Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антиалкогольное законодательство в Новое время




Антиалкогольное законодательство в Средние века

В памятнике древнерусского права "Русской Правде" в статье 3 указывалось, что удар нанесенный обидчику на пиру чашей или рогом, влечет ответный удар, который должен следовать сразу за оскорблением. Если обиженный по той или иной причине не смог сразу отомстить, обидчик подвергался денежному взысканию в размере 12 гривен. В "Русской правде" (пространная редакция, первая четверть XII в.) статья 6 относила убийство на пиру к менее тяжкому преступлению; статья 54 указывала, что не распространяется право на получение кредита на пьянствующих купцов; статья 62 запрещала господину, находясь в сильной степени опьянения, избивать безвинного крестьянина.

Устав князя Ярослава "О церковных судах" (пространная ре­дакция, конец ХII - первая четверть XIII в.) предписывая суду епископата бороться с пьянством попов, монахов и монахинь.

Дальнейшим шагом по пути развития антиалкогольных идей и придания им нормативного характера явился Стоглав (I55I г.) - памятник канонического права, сборник постановлений церковно-земского собора. В главах 5, 17, 32, 49, 52, 83, 90, 92 и 93 этого документа содержатся указания о необходимости воздержания духовенства от употребления хмельных изделий.

Обобщив данные Русского законодательства за период с на­чала XI-века до 1640 года, мы установили, что было принято примерно 30 антиалкогольных законодательных и, нормативных актов, направленных в основном против корчемства.

Кодекс годов Кэмму - антиалкогольное законодательство в Японии (1334-1338 гг.), где следует строго запретить попойки и распутные развлечения..., невзирая на ран­ги..." в системе управления Японии.

В "Законнике царя Стефана Душана" (I349 г.) есть раздел "О пьянице". В нем, в частности, сказано, что, "если пьяница откуда-либо идет и нападет на кого-нибудь, или ударит, или окровавит, но не до смерти, то пьянице пусть будет вырван глаз и отсечена рука. Если пьяный будет задевать кого-либо, или собьет шапку, или (как) иначе оскорбит, а не окровавит, то дать ему 100 палок и бросить в темницу, а потом по выходе из темницы бить его (палками) и отпустить".

В третьей части "О пьянстве вина, воровстве и клевете" Закона султана Махмеда II (I488 г.) говорится, что, "если кто-либо выпьет вина, будь то селянин иди горожанин, должен надий наказать его палками и за каждые два палочных удара взыскать I акче штрафа".

Соборное Уложение 1649 г. содержало свод законов относи­тельно пошлин с откупных грамот, убийств в состоянии опьяне­ния, борьбы с корчемством. В главе XXI, статье 69 убийство "в драке пьяным делом" расценивается как убийство при смягчающих обстоятельствах. Оно не влекло за собой смертной казни. Глава ХХV Уложения посвящена вопросам борьбы с корчемством. Впервые вопрос о борьбе с корчемством ставился в известных Вопросах Ивана IV митрополиту Макарию, содержащих начертание предполагаемых преобразований, четвертый вопрос был "О корчмах, данных по городам и по пригородам и по волостям; даны изстари, а иные чтоб наместником и кормленщиком с тех земель бражное уложити, а корчьмы бы отнюдь не было, занеже от корчемъ хрестьяном ве­ликая беда чинитца и душам погибель". Уже с XVI в. происходит ужесточение законов против корчемства.

Борьба с корчемством велась при Борисе Годунове, полностью запретившем вольную продажу питей. Корчемство пре­следовалось царским правительством, так как оно подрывало мо­нополию на производство спиртных изделий. Однако не только финансовая сторона дела волновала правительство. Еще до образования централизованного государства Кирилл Белозерский писал великому князю: "Господине, хрестьяне ся пропивают, а люди гибнут".

Соборное Уложение 1649 г. в главе о борьбе с корчемством установило наказание за корчемство, а также за питье корчемного вина, за покупку вина у человека, отрицающего то, что он занимается корчемством, за ложное обвинение в корчемстве, предусмотрело способ выяснения вины покупателя и продавца корчемного вина, рассмотрело случаи, когда продажей вина занимаются зависимые люди – крестьяне и дворовые, когда корчемников, кабатчиков и питухов отбивали на дороге у объезжих голов или детей боярских.

Юрии Крижанич писал: "Расплодились в народе премерзкие нра­вы, и виной тому то, что всякое место наполнено кабаками, за­ставами, откупщиками, целовальниками, тайными доносчиками; из-за этого люди отовсюду и везде связаны, ничего не могут свобод­но делать. Откупщики и целовальники образовали как бы своего рода "тайный союз", выкачивающий деньги и "сверху" и снизу". Финансовые злоупотребления кабацких голов, резкое снижение качества хлебного вина (водка) из-за хищений сырья и фальсификации, рост взяточничества и разорительные последствия пьянства для народа, в том числе срыв посевных за несколько лет (в период пасхального пьянства), вызывает в 1548 г. "кабацкие бунты" в Москве и других городах России, начинавшиеся в связи о невозможностью уплатить "кабацкие долги" городской (посадской ремесленной голытьбой и перерастающие в крестьянские волнения подгородного населения. Царь (Алексей Михайлович) после подавления бунтов и по требованию патриарха Никона II августа 1652 г. созывает в Москве Земский собор, получивший наименование "Собор о кабаках", уничтоживший откупа и резко ограничивший всякую продажу спиртного, запретивший частные и тайные кабаки, рекомендовавший усилить проповедь церкви против пьянства.

Зачастую меры по борьбе с корчемством не помогали. "Корчемством, - писал И. И. Дитятин, - чуть ли не главным образом занимались именно те, кому было поручено наблюдать за ними. Как это ни странно, им часто промышляли те самые кабацкие головы и целовальники, коим были поручены царские кабаки". Часто корчемным воровством занимались стрельцы и солдаты. А Земского приказа "начальные люди про то их воровство право ведают, да покрывают, потому что они с ними во всем делятца". Решения "Собора о кабаках" 1652 г. имели широкую поддержку. Сразу же после обнародования его решений множество кабацких голов и целовальников было побито во время народных выступлений.

В 1865 г. в Швеции введена Готенбургская система, согласно которой отпуск спиртных изделий разрешался только в ограниченном количестве и лишь при условии одновременного приема горячей пищи, так как из доходов от продажи спиртных изделий он получал только 6%. Весь остальной доход поступал в муниципалитеты для проведения антиалкогольной работы, а также оказания помощи семьям алкоголиков. Готенбургская система была применена также в Норвегии и Финляндии. Первоначально Готенбургская система применялась лишь в отношении водки, впоследствии она была распространена и на продажу виноградных вин.

К мерам, направленным на ограничение распространения спиртных изделий, относятся также законоположения, касающиеся условий открытия предприятий, торгующих спиртными изделиями, и установление права населения и органов местного самоуправления решать вопросы о приемлемости существования имеющихся и открытии новых мест продажи алкоголя. Так возникло так называемое local veto – право общин вводить местный запрет на продажу алкогольных изделий. Такое право в начале ХХ века периодически осуществлялось в Норвегии, Финляндии, Дании, Голландии, Германии и Швейцарии.

В связи с государственными нуждами первой страной, объявившей о постоянном полном запрете производства, ввоза и торговли алкогольными изделиями, была в 1912 г. Исландия. Однако под давлением Испании, потребовавшей возобновления импорта своих вин и угрожавшей прекратить закупку исландской рыбы, запрет в 1923 г. был снят.

В России полный постоянный запрет на продажу спиртных изделий на период войны был введен 2 августа 1914 г. Как бы в продолжение этого постановления 16 августа 1914 г. издано еще одно "О продлении воспрещения продажи спирта, вина и водочных изделий для местного потребления в Империи до окончания военного времени". Согласно постановлению "О сроках прекращения торговли крепкими изделиями по ходатайствам о том сельских и городских общественных управлений" от 27 сентября 1914 г. "волостным... сходам и сборам,... городским думам... предоставляется возбуждать... ходатайства о воспрещении в состоящих в их ведении местностях..., - продажи крепких напитков. Продажа питей прекращается..., не позднее трех месяцев со дня поступления соответствующих ходатайств. Разрешения на право торговли питьями выдаются частным лицам на срок не свыше одного года". Правительство тем самым поощряло частную продажу спиртных изделий и снимало с себя ответственность за проведение политики народного отрезвления, возложив ее на местное самоуправление.

15 ноября 1914 г. начались межведомственные совещания по вопросу о производстве и торговле крепкими спиртными изделиями. Первым был заслушан вопрос о виноградарстве, виноделии и торговле виноградными винами. Совещание признало возможным разрешить продажу вин и других слабоалкогольных изделий (рябиновки, наливок, ликеров) "как изделий, которыми искони славится Россия", понизив их крепость до нормы, установленной для виноградных вин. В справке по этому вопросу отмечалось, что в случае воспрещения выработки специальных водочных изделий и ликеров русская ягодная промышленность потеряет один из самых крупных рынков, закупки ежегодно ягод и фруктов почти на 10 млн. руб. 17 ноября 1914 г. министр финансов признал возможным разрешить в ренсковых погребах продажу крепких спиртных изделий.

В марте 1915 г. состоялось межведомственное совещание в Петрограде, которое признало своевременным разрешить продажу виноградных вин крепостью до 16° и пива крепостью до 4° в городах и "сильно населенных сельских местностях". Совещание постановило ходатайствовать об отмене права заинтересованных общественных учреждений запрещать продажу всех спиртных изделий.

Несомненный интерес представляет еще одно постанов­ление "Об ответственности за некоторые нарушения постановлений Уставов об Акцизных сборах и за появление в публичном месте в состоянии явного опьянения", вышедшее 10 июля 1915 г. В нем "за варение... меда, пива и браги не для домашнего обихода, а для продажи, виновные подвергаются взысканиям и наказаниям: в первый раз - денежному взысканию от пятидесяти до ста рублей и аресту на время от двух недель до одного месяца; во второй раз - денежному взысканию от ста до двухсот рублей и аресту на время от одного до двух месяцев; в третий раз - денежному взысканию от двухсот до четырехсот рублей и заключению в тюрьме на время от двух до четырех месяцев. (...). За появление в публичном месте в состоянии явного опьянения виновные под­вергаются: в первый, раз - аресту на время от семи дней до двух недель или денежному взысканию от 25 до 50 руб.; во второе раз - аресту на время от двух недель до одного месяца или де­нежному взысканию от 50 до 100 руб.; в третий раз - аресту на время от одного до трех месяцев или денежному взысканию от 100 до 300 руб. Из этого законодательного акта видно, что варить мед, пиво и брагу для домашних нужд, а не для продажи, было можно. Основываясь на этих и других документах, можно сделать вывод, что в России сухой закон просуществовал всего около двух месяцев и в дальнейшем носил чисто демагогический характер.

 

Литература

Гиппократ. О здоровом образе жизни // Избранные книги / Пер. с древнегреч. В. И. Руднева. - М.: ОГИЗ Биомедгиз, 1936.

Гомер. Илиада // Илиада; Одиссея / Пер. с древнегреч. В. В. Вересаева. - М.: Просвещение, 1987.

Дьяконов И. М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // Вестник древней истории. - 1952. - №3.

Если хочешь быть свободным // Сенека, Честерфилд, Моруа. - М.; Политиздат, 1992.

Законы XII таблиц // Хрестоматия по истории Древнего мира: Рим / Под ред. акад. В. В. Струве: В 3 т. - М.: Изд-во Минпроса РСФСР, 1953. Т. 3.

Законы Ману / Пер. с санскритского С. Д. Эльмановича проверенный и исправленный Г. Ф. Ильиным. - М.: Изд-во Восточ­ной лит-ры, I960.

Канель В. Я. Алкоголизм и борьба с ним. - М., 1914.

Колпаков М. Н. К вопросу об алкоголизме в С.-Петер­бурге и о мерах общественной борьбы с ним в связи с устройст­вом специальных лечебниц для алкоголиков: Дис.... д-ра мед. - СПб., 1896.

Краткое описание нравов и обычаев древних римлян. - СПб., 1792.

Лесеневич В. М. Очерки по истории медицины. - Киев, 1895. Вып. 1.

Письма и фрагмента Эпикура // Материалисты Древней Греции / Пер. с древнегреч. С. И. Соболевского. - М.: Гос. изд-во политлит-ры, 1955.

Пифагор / Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1979.

Платон / Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1979.

Платон. Законы / Соч.: в 3 т. 1 Пер. с древнегреч. - М.: Мысль, 1972. Т. 3. Ч. 2.

Плутарх. Застольные беседы / Пер. с древнегреч. Я. М. Боровского и др. - Л.; Наука, 1990.

Плутарх. Пир Семи мудрецов // Застольные беседы / Пер. с древнегреч. Я. М. Боровского и др. - Л.: Наука, 1990.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3 т. / Пер. с древнегреч. С. И. Соболевского. - М.: Изд-во АН СССР, 1961. Т. I.

Порфирий. Жизнь Пифагора / Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1979.

Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. - К.: Полит­издат, 1990.

Светоний Г. Т. Жизнь двенадцати цезарей / Пер. с лат. – М.: Худ. лит-ра, 1990.

Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию / Пер. с лат. С. Ошерова. - М.: Худ. лит-ра, 1986.

Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию; Трагедии / Пер. с лат. С. Ошерова. - М.: Худ. лит-ра, 1986.

Сократ / Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1979.

Солон / Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1979.

Социальные отклонения. - М.: Юрид. лит-ра, 1989.

Спарта / Хрестоматия по истории Древнего мира: Греция и Эллинизм / Под ред. акад. В. В. Струве: В 3 т. - М.: Изд-во Минпроса РСФСР, 1951. Т. 2.

Фрагменты Гераклита // Материалисты Древней Греции / Пер. с древнегреч. М. А. Дынника. - М.: Гос. изд-во политлит-ры 1955.

Фрагменты Демокрита и свидетельства о его учении // Материалисты Древней Греции / Пер. с древнегреч. А. О. Маковельского. -М.: Гос. изд-во политлит-ры, 1955.

Эпикур / Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1979.

Якушев А.Н. История формирования трезвости в Древ­нем мире. - М.: НИИ теории и методов воспитания РАО, I992.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.