КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть 1 4 страница
Специально организованное статистическое обследование — вторая форма статистического наблюдения. К ней прибегают тогда, когда цели и задачи юридическо-статистического изучения требуют показателей, не охваченных официальной статистической отчетностью. Например, при изучении преступности и ее причин в отдельном регионе, субъекте Федерации или городе может возникнуть необходимость выяснить степень доверия и отношение населения к правоохранительным органам, с одной стороны, и характер опоры самих органов на помощь населения, с другой. При изучении личности преступников может появиться нужда в более глубоком исследовании их правосознания, характера потребностей, интересов и ценностных ориентации, психофизиологических особенностей и т.д. Эти сведения собираются при специальном изучении уголовных дел, ознакомлении с иными документами, анкетных опросах и интервьюировании граждан, сотрудников правоохранительных органов, правонарушителей и с помощью других методов сбора информации, не отраженной в учете и отчетности. Методика сбора подобной информации разнообразна. Она достаточно полно разработана социологией, психологией и другими науками и давно применяется в юридических исследованиях. 3 Виды и способы статистического наблюдения В основу видового деления статистических наблюдений положены два критерия: полнота охвата единиц совокупности и непрерывность учета фактов во времени (рисунок 3). 1. По полноте охвата единиц совокупности наблюдение может быть сплошным и несплошным. Сплошное наблюдение в статистике — это полный учет единиц совокупности. Например, полный учет всех известных преступлений или административных правонарушений, совершенных в городе, республике, Федерации; выявленных лиц, совершивших преступления; иных социальных явлений и процессов, связанных с преступностью или правонарушаемостью. Полное наблюдение наиболее достоверно и надежно, но его можно осуществить лишь по ограниченному числу признаков, что мы и видим в текущей отчетности органов уголовной или административной юстиции.
Для организации борьбы с преступлениями и правонарушениями иногда необходимо в ограниченный срок получить такие сведения, каких нет в официальной отчетности. В этих случаях прибегают к несплошному наблюдению. Оно не ставит задачи исчерпывающего изучения необходимых сведений по стране, региону, городу. Изучается какая-то часть, которая дает относительно надежные и достоверные данные. В противном случае собранные сведения могут привести к ошибочным и даже вредным решениям.
Несплошное наблюдение бывает: а) монографическим, б) обследованием основного массива, в) анкетным, или социологическим, г) выборочным. Каждое из них имеет положительные и отрицательные стороны. Наиболее простая разновидность несплошного статистического наблюдения — способ монографического описания. Он применяется для глубокого изучения единичных, но типичных в криминологическом или социально-правовом плане объектов. Например, при изучении преступности в городе производится криминологическое обследование предприятия, в котором наблюдается высокий уровень экономических преступлений и правонарушений или, наоборот, где установлен высокий уровень правопорядка. Монографическое описание применимо при изучении вопросов, которые не могут быть исследованы при массовых наблюдениях и ограниченных силах и средствах. Оно мало представительно и допустимо лишь при типичности (атипичности) или характерности объектов изучения, исследовав которые, можно установить причины имеющихся особенностей.
Следующий способ несплошного наблюдения — обследование основного массива, где для изучения исследователем собираются наиболее крупные или комплексные единицы наблюдения. Например, при изучении криминологической обстановки в регионе для углубленного статистического наблюдения отбираются два-три города (района), которые по определенным показателям (численности населения, промышленному и культурному развитию, уровню преступности и правонарушаемости, деятельности правоохранительных органов и судов) являются наиболее характерными и важными. На основе их изучения при экономии сил и средств можно сделать общие выводы по региону. Подобный подход может быть реализован в отдельном городе, округе или районе для изучения реального положения дел на основе обследования отдельных предприятий, учреждений, территорий и т. д. Такая практика имеет широкое распространение в правоохранительных органах городов и районов, субъектов Федерации и особенно в Генеральной прокуратуре, МВД, ФСНП, которые проводят выборочные проверки на местах. Она продуктивна и экономична особенно тогда, когда основной массив выбран правильно. Проводя подобные наблюдения, необходимо помнить, что для некоторых выводов представительность основного массива может быть недостаточной, чтобы судить о городе, субъекте Федерации или стране в целом. Еще один способ несплошного наблюдения — анкетный или социологический. Он, как правило, проводится в форме специально организованных статистических обследований и имеет целью собрать сведения, не имеющиеся в соответствующих учреждениях и их официальных документах. Нельзя изучить уровень правосознания, общественное мнение, интересы и ориентации граждан и получить другие важные сведения, не прибегая к анкетам. С технической стороны социологический метод заключается в заполнении специально разработанных анкет. Они могут заполняться как самим опрашиваемым, так и специальными лицами во время беседы с респондентом или на основании изучения необходимых документов (уголовных дел, материалов об административных правонарушениях, гражданских дел и т. д.).
Сплошной анкетный опрос граждан, правонарушителей, осужденных, заключенных, истцов, ответчиков, судей, следователей и других лиц, как правило, провести трудно: одни респонденты могут отсутствовать во время анкетирования, другие не вернут анкету, третьи вообще откажутся отвечать. Тем не менее, этот способ несплошного наблюдения при соблюдении соответствующих процедур может быть достаточно надежным и представительным, при его проведении можно относительно точно рассчитать ошибку, которая образуется при несплошном опросе в отличие от сплошного. Последний способ несплошного наблюдения — выборочный. Он позволяет с большей надежностью, чем другие способы несплошного наблюдения, проводить изучение, рассчитывать необходимые пределы точности и вводить соответствующие поправки в полученные результаты. В конкретных социально-правовых и криминологических исследованиях организационные формы (официальная отчетность и специально организованное обследование), виды (сплошное и несплошное) и способы (выборочное, изучение основного массива, анкетное, монографическое) статистического наблюдения, как правило, сочетаются, образуя комплексное статистическое наблюдение. 2. По непрерывности учета фактов во времени статистические наблюдения могут быть текущими, периодическими и единовременными. Указанные разновидности наблюдения не имеют большого практического значения в криминологических и социально-правовых изучениях, ибо их проведение, как правило, требует текущего наблюдения преступности, административных правонарушений, гражданско-правовых судебных или арбитражных решений за длительный период времени с учетом изменения динамики населения, изменений законодательства, судебной практики, форм учета и отчетности. Преступность, например, нельзя изучить в процессе единовременного или периодического наблюдения, как это можно сделать при демографической переписи численности и структуры населения или изучении личного состава правоохранительных органов. Глубокие криминологические или деликтологические исследования должны базироваться на официальной статистической отчетности органов прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции и других правоохранительных ведомств, где учет строится по принципу непрерывной регистрации правонарушений и преступлений во времени. Хотя это вовсе не исключает и единовременных, а тем более периодических статистических наблюдений, но они применяются редко.
4 Объекты правовой статистики Учитывая собирательный характер термина «правовая статистика», необходимо вести речь об объектах статистического наблюдения применительно к трем ее составным частям: уголовно-правовой, гражданско-правовой и административно-правовой статистике. В указанной последовательности и пойдет речь о них ниже. Объекты уголовно-правовой статистики Основная цель (задача) уголовно-правовой статистики заключается в том, чтобы, с одной стороны, дать исчерпывающую информацию о количественной стороне преступности, а с другой — охарактеризовать своими показателями, как реализуются соответствующие государственные меры социального контроля над ней. Но чтобы исследовать преступность как социальный процесс, на статистическом уровне представляющей собой совокупность (сумму) отдельных преступлений, надо начинать именно с регистрации каждого отдельно взятого преступления (слагаемых). Конечно, преступность — это не только арифметическая совокупность преступлений. В содержательном плане она обнаруживает себя как определенная грань функционирования социального организма — общества и государства. За совокупностью преступлений (и преступников) надо видеть, что мы имеем дело с отрицательным явлением, нарушающим нормальное функционирование данной социальной системы, свидетельствующим о существенном неблагополучии в ней. Так, на протяжении последних пяти лет преступность в нашей стране как по своим масштабам, так и по уровню разрушительного влияния формируется в силу, реально угрожающую социально-экономическому развитию государства и его национальной безопасности. Рост преступности повышает социальную напряженность, вызывает возрастающее и обоснованное беспокойство граждан за свою личную и имущественную безопасность, жизнь и здоровье близких. Иными словами, как индикатор социального неблагополучия преступность есть определенное качество. Как вид поведения преступность существует в отдельных преступлениях. Очевидно, в преступности довольно явственно проявляется единство количества и качества. Количественные и качественные характеристики преступности изменчивы и подвижны. Вопрос о соотношении преступности и отдельных преступлений достаточно сложен, диалектен. Многосторонние диалектические связи, с которыми мы здесь сталкиваемся, основываются на философских категориях «единичного» («отдельного») и «общего», количества и качества. Преступление и преступность — явления разноуровневые. Если первое как акт человеческого поведения исследуется на индивидуально-психологическом уровне, то преступность олицетворяет общество в целом, а это — социологический уровень. Преступность имеет собственную характеристику, которая не покрывается характеристиками отдельных преступлений. Конечно, преступность не может существовать в отрыве от единичных явлений — отдельных преступлений. В преступности отражаются наиболее существенные черты отдельных преступлений: общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость, социальная обусловленность, региональная и временная распространенность, внутренняя взаимосвязь и зависимость и др. Иными словами, между всеми преступлениями имеется достаточное сходство, чтобы анализировать их как однородную в определенном смысле совокупность человеческих поступков, именуемую преступностью. Вместе с тем нельзя не видеть, что отдельные категории преступлений, составляющие в совокупности преступность, резко отличаются между собой по целому ряду важных признаков: степени общественной опасности, объекту преступного посягательства, психическому отношению субъекта к деянию и наступившим последствиям и др. Мошенничество, изнасилование, получение взятки, контрабанда, хулиганство, терроризм — все это преступления. Существенные различия между этими деяниями тем не менее очевидны. Они, конечно, имеют первостепенное значение для эффективности предупредительной деятельности путем дифференциации профилактических мер. Преступление и преступность надо различать, но не отрывать друг от друга. Каждое отдельное преступление по отношению к их множественности — преступности — факт случайный. Преступность и, в частности, ее уровень — явление закономерное, детерминированное особенностями социальных условий на определенном этапе развития общества. В то время как отдельные преступления, будучи частным проявлением этой закономерности, обусловлены индивидуальными особенностями и носят случайный характер, преступность по отношению к отдельному преступлению (явлению случайному) выступает как категория необходимости. Необходимость в том смысле, что «случай» совершения преступления все же имеет место. В реальной действительности отдельные преступления, как правило, между собой не связаны (исключая случаи идеальной совокупности, т.е. где одним действием (бездействием) лица совершено два или более преступлений, предусмотренных различными статьями уголовного закона), и преступность складывается из отдельных преступлений стихийно. Однако на уровне общего между отдельными преступлениями и их видами существует определенная взаимосвязь и взаимозависимость. Отмечается, например, связь общей преступности и преступности несовершеннолетних; уровень хулиганства в значительной мере определяет уровень насильственных и корыстно-насильственных преступлений. В определенной мере взаимосвязаны преступления в сфере экономики, в частности против собственности, с преступлениями против государственной власти и интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Подмеченное единство, диалектическое по своей сущности, утверждает взгляд на преступность как на социальный феномен, не сводимый к простой арифметической совокупности отдельных преступлений. Преступность как феномен, как социальное явление открывает свою природу не в массе отдельных преступлений, не в каких-то преступных свойствах отдельных индивидуумов («эффект Чикатило») и ситуативных обстоятельствах окружающей преступника микросреды. В действительности преступность отражает качество всей совокупности общественных отношений на данном этапе развития общества. Значит, ее природу следует искать не с позиции отдельных преступлений, их уголовно-правовых характеристик, а в контексте состояния целостного общественного организма. Только на уровне массового явления, а не индивидуального, преступность выступает уже в ином качестве — как элемент общественной жизни, как одна из ее сторон, как нежелательный социальный процесс. Именно на этом уровне обнаруживаются индикативные свойства преступности как показателя социальной коррозии, дезорганизации общественных структур. Как объективная реальность она возможна только в человеческом обществе, производна и зависима от условий и характера общественного бытия, видоизменяется вместе с ним; она причинно обусловлена как природой общества, так и природой личности (как совокупности социально наследуемых качеств), а не природой человека. В научном исследовании нельзя отрывать единичное от всеобщего или в данном аспекте — преступление от преступности, а последнюю — от социальных условий, определяющих ее. Но, желая дать исчерпывающую характеристику преступности, уголовно-правовая статистика не может рассматривать ее, не учитывая субъектов преступления и государственных мер социального контроля над ней. Исходя из этого, можно достаточно четко определить три конкретных объекта регистрации уголовно-правовой статистики, которые она характеризует с количественной стороны: – преступление, т.е. предусмотренное уголовным законом виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на личность, права и свободы граждан, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества (ст. 2, 14 УК РФ); – преступник, т.е. вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и совершившее преступление (ст. 19, 20 УК РФ); – наказание, т.е. мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда (ст. 43, 44 УК РФ). Важно подчеркнуть, что уголовно-правовая статистика рассматривает понятия «преступление» и «преступник» не только с позиции элементов состава преступления, определяемых уголовным законом как императивный набор признаков (императив – не допускающий выбора), но и более широко, основываясь на свойствах криминологических понятий — личность преступника и акт человеческого поведения. Кроме того, она также ставит своей задачей дать количественную характеристику причин и условий, способствующих совершению преступлений. Это касается и мер наказания — в показателях уголовно-правовой статистики находят отражение также и меры общественного воздействия, применяемые как в судебной, так и в досудебной стадии. Всем перечисленным выше объектам в уголовно-правовой статистике дается количественная характеристика по научно разработанным и нормативно установленным признакам. Надо иметь в виду, что объекты уголовно-правовой статистики отражают специфические особенности каждой стадии уголовного процесса (возбуждение уголовного дела, предъявление обвинения, вынесение приговора и т.д.). Поэтому статистическое наблюдение организационно строится, как отмечалось, исходя из функций соответствующих органов — дознания, прокуратуры, судов и исправительных учреждений. Объекты гражданско-правовой статистики Как уже отмечалось, гражданско-правовая статистика учитывает лишь те гражданские правоотношения, которые являются гражданскими правонарушениями и рассмотрены в суде, арбитраже или подтверждены в порядке нотариального производства. В этом специфическая особенность гражданско-правовой статистики, отграничивающая ее от статистики экономической и демографической и от всех иных отраслей социально-экономической статистики. Содержание гражданско-правовой статистики обусловлено содержанием гражданского материального и процессуального права. Гражданско-правовая статистика дает количественную характеристику тем явлениям, качественные особенности которых изучает гражданское право, регулирует гражданский кодекс. Известно, что часть I ГК РФ действует в целом с 1 января 1995 г., часть II ГК вступила в силу с 1 марта 1996 г., часть III введена в действие с 1 марта 2002 г. Гражданский кодекс устанавливает стабильные правила экономической деятельности, без которых любое общество нормально развиваться не может. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности всех форм собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Оно определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В них могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Гражданско-правовая статистика призвана дать достоверную количественную характеристику указанным правоотношениям, — их структуре и динамике, уровню в целом и закономерностям их развития. Заметим, что практически гражданско-правовая статистика, так же как и уголовно-правовая, учитывает свои объекты не изолированно, а в неразрывной связи с оценкой деятельности суда и арбитража по разбирательству и разрешению гражданско-правовых споров. Отсюда гражданско-правовая статистика должна освещать своими показателями отдельные стадии гражданского процесса по рассмотрению споров о праве гражданском. Итак, объектами гражданско-правовой статистики являются: – спор о праве гражданском (гражданское дело); – стороны в гражданском процессе (истец и ответчик); – судебное решение. В показателях гражданско-правовой статистики находят отражение основные элементы гражданского правоотношения: право, обязанность, субъект права, объект. Она прежде всего учитывает виды правоотношений, рассматриваемые судом и арбитражем, — брачно-семейные, жилищные, трудовые, договорные и другие, соответствующие наиболее важным институтам гражданского права. Значительным числом показателей гражданско-правовой статистики характеризуются субъекты нрав и обязанностей (стороны в процессе), а также объект гражданского правоотношения (то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношения). Одним из постоянных объектов ее статистическою наблюдения являются денежные поступления в бюджет, полученные в результате деятельности судов и других учреждений юстиции (помимо возмещения причиненного преступлением ущерба), в частности, суммы, полученные от конфискации имущества, удержаний из заработков осужденных к исправительным работам без лишения свободы, взысканные судами штрафы, государственная пошлина и судебные издержки. В объект гражданско-правовой статистики, кроме споров о праве гражданском, входят и те гражданские правоотношения, которые, не являясь предметом конкретного спора и не выступая в форме правонарушения, удостоверены в порядке нотариального или судебного производства (например, совершение протестов векселей, удостоверение факта нахождения гражданина в живых или в определенном месте, завещаний, купли-продажи строений и пр.). Объекты административно-правовой статистики Объектами административно-правовой статистики являются: а) административные правонарушения - противоправные, виновные действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ); б) лица, совершившие административные правонарушения, достигшие к моменту его совершения шестнадцатилетнего возраста, если они были вменяемы и не действовали в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны (ст. 2.3, 2.7 — 2.8 КоАП РФ); – должностные лица в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ); – юридические лица за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 2.10 КоАП РФ); в) административные наказания – установленные государством меры ответственности за совершение административного правонарушения, применяются в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ). Виды основных и дополнительных административных взысканий: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности. В настоящее время административные правонарушения, выявляемые милицией, учитываются на региональном и федеральном уровнях. Нарушения правил дорожного движения учитываются в ГИБДД. Согласно правилам учета дорожно-транспортных правонарушений 1995 г. в государственную отчетность включаются лишь те, которые привели к гибели или ранению людей. Такие последствия могут быть результатом преступлений, административных правонарушений и невиновного причинения. Все они учитываются вместе. Аналогичная ситуация складывается и с показателями пожарной безопасности. Суды учитывают не выявленные административные правонарушения (это не их функция), а лиц, привлеченных к административной ответственности. Другие органы административной юрисдикции, число которых вместе с рассмотренными выше приближается к 40, не имеют надежного учета административных правонарушений. Он является ведомственным и неполным. Тем не менее в стране достаточно возможностей получить сведения об административной правонарушаемости в статистических материалах ведомств и в органах местного самоуправления для решения актуальных научно-практических проблем. Основные задачи отраслей правовой статистики, объекты наблюдения и единицы наблюдения сведены в табл.1. Таблица 1 - Основные задачи, объекты и единицы наблюдения
5 Единый учет преступлений Уголовный учет со времени своего возникновения в нашей стране (царская Россия, советская Россия, Российская Федерация) очень часто менялся по содержанию своей программы, единицам наблюдения и измерения. В дореволюционной России основными единицами измерения считались судопроисшествие, уголовное дело, рассмотренное в суде, осужденный. В начале советского периода такой подход к уголовному учету в основе своей сохранился. Наряду с ним возник учет в милиции, уголовном розыске, следственно-прокурорских и других правоохранительных органах, который в каждом из этих учреждений был специфичным, так как отражал собственную оперативную работу. Среди различных статистических форм учет осужденных ближе всего стоял к учету преступлений. Первые справочные листки на осужденных начали вводиться в 1918 г. В последующие годы содержание этих листков непрерывно изменялось. Они заполнялись в низовых судах и направлялись непосредственно в ЦСУ. В наркомат юстиции суды представляли только справки о судимости и ведомости о судебной политике. Учет осужденных был неполным. Листки на них не всегда заполнялись, они терялись при пересылке, не отражали не только фактически совершенных деяний, но и преступлений, рассмотренных в судах. Наличие в статистическом учете разных интересов правоохранительных ведомств, его неполнота и искаженность уже в 30-е гг. подвигали к организации единого учета преступлений. По указанию НК РКИ СССР Центральное статистическое управление в начале 30-х гг. предприняло опытное проведение единого карточного учета преступлений в Москве, Ленинградской области и в Крыму. Его общие принципы были изложены в специальной инструкции. Карточки заполнялись на оконченное расследованием уголовное дело и на уголовное дело, поступившее без предварительного расследования. Наряду с другими вопросами в них отражалось место, время, характер и другие признаки совершенного преступления. Однако распространить этот опыт на всю систему уголовной юстиции не удалось, хотя для этого были и научно-практические, и организационные предпосылки. В середине 50-х гг. появились первые более или менее системные попытки регистрации не только уголовных дел и осужденных, но и преступлений. Их учет официально утвердился в 1961 г. после вступления в силу нового уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. В 1965 г. была принята первая инструкция о едином учете преступлений. После этого она многократно и нередко конъюнктурно дополнялась и изменялась. В 1985 г. Генеральным прокурором СССР было утверждено ее второе, а в 1994 г. — третье издание, утвержденное Генеральным прокурором РФ. Принятие нового УК РФ и подготовка проекта нового УПК РФ потребовало ее значительного изменения. Однако основная суть единого учета преступлений, действующего более 35 лет, осталась практически неизменной.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |