Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Морозова Ольга Петровна 4 страница




В результате развития внешней торговли на Руси появились деньги; их чеканкой почти не занимались, а использовали арабские и византийские монеты из золота и серебра. Гораздо большее распространение имели серебряные и медные слитки, на которых ставились княжеские клейма с указанием веса. Так, с ХI века известна единица “гривна” – слиток серебра весом в один фунт, или примерно 400 г.

Из “Русской правды” можно сделать вывод, что уже в ХI веке на Руси были достаточно развиты кредитные отношения. В тексте встречаются такие понятия, как “одолжение по службе”, “отдача денег в кредит”, “процент”, “торговля в кредит” и т.д.

Основная масса населения Руси в ХI-ХII веках – свободные общинники (“люди”)– жила в сельских общинах и обязана была платить дань князю. Община имеет уже не родовой, а территориальный характер. “Людьми” называли как городское, так и сельское свободное население Древнерусского государства. Известны также такие категории населения, как смерды, закупы, рядовичи, изгои, челядь, холопы. Смерды – крестьяне, жившие на землях вотчинников (князей или бояр) и обязанные платить вотчиннику оброки и выполнять различные повинности (По другим данным, смердами называли свободных крестьян-общинников, обязанных платить дань князю). Закупы – категория зависимого населения; как правило, закупами становились разорившиеся общинники, получавшие от феодала участок земли и инвентарь. Кабальные закупы должны были в обмен на “купу” (помощь в натуральной форме или деньгами) работать в имении господина. Рядовичи – также слой лично зависимых людей, они служили феодалам по ряду (договору). Изгоями называли лиц, вышедших из своей социальной группы (крестьяне, ушедшие из общины, вольноотпущенные или выкупившиеся холопы и др). Рядовичи и изгои, а также закупы, подвергались телесным наказаниям, были неполноправны в суде, а также сами не отвечали за некоторые преступления. Холопы и челядь представляли собой категории населения, по своему социальному положению близкие к рабам. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопкой или холопом, а также добровольной продажи себя или своих детей в рабство. Дети холопов становились холопами. Они не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. Холопы были полностью бесправны. В ХII веке холопство усложняется: оно делится на полное (обельное) и неполное. Часто холопы занимали ответственные посты в княжеском управлении.

Категории городского населения известны под следующими наименованиями: люди, мужи, гости (иностранные купцы), купцы, черные люди.

Формируется княжеский домен – земли, которыми владеет князь. Из этих земель составлялись вотчины – наследственные земельные владения, которые князь давал своим дружинникам. Таким образом, в ХI веке начинает формироваться, наряду с княжеской, боярская вотчина. Княжеская власть также предоставляла местным правителям право на кормления – сбор дани с земель и городов. Со временем князья даровали крупным землевладельцам – боярам и церкви – право суда и другие важные полномочия в своем вотчинном хозяйстве. В этот же период появляются монастырские вотчины.

Так на Руси формируется феодальное землевладение, а также население, обязанное платить подати своему господину. Возникает новая форма зависимости – личная. Основной формой экономической зависимости крестьян он землевладальцев был натуральный оброк.

Княжеские и боярские вотчины, платившие подати государству, имели натуральный характер. Их связи с рынком были весьма слабыми и нерегулярными. Господство натурального хозяйства открывало каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества.

В данный период каждый князь имел еще свою дружину. К концу ХII века она начинает называться двором; вместо слова “дружинник” появляется другое - “дворянин”. Постепенно начинает формироваться, наряду с вотчинным, поместное или условное землевладение. Князья, бояре, монастыри приглашали на службу младших княжеских и боярских детей, разорившихся феодалов. Из таких “служилых людей” начал формироваться слой поместного дворянства. По отношению к крестьянам они имели те же права, что и феодалы. За выполнение службы землевладельцы давали им участки земли – условное владение на период службы собственнику земли. После окончание срока службы поместье могло быть отобрано.

 

3. Политический строй

а) Русь при Ярославе Мудром

После смерти Владимира Святого (1015 г.) начались междоусобицы его сыновей. В результате их киевский престол в 1019 году занял Ярослав, бывший в Новгороде наместником великого князя Киевского.

При Ярославе Мудром (1019-1054) началось, а при его сыновьях продолжилась запись норм обычного русского права (с добавлением позднейших княжеских законодательных постановлений), которая образовала впоследствии юридический сборник “Русская правда”. Под этим общим названием известны три памятника: «Краткая», «Пространная» и «Сокращенная Правда». «Краткая Правда» делится на «Правду Ярослава» (около 1016 г.) и «Правду Ярославичей» (вторая половина ХI в.).

Политический строй Древнерусского государства сочетал в себе институты нового, феодального уклада и старого, родоплеменного. Во главе государства стоял наследственный князь. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. Князя окружала дружина, с которой он советовался по основным вопросам. Наиболее уважаемые, старшие дружинники, составлявшие постоянный совет, “думу”, князя, стали именоваться боярами. У них также формируется своя дружина. Для обозначения младшей дружины применялись термины “отроки”, “чадь”, “гриди”. Если старшие дружинники выступали в роли воевод, то младшие дружинники исполняли обязанности административных агентов: мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафов) и т.д. Княжеская дружина, делившая между собой дань, представляла собой нарождавшийся класс феодалов.

Наряду с дружинниками сохраняло свое значение и народное ополчение – “вои”, в чем проявлялись пережитки феодального строя. В ХI веке сохранялось также вече. Народные старейшины – “старцы градские” – участвовали в княжеской думе. Но в то же время летописи отразили падение роли вече в общественной жизни: его упоминание как правило связывалось с экстраординарными ситуациями.

Внешнеполитические связи княжеского дома были скреплены брачными союзами с правителями Польши, Франции, Венгрии, скандинавских стран. Русь успешно боролась с притязаниями Византии на господство в Северном Причерноморье и Поднепровье, а также с притязаниями кочевников: печенегов, тюрков, половцев. Ярослав поставил митрополитом русского священника Илариона.

 

б) Начало распада единого государства

Тенденция к разобщенности русских земель обнаружилась после смерти Ярослава (1054). Произошел раздел территории между его пятью сыновьями и внуком. Однако это не предотвратило столкновений между потомками великого князя. Период их мирного совладения Русской землей длился с 1054 по 1072 г. Каждый из них стремился обрести самостоятельность и быть независимым от великокняжеской власти. При этом они пользовались поддержкой местного боярства, которое не хотело делиться своими доходами с Киевским князем. Существовавший в Киевской Руси порядок занятияпрестолов в зависимости от старшинства в княжеском роду порождал обстановку нестабильности, неуверенности, что мешало дальнейшему развитию Руси. Нужны были новые формы политической организации государства с учетом сложившегося соотношения политических и экономических сил.

Общая политическая ситуация обострялась в связи с новой внешнеполитической опасностью: место печенегов заняла новая волна половцев. Со второй половины ХI века они совершают набеги на Русь. Но в отношениях их с Русью были долгие периоды мирных отношений. Русские князья и половецкие ханы нередко совершали династические браки между своими сыновьями и дочерьми. В борьбе друг с другом князья нередко обращались к помощи половцев. Вмешательство половцев во внутренние дела Руси способствовало дезорганизации политической жизни.

К 90-м годам ХI века на Руси образовались три враждующие группировки: в Киеве – во главе со Святополком, в Чернигове – во главе с Владимиром Мономахом, в Тмутаракани – во главе с Олегом. В 1093 году объединенные киевско-черниговско-переяславские войска потерпели поражение от половцев, которые нанесли огромный ущерб Руси. Этой ситуацией воспользовался Олег, заключивший союз с половцами и начавший новую междоусобицу, в которую были втянуты все русские земли.

В 1097 году в городе Любече состоялся первый съезд внуков Ярослава, на котором было принято решение, последствия которого обнаружились уже в ХII веке. С одной стороны, было выражено стремление прекратить все войны, с другой – фиксировалось обособление разных частей Руси под властью представителей разных династических линий Рюриковичей и в дальнейшем рассматривалась как юридическое обоснование раздробленности прежде единого государства на отдельные земли (“каждо да держит отчину свою”). Остановить усобицы решения съезда в Любече не смогли. В то же время Любечский съезд положил начало объединению русских военных сил против половцев.

 

в) Русь при Владимире Мономахе

В 1113 году в результате восстания в Киеве на киевский стол был приглашен Владимир Мономах (1113-1125), который фактически участвовал в управлении государством еще при своем отце Всеволоде, а затем оказывал большое влияние на государственные дела при великом князе Святополке и был известен, прежде всего, благодаря военным походам и победам над половцами. Всего же, по собственным подсчетам, он совершил 83 военных похода по Руси, Европе и половецким степям. Одной из главных целей Мономаха являлось объединение сил всех русских князей на борьбу с половцами. Многократными походами против них он достиг того, что половецкая опасность на время ослабла.

Заняв киевский стол, Владимир Мономах стал последовательно восстанавливать утраченные в усобицах государственные полномочия великого князя. Его «Устав», введенный в действие в 1113 году, дополнил “Русскую правду” в сфере регулирования социальных отношений. В период княжения Мономаха составлялся наиболее полный свод русских законов – «Пространная Русская Правда», включавшая в себя грамоту Ярослава новгородцам 1015 г., «Правду Ярославичей» и «Устав» Владимира Мономаха. В “Уставе” было регламентировано положение холопов, закупов и др, упорядочена система взимания процентов ростовщиками. Появились новые статьи о защите собственности. Новый закон строже регламентировал княжескую долю штрафа, чтобы княжеские сборщики не могли злоупотреблять своей властью. Здесь многократно повторяется слово “господин”, которое в равной степени могло относиться как к князю, так и к любому феодалу вообще. Составитель закона стремится оградить не только княжеский домен, но и боярскую вотчину.

После Ярослава Мудрого Владимир Мономах был первым князем, которому удалось восстановить единство Киевской Руси: он удерживал в повиновении своих братьев, непокорных великий князь наказывал лишением уделов. В то же время Древнерусское государство уже не могло существовать в том виде, в котором она была при Ярославе Мудром. В целях укрепления власти он передал своим сыновьям княжеские столы в важнейших политических центрах: Новгороде, Переяславле, Смоленске, Суздале, Владимире-Волынском, требуя полного подчинения себе от представителей других княжеских родов. Князья других ветвей были настоящими вассалами Владимира Мономаха.

В то же время Владимир Мономах не стал вносить изменения в систему наследственных уделов.

Политическое содержание его взглядов наиболее отчетливо было представлено в “Поучении”, где ведущее место занимает проблема организации и осуществления верховной власти. Он призывал сохранять самостоятельность княжений, но в то же время помнить об общерусском единстве и выполнять договоры по борьбе с половцами. Мономах советует будущим великим князьям все дела решать совместно с Советом дружины, не допускать в стране беззакония и “неправды”, правосудие вершить “по правде”. Судебные функции Мономах предлагал осуществлять князю самому, не допуская нарушения законов и проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям населения. Отрицание кровной мести вылилось у него в полное неприятие смертной казни. Мономах разрабатывает поставленную еще Иларионом проблему ответственности князя перед подданными. Во всех спорных случаях он советует отдавать предпочтение миру.

В 1125 году киевский стол занял сын Мономаха Мстислав Великий. Его смерть (1132) подвела черту под эпохой великих киевских государей. Начался период феодальной раздробленности.

В связи с развитием княжеского домена складывается дворцово-вотчинная система управления. Ее возглавлял огнищанин, который занимался двором (отроками) князя, домашним хозяйством и финансами. Огнищанину подчинялся штат слуг (тиунов), ведавших различными отраслями вотчинного управления. Вотчинная администрация могла состоять как из свободных, так и от лично зависимых от князя по договору – рядовичей, а также холопов, челяди. Со временем князья по согласованию с вече поручают этим агентом вотчинного управления выполнение государственных исполнительных и судебных функций. Формируется два центра управления: дворец и вотчина. Все придворные чины являются одновременно государственными должностями в пределах каждого княжества, земли, удела.

 

г) Факторы распада единого государства

Среди факторов, вызвавших распад Древнерусского государства, можно выделить следующие.

Экономические. Сложившаяся к тому времени система натурального хозяйства способствовала изоляции отдельных хозяйственных единиц друг от друга. Каждая из них была самообеспечивающейся, какой-либо значительный товарный обмен отсутствовал.

Социальные. Дальнейшее экономическое развитие отдельных земель и княжеств вело к неизбежным социальным конфликтам. Для их разрешения была необходима сильная власть на местах. Центральная власть не могла содействовать боярству в решении локальных проблем.

Политические. Представители феодальной верхушки (боярство), превратившись из военной элиты (дружинников, княжьих мужей) в феодальных землевладельцев – вотчинников – региональную корпоративную боярско-дружинную верхушку, стремились к политической самостоятельности. Шел процесс “оседания дружины на землю”. В финансовой области он сопровождается превращением дани в феодальную ренту. Важную роль в укреплении положения земель сыграло признание вотчинного права.

Рост и укрепление городов в ХI-ХII веках также ускорили процесс распада Древнерусского государства

Важную роль сыграли и внешние факторы. Одним из них было снижение роли пути “из варяг в греки”, объединявшего вокруг себя славянские земли. Сокращение торговли, постоянные набеги кочевников привели к упадку Киева. В то же время после разгрома Хазарского каганата и печенегов, стабилизации отношений с Византией, а также после походов Владимира Мономаха против половцев внешняя угроза относительно ослабла.

 

Период феодальной раздробленности проходит в постоянном передвижении князей из одного удела в другой. Политическая система Руси приобретает полицентрический характер при сохранении символического значения Киева, княжение в котором было формальным признаком “старейшинства” среди русских князей. Только к концу ХII века княжеские роды начинают владеть постоянно определенными княжествами и вместо перемены одного удела на другой стремятся увеличить свой удел за счет другого.

В результате раздробленности русская государственность стала представлять собой средневековую федерацию – союз князей, оформленных договорными отношениями на началах сюзеренитета-вассалитета. Самостоятельные княжества стали называться землями и по территориальным масштабам были равны западноевропейским королевствам. Они вели собственную внешнюю политику, заключали договоры с иностранными государствами. Титулом Великого князя именовали теперь не только киевских, но и князей других русских земель. В то же время в массовом и элитарном сознании сохранялось представление о Руси как о едином территориальном и духовном целом. Центростремительные тенденции и конфедеративные связи находили свое выражение в деятельности съездов князей, сходстве правовых систем, сохранении православия и единой для всей Руси церковной организации – митрополии (а в отдельных землях епископских кафедр), духовная власть которых не оспаривалась.

 

4. Положение церкви.

Церковную организацию на Руси возглавлял митрополит, имевший резиденцию в кафедральном соборе св. Софии в Киеве. Церковное управление на местах, в политических и административных центрах, осуществлялось епископами, подчиненных митрополиту. Киевская митрополия находилась в юрисдикции Константинопольской патриархии, а также византийского императора, который в церковном и государственно-правовом сознании мыслился как самодержец всех православных. В то же время обширная территория митрополии, ее удаленность от Константинополя и политическая независимость Руси давали русской церкви значительные автономные права. Высшая церковная власть принадлежала митрополиту с собором епископов. В работе церковного собора часто принимал участие великий князь и другие представители династии. Епархии состояли из приходов, возглавляемых священниками. Высшее духовенство, как правило, было греческим по происхождению. Исключение составляли поставленные русскими князьями Иларион и Климент Смолятич. По мнению А. В. Карташева, оценивать факт господства митрополитов греческого происхождения следует положительно. При некоторых неудобствах, проистекавших от незнания ими языка, они сохраняли церковь от распада. Весь период раздробленности протекал в беспрерывных междоусобных войнах, причем на киевском престоле князья постоянно сменяли друг друга. И если бы в их власти было ставить себе митрополитов, то в Русской православной церкви произошли бы такие же неурядицы, как и в политической жизни.

Во время княжения Ярослава Мудрого христианская церковь получила большее распространение и приобрела больший вес в обществе. Первому русскому митрополиту Илариону принадлежит ряд произведений, среди которых особое место занимает “Слово о законе и благодати”. По существу, в этом произведении Иларион излагает государственно-идеологическую концепцию Древней Руси. Расцвет Киевской Руси совпал с окончанием действия последнего мирного договора с Византией, что несколько осложнило отношения между этими государствами. В “Слове о законе и благодати” содержится трактовка Руси как наследницы Римского царства.

Канонизация святых на Руси была средством распространения христианского культа на местных, древнерусских основах. Вместе с тем она имела и политическое значение, так как превращала в объекты поклонения реальных политических деятелей.

Христианство в данный период начало проникать прежде всего в верхние слои русского общества. Особая роль в первоначальном становлении Русской православной церкви принадлежит князьям и боярству. Строительство монастырей происходило как благодаря княжеской религиозной политике, так и частным религиозным устремлениям. Начиная со второй половины ХII в. бояре и другие состоятельные люди основывали церкви и монастыри. Монастыри играли важную роль в миссионерской деятельности и хозяйственном освоении земель. В первой половине ХIII века на Руси было известно до 70 монастырей.

В середине и второй половине ХI века епископии основываются на территориях, которые осваивались киевскими князьями. К 30-40-м годам этого столетия, вскоре после основания Ярославом новой линии укреплений на реке Роси и некоторых успехов в подчинении печенегов, относится создание епископской кафедры в Юрьеве. Эта епископия должна была, очевидно, способствовать христианизации и подчинении Киеву кочевников. В 70-80-е годы XI в. основывается епископская кафедра в Ростове.

После смерти Ярослава Мудрого и установления триумвирата князей: Изяслава в Киеве, Святослава в Чернигове и Всеволода в Переяславле, наряду с киевской митрополией возникли две новые – черниговская и переяславская. Есть упоминания в летописях о митрополите черниговском Неофите (1072), а также о двух переяславских – Леонтии и Ефреме. Существование в Древнерусском государстве одновременно трех митрополий было значительным политическим успехом Ярославичей, навстречу требованиям которых пошел Константинополь..

Тенденции к формированию новых крупных феодальных княжеств привели к тому, что каждая столица княжества претендовала на получение собственной епископской кафедры, и митрополия шла навстречу этим требованиям. Инициаторами создания этих епископий выступали местные князья, которых поддерживали города. Тем самым как бы фиксировалась самостоятельность княжества, подчинение местной церковной организации своему князю, а не “чужому” политическому центру, где находилась до этого кафедра.

К середине ХIII в. на Руси было 16 епархий, в значительной части соответствующих крупным русским княжествам. Структура церковного управления была отлична от византийской. Она соответствовала не византийским принципам административного деления патриархии, а русской государственной структуре, сложившейся в ХI-ХII веках. Если разделение одной митрополии на несколько епархий зависело от решения Константинополя, то выделение новых епископий было в компетенции князей и митрополита.

Активная роль государственной власти при формировании церковной организации сказалась не только в создание ее структуры - митрополичий и епископских кафедр, но и в обеспечении материальных условий их деятельности. Особой формой, в которой происходило отчисление доли поступающих на княжеский двор даней в пользу церкви, была десятина, что означает одну десятую часть всех доходов государства. Церковная десятина отчислялась в том числе от поступлений княжеского суда и от княжеских торговых пошлин. Наиболее раннее упоминание судебной десятины находится в «Краткой правде» ХI века; другие источники ХII-ХIII веков фиксируют судебную десятину в процессе ее отмирания и замены другими способами материального обеспечения церкви. Десятину от даней в ХI-ХII вв. есть основания рассматривать как долю централизованной раннефеодальной церковной ренты, поскольку она собиралась с подчиненных государственной власти земель, где существовала особая территориальная структура волостей и погостов. Наряду с десятиной и появившимися в ХII в. земельными пожалованиями церковь получала от князей большие материальные средства в виде дарений.

Ранние упоминания земельной собственности кафедр и соборов относится к первой половине ХII века. Это несколько позже, чем первые упоминания о земельной собственности монастырей (киевский Печерский монастырь получил в собственность села в третей четверти ХI в.), но примерно тогда же, когда получают земли другие известные монастыри.

В ведении церкви в ХII-ХIII вв. находилась такая важная городская функция, как служба мер и весов. Статья о мерилах в «Уставе» Владимира Мономаха передает в ведомство епископа “городские и торговые” меры, а следовательно, и пошлины с пользующихся этими мерами.

Церкви в Древней Руси принадлежало три больших круга судебных прав, определяемых структурой феодального общества: судебная власть над всем церковным населением Руси по делам, не подлежащим светскому суду (церковное право регулировало семейные отношение и некоторые другие правоотношения); право суда над некоторыми группами населения (церковные люди), независимо от территории, где они жили; судебная власть над населением тех земель, которые были феодальной собственностью церковных организаций. В «Уставе» Ярослава Мудрого каждому преступлению дана денежная оценка с указанием, идет ли штраф епископу или князю. Также в этом документе говориться о превосходстве христианского нравственного вероучения над земной властью, но допускается лишь нравственное ее ограничение. Причем эти ограничения распространялись только на христиан, что же касается язычников, то по отношению к ним княжеская власть являлась абсолютной.

Обобщая сказанное, отметим, что формирование церковной структуры на Руси в конце ХI –ХII вв. явилось процессом внутреннего развития государственного строя. Сама митрополия в Киеве, объединявшая (за исключением короткого периода во второй половине ХI в) всю территорию Древней Руси. В пору феодальной раздробленности церковная система из 11-16 епископий, подчиненных как местным князьям, так и Киеву, в определенной степени компенсировала недостаток политической централизации.

Светская и духовная власть на Руси существовали автономно. Государственная власть способствовала распространению христианства. Сама церковь становится к ХII веку важным субъектом управления, но, в отличие от католицизма, не вмешивается непосредственно в дела светской власти. Такое отсутствие каких-либо ограничений княжеской власти со стороны церкви было унаследовано от Византии. Богослужебная, проповедническая, миссионерская и просветительская деятельность церкви оказывала существенное воздействие на формирование феодального общественного сознания, письменности, литературы. Но все же следует отметить, что в домонгольский период церковь еще не смогла распространить христианский культ на всю территорию Русской земли.

 

5. Культура Руси.

Формирование русской культуры, как и во всем средневековом мире, происходило в рамках городской и сельской общин. Складывание национального самосознания на основе христианства изменяло роль и функции древнерусских городов. Они становятся центрами культурной общности. Мир городской культуры становится более сложным: заимствуются элементы византийского образа жизни. По сравнению с сельским обществом с его изолированностью от внешнего мира, городское общество было более информировано. Начинается строительство монастырей, при их помощи получила распространение письменная культура.

Для русской культуры данного периода характерны следующие черты:

- общая замедленность темпов развития, традиционализм, консерватизм. Медленно совершенствуются производительные силы, господствует натуральное хозяйство, консервирующее уровень общественных отношений;

- сосуществование двух форм религий (двоеверие) – языческой и христианской – налагало печать противоречивости и двойственности на всю русскую культуру;

- русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры, что объясняется интенсивными политическими, экономическими и культурными контактами, а также однотипностью социально-экономических процессов и общностью христианской религии.

Формируясь в раннем средневековье, русская культура возникла как христианская православная. Это совершенно особый тип культуры, хотя в нём прослеживаются черты, родственные христианской культуре Запада. Русь оказалась, по сути, единственной европейской страной, наследовавшей православную византийскую традицию, однако молодость государства, его своеобразная история, изоляция от мира на два века, падение Византии в середине ХV века по-особому скорректировали великое наследие. В русской культуре прослеживается опережающее развитие тех областей творчества, которые строятся на ярком образном ряде – живопись, архитектура, музыка, фольклор. Устоявшиеся православные формы старой византийской культуры наполнились новыми образами, эмоциями, утратив при этом суховатость глубинного интеллектуального наследия.

Начиная с ХI века, широкое распространение получает в городах Руси летописание. Появились первые известные нам русские книги: Владимир Мономах пишет “Поучение”, митрополит Илларион – “Слово о законе и благодати”, Нестор создаёт “Повесть временных лет”, получившую мировую известность. Современник летописца Нестора Даниил совершает путешествие в Палестину. Он оставил описание своего хождения – первое на Руси географическое произведение. “Хождение в Святую землю игумена Даниила” уже в те времена было переведено на французский, немецкий и греческий языки. В ХII веке появляется гениальный памятник древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”, пронизанный идеей необходимости единения, - особенно единения княжеского, сплочения военного и прекращения усобиц. Период со второй четверти ХII века по 1237 год (год нашествия Батыя) был периодом интенсивного становления жанровых и идейных особенностей русской литературы на всём обширном пространстве Русской земли.

Летописец Нестор поведал о создании на Руси, в Киеве, первой государственной библиотеки на Руси. Это событие произошло в 1037 году. Киевский князь Владимир заботился об учении и отдавал детей “лучших людей” в книжное обучение. Ярослав также приказал собрать 300 детей и “учить книгам их”. Это были школы высшего типа – своего рода университеты. Они давали знания по философии, риторике, грамматике. В Киеве существовала и женская школа, где обучали грамоте, ремёслам, пению. При соборах в Новгороде, Чернигове, Суздале, Полоцке, Смоленске, Рязани, Ростове и Владимире появляются библиотеки и мастерские по переписке книг.

В пору превращения христианства в государственную религию Русь уже обладала развитым искусством архитектуры, имевшим глубокие исторические корни. Однако традиционного деревянного зодчества, сложившегося во времена язычества, оказалось недостаточно при феодальном строе и господстве христианской религии. Новым идеологическим задачам более отвечала каменная монументальная культовая архитектура. Культовая архитектура, как и новая религия, пришла из Византии, бывшей в Х-ХI вв. наиболее передовой страной Европы. Таким образом, в создании своей новой художественной культуры Русь обратилась к самому совершенному европейскому источнику. Каменное зодчество меняет облик древнерусских городов. Они укрепляются каменными стенами с наблюдательными башнями и мощными въездными воротами (например, Золотые ворота в Киеве 1037 г.). В городах появляется уличная застройка. Но славу русским городам создаёт именно культовая архитектура.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.