Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Издание религиозной литературы и епархиальных ведомостей в Тобольской губернии




В начале века в Сибири уже выходили тобольские, енисейские, забайкальские, иркутские, омские, томские, якутские «Епархиальные ведомости». На их страницах печатались не только теологические и религиозно-нравственные статьи, но и поднимались и обсуждались вопросы жизни общества, социально-нравственные и бытовые проблемы.Однако масштабы издательской деятельности сибирских организаций Русской православной церкви значительно уступали общероссийским. В частности, из 820 названий книг и брошюр, напечатанных в Сибири за три года (1905–1907 гг.), лишь 30 были изданы православными религиозными организациями. Епархиальные ведомости были одним из самых распространенных видов издания в России. Они возникли в 1860-е гг., во время подготовки и проведения реформ, когда власти попытались восполнить недостаточное обращение губернских ведомостей к церковным вопросам. В Сибири ведомости возникли позже, как из-за недостатка полиграфических мощностей, так и из-за отсутствия финансовой поддержки. Между тем меняется отношение правительства к старообрядцам и сектантам, оно становится терпимее, всеобщая либерализация приводит к тому, что старообрядцев перестают разыскивать и преследовать, их браки, справленные по неправославному обряду, признаются законными. С 1883 года правительством дозволяется свободное отправление старообрядческого культа. Для сибирских епархий это означало, что ересь, с которой они так боролись, вышла из тени. Необходимо была срочная мобилизация всех церковных сил, но уже не столько для борьбы против иноверующих, сколько для пропаганды православия, удержания влияния, которое в известной мере было и государственным.

В Сибири раскол был очень устойчив, сюда уже несколько веков сбегали, прячась от никоновских гонений, крестьяне. Достаточно обыденным явлением было нахождение в Сибири «запечатанных» деревень, они жили своей жизнью в глухих местах, тайге, по собственным обычаям и верованиям. В Тобольской губернии были целые раскольничьи села, вообще, раскольники имели большой вес в сибирском обществе, с ними считались не только православные священники, но и представители власти, местная администрация. Раскол после принятия закона о легализации религиозных сект стал увеличиваться. Если в 1881 году в Тобольской епархии насчитывалось 16344 раскольника, то в 1892 уже 54758. Таким образом, издание религиозной печати было необходимостью[87]. Святейший синод в 1881 году утверждает программу епархиальных ведомостей, которой «Тобольские епархиальные ведомости» и будут придерживаться в течение всего периода издания, с 1882 по 1919 год. Как все ведомственные издания, епархиальные ведомости состояли из официального и неофициального отделов. В официальном помещались манифесты, Высочайшие повеления по духовному ведомству, указы и постановления Святейшего Синода, Тобольской духовной Консистории, епархиальные известия, отчеты попечительств, Советов епархиальных и окружных училищ, постановлений съездов, списки учащихся семинарии и училищ. В неофициальном статьи по религиозно-нравственному, церковно-богослужебному, историческому, миссионерскому отделам, хроника. В начале века в журнале появился «Школьный отдел», вызванный необходимостью координировать деятельность приходских школ и училищ, открывшихся в большом количестве в епархии. Иногда, не имея возможности помещать статьи всех отделов в одном номере, редакция чередовала их через один или несколько номеров. С 1885 года стали выпускаться двойные номера ежемесячно. Первый период издания епархиальных ведомостей связан с работой на должности редактора Петра Дмитриевича Головина, ректора духовной семинарии(1845–1910). Деятельность Петра Дмитриевича, превосходного и чуткого педагога, энергичного человека, по достоинству была оценена «Сибирским листком». Современники считали «Тобольские епархиальные ведомости» лучшими в Сибири. Здесь помещали работы по истории Тобольской епархии П. Головин, А. Судницын, Е. Кузнецов, А. Сулоцкий и мн. др. Другие редакторы епархиальных ведомостей– Н. Городков, А. Городков, Г. Тутолмин, А. Зырянов, Я. Афанасьев.

Существуют определенные трудности с идентификацией типа издания. На страницах ведомостей, особенно в «головинский» период, публикуется большое количество описаний монастырей и церквей, сел, летописи приходов,биографии выдающихся деятелей церкви, приводятся итоги краеведческих изысканий. В целом епархиальные ведомости напоминали сборник, судя по обилию историко-краеведческих, этнографических и пр. материалов в нем. Между тем новости из официального отдела о передвижениях по ведомству, статьи-репортажи, в которых рассказывалось о произошедших богослужениях и о проведении церковных праздников в Тобольске и его окрестностях, делали издание более мобильным в новостном плане, чем «Тобольские губернские ведомости» (1857–1918) в первые годы издания.Обилие материалов, внешнее и внутреннее единство двух частей епархиальных ведомостей, стилистика богословского рассуждения, речи, обращения позволяет отнести их к периодике журнального типа.

Событийно-тематическая канва религиозного издания выстраивается вокруг церковного календаря, в котором главными датами становятся религиозные праздники. Кроме того, внутри неофициальной части была епархиальная хроника, в которой также фиксировались некоторые особенности жизни епархии. Однако сделать издание оперативным не получалось, т.к. журнал выходил довольно редко. Объясняя читателям в статье «От редакции» (№ 1, 1882) цели своего издания, редакция говорит о двух целях, соответствующих двум частям ведомостей. Официальный отдел, по представлению редакции, должен был ускорить документооборот и этим облегчить жизнь как церковному начальству, так и священникам. Неофициальный отдел, по их словам, осуществляет цель, которая состоит в том, «чтобы представлять текущую хронику епархиальной жизни и служить органом епархиальной публицистики по наличным местным вопросам, другая служить исторической русской науке путем обнародования и предварительной разработке местных архивных документов, относящихся к разным сторонам нашего прошлого и ближайшим образом к области церковно-исторической» [88].

Исследователи выделяют круг устойчивого интереса редакции к некоторым сферам жизни, как религиозной, так и светской. Е.Н. Коновалова выделяет по характеру публикаций пять основных направлений[89]:

1. Идеологическое с освещением вопросов абстрактно-теологического, конкретно-теологического и религиозно-государственного планов. В издании заметное место занимали материалы, в которых авторы рассуждали о религиозных категориях, о разнице в христианских церквях и пр. (Например, «Об истинном теле и истинной Крови Христовых в св. Евхаристии».)

2. Политическое, в котором шло обсуждение важнейших в обществе проблем переустройства. Епархиальные ведомости в годы первой русской революции и далее, во время появления Государственной Думы, при любых политических беспорядках активно проявляли свою позицию, обращаясь к пастве с увещеванием, с разъяснением, с твердой убежденностью в том, что политический радикализм связан с душевным помутнением.

3. Социально-нравственное направление, где обсуждались вопросы семьи, велась борьба с массовыми народными бедствиями – пьянством, венерическими болезнями, самоубийствами среди молодежи и т.п. Священники описывали случаи чудесных исцелений или беседы с опустившимися крестьянами. Также авторы рассказывали о случаях из практики – например, о попытках лжи и обмана, ухода из семьи и пр. По этим материалам создавался образ корреспондента – верного служителя, скромного священника из небольшого села, оторванного от цивилизации огромным расстоянием.

4. Бытовая сфера, где давались практические советы для повседневной жизни человека: как лечиться грязевыми ваннами, как сделать обувь непромокаемой и пр.

5. Хроника текущих событий, объявления и реклама. С 1914 года появляются объявления о вакансиях на должности церковных приходов. Постоянно публикуются объявления о подписке на газеты и журналы, анонсируются книги.

Если издание в самом начале, в 1880–90-е гг., больше напоминало религиозно-краеведческий сборник, то с появлением острых социально-политических вопросов оно становится более похожим на общественно-политический журнал. События первой и второй русской революций, выборы в Государственную Думу, события русско-японской и первой мировой войнвключили «Тобольские епархиальные ведомости» в центр дискуссии о природе человека и его роли в жизни общества, о сути политических течений и взглядов, о преданности самодержавной власти государства.

Авторами ведомостей были, прежде всего, учителя духовной семинарии, они в основном осуществляли редакторскую и корректорскую работу, члены статкомитета и губернского музея; роль корреспондентов выполняли священники тобольской епархии, описывая свои трудовые будни, также присылали отчеты религиозные деятели из миссий епархии (протоиреи М. Лебедев, М. Боголепов, преподаватели проф. Ивановский, И. Сырцов и др., приходские священники В. Арефьев, В. Тверин, А. Коровин, противораскольничьи миссионеры К. Беллюсов, Н. Богословский, также помещик М. Тарасов и мн. др.).

В целом епархиальные ведомости являлись «литературно-исторической летописью религиозной жизни губернии» (Е.Н. Коновалова). Стойкость и поразительное мужество редакции еще проявится во время революции 1917 года.

Издателями печатной продукции религиозной тематики в Сибири выступали главным образом православные религиозные организации. Наибольший вклад в выпуск печатной продукции вносили Тобольское епархиальное братство св. великомученика Димитрия Солунского и Томское епархиальные братство, располагавшие собственными типографиями. Помимо этого, выходили другие книги духовно-нравственного содержания, в частности биографии деятелей православной церкви (например, «Очерк жития митрополита Тобольского и всея Сибири Иоанна Максимовича 1651–1715» Н. Скосырева (Тобольск, 1904) и др.). Существенное место в издательской деятельности сибирских православных религиозных организаций занимало издание книг и брошюр на языках коренных народов Сибири. Обдорская миссия издавала учебные пособия и религиозно-нравственную литературу на хантыйском и ненецком языках. Серьезную переводческую и издательскую работу вела Тобольская епархиальная комиссия Православного миссионерского общества[90].

После того как в 1894 году (8 января) была основана собственная типография Тобольского Епархиального Братства им. Св. Великомученика Д. Солунского, увеличивается объем печатания религиозной книги ирелигиозно-нравственной литературы – листков, слова, бесед, воззваний, поучений, жития и пр. Тобольское епархиальное братство (учрежденное в 1890 г.) регулярно выпускало «Листки Тобольского епархиального братства». Они выходили тиражами от 15 тыс. до 400 тыс. экземпляров и бесплатно раздавались после религиозно-нравственных чтений при кафедральном соборе, рассылались в тюремные церкви, больницы и другие места. Отдельно издавались книги, посвященные истории семинарий, монастырей, биографиям деятелей церкви, историков. Также Братство с 1902 года выпускало серию непериодических изданий церковно-исторического и церковно-археологического содержания под общим заглавием «Церковное древлехранилище» (1902–1903, 1909). Источником брошюр или оттисков были статьи из «Тобольских епархиальных ведомостей».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1178; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.