Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды источников МЧП




 

Международный договор как источник международного частного права.

Международные договоры Российской Федерации были включены в российскую правовую систему Конституцией 1993г. Позднее аналогичное положение было закреплено в Законе Российской Федерации "О международных договорах Российской Федерации" 1995г.

Вопросы о том, что следует считать международным договором Российской Федерации, как может быть выражено согласие России на обязательность для неё международных договоров, кто полномочен принимать решение о согласии, каков порядок вступления международного договора в силу для Российской Федерации - относятся к сфере международного публичною права. В курсе МЧП уместно лишь обозначить разные виды юридических договоров (межгосударственных, межправительственных, договоров межведомственного характера), которые осуществляют регулирующее воздействие на гражданские правоотношения, осложненные иностранным элементом.

Как известно, международные договоры принимаются в виде конвенций, пактов и соглашений (например. Конвенция о правовой помощи и правоотношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993г., Общие условия поставок товаров между организациями стран - членов СЭВ 1968-1988гг.). Международный договор является одним из старейших видов источников. Однако до настоящего времени не все авторы согласны с включением международного договора в число источников международного частного права.

Сторонники отнесения к источникам МЧП Российской Федерации только национального законодательства объясняют это тем, что источниками МЧП могут быть только юридические 4юрмы, характерные для национального права. Вместе с тем. Основной закон Российской Федерации - Конституция - включает международные договоры в состав правовой системы РФ, и нет никаких препятствий для включения международных договоров в состав источников МЧП.

Важное значение в настоящее время приобретают как многосторонние, так и двусторонние международные соглашения.

Большинство многосторонних конвенций было разработано в рамках международных организаций. Так, например, в рамках Гаагской конференции по международному частному праву, первая сессия которой была созвана еще в XIX веке, приняты многие соглашения в области брачно-семейных отношений (Конвенция о праве, применяемом к алиментным обязательствам в пользу детей 1956г., Конвенция о признании развода и разлучении супругов 1970г., Конвенция о праве, применяемом к алиментным обязательствам 1973г.), международной торговли (Конвенция о праве, применяемом к международной продаже товаров 1955г.), по вопросу формы завещания (Конвенция о коллизии законов в отношении формы завещания 1961г.), по вопросам гражданского процесса (Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954г.).

Международной организацией, оставившей след в создании многосторонних конвенций по вопросам МЧП, является Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). В процессе её деятельности были подготовлены: Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974г., Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980г., Конвенция о морской перевозке грузов 1978г.

В МЧП различают области, получившие унификацию посредством создания единообразных материальных и коллизионных норм разных государств и имеющие только национально-правовое регулирование. К числу унифицированных областей относится сфера внешне-экономической деятельности, область международных

расчетов, авторское и патентное право, вопросы международного гражданского процесса и международного коммерческого арбитража. Названные сферы обеспечены как национальной, так и международной регламентацией. Так, например, достаточно полно унифицирована сфера интеллектуальной собственности. Приняты Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883г., Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886г., Мадридская конвенция о регистрации товарных знаков 1891г., Всемирная конвенция об авторском праве 1952г., Договор о патентной кооперации 1970г. Российская Федерация является участником всех названных конвенций.

В противовес подробной регламентации интеллектуальной собственности, почти не унифицированы сфера наследственных отношений, отдельные области брачно-семейных отношений, деликтные обязательства. Учитывая специфику данных областей, наличия в них большого числа исторически сложившихся традиций и обычаев, унификация материально-правовых норм в данных сферах правового регулирования представляется затруднительной. Зато унификация коллизионных норм является вполне реальной задачей в ближайшем будущем.

Особое значение для развития сотрудничества государств имеют конвенции о правовой помощи. Преимущественно они направлены на регулирование отношений между физическими лицами. Классическим примером, получившим широкое признание в последние годы, является Конвенция о правовой помощи и правоотношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993г. (часто именуемая "Минской конвенцией" или "Конвенцией стран СНГ"). В 1993 году её участниками было семь государств СНГ, однако до настоящего времени не все подписавшие государства ратифицировали эту Конвенцию. Российская Федерация рати-4)ицировала Минскую конвенцию в 1994 году. С этого времени она вошла в число источников МЧП, содержащих коллизионные нормы (правила о выборе права при установлении право- и дееспособности, о применении законодательства при заключении брака, решении вопроса об объявлении гражданина умершим и др.).

Международный договор, являясь источником МЧП, действует в Российской Федерации без издания специального внутригосударственного нормативного акта (указа, постановления, инструкции), вводящего его в правовую систему России. До недавнего времени в юридической литературе по вопросу трансформации международных норм во внутригосударственные большое внимание уделялось порядку и сущности трансформации. В настоящее время теория трансформации, развитие которой получило начало в 60-е годы, является не столь актуальной в связи с принятием Конституции Российской Федерации 1993г.: статья 15 Конституции закрепила уже отмеченное ранее важное положение о том, что международные договоры Российской Федерации включаются в состав правовой системы Россини Таким образом, ст. 15 Конституции представляет своего рода трансформацию международных норм во внутригосударственную правовую систему России.

Международные договоры, являясь источниками МЧП, могут быть универсальными и региональными. СССР, а позднее - Российская Федерация вошли в число участников ряда важнейших региональных договоров. При существовании СССР в рамках Совета Экономический Взаимопомощи были приняты международные договоры по широкому кругу вопросов: уже упоминаемые Общие условия поставок товаров между организациями стран - членов СЭВ; Общие условия монтажа и оказания других технических услуг, связанных с поставками машин и оборудования между организациями стран - членов СЭВ; Общие условия специализации и кооперирования производства между организациями стран - членов СЭВ и др.

Значение этих соглашений в настоящее время различно: для некоторых стран в отношениях с Россией они имеют факультативный характер (т.е. стороны обязаны сделать в контракте ссылку на Общие условия), для других - императивный.

Примером универсальных договоров может служить Конвенция ООН о договорах

международной купли-продажи товаров 1980г. (в области внешнеэкономической деятельности). Всемирная конвенция об авторском праве 1952г. (в области интеллектуальной собственности).

Закон РФ как источник международного частного права Российской Федерации. Является ли закон Российской Федерации источником МЧП - в этом вопросе ярче всего проявился конфликт сторонников включения материальных внутригосударственных норм в отрасль МЧП и приверженцев характеристики МЧП как системы норм, направленных на преодоление коллизионной проблемы (т.е. не включающих материальные внутригосударственные нормы в систему МЧП).

Ранее уже согласившись с характеристикой МЧП не только по предмету, но и по специфическому методу, в основе которого лежит коллизионная проблема, к источникам МЧП следует отнести лишь те законы Российской Федерации, которые содержат коллизионные нормы. Таким образом, круг источников МЧП в виде внутреннего законодательства будет состоять из Основ гражданского законодательства 1991г., Семейного кодекса 1995г. и других законов, таких, как Кодекс торгового мореплавания 1968г., содержащих, как правило не более двух-трех коллизионных норм.

Относя внутреннее законодательство к источникам МЧП, необходимо, помимо закона, выделить подзаконные акты, которые также могут содержать коллизионные нормы. Иерархия действия правовых норм в МЧП аналогична схеме действия правовых норм в любой национальной отрасли права: юридическая сила правовых норм, включенных в законы, выше юридической силы подзаконных актов. Так, например, если инструкцией о порядке совершения внешнеэкономических сделок будет предусмотрено совершение такого рода сделок без учета "автономии воли" сторон, то будет применяться ст. 166 Основ, закрепляющая принцип "автономии воли" при совершении ВЭС, поскольку Основы имеют приоритет перед Инструкцией.

Основным нормативным актом, представляющим на сегодняшний день источник МЧП Российской Федерации в виде национального закона, является часть 3 ГК России (раздел V), введенная в действие с 1 марта 2002 г.

Учитывая выделение в российской правовой системе отрасли гражданского и семейного права, уместно рассмотреть источник МЧП Российской Федерации в области семейного права. Им является раздел 7 СК РФ 1995г. "Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства".

Итак, большинство авторов, занимающихся проблемами МЧП, различают внутригосударственные и международные источники. К внутригосударственным относят национальное законодательство, национально-правовой обычай, судебный (арбитражный) прецедент.

К международным источникам относятся международный договор и международный обычай. Некоторые ученые в качестве международного источника выделяют и нормоустанавливающис акты межправительственных организаций. Это связано с тем, что, выступая в качестве юридического лица, международная организация вправе осуществлять разного рода сделки (аренду помещений, куплю-продажу, предоставление займа и др.). Эти вопросы регулируются нормами, создаваемыми самой организацией в рамках сё компетенции. Примером могут служить Правила, регулирующие порядок заключения коммерческих сделок от имени ООН 1975г., принятые Организацией Объединенных Наций.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.