Военно-морские силы резко сокращались. Стране разрешалось иметь лишь 6 броненосцев, 6 легких крейсеров и 12 контрминоносцев. Подводный флот запрещался. Контроль над выполнением Германией военных статей Версальского договора возлагался на особую межсоюзническую комиссию.

На Германию и ее союзников была возложена вся полнота ответственности за развязывание Первой мировой войны. Вследствие этого они должны были выплатить победителям репарации в сумме, которую укажут державы Антанты. По статье 116 мирного договора, Россия также получала право на свою долю репараций. Германия обязывалась обеспечить свободный транзит через свою территорию и воздушное пространство. Реки Эльба, Одер, Неман и Дунай, а также Кильский канал объявлялись свободными для международного судоходства. На торговлю страны с державами-победительницами и присоединившимися к ним государствами распространялся режим наибольшего благоприятствования. Германии запрещалось вводить ограничения на ввоз любых товаров. Кроме того, она должна была расторгнуть все соглашения и договоры экономического характера, заключенные ранее с другими государствами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2075; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.