Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе 2 страница




По вопросу 5 см.: 1 (С. 304-310), 15 (С. 476-505), 102 (С. 136-145), 104, 36, 42, 53, 91, 11 (С. 108-110, 145), 61, 6 (С. 110-124, 135-139, 145-158, 180, 182), 7 (С. 87-96), 106, 8 (С. 278-301), 68, 94, 9, 38, 72, 84, 95, 20 (Ч. 2. С. 497-585), 28, 66, 99 (Гл.10, 11).

По вопросу 6 см.: 29, 49, 68, 42, 104, 105, 40 (С. 141-145), 106, 43, 53, 58, 59, 74, 92, 80, 94, 77, 85 (С. 164-175).

По вопросу 7 см.: 8 (С. 301-314), 15, 91, 52, 55, 69, 73, 87, 98, 25 (С. 311-330), 9, 31, 102 (С. 29-31, 96-113, 238), 35, 40 (С. 135-141), 74, 53, 79, 45, 80, 88, 89, 41, 83, 46, 86, 38.

По вопросу 8 см.: 108, 60, 9, 81, 74, 35, 45, 80, 83, 101.

По вопросу 9 см.: 1 (Гл.2.3), 8 (С. 43-75, 314-329), 11 (С. 5-24, 69-72, 92-93, 96-97, 119-121, 145, 147), 51, 101, 9, 36, 50, 60, 90, 27 (С. 333-338), 101, 102 (С. 35-43, 155-177, 232-234), 34, 28, 3, 98, 64, 88, 30, 88, 99 (Гл. 8), 46, 76, 77, 86, 97, 107, 66.

 

 

Источники и литература

 

Учебники

 

1. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 2-е изд. М., 1997* (Здесь и далее звездочкой* помечены издания, имеющиеся в библиотеке института).

2. Философия: Учебник для высш. учеб. заведений / Отв. Ред. В.П. Кохановский. Ростов н/Д., 1997*.

3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. 2-е изд. М., 2001.

4. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2002.

 

Учебные пособия

 

5. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991*.

6. Актуальные проблемы культуры ХХ века: Курс лекций для негуманитарных специальностей. М., 1993*.

7. Запад и Восток. Традиции и современность: Курс лекций для негуманитарных специальностей. М., 1993*.

8. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Е.В. Попов. М., 1995*.

9. Малькова Т.П., Фролова М.А. Введение в социальную философию: Учеб. пособие для студентов. М., 1995.

10. Черных Ю.А., Черных В.Ю. Философия истории: новые подходы: Учеб. пособие / Западно-Уральский институт экономики и права. Пермь, 1997*.

11. Черных В.Ю., Шестова Т.Ю. Курс лекций по культуроло-гии / Западно-Уральский институт экономики и права. Пермь, 2001*.

12. Канке В.А. Философия: Учеб. пособие для высш. и средних спец. учеб. заведений. М., 2001.

 

Справочная литература

 

13. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицаков. Мн., 1998*.

14. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. М., 1999*.

15. Волков Ю.Г., Поликарпова В.С. Человек: Энцикл. словарь. М., 1999*.

16. Алексеев П.В. Философы России ХIХ–ХХ столетий. Биографии, идеи, труды. 3-е изд. М., 1999*.

17. Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995.

18. Философская энциклопедия. Т. 1-5. М., 1960 – 1970.

 

Источники

 

19. Антология мировой философии: В 4-х т. М., 1969 – 1972.

20. Мир философии: Книга для чтения: В 2-х ч. М., 1991.

21. Сумерки богов /Ф. Ницше, З. Фрейд, А. Камю, Ж.-П. Сартр. М., 1990.

22. Аналитическая философия: Тексты. М., 1996.

23. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения / Сост. П.Г. Гуревич. М., 1991.

24. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век /Сост. П.Г. Гуревич. М., 1995.

25. Философия истории: Антология /Сост. Ю.А. Кимелев. М., 1995.

26. Философия истории в России: Хрестоматия. М., 1996.

27. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: Хрестоматия по истории российской общественной мысли ХIХ и ХХ веков / Сост. Н.Г. Федоровский. 2-е изд. М., 1997.

 

Статьи и монографии

 

28. Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Уходящий век: итоги и надежды // Вопросы экономики. 2000. № 12*.

29. Ананьин О.И. Экономическая наука в зеркале методологии // Вопросы философии. 1999. № 10*.

30. Андрюшенко М.Т. Познавательная деятельность в зеркале непознавательных феноменов // Философия и общество. 2001. № 3*.

31. Антипьев А.Г. Основные условия эффективного управления учебным процессом // ВУЗ. ХХI век: Науч.-информ. вестник. Вып. 1 / Западно-Уральский институт экономики и права. Пермь, 2001*.

32. Арон Р. Марксизм и метанаука // Философия и общество. 2001.№ 1*.

33. Арон Р. Философия истории // Философия и общество. 1997. № 1*.

34. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. 1990. № 1,2.

35. Бердяев Н.А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М., 1990.

36. Бордюже В.В., Болотова И.В. Ликвидация цифрового неравенства – одна из основных задач формирования информационного общества ХХI века // ВУЗ. ХХI век: Науч.- информ. вестник. Вып. 2 / Западно-Уральский институт экономики и права. Пермь. 2001*.

37. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Вопросы философии. 2000. № 4*.

38. Бязрова Дж. Б. Прогресс. Человек. Свобода // Философия и общество. 2001. № 1*.

39. Василенко Ю.В. и др. Научная философия в ХХI веке: итоги и перспективы // Философия и общество. 2001. № 1*.

40. Васильев Л.С. Генеральные очертания исторического процесса (эскиз теоретической конструкции) // Философия и общество. 1997. № 1*.

41. Гобозов Ф.И. Проблема регулирования межэтнических конфликтов в некоторых странах Запада // Философия и общество. 2001. № 1*.

42. Гращенкова Т.Н. Устойчивое развитие: какой должна быть стратегия России // Вопросы философии. 1996. № 10.

43. Гринин Л.Е. Формации и цивилизации // Философия и общество. 1997. № 1; 2000. № 4; 2001. № 1-3*.

44. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.

45. Денисов В.В. Диалектика свободы: критерии и приоритеты (Проблемы иерархии прав человека) // Философия и общество. 2000. № 4*.

46. Жукоцкий В.Д. Русская интеллигенция и религия: опыт историсофской реконструкции смысла // Философия и общество. 2001. № 1*.

47. Зиммель Г. Проблемы философии истории // Философия и общество. 1997. № 1*.

48. Игнатов А. Русская философия истории: романтический консерватизм // Вопросы философии. 1999. № 11*.

49. Иноземцев В.Л. Собственность в постиндустриальном обществе и исторической ретроспективе // Вопросы философии. 2001. № 12*.

50. Исаченкова А.И. Информационная культура в системе профессионального становления специалиста гуманитарного профиля // ВУЗ. ХХI век: Науч.-информ. вестник. Вып. 1 /Западно-Уральский институт экономики и права. Пермь, 2001*.

51. Кайдалов В.А. Деятельность, творчество, культура // Новые идеи в философии. Пермь, 1992.

52. Кайдалов В.А. Философия образования в педагогической деятельности // ВУЗ. ХХI век: Науч.-информ. вестник. Вып. 1 /Западно-Уральский институт экономики и права. Пермь, 2001*.

53. Капица С. Модель роста населения Земли и экономическое развитие человечества // Вопросы экономики. 2000. № 12*.

54. Кареев Н. Основной вопрос философии истории. Критика историософических идей и опыт научной теории исто-рического процесса // Философия и общество. 1997. № 1*.

55. Качуровский В.И. Гуманитарная образованность специалиста ХХI века // ВУЗ. ХХI век: Науч.-информ. вестник. Вып. 1 / Западно-Уральский институт экономики и права. Пермь, 2001*.

56. Кертман Л.Е. Законы исторических ситуаций // Вопросы истории. 1971. № 1*. (В библиотеке ЗУИЭП есть электронная версия данной статьи).

57. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.

58. Комаров В.Д. Основы философии техники // Философия и общество. 2001. № 1*.

59. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989.

60. Коротков Н.З. Моральное и правовое сознание в новом переходном состоянии России // Гуманитарные науки и современность: Сб. науч. тр. Т.1 / Западно-Уральский институт экономики и права. Пермь, 1999*.

61. “Круглый стол” журнала “Вопросы философии”, посвящен-ный обсуждению книги Н.Н. Моисеева “Быть или не быть… человечеству?» // Вопросы философии. 2000. № 10*.

62. Крымский С.Б. Метаисторические ракурсы философии истории // Вопросы философии. 2001. № 6*.

63. Малинецкий Г.Г. Нелинейная динамика – ключ к теоретической истории? // Общественные науки и современность. 1996. № 4.

64. Маслин М.А. Русская культура и принцип народности искусства // Философия и общество. 2001. № 3*.

65. Могильницкий Б.Г. Историческая альтернативность: методологический аспект // Новая и новейшая история. 1990. №3.

66. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

67. Ойзерман Т. И. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы // Вопросы философии. 2001. №2*.

68. Олейников Ю.В. Природный фактор исторического бытия России // Философия и общество. 2001. № 3*.

69. Орачева Е.А. Правовое регулирование негосударственного образования // ВУЗ. ХХI век: Науч.-информ. вестник. Вып. 1 / Западно-Уральский институт экономики и права. Пермь, 2001*.

70. Орлов В.В. Философия и политическая экономия
// Философия и общество. 1999. № 2.

71. Панарин А.С. Смысл истории // Вопросы философии. 1999. № 9*.

72. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.

73. Подлужная М.Я. Экономические аспекты охраны здоровья населения // ВУЗ. ХХI век: Науч.-информ. вестник. Вып. 3 /Западно-Уральский институт экономики и права. Пермь, 2002*.

74. Попов Г.Х. О модели будущего России // Вопросы экономики. 2000. № 12*.

75. Прытков В.П. Оправдание синергетики // Вопросы философии. 2001. № 4*.

76. Разин А.В. Основания комплементарной этики // Философия и общество. 2000. № 4*.

77. Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. 2001. № 3*.

78. Розов Н.С. Уровни репрезентации и форма исследовательской программы теоретической истории // Философия и общество. 2001. № 3*.

79. Роллз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

80. Романенко М.В. Криминализация общественных отношений социума России // Философия и общество. 2001. № 3*.

81. Рочев С.С. Вещный характер права интеллектуальной собственности // ВУЗ. ХХI век: Науч.-информ. вестник. Вып. 5 / Западно-Уральский институт экономики и права. Пермь, 2002*.

82. Русская идея: Сб. ст. М., 1992.

83. Руссо Ж.-Ж. Рассуждения о происхождении неравенства
// Философия и общество. 2001. № 3*.

84. Самсонов А.А. На пути к ноосфере // Вопросы философии. 2000. № 7*.

85. Семенов Ю.И. Всемирная история как единый процесс развития человечества во времени и пространстве
// Философия и общество. 1997. № 1*.

86. Семенов Ю.И. Личность, общество, культура // Философия и общество. 2001. № 3*.

87. Сирина Н.М. Государственная аккредитация Западно-Уральского института экономики и права и перспективы его развития // ВУЗ. ХХI век: Науч.-информ. вестник. Вып. 1
/ Западно-Уральский институт экономики и права. Пермь, 2001*.

88. Соловьев В.С. Жизненный смысл христианства // Философ-ские науки. 1991. № 3*.

89. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.

90. Степин В.С. Культура (статья для философской энциклопедии) // Вопросы философии. 1998. № 8*.

91. Стерледев Р.К. Глобальный экологический кризис и проблема статуса человека // Гуманитарные науки и современность: Сб. науч. тр. Вып. 2 / Западно-Уральский институт экономики и права. Пермь, 2002*.

92. Суслов М.Г. Как будет сказываться глобализация на экономике России // ВУЗ. ХХI век: Науч.-информ. вестник. Вып. 3 / Западно-Уральский институт экономики и права. Пермь, 2002*.

93. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

94. Трансформации в современной цивилизации: постиндуст-риальное и постэкономическое общество (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2000. № 1*.

95. Урсул А.Д. На пути к информационно – экологическому обществу // Философские науки. 1991. № 5*.

96. Федотова В.Г. Типология модернизаций и способы их изучения // Вопросы философии. 2000. № 4*.

97. Филимонов С.Л. Символ и его роль в коммуникации // Философия и общество. 2000. № 4*.

98. Хеннер Е.К. Образование и новые информационные тех-нологии – мечты и реальность // ВУЗ. ХХI век: Науч.-информ. вестник. Вып. 1 / Западно-Уральский институт экономики и права. Пермь, 2001*.

99. Хорев В.И. Основы философии: Учеб.-метод. пособие для студентов технических вузов. Пермь, 1996*.

100. Хухрин А.С. и др. Проблема активного управления ситуациями // Философия и общество. 2000. № 4*.

101. Черных В.Ю. Аксиология истории и русская идея
// Гуманитарные науки и современность: Сб. науч. тр. Т.1.
/ Западно-Уральский институт экономики и права. Пермь, 1999*.

102. Черных В.Ю. Аксиология истории России: современная отечественная история в свете теории ценностей. Пермь, 1999*.

103. Черных В.Ю. Социологические законы и исторические ситуации // ВУЗ. ХХI век: Науч.-информ. вестник. Вып. 4
/ Западно-Уральский институт экономики и права. Пермь, 2002*.

104. Черных В.Ю. Экономическая стратегия и геополитика
// ВУЗ. ХХI век: Науч.-информ. вестник. Вып. 3 / Западно-Уральский институт экономики и права. Пермь, 2002*.

105. Шешукова Т.Г., Грибанов С.В. Сущность управления и его состояние в малом бизнесе // ВУЗ. ХХI век: Науч.-информ. вестник. Вып. 3 / Западно-Уральский институт экономики и права. Пермь, 2002*.

106. Шмелев Н. Россия и Европа на пороге ХХI века // Вопросы экономики. 2000. № 12*.

107. Шерер Ю. В поисках «христианского социализма» в России // Вопросы философии. 2001. № 12*.

108. Щенникова Л.В. Проблема построения системы принципов российского гражданского права // ВУЗ. ХХI век: Науч.-информ. вестник. Вып. 5 / Западно-Уральский институт экономики и права. Пермь, 2002*.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Философия как мировоззрение.

2. Функции философии, ее роль в жизни человека и общества,
культуре, современной системе научного знания.

3. Основные разделы и проблемы философии.

4. Особенности индийской философии.

5. Главные школы и идеи китайской философии.

6. Древнегреческая натурфилософия. Гераклит. Демокрит.

7. Пифагор. Школа Сократа. Платон. Аристотель.

8. Философия Средневековья. Августин Блаженный. Фома Аквинский.

9. Философия эпохи Возрождения.

10. Новоевропейская философия. Ф. Бэкон. Р. Декарт.

11. Философия эпохи Просвещения. Ф. Вольтер. Д. Дидро.

Ж.-Ж. Руссо.

12. Философия И. Канта

13. Философия Г. Гегеля.

14. Философия Л. Фейербаха.

15. Философия марксизма.

16. Философия жизни. А. Шопенгауэр. Ф. Ницше.

17. Психологическое направление в философии. З. Фрейд. К. Юнг.

18. Философия О. Конта. Позитивизм и неопозитивизм.

19. Религиозная философия ХХ в. Неотомизм. Тейярдизм.

20. Экзистенциализм. Ж.-П. Сартр. А. Камю. К. Ясперс.

21. Особенности развития отечественной философии.

22. Русская философия ХIХ в. Философские взгляды западников и славянофилов, революционеров- демократов. В.И. Ленин. А.А. Богданов.

23. Русская религиозная философия. В.С. Соловьев. Н.А. Бердяев.

24. Русская идея и общественный идеал в русской религиозной философии. И.А. Ильин. П.А. Флоренский. С.Н. Булгаков.

25. Русский космизм. Н.Ф. Федоров. К.Э. Циолковский.
В.И. Вернадский.

26. Бытие и его формы. Материальное и идеальное.

27. Современная научная картина мира. Материя и уровни ее структурной организации.

28. Движение, его формы. Пространство и время.

29. Развитие и диалектика. Динамические и статистические законы.

30. Сознание, его происхождение и сущность.

31. Проблема истины в философии. Чувственное, рациональное и иррациональное познание.

32. Философия науки. Методы научного познания.

33. Сущность и смысл жизни человека. Сознание, самосознание и личность.

34. Основные проблемы теории ценностей.

35. Общество как сложная система. Основные философские

подходы к пониманию общества и его истории.

36. Формационная теория общественного развития.

37. Глобально-цивилизационный подход к истории. Теория модернизации и концепция постиндустриализма. Д. Белл.
А. Тоффлер.

38. Глобальные проблемы современности и будущее челове-чества. Римский клуб. Идея общества устойчивого развития.

39. Локально-цивилизационный (культурно- исторический) подход к развитию общества. Теории Н.Я. Данилевского,
О. Шпенглера, А. Тойнби.

40. Истоки, настоящее и будущее российской цивилизации. Философские взгляды Л.Н. Гумилева.

41. Экономическая сфера жизни общества, ее структура, функционирование и развитие.

42. Специфика экономического развития России в прошлом, настоящем и будущем. Менеджер ХХI века.

43. Социальная структура общества и ее историческое развитие. Типы социальных групп.

44. Человек в системе социальных связей. Современные проблемы семьи, здравоохранения, образования, социаль-ной справедливости.

45. Политическая сфера жизни общества, ее структура и историческая эволюция. Политика, право и мораль.

46. Демократия, правовое государство и гражданское общество в мировой истории и современной России.

47. Философское понятие культуры. Деятельностный и аксио-логический подходы к ее определению.

48. Духовная сфера жизни общества, ее структура, функцио-нирование и типология. Специфика русской культуры.

 

 

Словарь персоналий и понятий

 

Внутренние ссылки в словаре выделены курсивом, наиболее важные термины – жирным шрифтом.

 

Абсолют (лат. absolutus - безусловный)– понятие, обозначающее бесконечную духовную первооснову и первоначало всего сущего, полноту бытия и совершенство.

Абстрагирование (лат. abstractio – удаление, отвлечение) – отвлечение от несущественных свойств и связей изучаемого объекта с целью выделения наиболее важных для решения теоретической (или практической) задачи характеристик объекта.

Автономия (греч. autonomia – самоуправление) – широкое внутреннее самоуправление, предоставляемое отдельной национальности, компактно проживающей в пределах государства.

Авторитаризм – единоличная или групповая диктатура.

Административно-командная система – система управления экономикой и другими сферами жизни общества, отрицающая (или сильно ограничивающая) демократию; централизованная и бюрократическая, т.е. опирающаяся на исполнительные (а не законодательные или контрольно-судебные) органы власти и слабо учитывающая мнение, инициативы и интересы подчинённых структур, коллективов, отдельных людей.

Агностицизм (греч. a+gnosis – частица отрицания+знание) – отрицание возможности достоверного познания сущности объектов.

Аграрное общество (аграрная цивилизация) – см.: цивилизация.

Аксиология (греч. axia+logos – значимость+учение) – теория ценностей. Ее становление как самостоятельной философской дисциплины происходит в конце XIX в. в Германии, во Франции и в России. Среди родоначальников следует назвать Г. Риккерта и В.С. Соловьева. Большой вклад в ее развитие в ХХ в. внесли М. Вебер, П.А. Сорокин,
Н.О. Лосский, М. Шелер и др. Термин «аксиология» появляется в 1902 г. Теорию ценностей можно считать как мерой по преодолению кризиса европейской культуры рубежа ХIХ/ХХ вв., так и заявкой на осмысление истории и места человека в мире. Классическая аксиология исходит из того, что человек для ориентации в мире так или иначе оценивает все явления, с которыми ему приходится сталкиваться. Оцененные и осмысленные явления природы и общественной жизни, идеи и продукты культуры, ценимые человеком (больше других) получили название культурных или имманентных (т.е. присущих человеку, созданных человеческим разумом) ценностей. В то же время сама способность создавать и правильно оценивать культурные ценности обусловлена наличием (в Космосе) особого вневременного и неизменного мира абсолютных или трансцендентных ценностей, проявляю-щихся, раскрывающих свой смысл в деятельности человека.

В течение ХХ в. развивалась как данная точка зрения, так и другая, считающая ценности результатом взаимодействия людей. Согласно ей, ценности можно определить как устойчивые информационные комплексы, складывающиеся в процессе ориентационной межсубъектной деятельности и выражающие отношение личности или социальной общности к миру, социуму, группе, человеку в форме оценки (значимости), нормы или идеала. Одной из центральных проблем аксиологии была и остается задача построения системы и иерархии ценностей. В самом общем виде такая иерархия представлена в таблице 5приложения. Наибольший вклад в обоснование принципов градации ценностей внес М. Шелер. Разработанная им система ценностей представлена в таблице 4 приложения. Сегодня появилось новое направление в исследовании мира ценностей – конструктивная аксиология. Она пытается ответить на вопрос о причинах изменения не только оценок и норм, но и идеалов, т.е. наиболее устойчивого высшего класса ценностей, а также спрогнозировать появление новых идеалов, раскрывающих смысл человеческой деятельности.

Анализпознавательная процедура мысленного расчленения целого на части. Противоположен синтезу.

Аналогия – сходство различных вещей по некоторым параметрам. В познании рассуждение по аналогии используется для выдвижения гипотез.

Античная философиядревнегреческая и древнерим-ская философия.

Антропогенное общество (антропогенная цивилиза-ция)см.: постиндустриализм, цивилизация.

Антропология (греч. antropos+logos – человек+учение) – учение о человеке, философская теория человека.

Антропоцентризм – трактовка человеческого бытия как цели развития мира, а положения человека в мире – как центрального.

Арабская философиясм. ислам.

Аристотель – древнегреческий философ IV в. до н.э., учился у Платона, воспитатель Александра Македонского. Виднейший представитель и систематизатор античной философии. См.: древнегреческая философия.

Архетип – одно из базовых понятий в философии К. Юнга.

Атеизм – отрицание Бога.

Атрибут – неотъемлемое сущностное свойство субстанции.

Ассимиляция – слияние одного этноса (народа) с другим, с утратой одного из них своего языка, культуры, национального самосознания. Может быть естественной и искусственной (насильственной).

Бадараянадревнеиндийский философ VI в. до н.э., один из легендарных основателей веданты.

Белинский Виссарион Григорьевич – русский философ, революционер-демократ XIX в.

Бердяев Николай Александрович – представитель русской религиозной философии конца XIX – середины XX вв.

Биполярный миропорядок – утверждение после второй мировой войны двухполюсной структуры международных отношений в виде противостояния двух общественно-политических систем, двух сверхдержав (СССР и США) и военных блоков с соответствующими геополитическими сферами влияния.

Блаватская Елена Петровна – русский религиозный философ XIX в., создательница теософии (философии божественной мудрости) – эзотерической (тайной религиозно-философской) системы, в которой она попыталась соединить корни всех религий, достижения древнеиндийской и современной европейской философии.

Богданов (псевдоним Малиновского) Александр Александрович – русский и советский философ-марксист, автор тектологии, или всеобщей организационной науки – непосредственной предшественницы кибернетики (теории управления).

Булгаков Сергей Николаевич – представитель русской религиозной философии конца XIX – середины XX вв. Автор работ по теологии, экономическому обоснованию теории христианского социализма и др.

Будда – см.: древнеиндийская философия.

Буддизмсм.: древнеиндийская философия.

Бытие – свойство вещи существовать, быть в наличии. Противоположные понятия: небытие, сознание. Бытие – одна из наиболее важных и сложных философских категорий. Уже в древнегреческой натурфилософии различалось бытие по мнению, т.е. существование, и бытие по истинесущность. Сегодня, как правило, различают следующие формы бытия: существование (все сущее, в т.ч. и вымышленное), действительность (то, что существует на самом деле), реальность (сущность, главное в вещи). Поиск сущности бытия порождает понятие субстанции – первоосновы мира. По отношению к субстанции философские направления разделяются на материализм (где субстанцией считается материя) и идеализм (где под субстанцией понимается идея, идеи, сознание или Бог), а также на монизм (признание одной субстанции) и плюрализм (признание нескольких оснований мира). Наиболее распространенной формой плюрализма является дуализм, признающий равенство материального и идеального. Религиозные картины мира строятся на базе идеалистического монизма, а большинство научных картин мира – на основе материализма. В то же время сегодня усиливается тенденция к плюрализму в научном мировоззрении. В древней и средневековой философии преобладал идеализм и теоцентризм. В философии Нового времени число материалистических и плюралистических концепций возрастает. В философии ХХ века акцент смещается с проблем бытия и познания к вопросу о месте человека в мире. См. также: материя, диалектика.

Бэкон Фрэнсис – английский государственный деятель XVII в. Представитель философии Нового времени, родоначальник современного эмпиризма.

Вебер Макс – немецкий философ и социолог конца XIX – первой трети XX вв., родоначальник концепции социального действия в понимании природы общества. Внес заметный вклад в развитие аксиологии и других областей обществознания. Не отрицая значения экономики, он постарался доказать, что не меньшую роль в истории играют политика и культура. К примеру, он показал влияние протестантской этики XVI в. с ее идеями рационализма и честного предпринимательства (как служения Богу, а не средства наживы) на формирование капиталистических отношений в Западной Европе. Согласно Веберу, новоевропейская буржуазная цивилизация, сложившаяся в XVI-XVIII вв., стала результатом уникального сочетания экономических, политических, духовных и иных факторов. Такой плюралистический (когда выделяются не одно, а несколько оснований развития мира или общества) подход получил условное название «теории факторов».

Ведантасм.: древнеиндийская философия.

Вернадский Владимир Иванович – русский и советский философ ХХ в., представитель русского космизма, автор концепции ноосферы (сферы разума), согласно которой челове-чество по мере своего развития превращается из биологического сообщества в мощную био-гео-космическую силу.

Вече – народное собрание на Руси. Как орган законода-тельной власти с X-XII вв. уступает своё место князьям. Сущес-твовало до XIV в. (в Пскове и Новгороде – до начала XVI в.).

Возрождениесм.: философия Возрождения.

Вольтер – настоящее имя Франсуа Мари Аруэ, французский философ-просветитель XVIII в.

Воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие человека с целью его подготовки к профессиональной, общественной и культурной деятельности.

Время – совокупность отношений, характеризующая последовательность и длительность явлений или состояний.

Гегель Георг Фридрих Вильгельм – представитель немецкой классической философии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.128 сек.