Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система федеральных органов государственной власти




Совокупность всех органов государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, образует систему органов государственной власти.

Органы государственной власти делятся на три вида: законодательные (представительные), исполнительные и судебные, а также на органы федеральные и органы региональные (субъектов Российской Федерации).

Законодательные органы осуществляют нормотворческую деятельность, органы исполнительной власти осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность в государстве. Органы судебной власти осуществляют правосудие посредством применения норм конституционного, гражданского, уголовного и административного законодательства.

Высшее должностное лицо государства – Президент Российской Федерации.

В переводе с латинского языка президент означает «впереди сидящий». Родиной этого института в современном понимании являются Соединенные Штаты Америки. В России этот пост впервые был учрежден по результатам референдума 24 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял закон «О Президенте РСФСР», в мае этого же года были внесены поправки в действующую тогда Конституцию, президент объявлялся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти РСФСР. Конституция РФ 1993 г. значительно изменила статус Президента, выведя его за рамки исполнительной власти и значительно расширив его полномочия. Как глава государства он теперь не относится ни к одной из представленных выше ветвей государственной власти. По форме правления Россию можно считать президентской республикой.

Президент Российской Федерации избирается сроком на четыре года гражданами России на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Существует важное правило, согласно которому одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Президентом может быть избран любой гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Порядок выборов Президента РФ определяется Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации»

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации. Проводятся они по единому федеральному округу, включающему в себя всю территорию страны. Подготовку и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии.

Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, после официального опубликования решения о назначении выборов Президента Российской Федерации вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации.

Кандидаты на должность Президента Российской Федерации могут быть также выдвинуты избирательным объединением.

Право избрать президента предоставляется гражданам, достигшим на день выборов 18 лет. Участие граждан в выборах является добровольным, каждый избиратель имеет один голос. Избранным считается тот кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, если в выборах приняло участие не менее половины избирателей, включенных в списки для голосования.

При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного суда Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации характеризуется рядом важнейших функции, присущих ему как главе государства, определенных Конституцией Российской Федерации. В частности, Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

Полномочия Президента РФ разнообразны, их можно разбить на несколько групп.

1. Президент РФ - активный участник законодательного процесса: ему принадлежит право законодательной инициативы; отклонения законопроекта; подписания и обнародования федеральных законов. Он назначает референдум в порядке, установленном федеральным законом.

2. Полномочия во взаимодействии с парламентом: Президент РФ назначает выборы Государственной Думы; выступает с ежегодным посланием перед парламентариями; вправе распускать Государственную Думу и т. д.

3. Полномочия Президента РФ в сфере реализации исполнительной власти: назначает с согласия Государственной Думы РФ Председателя Правительства; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров; определяет основные направления деятельности Правительства и председательствует в случае необходимости на заседаниях Правительства; вправе отменить постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия конституции, законам и указам Президента; имеет право отправлять Правительство в отставку.

4. Президент РФ обладает полномочиями в процессе формирования органов судебной власти: правом выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должность судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда; назначает судей других судов.

5. Иные полномочия в сфере кадровой политики: представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; представляет Совету Федерации кандидатуру для назначения Генерального прокурора РФ; формирует и возглавляет Совет Безопасности; формирует Администрацию Президента; Назначает и освобождает полномочных представителей Президента; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ, назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

6. Иные полномочия Президента РФ: осуществляет руководство внешней политикой; ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей; вводит на территории страны или отдельных ее местностях военное и чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением Совету Федерации и Государственной Думе; решает вопросы гражданства; осуществляет помилование и др.

Президент РФ, выполняя предоставленные ему полномочия, издает указы и распоряжения, которые обязательны на всей территории страны. Указы Президента, как правило, носят нормативный характер, т. е. содержат общие правила поведения, рассчитаны на постоянное или многократное применение и распространяют свое воздействие на неопределенный круг лиц. Распоряжениями Президента оформляются решения по оперативным, организационным и кадровым вопросам.

Конституция РФ предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий Президента. Это становится возможным в случае отставки Президента, отрешения Президента от должности и в результате стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнить свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства. Чтобы исключить возможные попытки злоупотребления в этой ситуации, Председателю Правительства запрещено распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Орган законодательной (представительной) власти - Федеральное Собрание РФ.

Парламент Российской Федерации состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы.

Согласно Конституции РФ, Федеральное Собрание является парламентом РФ. В соответствии с конституционным принципом разделения властей, оно выступает как представительный (законодательный) орган и состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти. Порядок формирования Совета Федерации устанавливается Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Член Совета Федерации от представительного органа субъекта РФ избирается этим органом на срок его полномочий, другой член Совета Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта РФ также на срок его полномочий.

Государственная Дума РФ формируется путем выборов. Порядок их проведения регулируется Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Выборы осуществляются по смешанной избирательной системе: одна половина депутатов избирается по одномандатным избирательным округам (мажоритарная избирательная система), другая по многомандатному федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями, блоками (пропорциональная избирательная система).

Государственная Дума избирается сроком на 4 года, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Ее депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участия в выборах. В соответствии с Конституцией РФ, выборы назначает Президент Российской Федерации.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Это единый орган, однако палаты парламента заседают раздельно, решения ими также принимаются раздельно. Они могут собираться совместно только в трех случаях: для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств. Заседания обеих палат являются открытыми, но могут проводиться и закрытые их заседания.

Палаты парламента из своего состава на заседании каждой из них избирают Председателя Государственной Думы и Председателя Совета Федерации, а также их заместителей. Они ведут заседания и ведают внутренним распорядком, обеспечивают координацию работ комиссий и комитетов, депутатов и их групп, выступают официальными представителями Государственной Думы и Совета Федерации.

Согласно Конституции РФ, обе палаты образуют комитеты по отдельным направлениям деятельности палаты и комиссии для рассмотрения отдельных вопросов. Комиссии и комитеты осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют парламентские слушания и др. Все члены Совета Федерации и Государственной Думы обязаны войти в один из комитетов своей палаты. Для обеспечения деятельности комитетов палат создаются аппараты комитетов, работающие на постоянной основе.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, ее депутаты образуют депутатские объединения - фракции и депутатские группы.

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации обладают депутатским иммунитетом (неприкосновенностью) В течение всего срока своих полномочий они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Для успешной реализации функций, возложенных на парламент, он наделяется необходимыми полномочиями. Однако необходимо подчеркнуть, что парламент - это две палаты - Совет Федерации и Государственная Дума, которые существенно отличаются друг от друга и обладают различными полномочиями. Полномочия Государственной Думы весьма разнообразны: она дает согласие на назначение Председателя Правительства РФ; решает вопрос о доверии Правительству РФ; назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя счетной палаты, Уполномоченного по правам человек; объявляет амнистию; выдвигает обвинения против Президента для отрешения его от должности и др.

К компетенции Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указа Президента о введении военного положений, о введении чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента от должности; назначение на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ и др.

При всей разности полномочий Государственной Думы и Совета Федерации обе палаты парламента являются непременными участниками законодательного процесса. Законодательные полномочия образуют главную часть компетенции Федерального Собрания.

Законы принимаются палатами Федерального Собрания в особом порядке, который именуется законодательным процессом, представляющим собой процесс принятия парламентом законопроекта к рассмотрению, его обсуждения, принятия и обнародования закона.

Законодательный процесс состоит из нескольких стадий, которые условно можно разбить на отдельные процедуры и действия.

1. Первая стадия - внесение на рассмотрение Государственной Думы законопроекта.

Правом внесения законопроекта (право законодательной инициативы) обладают: Президент Российской Федерации, Совет Федерации РФ, члены Совета Федерации РФ, депутаты Государственной Думы РФ, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и Высший арбитражный суд РФ, но только по вопросам их ведения.

К законопроекту, вносимому в Государственную Думу, предъявляются особые требования, например, к нему необходимо приложить обоснование необходимости его принятия с развернутой характеристикой законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства и т. д. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов и другие, требующие расходов федерального бюджета, принимаются Советом Государственной Думы только при наличии заключения Правительства РФ.

2. Вторая стадия - предварительное рассмотрение законопроекта соответствующим ответственным комитетом Государственной Думы.

3. Третья стадия - рассмотрение законопроекта в Государственной Думе РФ, которое осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством или Регламентом Государственной Думы.

В соответствии с Конституцией РФ, федеральный закон принимается Государственной Думой большинством от общего числа депутатов палаты (более 226 голосов). Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен квалифицированным большинством - не менее двух третей от общего числа депутатов (более 300 голосов).

4. Рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации после их принятия Государственной Думой - следующая стадия законодательного процесса.

Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение 5 дней передается на рассмотрение Совету Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты (более 90 голосов) либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Конституция Российской Федерации содержит перечень вопросов, по которым законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Кроме того, согласно статье 108 Конституции, обязательному рассмотрению Советом Федерации подлежат и все федеральные конституционные законы.

При отклонении федерального закона Советом Федерации у Государственной Думы есть несколько возможностей, например, принять закон в прежней редакции без каких-либо изменений, но для этого потребуется 2/3 голосов, принять закон с теми изменениями и дополнениями, которые предлагает Совет Федерации, а также может быть образована согласительная комиссия, целью деятельности которой будет выработка согласованной редакции текста федерального закона.

5. Завершающая стадия - подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ.

Принятый федеральный закон направляют Президенту, который в течение 14 дней подписывает его и обнародует. Если Президент в течение 14 дней отклонит федеральный закон, Государственная Дума и Совет Федерации могут в установленном порядке преодолеть вето Президента, в этом случае законопроект в течение 7 дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию.

Опубликование подписанных Президентом законов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, по общему правилу, вступает в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления его в силу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.