Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая психология и политическая культура




§ 1. Политическая психология и политическое участие

Термин «политическая психология» используется для обозначения определенных сфер общественного и индивидуального сознания, содержание которых образуют политические настроения, ценности, мотивы политической деятельности и т.д.

Политическая психология, следовательно, представляет собой практическое сознание, ту совокупность духовных образований, которые способствуют выработке у человека непосредственных мотивов и установок политического поведения. Если идеология является продуктом специализированного сознания, теоретической деятельности группы, то политическая психология формируется в процессе непосредственной активности граждан, на основании их практического взаимодействия между собой и институтами власти. Поэтому в содержании политической психологии доминирующую роль играют чувственные и эмоциональные элементы сознания, которые ориентируют ее, как правило, на отражение не столько перспективных, сколько насущных интересов людей.

В структуре политической психологии можно выделить две части: 1) устойчивую часть, включающую в себя такие относительно стабильные психологические феномены, как психологический склад личности и этноса, политические нравы и т.п. и 2) динамическую часть, включающую такие более подвижные, изменяющиеся в ходе развития политического процесса компоненты, как политические эмоции, чувства, переживания, ожидания и др. Обе эти части тесно взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют между собой.

Побудительными силами, вовлекающими людей в политику, являются их разнообразные потребности в обеспечении материальных и духовных условий жизнедеятельности. Кроме того, особое место в структуре индивидуальной и массовой политической психологии занимают мотивы политического поведения, выполняющие функцию вербального (словесного) формулирования целей и программы политической активности. В качестве мотивов политических действий граждан выступают идеалы, принципы и нормы. Идеалом принято называть образец, высшую цель, определяющую способ мышления и деятельности отдельной личности или социальной группы. Идеалы, как правило, отражают идеологию данного общества. Принципы - это основные правила поведения, принятые человеком лично для себя или закрепленные этическими установками социальной группы. Нормами называются разнообразные правила и требования, вырабатываемые социальной общностью и регулирующие поведение ее членов.

Наибольший интерес для политических психологов представляет изучение политического участия граждан, т.е. их влияние на формирование и деятельность государственных органов, других политических институтов, политической системы в целом. В политическом участии получают практическое выражение их потребности и мотивы поведения.

Существуют различные типологии форм политического участия. По признаку масштабности политического участия различают вовлеченность граждан в решение политических проблем местного, регионального, государственного или международного уровня. По степени интенсивности политического участия выделяют деятельность граждан в качестве активистов политических партий, организаций, движений, рядовых участников этих структур, «только голосующих» на выборах людей, а также «неактивных» членов общества, воздерживающихся от всех форм политического участия. С точки зрения степени соответствия форм политического участия принятым в данной стране юридическим нормам они могут быть конвенциональными (законными) и неконвенциональными (незаконными). По степени свободы граждан, вовлеченных в те или иные формы политического участия, последние подразделяются на автономные, т.е.

: представляющие собой добровольную политическую деятельность людей, и мобилизационные, т.е. основанные на принудительном вовлечении членов общества в политические акции.


§ 2. Политическая культура,

ее социальная сущность и структурные компоненты

Политическая культура является составной частью политической системы любого общества. Как специфический вид человеческой деятельности, она включает в себя всю совокупность I политических норм и ценностей, выражающих интересы данного общества и его слоев, а также и сам процесс создания I этих норм и ценностей, их распространения и усвоения обществом. Она дает социально-политический прогноз возможного | развития событий и поведения людей в обществе. Особенность | политической культуры заключается в том, что она представляет I собой не просто политику или политический процесс в их реальном воплощении, а совокупность представлений определенной! национальной или социально-политической общности о мире политики в целом, политической жизни, ее законах. На политическую культуру влияют не только реальные действия тех или иных I правительств и государств, партий и общественно-политических движений, но и то, как эти политические меры воспринимаются I народом, оцениваются людьми.

Итак, политическая культура проявляется в политическом по-1 ведении основной массы населения, она обеспечивает поддержку 1 обществом существующей политической системы, а следователь-1но, ее возможность эффективно функционировать.

Следует, однако, иметь в виду, что в определенных исторических условиях содержание политической культуры может стать фактором, подрывающим данную политическую систему, взрывающим общество, вплоть до замены политической системы (установление фашизма в Германии, большевизма в России и др.).

Политическая культура - одно из самых комплексных понятий современной политологии. Наиболее заметную роль в ее формировании играют политические традиции, политическое сознание, стереотипы политического поведения, политические институты, средства массовой информации и др.

Развитие политической культуры и общества в целом - процессы взаимосвязанные. Вместе с тем она обладает относительной самостоятельностью: может ускорить или замедлить социально-политические и даже экономические процессы, стать катализатором политических перемен. Поэтому правильная оценка ее уровня - весьма актуальная задача. Без всестороннего анализа политической культуры невозможно составить адекватное представление о сущности политических процессов, выявить глубинные факторы и тенденции их развития.

В мире существуют самые разнообразные политические культуры. Отличие их друг от друга определяется не только типами обществ, в которых они функционируют, но и особенностями составляющих их элементов. Важно понять, что политическая культура может дать отдельному человеку или социальным группам основные принципы политического поведения, которые открывают возможности чувствовать себя политически компетентными, дееспособными выражать согласие или несогласие с проводимой политикой.

Рассмотрим некоторые элементы, которые формируют политическую культуру, их содержание и особенности проявления в различных странах. Возьмем, например, политические традиции, которые совершенно неодинаковы даже в соседних государствах Западной Европы. Так, в Англии традиционно почитается монархия, во Франции - республика, в Латинской Америке общей чертой политических традиций является ведущая роль армии и военные перевороты. В арабских странах огромно влияние ислама, а в России непреодолимой традицией остается стремление

I решать все проблемы немедленно, пренебрегая законом и правом, I нередко через насилие (вспомним события октября 1917 г., августа 1991 г., октября 1993 г.).

Одним из ведущих и динамичных элементов политической I культуры является политические сознание. Уровень политического сознания людей называется политической ментальностью. В его развитии преобладает эволюция, но могут быть и I скачки, взрывы. Взрывы происходят в результате «обвального» [ крушения некоторых, игравших ранее ведущую роль популярных \ идей, когда обнаруживается их явное несоответствие реальности.Так произошло с идеями социализма в бывшем СССР и в странах Центральной Европы.

Разработка новых идеологических концепций - непрерывный, и сложный процесс. Политические представления могут иметь [теоретически систематизированный характер, основываться на объективных знаниях (в частности, на таких, которые дает политология как наука). Вместе с тем, политические представления существуют и на уровне обыденного сознания, в том числе в виде • чувств, настроений и т.д. Источниками их формирования может

быть и правдивая информация, и слухи, и дезинформация. Большое влияние оказывают такие социальные институты, как семья, школа, церковь, средства массовой информации и коммуникации. В неразрывной связи с уровнем политического сознания находятся такие элементы политической культуры, как стереотипы политического поведения. Большинство людей в каждом обществе примерно одинаково представляют, что можно себе позволить, а что I нельзя, что законно, а что незаконно, и действуют обычно сообразно $ своим принципам. Политическое поведение проявляется в различных формах активности или пассивности, может быть позитивным | или негативным. Так, негативное политическое поведение проявляется в неконтролируемых всплесках эмоций, вызываемых отсутствием так называемой культуры несогласия, когда борьба идет не против определенных идей, а против лиц, высказывающих эти идеи. Неумение и нежелание слушать своих оппонентов и применение I подчас физической силы вместо аргументированных доводов характерно, в частности, для политической жизни современной России -I как на митингах, так и в Государственной Думе.

 

§ 3. Основные модели (типы) политической культуры

Существуют разнообразные типологии политических культур. Возможна, в частности, типология, ориентирующаяся на выделение той или иной общественно-экономической формации, в рамках которой складывается соответствующая модель политической культуры (например, политическая культура рабовладельческого, феодального и других обществ). Типы политической культуры могут различаться также по своему классовому содержанию (феодальная, буржуазная, пролетарская политические культуры), по социальному субъекту (политическая культура личности, социальной группы, общества в целом). Одна из наиболее известных типологий политической культуры берет за точку отсчета роль человека в том или ином политическом сообществе, взаимоотношения личности и государства. С этой точки зрения можно выделить следующие модели (типы) политической культуры. Это доминирующая ныне в развитых странах либерально-демократическая, а также авторитарная и тоталитарная ее модели. Поскольку последние носят диктаторский характер, их можно условно рассматривать как единую авторитарно-тоталитарную модель политической культуры.

Либерально-демократическая модель политической культуры базируется на идеологии классического либерализма, отрицавшего все сословные привилегии и ставившего во главу угла свободу, естественные способности, личные качества отдельного человека. Лежащий в основе такого подхода индивидуализм развивался совместно с гуманизмом и плюрализмом убеждений. По сути индивидуализм явился своеобразным источником творческих потенций Запада. Были провозглашены право на жизнь, свободу, частную собственность и др. Эти принципы в экономической сфере явились основой свободного рынка, а в политической - основой правового государства. Правовое государство, обеспечивающее своим гражданам реализацию их прав и свобод, в свою очередь получает от них уважение к законам и институтам существующей политической системы.

По мере общественно-экономического развития западных Стран сформировалась концепция «государства благосостояния» И соответствующая ему модель политической культуры. Важнейшим ее элементом является идея гражданского общества как Системы самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и инициатив, ограничивающих государственную власть. Отсюда вытекают такие важнейшие компоненты политической культуры, как идеи плюрализма, «культура несогласия», разного рода союзы и коалиции, компромиссы. Искусство компромисса - великое достижение либерально-демократической модели политической культуры, способствующее созданию политической стабильности в обществе. Компромисс невозможен без «пения и желания сторон понимать и уважать друг друга, без Вычета интересов меньшинства. Этот элемент политической культуры особенно актуален для нашей формирующейся общественнo-политической жизни, характеризующейся политической неустойчивостью.

Большое значение для политического поведения масс приобретает институт политического представительства, основанный на идее равенства. Просветительская идея равенства всех людей по своей природе предполагала, что ни один человек не вправе управлять другим человеком без согласия последнего. Поэтому через институт выборов, через избирательный процесс политическая культура либерального типа в наибольшей степени воздействует на политическое поведение членов общества, которые таким образом демонстрируют лояльность или оппозицию к своему правительству. Важнейшей идеей политической культуры либерально-демократического типа является также идея партии как инструмента реализации политического процесса, находящейся как у власти, так и в законной оппозиции. Иные элементы либерально-демократической политической культуры уже рассматривались в других темах курса политологии.

Попытаемся теперь выявить сущностные черты авторитарно-тоталитарной модели политической культуры. Как известно, для этой модели характерно поглощение государства и общества одной и только одной господствующей партией, которая неограниченно вмешивается в частную жизнь граждан. Люди живут для государства, побеждает конформизм, народ превращается в население, приобретает атрибут толпы. Наносится непоправимый вред энергии, индивидуальности и нравственности человека. Побеждает принцип бесправного единства над принципом плюрализма, происходит подчинение меньшинства большинству, что закономерно ведет к диктатуре. Диктатура не терпит «возмущений», несогласий, ставит человека в положение простого винтика в огромной партийно-государственной машине. Политическая культура приходит в полный упадок. В отношении различных политических решений у людей вырабатывается устойчивый иммунитет: выражая горячее одобрение на словах, они проявляют холодное безразличие, полную политическую апатию или даже резкое неприятие этих решений на деле.

Модели политической культуры можно типологизировать по иному принципу, чем мы рассматривали выше, в частности, проследить политическое поведение людей по отношению к государству. Одна группа людей несет ответственность за судьбы общества, но не чувствует себя непосредственно зависимой от государства. Такой тип политической культуры можно назвать гражданской, она преобладает в странах Западной Европы, Северной Америки, Австралии и др. Другие люди ведут себя как подданные государства, зависящие от него и на него полагающиеся. Этот тип политической культуры можно назвать культурой подданных или конформистской. Он распространен в таких странах, как Северная Корея, Ирак, Сирия и др. Существует также политическое поведение людей, которое определяется прежде всего теми или иными группами - от родоплеменных до религиозных и политических. Такой тип политической культуры называется пар-тикулятным. Он характерен для Африки и отчасти Индии. Во многих странах происходят сегодня процессы разложения одних политических культур и формирования иных. Такие изменения идут в России, других странах СНГ, Восточной Европы, а также некоторых странах Азии, Африки и Латинской Америки.

В заключение необходимо отметить, что ни в одной стране политическая культура не является монолитной. Наряду с ее господствующим типом имеют место субкультуры, которые могут быть оппозиционными и конфронтационными, прогрессивными и регрессивными. Обычно такая субкультура вызывается кризисным состоянием общества, дегуманизацией общественных отношений. Политическая контркультура проявлялась, например, в бывшем СССР в виде диссидентства, эмиграции и т.д.

Таким образом, политическая культура представляет собой динамично развивающуюся часть политической системы, изучение которой дает ключ к анализу и прогнозу общественных прогрессов.

 

Какие из перечисленных феноменов являются компонентами социально-психологической сферы общественного сознания?

политическая апатия - 1

политический энтузиазм - 1

программы политических партий

политические слухи - 1

политические теории

восхищение политическим лидером –1

Для каких регионов и государств характерна гражданская политическая культура?

 

Канада - 1

Северная Корея

Западная Европа –1

Саудовская Аравия

Австралия - 1

 

 

РАЗДЕЛ 9




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.