Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие № 2




Орфо-пунктуационный практикум

1) Повторите правило правописания безударных гласных в корне и чередующихся гласных.

2)Перепишите, вставляя пропущенные буквы:

Пол…скать белье, сп…ши задание, прож…вать хлеб, замеш…нное тесто, пос…деть от страха, прим…рить друзей, увеш…на коврами, чистая пром…кашка, к…снуться рукой, расст…лить кровать, алая з…ря, красивый заг…р, новая ск…калка, выр…щенные помидоры, отр…сль, накл…ниться, предл…гать товар, юная пл…вчиха, вск…чить на коня, к…сательная к окружности, выр…внять площадку, непрм…каемый плащ, Р…стов, ст…рать с доски, уб…ри вещи, совсем пос…дел дед, предпол…гать, ум…лять чьи-то достоинства, умолять о помощи, прим…рять ботинки, пр…оритет, бр…вада, прив…дение замка, об…жать стадион.

 

Литература

1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение / Р. И. Аванесов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М., 1984.

2. Агеенко Ф. Л. Словарь ударений русского языка / Ф. Л. Агеенко, М. В. Зарва. – М., 2000.

3. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2003.

4. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи / И. Б. Голуб. – М., 2002.

5. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка / К. С. Горбачевич. – М., 1981.

6. Кукушина О. В. Типы речевых неудач в русском языке / О. В. Кукушина. – М., 1999.

7. Орфоэпический словарь русского языка / Ред. И. И. Аванесов. – М., 1997.

8. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д. Э. Розенталь. – М., 1996.

9. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О. Я. Гойхман, Л. М. Гончарова, О. Н. Лапшина и др.; Под ред. проф. О. Я. Гойхмана. – М., 2002.

10. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. В. Д. Черняк. – М.; СПб., 2002.

11. Русский язык и культура речи / Под ред. В. И. Максимова. – М., 2000.

12. Словарь ударений русского языка / Под ред. М. А. Штудинера. – М., 2000.

13. Стилистика и литературное редактирование / Под ред. В. И. Максимова. – М., 2004.

14. Федосюк М. Ю. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие / М. Ю. Федосюк, Т. А. Ладыженская, О. А. Михайлова, Н. А. Николина. – М., 2003.

 

Тема: Лексические нормы современного русского языка

1. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1.Понятие о лексической норме.

2.Синонимы и речевая культура.

3.Стилистическая функция антонимов в современной речи.

4. Слова-паронимы и точность речи.

5. Стилистическое использование заимствованных слов.

6.Стилистическая функция устаревших слов. Историзмы и архаизмы.

7.Типы омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Принципы разграничения полисемии и омонимии.

8. Плеоназм и тавтология как нарушения лексических норм.

9. Лексическая сочетаемость.

 

2.Выполните практические задания:

1.Укажите различия значения и употребления слов, входящих в предложенный синонимический ряд:

Лгать-врать-сочинять-темнить-заливать-трепаться-плести-брехать.

 

2.Пользуясь словарем синонимов, постройте синонимические ряды к предложенным словам:

Построить, удивить, плакать, работать, много, хороший, правда.

 

3.Подберите антонимы к выделенным словам в следующих словосочетаниях:

Высокие цены, состояние движения, горизонтальные связи, прогрессивные взгляды, праздничный день, позитивное отношение.

 

4.Составьте антонимичные пары из приведенных ниже слов:

либеральный неимущие

легальный окончательный

эксклюзивный коммерческий

государственный новаторский

хороший оригинальный

традиционный массовый

стартовый нелегальный

поддельный радикальный

элитарный доступный

богатые вредный

 

5.Подберите антонимы к разным значениям каждого из приведенных ниже слов, иллюстрируйте примерами:

Частный, низкий, свежий, густой, тихий, простой.

 

6.Какие антонимические пары характерны для языка вашей специальности? Приведите примеры.

 

7. Объясните значение следующих слов-паронимов, составьте с ними словосочетания

Абонент-абонемент, адресат-адресант, болотистый-болотный, ванна-ванная, водный-водяной-водянистый, гарантийный-гарантированный, главный-заглавный, дефектный-дефективный, длинный-длительный, запасной-запасливый, ложный-лживый, отборный-отборочный, подпись-роспись, представить-предоставить.

 

8.Найдите ошибки в приведенных ниже предложениях, исправьте их:

1)Игральная кампания в большом футболе началась жаркими поединками команд. 2) Этот молодой депутат сумел сыскать доверие у горожан. 3) В моей жизни это было самое памятливое событие. 4) Несмотря на определенные трудности, наше командование сумело сыскать расположение старейшин. 5) Изобретательный бухгалтер знал, как уклониться от уплаты налогов. 6) В качестве демонстрационного материала использовались старые плакаты и фотографии. 7)В конце соревнования авторитарному жюри предстоит назвать победителя.

 

9.Объясните значение следующих иноязычных слов:

Авангард, адепт, ай-кью, адекватный, андеграунд, аннексия, антипод, апломб, априори, байер, бомонд, брифинг, ва-банк(идти), вестерн, вето, вип, гастарбайтер, гуру, демпинг, джакузи, дилетант, импичмент, импозантный, импресарио, какофония, картинг, клондайк, коммюнике, коррупция, лапидарный, легитимный, лизинг, нотабене, ноу-хау, петиция, приватный, промоутер, реноме, саммит, фетиш, форс-мажор, хай-тек.

10. Объясните значение устаревших слов и подберите к ним синонимы из активного запаса лексики современного русского языка:

Брадобрей, ланиты, лекарь, зело, водомет, сие, очи, лазарет, уста, послух, зефир, днесь, сеча, глаголет, лик, снедь, алчность, грядет, чело, надлежит, сонм, скрижаль, бражничать, отсель, оный.

 

11.Объясните значение следующих слов-омонимов, составьте словосочетания с каждым словом из пары омонимов.

Долг, ключ, акция, баба, балка, банк, блок, боксер, болтать, вкус, образование, настоять, наряд, пол, сип.

Пользуясь «Толковым словарем русского языка» приведите свои примеры слов-омонимов (не менее 5).

 

12.Определите значения следующих пар слов. Составьте с ними словосочетания или предложения.

Подв и жный – подвижн о й, а тлас – атл а с, в е дение – вед е ние, кр е стный – кр ё стный, кр у гом – круг о м, разводн о й – разв о дный, бр о ня – брон я, р о жки – рожк и, у гольный – уг о льный, ч и нящий – чин я щий, чудн о й – ч у дный, хар а ктерный – характ е рный.

 

13. Проанализируйте омонимические рифмы. Назовите тип омонимов.

1) Над горами звездный рай, звезд на небе – пропасть, яму ближнему не рой, сам сорвешься в пропасть (Я. Козловский). 2) Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов (Я. Козловский). 3) Я мог бы зажечься любой из тем, мне в голову льющихся лавою, но я не хочу зажигаться тем, что для всех сегодня не главное (В. Кубанев). 4) Не щеголяй, приятель, тем, что у тебя избыток тем, произведенья знаем те мы, где лучшие погибли темы (Д. Минаев).

 

14. Какие словосочетания кажутся вам ошибочными, а какие допустимы и закрепились в языке? Почему?

Опытный ветеран, ностальгия по родине, ноябрь месяц, мемориальный памятник, свободная вакансия, веселый инцидент, повседневная обыденность, автобиография жизни, в конечном итоге, прейскурант цен, реальная действительность, период времени, внутренний интерьер, ведущий лидер, габаритные размеры, толпа людей.

 

15. Продолжите список прилагательных, сочетающихся с предложенными существительными:

Предприятие: убыточное,…

Власть: региональная,…

Служба: налоговая,…

Оппозиция: непримиримая,…

Политика: антимонопольная,…

 

16.Составьте как можно больше словосочетаний по модели «глагол+существительное» со следующими словами:

А. Победа, ущерб, приговор, требование, значение, интерес, пари, упрек.

Б. Адресовать, бороться, внедрять, гарантировать, грустить, дополнить, коснуться, начинать, требовать.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.